УДК 004.738.5:353(470.46)
Я. А. Плотникова, О. М. Шикульская Астраханский государственный технический университет
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшим признаком нового общества является взаимодействие органов государственной власти с гражданами через Интернет. Подобные проекты в большинстве стран получили название «электронное правительство». Они проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности государства гражданам. Подотчетность означает не простое распространение официальных пресс-релизов, а предоставление самого широкого спектра возможностей - от прямого доступа ко всем услугам, оказываемым государственным сектором, и их оплаты до непосредственного общения с политиками и голосования.
Термин «электронное правительство» имеет множество трактовок и определений, но их общая суть неизменна: «электронное правительство» - это организация управления государством, взаимодействия властных структур между собой, гражданами и предпринимателями с использованием информационных технологий (ИТ).
Реализация «электронного правительства»
Реализацию «электронного правительства» можно рассматривать:
- в широком смысле - как целый ряд вопросов, связанных с реализацией проектов в области «электронной демократии», электронного голосования граждан, электронного обучения и т. д.;
- в узком смысле - как реализацию в электронной форме конкретных административных процессов и процессов предоставления государством услуг гражданам, бизнесу и услуг одних государственных ведомств другим [1, с. 7].
Для перехода от «традиционного» к «электронному правительству» государству необходимо пройти несколько этапов. Первая стадия создания «электронного правительства» - это просто публикация властью информации в электронной форме. Собственно, речь здесь идет о той информации, которая прежде печаталась в газетах, сообщалась по радио и телевидению, а теперь быстрее и удобнее может быть получена гражданином через Интернет. Вторая стадия -интерактивное взаимодействие хозяйствующих субъектов и граждан с государством. Это возможность уточнить, запросить информацию. Третья стадия - транзакционное взаимодействие. Оно подразумевает решение с помощью ИТ тех вопросов, которые прежде требовали от граждан личного контакта с бюрократом, визита в государственное учреждение (получение различных справок, подача налоговой декларации и т. д.). Это предполагает использование сложных технологий, в частности, связанных с аутентификацией пользователя такого рода услуг. Ряд стран достаточно эффективно это реализуют [2]. Это страны, которые неизменно находятся в первой десятке различных рейтингов в части создания «электронного правительства»: Канада, США, Великобритания, Германия, Скандинавские страны, Австралия.
Мировой опыт внедрения «электронного правительства»
Несомненно лидерство США в области формирования национального информационного общества. Федеральные власти отчетливо сознают доминирующую роль информационных и телекоммуникационных технологий в развитии своей экономики и повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке. Американское правительство ведет целенаправленную политику поддержки науки, высоких технологий вообще и ИТ в частности. Например, доступность федерального руководства и президента США для населения страны обеспечена системой СошНпк. Система имеет совершенные службы и средства публикации правительственных документов и открыта для доступа пользователям Интернета. Материалы брифингов, речи, отчеты, проекты законов и т. д., предоставляемые канцелярией Белого дома, размещаются на сервере распространения электронной информации системы СошНпк и, по оценкам специалистов, более миллиона пользователей ежедневно получают интересующие их документы.
Великобритания пошла по пути осторожного и постепенного строительства основы «электронного правительства». Суть этого подхода состоит в первоочередном построении базовых инфраструктурных строительных блоков, после чего запускаются новые услуги. Главным компонентом инфраструктуры «электронного правительства» является правительственный шлюз (Government Gateway), в котором реализованы возможности для дальнейшего наращивания услуг. Этот веб-узел предоставляет централизованные услуги регистрации, обеспечивающие безопасное взаимодействие с государственными органами. Шлюз предоставляет информационные услуги гражданам и компаниям по принципу одного окна.
Россия не осталась в стороне от мировых тенденций в области информатизации. В течение 1999-2000 гг. рядом ведомств и организаций было разработано несколько концепций и программ информатизации страны, а в конце июня 2001 г. на международном форуме «Россия в электронном мире» был представлен официальный правительственный проект программы «Электронная Россия». Данная программа социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления предусматривает мероприятия, направленные:
- на повышение квалификации государственных служащих и уровня технической оснащенности государственной службы;
- обеспечение информационной открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности федеральных органов государственной власти;
- формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры на территории страны;
- обеспечение роста объемов финансирования государственных программ и проектов, предусматривающих использование ИТ в деятельности федеральных органов государственной власти;
- распространение опыта успешного использования ИТ в деятельности федеральных органов государственной власти [3].
На пути к созданию «электронного правительства» в Астраханской области
В рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия» в Астраханской области реализуется проект «Информационное обеспечение управления Астраханской областью по методологии единой федеральной архитектуры». Прежде всего этот проект направлен на решение следующих проблем.
