Научная статья на тему 'Технологии межведомственного электронного взаимодействия в государственном и муниципальном управлении'

Технологии межведомственного электронного взаимодействия в государственном и муниципальном управлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2455
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / TECHNOLOGIES OF INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC INTERACTION / ELECTRONIC GOVERNMENT / GOVERNING BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюшняков Виталий Николаевич

Формирование системы электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере и органах государственного и муниципального управления. Рассматриваются вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения технологий межведомственного электронного взаимодействия в систему государственного и муниципального управления. Приведена схема взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан в инфраструктуре электронного правительства. Проанализирован функциональный перечень системы межведомственного электронного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тюшняков Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC INTERACTION IN THE STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

Formation of e-government in the Russian Federation is made possible by the wide dissemination of information and communication technologies (ICT) in the socio-economic and organs of public and municipal administration. The questions of relevance, spe-tsifiki application and technology implementation problems interagency electronic interaction in the system of state and municipal government. See scheme ma interaction of government, business and citizens in egovernment infrastructure. Analyzed the functional list of interagency electronic interaction.

Текст научной работы на тему «Технологии межведомственного электронного взаимодействия в государственном и муниципальном управлении»

УДК 369.032

В.Н. Тюшняков

ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ

УПРАВЛЕНИИ

Формирование системы электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере и органах государственного и муниципального управления. Рассматриваются вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения технологий межведомственного электронного взаимодействия в систему государственного и муниципального управления. Приведена схема взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан в инфраструктуре электронного правительства. Проанализирован функциональный перечень системы межведомственного электронного взаимодействия.

Технологии межведомственного электронного взаимодействия; электронное правительство; органы власти и управления.

V.N. Tyushnyakov TECHNOLOGIES OF INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC INTERACTION IN THE STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

Formation of e-government in the Russian Federation is made possible by the wide dissemination of information and communication technologies (ICT) in the socio-economic and organs of public and municipal administration. The questions of relevance, spe-tsifiki application and technology implementation problems interagency electronic interaction in the system of state and municipal government. See scheme ma interaction of government, business and citizens in e-government infrastructure. Analyzed the functional list of interagency electronic interaction.

Technologies of interdepartmental electronic interaction; electronic government; governing bodies.

Актуальность внедрения технологий межведомственного электронного взаимодействия в органы государственного и муниципального управления подтверждается положением «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 [1]. Данное положение определяет назначение и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия в государственном и муниципальном управлении; основы информационного обмена, осуществляемого с её применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме [2].

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему электронных сервисов, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муници-

пальных функций в электронной форме, а также програм-мные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций [1].

Целью создания СМЭВ является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме. Задачи системы межведомственного электронного взаимодействия в инфраструктуре Электронного правительства представлены на рис. 1. [1, 4].

Задачи системы межведомственного электронного взаимодействия в инфраструктуре Электронного правительства

— Государственные функции в электронном виде

Обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций

Г осударственные услуги в электронном виде

Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в т.ч. с использованием универсальной электронной карты и системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг"

Системная магистраль информационного взаимодействия

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных

Рис. 1. Задачи системы межведомственного электронного взаимодействия

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия органов и организаций с применением СМЭВ достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Основными функциями системы межведомственного электронного взаимодействия являются [1, 3]:

♦ обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений (необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал) в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;

♦ обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

♦ обеспечение передачи на единый портал запросов иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает [5]:

♦ доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;

♦ получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;

♦ возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к системе взаимодействия;

♦ защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему;

♦ хранение информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем органов и организаций, подключенных к системе взаимодействия, и мониторинг работоспособности электронных сервисов, включенных в данный реестр.

Подключению к СМЭВ подлежат:

♦ федеральные государственные информационные системы, используемые при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;

♦ региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления;

♦ отдельные информационные системы иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций на основе договоренности указанных органов или организаций и оператора системы взаимодействия.

