Научная статья на тему 'Информационная система для автоматизации похозяйственного учета в сельских и районных администрациях'

Информационная система для автоматизации похозяйственного учета в сельских и районных администрациях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
343
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шибанов С. В., Дубровина Е. Н., Казакова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная система для автоматизации похозяйственного учета в сельских и районных администрациях»

Шибанов С.В. , Дубровина Е.Н., Казакова Е.А.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА В СЕЛЬСКИХ И РАЙОННЫХ АДМИНИСТРАЦИЯХ

Автоматизированная информационная система сельского муниципального образования (АИС СМО) является системой ведения похозяйственного учета и предназначена для автоматизации процессов накопления, обработки и хранения информации о людях, хозяйствах, землях и материально-технических средствах, находящихся на территории рассматриваемого образования. Разработка и внедрение такого рода системы является весьма актуальной в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации о местном самоуправлении. АИС СМО разрабатывается на кафедре «Математическое обеспечение и применение ЭВМ» Пензенского государственного университета. Инициатором разработки выступило Правительство Пензенской области.

Требования на разработку АИС СМО. Начальные требования на разработку АИС СМО определялись: необходимой функциональностью системы в соответствии с правилами ведения похозяйственного учета; низкими минимальными требованиями к аппаратному обеспечению, что является в настоящее время объективной реальностью во многих сельских администрациях, при достаточно высоких требованиях к таким показателям системы, как объем хранимых данных, скорость оперативной обработки, надежность, удобство работы пользователя;

использованием операционной системы Windows 98/2000/XP;

возможностью, как автономной работы с системой, так и коллективной работы в сети в архитектуре «файл-сервер»;

возможностью работы системы, как на уровне сельской администрации, так и на уровне района, с предварительной выгрузкой и загрузкой данных;

необходимостью использования различных справочников и классификаторов, в том числе, классификатор адресов РФ (КЛАДР), для облегчения ввода данных пользователем и повышения достоверности внесенных данных.

В ходе анализа предметной области, изучения нормативных документов по ведению похозяйственного учета, определения достоинств и недостатков аналогичных систем, разработчиками были определены дополнительные требования к АИС СМО:

разделение клиентского приложения на модули администратора и пользователя;

модуль пользователя должен функционировать в режиме «Оператор», когда доступны ввод и редактирование данных, а также в режиме «Управляющий делами», когда доступны также средства анализа и подготовки выходных документов;

модуль администратора должен обеспечивать определение прав пользователей, ведение справочников и классификаторов, резервное копирование и восстановление данных;

пользовательский интерфейс должен быть интуитивно понятным пользователю, объектноориентированным, явно оперирующим основными объектами предметной области - похозяйственными книгами, хозяйствами, элементами хозяйств и т.д., состоящим из стандартных элементов, адаптируемым, автоматически показывающим состояние внесенных данных и процесса похозяйственного учета в целом;

для разрешения возможных проблем пользователя, связанных как с эксплуатацией системы, так и с задачами похозяйственного учета, необходимо реализовать средства поддержки пользователя, которые включают средства индикации, сообщения, адекватные возникающим ситуациям, всплывающие подсказки, и, наконец, развитую систему контекстно-зависимой помощи;

на уровне района система должна обеспечивать, прежде всего, анализ интегрированной информации в базе данных, которая играет роль хранилища;

для обеспечения интеграции данных в районе в базе данных СМО вводятся и поддерживаются ключи, уникальные не только на уровне СМО, но и на уровне района, а также проводится денормализация базы данных СМО относительно справочных таблиц;

для уменьшения отрицательных эмоций пользователей при первоначальном вводе больших объемов данных, для обеспечения возможности последующего уточнения и отложенного ввода данных вводится понятие «условно обязательного атрибута»;

необходимы средства контроля полноты и достоверности, имеющихся в базе данных сведений, на всех этапах похозяйственного учета;

необходима возможность использования данных похозяйственного учета для формирования текущих документов, таких как, справки населению, квитанции оплаты налогов, отчеты вышестоящему руководству и т.д.;

необходимы графические средства анализа данных похозяйственного учета и развитые средства подготовки отчетов с возможностью преобразования их в другие форматы для послендующей обработки (MS Word, MS Excel);

необходимы средства безопасности, как для защиты приложений и данных от возможного копирования, так и для разграничения доступа пользователей к данным;

необходимы средства перевода законченных похозяйственных книг в архив, с возможностью последующего доступа к ним для получения тех или иных сведений, а также анализа похозяйственного учета;

необходима автоматическая настройка системы при установке средствами инсталляционного приложения, а также ручная настройка системы интуитивно понятными пользователю средствами;

для автоматизации процесса подготовки версий системы, имеющих заданную функциональность, ориентированных на конкретные сельские администрации и районы, на определенных пользователей, необходимы средства конфигурирования и подготовки версий системы для конкретных сельских или районных администраций;

базовая, расширенная версии системы, а также версии с заданной конфигурацией, будут устанавливаться у конкретных пользователей, а затем и обновляться, с помощью интеллектуального инсталлятора, с которым должны работать как профессиональные администраторы, так и неподготовленные пользователи.