Во-первых, министерства, ведомства и другие элементы управленческой вертикали Астраханской области не имеют согласованной, целостной и актуальной информации о ситуации, что приводит к снижению эффективности выполняемых функций, а иногда и к более серьезным отрицательным последствиям.
Во-вторых, имеющиеся ведомственные информационные системы, как правило, решают лишь небольшую часть многообразных задач, базируются на устаревших технологиях и не соответствуют возрастающим требованиям. Информатизацию государственных органов нередко смешивают с процессом их насыщения компьютерной техникой. Хотя сегодня уже на 70 % столов государственных служащих установлены персональные компьютеры, выход в информационно-коммуникационные сети имеют не более 50 % из них. Это означает, что компьютеры используются в государственных учреждениях в лучшем случае как окна доступа к загруженным в их память базам данных. В худшем же случае компьютер выполняет функцию дорогостоящей печатной машинки или современного элемента интерьера. Межведомственное взаимодействие на уровне информационных потоков практически отсутствует. Нет стандартизованных форматов обмена данными между ведомствами, да и внутри самих ведомств творится информационная неразбериха, отсутствует единство форматов, выравниваний баз данных и справочников. Обмен внутри подразделений, особенно между территориально разделенными, осуществляется, как в древности - курьерами, с использованием бумажных носителей документов, в лучшем случае - на магнитном носителе. Если и используется электронная почта, то, как правило, она доступна ограниченному кругу лиц. Контроль исполнения в основном ручной, а если и присутствуют попытки контроля с помощью компьютерных средств, то он, как правило, ведется с использованием устаревшего оборудования и отнюдь не современных прикладных программных средств. И получается, что до половины своего рабочего времени сотрудники органов власти затрачивают на поиск и повторную обработку информации, уже существующей в информационных системах разного уровня.
Для решения всех вышеперечисленных проблем в рамках развития информатизации Астраханской области создается единое информационное пространство исполнительных органов государственной власти. В целях осуществления оперативного информационного обмена создана VPN-сеть исполнительных органов государственной власти.
Технология VPN предназначена для построения единой прозрачной пользовательской среды поверх произвольной транспортной сети.
Такое решение позволяет организовать:
- безопасный удаленный доступ персонала к сети с любого рабочего места, подключенного к сети Интернет;
- достоверный подсчет потребленных абонентом ресурсов в широковещательных транспортных сетях (например, в сетях Ethernet);
- безопасную передачу конфиденциальной информации по сети Интернет без построения дополнительных физических каналов связи.
При построении VPN возможно использовать как коммутируемые каналы связи (dial-up), так и некоммутируемые (выделенные линии). При этом для обеспечения конфиденциальности передаваемой информации не требуется организация дополнительной выделенной линии, а возможно использование уже существующей, что значительно снижает стоимость построения сети VPN.
Главные преимущества технологии VPN:
- возможность безопасного обмена информацией по общедоступным сетям передачи данных;
- организация и настройка виртуальной частной сети VPN в считанные минуты;
- низкие затраты на построение и эксплуатацию сети VPN;
- возможность организации сети VPN на базе различных платформ;
- простота сопровождения системы.
Сеть обеспечивает информационное взаимодействие между исполнительными органами государственной власти, что повышает эффективность их деятельности.
Построение первых 12 фрагментов объединенной сети было завершено еще в 2005 г. С целью объединения в единое информационное пространство всех исполнительных органов государственной власти области принято решение о расширении VPN-сети. К концу 2006 г. к сети было подключено уже 23 структуры областной администрации, в том числе: управление информационных ресурсов администрации губернатора, четыре министерства социального блока, министерство строительства и дорожного хозяйства, министерство сельского хозяйства, министерство по ТЭК и природным ресурсам, министерство ЖКХ, департамент торговли министерства экономического развития, служба ЗАГС и др.
Параллельно с проектом «Информационное сопровождение управления Астраханской областью по методологии единой федеральной архитектуры» министерство финансов Астраханской области организовал закрытую VPN-сеть для обеспечения передачи данных в рамках автоматизированных систем казначейства.
Областная администрация намерена в 2007 г. расширять VPN-сеть до районных центров Астраханской области, соединив областные органы власти с администрациями муниципальных образований.
Еще один шаг на пути к «электронному правительству» - портал органов государственной власти Астраханской области. Он создавался с целью организации доступа широкой общественности к систематизированной и максимально полной информации о регионе и ориентирован на подключение сервисов, в том числе интерактивных, обеспечивающих взаимодействие власти и бизнеса, власти и населения, бизнеса и бизнеса, бизнеса и населения, населения и населения. В частности, ресурс позволяет любой организации данного региона создавать собственные разделы на портале и обеспечивать пользователя информацией о предлагаемых товарах/услугах, организуемых мероприятиях, открытых вакансиях, а также контактной и новостной информацией. Таким образом, Интернет-ресурс становится глобальной информационной базой региона, сосредоточившей в себе данные обо всех направлениях хозяйственной деятельности и общественной жизни Астраханской области.
