Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакастова Ю. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с предоставлением услуг населению электронным правительством Астраханской области. Также имеет место быть вопросам создания корпоративным информационных систем и вовлечённости жителей в «электронную культуру» региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»

С О

Ц

И О

Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 301

Ю.В. Бакастова

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с предоставлением услуг населению электронным правительством Астраханской области. Также имеет место быть вопросам создания корпоративным информационных систем и вовлечённости жителей в «электронную культуру» региона.

Ключевые слова: электронное правительство, информационные системы, правительство, услуги.

Последние 15 лет ученые, политики, управленцы связывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества.

В городе Астрахань в настоящее время актуальна тема создания корпоративных информационных систем, в том числе «Электронная культура в селе - «Земская статистика». На сегодняшний день Астраханская область включена в перечень 8 субъектов Российской Федерации, в которых с 2005 года реализуется пилотный проект создания элементов системы персонального учета населения (СПУН). В качестве одного из элементов системы, в муниципальных образованиях внедряется автоматизированная информационная система ведения электронного по-хозяйственного учета (АИС) [1].

© Бакастова Ю.В., 2014.

Вестник магистратуры. 2014. №4(31). Том II

ISSN 2223-4047

Данная система осуществляет, во-первых, формирование архивов с данными о членах хозяйства, жилом фонде, земельных владениях, количестве домашнего скота и технических средств. Во-вторых, обеспечивается документооборот на основании данных о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, есть возможность заполнения форм государственной статистической отчетности. В-третьих, появляется возможность выдачи справок для граждан и агрегированных отчетов: выписки из похозяйственной книги (постройки и земля), выписки из лицевого счета (для льгот и детских пособий), разнообразных справок: с места жительства, о наличии иждивенцев, принадлежности дома, принадлежности квартиры, составе семьи, приватизации жилья, наличии личного подсобного хозяйства и т.п.

С 2006 году автоматизированная информационная система похозяйственного учета внедрена в Енотаевском, Икрянинском, Камызякском и Харабалинском районах. В 2007 году система внедряется в Ахтубинском, Володарском, Красноярском, Лиманском, Наримановском, Приволжском, Черноярском районах и в г. Знаменск [2, с. 38]. Поставлено серверное оборудование для агрегирования данных поселений в муниципальных районах, в муниципальные образования 8 районов Астраханской области установлено программное обеспечение, что позволило к 2014 году внедрить электронный похозяйственный учет на всей территории Астраханской региона. Обучено 692 сотрудника администраций муниципальных образований, которые стали пользователями АИС [1].

Реализация проекта внедрения электронного похозяйственного учета позволила постепенно наладить автоматизированный сбор данных о социально-экономическом развитии муниципальных образований, автоматизировать формирование отчетной документации, снизить «бумажный» поток информации. Благодаря системе снижается время получения гражданином документов, необходимых для предоставления в различных организациях. С помощью портала системы персонального учета населения в начале 2014 года у граждан, информация о которых содержится в системе персонального учета населения, появилась возможность дистанционного запроса необходимых документов, свои порталы имеют все министерства и органы местного самоуправления. Интенсивно внедряются информационные технологии при оказании астра-ханцам медицинских, образовательных услуг и предоставлении социальных льгот. Однако за последние два года управление этим процессом в Астраханской области было децентрализовано, также были проблемы с финансированием э-проектов. В результате чего Астраханский регион занимал только 39 место в рейтинге регионов по уровню внедрения электронного правительства.

По оценкам вовлечённых в процесс работы по электронной системе, астраханцы достаточно успешно продвинулись в создании элементов электронного Правительства.

В настоящее время эффективно реализуются возможности системы электронного документооборота (СЭД) DIRECTUM как средства организации единого информационного пространства взаимодействия структур государственной власти не только на уровне Правительства Астраханской области, но и в органах местного самоуправления.

В ходе мероприятий, посвящённых выше указанным вопросам, выработаны рекомендации по совершенствованию процессов информационного обмена исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления области, проведена оценка технологий интеграции информационных ресурсов органов местного самоуправления в единую информационно-коммуникационную среду Правительства Астраханской области [3].

Однако органы управления сталкиваются с такой проблемой, как стимулирования развития электронного правительства, но до сих пор всё ещё имеет место быть значительной неопределенности, касающейся научно-технологических подвижек и негативных последствий, как, например, уязвимость систем и незаконные виды деятельности.

По прогнозам сотрудников ЭП Астраханской области в будущем электронное правительство «одного окна» будет являться более актуальным, чем сегодня. Эта тенденция станет следствием развития социальных сетей web 2.0., так как данные технологии существенно расширяют возможности социально-политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

Таким образом, создание ЭП в Астраханской области постепенно обеспечивает не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством, что, в конечном счете, приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед жителями.

Подводя итог можно сказать, что в Астраханской области сложилась благоприятная ситуация для дальнейшей реализации и внедрения в широкие слои населения проекта «электронное правительство». То, что услуги «электронного правительства» актуальны в большом количестве для молодёжи - это тоже огромный «плюс» и видение хорошей перспективы в дальнейшем, ведь молодёжь - является будущем, как страны, так и её отдельных субъектов. И то, что большая часть респондентов, которые пользовались данными услугами, осталась довольна -тоже говорит о значимости перспективы предоставляемых услуг.

Отсюда следует, что данную сферу услуг нужно развивать и непременно она станет самой актуальной.

Библиографический список

1. egov.astrobl.ru.

2. Я.А. Плотникова, О. М. Шикульская. Анализ перспективы создания «Электронного правительства в Астраханской области // Вестник АГТУ. 2007. № 3.

3. https://www.facebook.com.

БАКАСТОВА Юлия Владимировна - магистрант факультета социальных коммуникаций, Астраханский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.