Уровни функционирования АИС СМО. АИС СМО должна функционировать как на уровне сельской администрации, так и на уровне администрации района.

АИС СМО, функционирующая на уровне сельской администрации, предназначена для:

ведения похозяйственных книг, в том числе данных о земле, жилых и нежилых строениях, домашних животных, транспортных средствах, для оперативно-справочного обслуживания граждан и организаций;

автоматизации регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания в сельском муниципальном образовании;

подготовки необходимых отчетов и статического анализа накапливаемых и хранимых сведений.

При работе на уровне сельского образования пользователь непосредственно работает с базой данных, вносит в нее добавления и исправления.

АИС СМО районного уровня предназначена для:

агрегирования данных сельских административных округов, входящих в состав района; оперативно-справочного обслуживания граждан и организаций;

создания необходимых отчетов и статистических форм.

При работе на уровне района основная информация, содержащаяся в базе данных, доступна только в режиме просмотра, анализа и создания отчетных форм.

На данном этапе разработка АИС СМО для регионального уровня не предусматривается. Однако такая возможность принципиально не исключается.

Пользователи АИС СМО. Пользователи АИС СМО в зависимости от полномочий делятся на две основные категории: Администратор и Пользователь.

Пользователь, работающий с АИС СМО в сельской администрации, может являться либо Оператором, либо Управляющим делами. Пользователь-Оператор может вносить, изменять, удалять сведения в базе данных системы в соответствии с правилами похозяйственного учета, а также создавать справки для выдачи населению. Пользователь-Управляющий делами может также вносить, изменять, удалять сведения в базе данных системы, создавать справки для выдачи населению. Но кроме этого, Управляющему делами доступны анализ достоверности и полноты данных, формирование платежей налогообложение и земельных налогов, подготовка итоговых отчетов для районной администрации, а также статистический анализ сведений о похозяйственном учете в сельском муниципальном образовании.

На уровне районной администрации с АИС СМО будет работать пользователь, являющийся Специалистом районной администрации. Пользователь-Специалист районной администрации может просмотреть данные похозяйственного учета, полученные из сельских администраций, провести их анализ, построить различные отчеты.

К работе с АИС СМО на обоих уровнях будут допущены пользователи, зарегистрированные в БД системы. Регистрация пользователей производится Администратором. При регистрации каждому пользователю назначаются полномочия и присваиваются Имя пользователя и Пароль, однозначно идентифицирующие его. Незарегистрированным пользователям АИС СМО вход в систему будет запрещен.

Администратор системы также осуществляет резервное копирование и восстановление базы данных в процессе функционирования системы, ведение и согласование справочников и классификаторов, имеющихся в системе.

Для агрегирования данных из сельских администраций на уровне района Администраторам системы доступны средства выгрузки и загрузки данных.

Функциональные возможности АИС СМО. В процессе анализа требований, знакомства с демонстрационными версиями систем-прототипов были определены функциональные возможности системы, которые доступны основным категориям пользователей.

Функциональные возможности АИС СМО отличаются в зависимости от уровня, на котором эксплуатируется система. На уровне сельского муниципального образования (сельской администрации) базовая версия системы обладает следующими функциональными возможностями, доступными пользователям:

ввод, редактирование, оперативный поиск, выборка и просмотр сведений похозяйственного учета в соответствии с правилами ведения похозяйственнного учета;

ведение динамических справочников для автоматизации и контроля ввода сведений похозяйственного учета;

создание и ведение архива сведений похозяйственного учета за предыдущие периоды времени; контроль полноты и достоверности имеющихся сведений похозяйственного учета;

подготовка, просмотр, печать и экспортирование в форматы MS Word и MS Excel справок, промежуточных и итоговых отчетов;

формирование и контроль платежей самообложения и выплат по земельному налогу.

На уровне сельского муниципального образования (сельской администрации) базовая версия системы обладает следующими функциональными возможностями, доступными администраторам: регистрация пользователей, назначение и изменение полномочий пользователей; редактирование классификаторов и динамических справочников;

синхронизация и поддержка непротиворечивости глобальных и локальных классификаторов и справочников;

резервное копирование и восстановление базы данных со сведениями похозяйственного учета; выгрузка данных для их последующего агрегирования на уровне района; загрузка данных из базы данных системы районного уровня.