В целях осуществления информационного взаимодействия с использованием СМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций органы и организации в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в системе взаимодействия, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

♦ разрабатывают электронные сервисы и поддерживают их работоспособность;

♦ поддерживают работоспособность программных и технических средств информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;

♦ осуществляют прием, обработку и передачу электронных сообщений с использованием системы взаимодействия;

♦ обеспечивают достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием СМЭВ в инфраструктуре электронного правительства Российской Федерации.

Формирование системы электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере и органах государственного и муниципального управления.

Электронное правительство (ЭП) - организация государственного и муниципального управления на основе электронных средств хранения, обработки, передачи и распространения информации, информирования граждан о работе государственных и муниципальных органов и предоставления услуг всех ветвей власти всем категориям граждан (рис. 2) [8].

Граждане и представители деловой среды

I

Информационные посредники

Устройства доступа

Мобильные

телефоны

ПОРТАЛЫ

ї

Шлюз

Рис. 2. Схема электронного правительства

Формирование системы электронного правительства в Российской Федерации направлено на [5, 7]:

♦ повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных и муниципальных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания;

♦ повышение открытости информации о деятельности органов власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан и общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного и муниципального управления; повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного и муниципального управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов власти и поддержания требуемого уровня информационной безопасности ЭП при его функционировании.

Схема взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, бизнеса и граждан в системе ЭП представлена на рис. 3 [5]. Выделяют следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон: 02С ^оуеттепМо-сШ7еп) -взаимодействие между органами власти (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами; 020 ^оуеттепМо^оуеттепО - между органами власти в системе государственного и муниципального управления; 02В ^оуеттепМо-Ьште88) - между органами власти и частными компаниями; С2В (с^отегЧо-Ьште88) - между гражданами и частными компаниями; В2В (Ъи8те88-1;о-Ьи8те88) -между частными компаниями.

Рис. 3. Схема взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан в системе электронного правительства

При реализации взаимодействия 02С/С20 система ЭП предоставляет гражданам следующие возможности [6, 7, 8]:

♦ сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны органов власти. С помощью Web-порталов органов власти граждане смогут заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот, осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства, подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства;

♦ появится возможность использования комплексных услуг благодаря эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного учреждения в другое - будет достаточно он-лайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри системы ЭП в фиксированные сроки;

♦ упростится доступ к новым законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность создавать заинтересованные группы и высказывать свое мнение в режиме реального времени;

♦ система ЭП реализует концепцию прозрачного правительства (электронной демократии). Повышение степени прозрачности работы органов власти усилит общественный контроль и снизит уровень коррупции. В государственных проектах будут в большей мере учтены приоритеты населения;

♦ внедрение системы ЭП способствует развитию он-лайновых гражданских форумов (online citizens’ forums). Сервисы сети Интернет будут использоваться для организации выборов: он-лайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования. Система онлайновых выборов позволит гражданам голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Положение «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697.

2. Ракитина М.С. Разработка методики распределения финансовой помощи муниципальным образованиям на территории субъекта РФ // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 4 (105). - С. 32-38.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

4. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р (Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства). URL: http://www.ar.gov.ru/ com-mon/img/uploaded/eGov.doc (дата обращения 02.05.2012).

5. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления. Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.

6. Сарафанов В.Н. Информатизация системы государственного управления России. - М.: РАН. ИНИОН, 2006. - 120 с.

7. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Системы электронного документооборота в государственном и муниципальном управлении // Муниципальная власть. - 2008. - № 5.

8. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Применение технологий электронного правительства в системе государственного и муниципального управления // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 2 (103). - С. 193-198.

Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор В.П. Карелин.

Тюшняков Виталий Николаевич - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел., факс: 88634311426; кафедра государственного и муниципального права и управления; доцент.

Tyushnyakov Vitaly Nikolaevich - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone., fax: +78634311426; the department of state and municipal legislation and administration; associate professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.