УДК 369.032
В.Н. Тюшняков
ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ
УПРАВЛЕНИИ
Формирование системы электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере и органах государственного и муниципального управления. Рассматриваются вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения технологий межведомственного электронного взаимодействия в систему государственного и муниципального управления. Приведена схема взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан в инфраструктуре электронного правительства. Проанализирован функциональный перечень системы межведомственного электронного взаимодействия.
Технологии межведомственного электронного взаимодействия; электронное правительство; органы власти и управления.
V.N. Tyushnyakov TECHNOLOGIES OF INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC INTERACTION IN THE STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION
Formation of e-government in the Russian Federation is made possible by the wide dissemination of information and communication technologies (ICT) in the socio-economic and organs of public and municipal administration. The questions of relevance, spe-tsifiki application and technology implementation problems interagency electronic interaction in the system of state and municipal government. See scheme ma interaction of government, business and citizens in e-government infrastructure. Analyzed the functional list of interagency electronic interaction.
Technologies of interdepartmental electronic interaction; electronic government; governing bodies.
Актуальность внедрения технологий межведомственного электронного взаимодействия в органы государственного и муниципального управления подтверждается положением «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 [1]. Данное положение определяет назначение и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия в государственном и муниципальном управлении; основы информационного обмена, осуществляемого с её применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме [2].
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему электронных сервисов, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муници-
пальных функций в электронной форме, а также програм-мные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций [1].
Целью создания СМЭВ является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме. Задачи системы межведомственного электронного взаимодействия в инфраструктуре Электронного правительства представлены на рис. 1. [1, 4].
Задачи системы межведомственного электронного взаимодействия в инфраструктуре Электронного правительства
— Государственные функции в электронном виде
Обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций
Г осударственные услуги в электронном виде
Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в т.ч. с использованием универсальной электронной карты и системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг"
Системная магистраль информационного взаимодействия
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных
Рис. 1. Задачи системы межведомственного электронного взаимодействия
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия органов и организаций с применением СМЭВ достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Основными функциями системы межведомственного электронного взаимодействия являются [1, 3]:
♦ обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений (необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал) в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;
♦ обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;
♦ обеспечение передачи на единый портал запросов иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает [5]:
♦ доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
♦ получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;
♦ возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к системе взаимодействия;
♦ защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему;
♦ хранение информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем органов и организаций, подключенных к системе взаимодействия, и мониторинг работоспособности электронных сервисов, включенных в данный реестр.
Подключению к СМЭВ подлежат:
♦ федеральные государственные информационные системы, используемые при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;
♦ региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления;
♦ отдельные информационные системы иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций на основе договоренности указанных органов или организаций и оператора системы взаимодействия.
В целях осуществления информационного взаимодействия с использованием СМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций органы и организации в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в системе взаимодействия, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
♦ разрабатывают электронные сервисы и поддерживают их работоспособность;
♦ поддерживают работоспособность программных и технических средств информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
♦ осуществляют прием, обработку и передачу электронных сообщений с использованием системы взаимодействия;
♦ обеспечивают достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием СМЭВ в инфраструктуре электронного правительства Российской Федерации.
Формирование системы электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере и органах государственного и муниципального управления.
Электронное правительство (ЭП) - организация государственного и муниципального управления на основе электронных средств хранения, обработки, передачи и распространения информации, информирования граждан о работе государственных и муниципальных органов и предоставления услуг всех ветвей власти всем категориям граждан (рис. 2) [8].
Граждане и представители деловой среды
I
Информационные посредники
Устройства доступа
Мобильные
телефоны
ПОРТАЛЫ
ї
Шлюз
Рис. 2. Схема электронного правительства
Формирование системы электронного правительства в Российской Федерации направлено на [5, 7]:
♦ повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных и муниципальных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания;
♦
♦
♦ повышение открытости информации о деятельности органов власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан и общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного и муниципального управления; повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного и муниципального управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов власти и поддержания требуемого уровня информационной безопасности ЭП при его функционировании.
Схема взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, бизнеса и граждан в системе ЭП представлена на рис. 3 [5]. Выделяют следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон: 02С ^оуеттепМо-сШ7еп) -взаимодействие между органами власти (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами; 020 ^оуеттепМо^оуеттепО - между органами власти в системе государственного и муниципального управления; 02В ^оуеттепМо-Ьште88) - между органами власти и частными компаниями; С2В (с^отегЧо-Ьште88) - между гражданами и частными компаниями; В2В (Ъи8те88-1;о-Ьи8те88) -между частными компаниями.
Рис. 3. Схема взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан в системе электронного правительства
При реализации взаимодействия 02С/С20 система ЭП предоставляет гражданам следующие возможности [6, 7, 8]:
♦ сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны органов власти. С помощью Web-порталов органов власти граждане смогут заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот, осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства, подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства;
♦ появится возможность использования комплексных услуг благодаря эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного учреждения в другое - будет достаточно он-лайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри системы ЭП в фиксированные сроки;
♦ упростится доступ к новым законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность создавать заинтересованные группы и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
♦ система ЭП реализует концепцию прозрачного правительства (электронной демократии). Повышение степени прозрачности работы органов власти усилит общественный контроль и снизит уровень коррупции. В государственных проектах будут в большей мере учтены приоритеты населения;
♦ внедрение системы ЭП способствует развитию он-лайновых гражданских форумов (online citizens’ forums). Сервисы сети Интернет будут использоваться для организации выборов: он-лайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования. Система онлайновых выборов позволит гражданам голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Положение «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697.
2. Ракитина М.С. Разработка методики распределения финансовой помощи муниципальным образованиям на территории субъекта РФ // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 4 (105). - С. 32-38.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».
4. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р (Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства). URL: http://www.ar.gov.ru/ com-mon/img/uploaded/eGov.doc (дата обращения 02.05.2012).
5. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления. Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
6. Сарафанов В.Н. Информатизация системы государственного управления России. - М.: РАН. ИНИОН, 2006. - 120 с.
7. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Системы электронного документооборота в государственном и муниципальном управлении // Муниципальная власть. - 2008. - № 5.
8. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Применение технологий электронного правительства в системе государственного и муниципального управления // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 2 (103). - С. 193-198.
Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор В.П. Карелин.
Тюшняков Виталий Николаевич - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел., факс: 88634311426; кафедра государственного и муниципального права и управления; доцент.
Tyushnyakov Vitaly Nikolaevich - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone., fax: +78634311426; the department of state and municipal legislation and administration; associate professor.