Расширенная версия системы уровня сельского муниципального образования обладает дополнительными функциональными возможностями подготовки статистических отчетов и графического анализа данных, результаты которого могут быть отправлены в районную администрацию или могут использоваться сельской администрацией для принятия тех или иных решений.

На уровне района (районной администрации) базовая версия системы обладает следующими функциональными возможностями, доступными пользователям:

оперативный поиск, выборка и просмотр сведений похозяйственного учета в соответствии с правилами ведения похозяйственнного учета;

ведение архива сведений похозяйственного учета за предыдущие периоды времени; контроль полноты и достоверности имеющихся сведений похозяйственного учета;

подготовка, просмотр, печать и экспортирование в форматы MS Word и MS Excel справок, промежуточных и итоговых отчетов.

На уровне района (районной администрации) базовая версия системы обладает следующими функциональными возможностями, доступными администраторам:

регистрация пользователей, назначение и изменение полномочий пользователей; резервное копирование и восстановление базы данных со сведениями похозяйственного учета; выгрузка данных для их последующей загрузки в базы данных систем уровня сельской администрации (например, для восстановления потерянных сведений);

загрузка данных из баз данных систем уровня сельских администраций для их агрегации и последующего анализа.

Расширенная версия системы уровня района обладает дополнительными функциональными возможностями подготовки статистических отчетов и графического анализа данных, результаты которого могут быть отправлены в областную администрацию (правительство области, региона) или могут использоваться районной администрацией для принятия тех или иных решений.

Функциональные возможности АИС СМО, доступные пользователям и администраторам на уровне сельской администрации, представлены на рисунке 1 в виде диаграмм вариантов использования (use case diagram) в нотации унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language).

Выбор технологий и средств реализации АИС СМО. На основе анализа требований были выбраны следующие технологии и средства для реализации системы:

- в качестве системы управления базами данных для реализации системы на уровне сельского муниципального образования выбрана реляционная СУБД Microsoft Access 2000;

а) Основные д) Настройка системы функции

Рисунок 1. Диаграмма вариантов использования АИС СМО уровня сельской администрации

в качестве системы управления базами данных для реализации системы

на уровне сельского муниципального образования выбрана реляционная СУБД Microsoft SQL Server 2000;

в качестве средств доступа приложений к базе данных выбрана библиотека ADO (Microsoft ActiveX Data Objects^ версии 2.6, которая, как известно, является частью архитектуры универсального доступа к данным Microsoft Universal Data Access;

на уровне сельского муниципального образования в качестве механизма обработки данных используется Microsoft Jet 4.0;

на уровне района в качестве механизма обработки данных используется Microsoft Data Engine (MSDE);

в качестве среды разработки использовалась среда визуального программирования Borland Delphi версии 7.0;

для разработки компонентов отображения данных пользовательского интерфейса использовалась библиотека EhLib, свободно распространяемая на территории СНГ;

для разработки подсистемы подготовки отчетов и выходных документов использовался Fast Report.

Архитектура АИС СМО. Архитектура АИС СМО образуется базой данных, механизмами обработки данных, играющими роль ядра системы управления базами данных, средствами доступа к данным, клиентским при-

ложением. Архитектура АИС СМО на уровне администрации сельского муниципального образования показана на рисунке 2, на уровне районной администрации - на рисунке 3.

Рисунок 2. Взаимодействие клиентского приложения и сервера в АИС СМО уровня сельского муниципального образования в архитектуре «файл -сервер»

Заказчиком изначально была определена архитектура «файл-сервер» для АИС СМО, функционирующей на уровне сельской администрации. Для уменьшения нагрузки на базу данных системы предлагается использовать локальные копии справочников и классификаторов на рабочих станциях клиентских приложений. При этом необходимо обеспечить синхронизацию глобальных и локальных справочников. В качестве формата базы данных в АИС СМО уровня сельского муниципального образования выбран формат MS Access 2 0 0 0, в качестве средств доступа к данным - библиотека ADO (рисунок 2).

База данных АИС СМО, функционирующей на уровне района, будет содержать достаточно большое количество сведений похозяйственного учета из сельских муниципальных образований. Поэтому в качестве формата базы данных выбран формат MS SQL Server 2 0 0 0. АИС СМО в этом случае будет иметь архитектуру «клиент-сервер» (рисунок 3).