Однако о существовании портала и его возможностях знает лишь небольшая часть населения Астраханской области. Поэтому для пропаганды «электронного правительства» необходимо проведение рекламной кампании по разъяснению общественности возможностей и значения создаваемой системы. Кампания должна быть ориентирована на граждан - конечных пользователей публичного портала, охватывать все виды средств массовой информации, должна быть направлена на формирование общественного интереса к системе и привлечение всех слоев общества к пользованию публичным порталом.
На сайте министерства экономического развития Астраханской области уже действует система «одного окна», которая позволяет исключить иные требования чиновников, кроме установленных законодательством, сократить сроки принятия решений при выдаче документов. Система «одного окна» позволит заявителю обратиться в орган исполнительной власти или государственное учреждение, выдающие конечный документ, и предоставить лишь те документы, которые имеют непосредственное отношение к заявителю (заявление, копия паспорта, копии учредительных документов, свидетельства о регистрации, аттестата и др.). Все остальные документы, необходимые для подготовки требуемой справки (лицензии, договоры аренды и т. п.), будут собираться органом власти или уполномоченным учреждением, ответственным за выдачу данного документа.
В Астраханской области в рамках соглашения между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Администрацией Астраханской области о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» начата также реализация пилотного проекта по созданию элементов системы персонального учета населения (СПУН).
СПУН - это система взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая в рамках выполнения предусмотренных законодательством функций сбор, хранение, передачу и использование персональной информации о гражданах и иных лицах, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации.
В рамках проекта во всех территориальных отделах службы ЗАГС уже внедрена многоуровневая автоматизированная информационная система «ЗАГС».
До конца 2007 г. на всей территории Астраханской области планируется внедрить автоматизированную информационную систему «Сельское административное образование» (АИС «САО»), которая позволяет достичь высокого уровня автоматизации процессов накопления, обработки и хранения информации о хозяйствах, находящихся на территории сельской администрации и на территории района. Муниципальным образованиям передано оборудование, проведено обучение специалистов, ответственных за эксплуатацию системы.
Правительством Астраханской области в перспективе предполагается:
- расширение в рамках принятой архитектуры УРК-сети исполнительных органов государственной власти до каждого районного центра;
- развитие автоматизированной системы управления мероприятиями, проводимыми к 450-летию основания г. Астрахани; разработка и внедрение модуля «Приоритетные национальные проекты»;
- реализация пилотного проекта создания элементов системы персонального учета населения Астраханской области, внедрение электронного похозяйственного учета в семи районах области;
- поэтапная реализация проекта создания Интернет-ресурса «Электронная сельскохозяйственная биржа»;
- модернизация программного обеспечения в рамках протокола о намерениях в области применения ИТ между ООО «Майкрософт Рус» и Правительством Астраханской области.
Информатизация Астраханской области - это дело времени и средств. Определённый положительный опыт внедрения информационных систем, поддерживающих деятельность органов власти, уже имеется, и он может быть использован в проектах дальнейшей автоматизации, что приведет в конечном итоге к созданию единой системы «электронное правительство».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилин А. Электронные государственные услуги и административные регламенты. - От политической задачи к архитектуре «электронного правительства». - М.: ИНФРА-М, 2004. - 336 с.
2. Данилин А. Электронное правительство - инструмент модернизации государства // Время. - 2004. - № 236.
3. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. // Рос. газета. - 2004. - 7 окт.
Статья поступила в редакцию 20.12.2006
ANALYSIS OF THE PROSPECT OF CREATING THE ELECTRONIC GOVERNMENT IN THE ASTRAKHAN PROVINCE
Y. А. Plotnikova, О. М. Shikulskaya
The cooperation of the public authorities with the citizens through the Internet is the most important sign of new society. Similar projects in the majority of the countries were called "electronic government". Electronic government is an organization of state management, the interaction of the power structures with each other, with the citizens and with the entrepreuners with the use of information technologies. Within the framework of the federal special-purpose program "Electronic Russia" at the present time in the Astrakhan province the project "Information security of the Astrakhan province conrol according to the methodology of united federal architecture" is being realized. Within this framework the uniform information space of the executive powers of the state and the portal of public authority are being created. The realization of Early Field Trial (EFT) on creation of the elements of the personal population accounting system has begun. The specific positive experience of the information systems intoduction can be used in the projects of further automation, which will finally promote the creation of the uniform system of electronic government.