Рисунок 3. Взаимодействие клиентского приложения и сервера в АИС СМО уровня района в архитектуре «клиент - сервер»

Клиентское приложение в АИС СМО, функционирующей как на уровне сельской администрации, так и на уровне района, логически разделяется на исполняемый модуль и две крупные подсистемы: подсистема

администрирования и пользовательская подсистема.

Исполняемый модуль является точкой входа в приложение, в котором осуществляется соединение с базой данных, идентификация пользователя, и, в зависимости от полномочий пользователя, вызов соответствующей подсистемы.

Каждая из подсистем, в свою очередь, состоит из нескольких модулей: главного модуля подсистемы и моделей, реализующих те или иные функции подсистем. Кроме того, имеются модули, которые используются обеими подсистемами. В этих модулях реализуются вспомогательные функции и дополнительные диалоговые формы.

Главный модуль подсистемы администрирования является точкой входа в подсистему, и непосредственно реализует управление пользователями системы и их правами, редактирование и согласование справочников и классификаторов. Другие функции администрирования, а именно резервное копирование и восстановление данных, загрузка и выгрузка данных, синхронизация глобальных и локальных справочников, реализуются в виде отдельных модулей.

Главный модуль пользовательской подсистемы является точкой входа в подсистему, и непосредственно реализует основные функции похозяйственного учета: создание и ведение похозяйственных книг, созда-

ние и ведение хозяйств и всей необходимой для этого информации, поддержку алфавитной книги жителей, фильтрацию и быстрый поиск необходимых данных. Другие функции подсистемы, а именно подготовка справок и отчетов, контроль полноты и достоверности данных, налогообложение, реализованы в виде отдельных модулей. Расширением подсистемы являются модули, реализующие подготовку статистических отчетов и графический анализ.

Кроме того, в систему включаются элементы, которые необходимы для корректной работы системы и используются теми или иными модулями. К данным средствам относятся:

общероссийский адресный классификатор (КЛАДР), преобразованный в формат базы данных MS Access

2000, из которого предварительно были удалены лишние сведения; шаблоны справок и отчетов, созданные генератором Fast Report; шаблон базы данных, который используется для создания базы данных системы; рисунки, выводимые на диалоговые формы.

Состав модулей системы и их реализация могут отличаться в зависимости от версий системы.

Версии АИС СМО и их применение. АИС СМО планируется реализовать и поставлять в базовой и расши-

ренной конфигурациях (рисунок 4).

Рисунок 4. Состав базовой и расширенной конфигурации АИС СМО.

Базовая конфигурация АИС СМО обеспечивает основные функциональные возможности системы, как на уровне сельской администрации, так и на уровне районной администрации. Расширенная конфигурация АИС включает все основные средства базовой конфигурации, а также средства графического анализа и подготовки статистических отчетов.

Также с системой будут поставляться дополнительные файлы, необходимые для установки и последующей эксплуатации АИС СМО: шаблоны базы данных; шаблоны отчетов;

общероссийский классификатор адресов (КЛАДР); набор рисунков, выводимых на формах; шрифты.

В конечном итоге было решено создавать три конечных продукта в виде коробочных версий: инсталляционную версию системы, функционирующей на уровне сельского муниципального образования; инсталляционную версию системы, функционирующей на уровне района;

инсталляционную версию системы конфигурирования, подготовки версий, и обновлений, которая может использоваться разработчиками, а также соответствующими отделами на уровне областей и регионов.

Я Я

О 0>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

о 43 п W s X а о

Sc <<

г<

я

0>

Я 0J 43 ь о £

И S О Я ^ S ь о

CD нэ

X 43

S

я

о

0 я Hd OJ 43 S

д

ь

аз cd 0 о 43

о

о о £ ^ ■ X

о

0 я

О ,л

о ш a cd я

2 0 и а

^ 43

CD ¡и

^ Ш

5 0

аз и

и я а ч 43 g

03 я ш £

^ ъ 5 К * 0

Ч

G о

я ^ ^ о о

43 Ш 0

О ГО ¡D

œ о і

аз аз и 0 Ь

0

ч о

s о

0

я ш

01 43 0

3 ?

а

» Щ

> п

S и

°ь

о О К ^ о % . я

о

я

о

аз g

о Sc о о

0 Я Я

о X

4 п ^

° О оз

^ 5 ш

О Я U

я X м s го

0 К 43 ГО чз о 0 0

s 43 ГО

S О Я

^ Sc X

§ " О

Я 3 - я

я

CD О О

о о

Я XI

•<

43

^ Я 43 ГО 0 О Ь 0 о Ч

ч; 0J 43 ш

0

я

о

я

ь

О £ g § 0 g g?

я s я s _ я ^

0J ÇD

го го я я

Средства разработки и сопровождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.