Научная статья на тему 'Формирование системы электронного правительства на основе применения информационно-коммуникационных технологий в органах власти и управления'

Формирование системы электронного правительства на основе применения информационно-коммуникационных технологий в органах власти и управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1178
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / THE ELECTRONIC GOVERNMENT / GOVERNING BODIES / INFORMATION INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюшняков Виталий Николаевич

Рассматриваются вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения технологий электронного правительства в систему государственного и муниципального управления. Приведены критерии оценки социально-экономической эффективности формирования электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT SYSTEM ON THE BASIS OF APPLICATION OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN GOVERNING BODIES

Questions of an urgency, specificity of application and problem of introduction of technologies of the electronic government in system of the state and municipal management are considered. Criteria of an estimation of social and economic efficiency of formation of the electronic government are resulted.

Текст научной работы на тему «Формирование системы электронного правительства на основе применения информационно-коммуникационных технологий в органах власти и управления»

УДК 369.032

В.Н. Тюшняков ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Рассматриваются вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения технологий электронного правительства в систему государственного и муници-. - -сти формирования электронного правительства.

; ; -

.

V.N. Tushnyakov

FORMATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT SYSTEM ON THE BASIS OF APPLICATION OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN GOVERNING BODIES

Questions of an urgency, specificity of application and problem of introduction of technologies of the electronic government in system of the state and municipal management are considered. Criteria of an estimation of social and economic efficiency of formation of the electronic government are resulted.

The electronic government; governing bodies; information interaction.

Актуальность внедрения технологий электронного правительства в органы государственного и муниципального управления подтверждается Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р.

Формирование системы электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере и органах государственного и муниципального управления.

Электронное правительство (ЭП) - организация государственного и муниципального управления на основе электронных средств хранения, обработки, передачи и распространения информации, информирования граждан о работе государственных и муниципальных органов и предоставления услуг всех ветвей власти всем категориям граждан (рис. 1.) [1, 3, 5, 12].

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются [2, 7]:

♦ повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных и муниципальных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания;

♦ повышение открытости информации о деятельности органов власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан и общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного и муниципального

;

♦ повышение качества административно-управленческих процессов;

Граждане и представители деловой среды

Информационные посредники

Устройства доступа

Мобильные

телефоны

ПК

ПОРТАЛЫ

X

Шлюз

Региональные и местные органы

Рис. 1. Схема электронного правительства

♦ совершенствование информационно-анадитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного и муниципального управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов власти и поддержания требуемого уровня информационной безопасности ЭП при его функционировании.

Для достижения указанных целей необходимо: развитие и широкое применение в деятельности органов власти средств реализации удаленного доступа граждан к информации о деятельности органов власти; предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием многофункциональных центров и ;

документооборота; формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в информационных системах органов власти, обмена информацией в электронной форме между органами власти, организациями и гражданами.

Схема взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, бизнеса и граждан в системе ЭП представлена на рис. 2 [10, 11]. Выделяют следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон [4, 11]: в2С ^оуеттеШ-й-с^еп) - взаимодействие между органами власти (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами; в2в ^оуегптепМо^оуегптеШ) - между органами власти в системе государственного и муниципального управления; в2Б ^оуегптеп1-1о-Ъи8ше88) - между органами власти и частными компаниями; С2В (с^йтег-Ю-ЬштеББ) - между гражданами и частными компаниями; Б2Б (ЬштезБ^о-Ьштезз) - между частными компаниями.

Рис. 2. Схема взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан в системе электронного правительства

При реализации взаимодействия G2C/C2G система ЭП предоставляет гражданам следующие возможности [11]:

♦ сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны органов власти. С помощью Web-порталов органов власти граждане смогут заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот, осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства, подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства;

♦ появится возможность использования комплексных услуг благодаря эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного учреждения в другое

- будет достаточно онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри системы ЭП в фиксированные сроки;

♦ упростится доступ к новым законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность быть в курсе о действиях своих выборных представителей, создавать заинтересованные группы и высказывать свое мнение в режиме реального времени;

♦ система ЭП реализует концепцию прозрачного правительства (элек-

). -нов власти повысит общественный контроль и снизит уровень коррупции. В государственных проектах будут в большей мере учтены при;

форумов (online citizens’ forums). Сервисы сети Интернет будут использоваться для организации выборов: онлайновая регистрация избирателей,

,

голосования. Система онлайновых выборов позволит гражданам голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.

При реализации взаимодействия в2в система ЭП даёт возможность на основе ИКТ совершенствовать внутренние и внешние связи между государственными и муниципальными органами власти: улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями; повысить эффективность обмена информацией; улучшить планирование и управление на местах; предоставить объективную информацию об общественном мнении; формировать благоприятное для правительства об.

Взаимодействие на уровне 02Б/В2в позволит: сократить затраты органов власти за счет оптимального использования технологий аутсорсинга; создать более прозрачную систему государственных закупок. Единая система электронных государственных закупок предполагает создание портала, на котором государственные органы размещают информацию о тендерах, конкурсах и условиях их проведения. Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям. В качестве примера можно привести портал http://www.zakupki.goу.ru/ - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.

Приоритеты формирования электронного правительства включают (рис. 3) [2, 8, 9]:

о деятельности государственных органов на основе использования ИКТ;

.

ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Развитие систем обеспечения удаленного доступа

государственных органов на основе использования информационно-коммуникационных технологий

Развитие сайтов государственных и муниципальных органов в сети Интернет

Создаиие инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде

Развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений организаций и граждан

Создание единой системы информационно" с органами власти^

Предоставление государственных услуг с использованием современных информационнокоммуникационных технологий

Предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров

Предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет

Создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия

Развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота

Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности органов власти и управления

Рис. 3. Приоритеты и направления формирования электронного правительства

Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности органов власти на основе использования ИКТ предполагает: развитие сайтов органов власти в сети Интернет, своевременность публикации актуальной информации, удобный интерфейс, возможность доступа к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах; организацию общественного доступа к опубликованной в сети Интернет информации о деятельности органов власти и предоставляемых услугах организациям и гражданам; внедрение единой

- -действия граждан с органами власти и предоставления им услуг.

-

возможным оценить на основе учета следующих направлений [2]:

на организацию обмена информацией на межведомственном уровне;

♦ уменьшение административной нагрузки на организации и граждан, связанной с представлением в органы государственной и муниципальной власти необходимой информации, снижение количества обращений граждан в органы власти для оказания услуг и сокращение времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия органов власти на основе ИКТ, реализация концепции «одного окна»;

♦ обеспечение информационной откр ытости органов государственной и му-

, , временных сроков на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей на основе создания сайтов органов власти в сети Ин-, ;

♦ повышение качества принимаемых решений, снижение издержек на

управление за счет внедрения ведомственных информационно-

;

♦ развитие национал ьной информационно-коммуникационной инфраструк-

, -рования единой телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов власти на всей территории .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О совершенствовании государственного управления на основе использования инфор-

мационно-коммуникационных технологий. Доклад Минэкономразвития России в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». иКЬ:

http://www.elrussia.ru/files/elrussiareport_26may06.doc (дата обращения 02.02.2008).

2. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р (Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года). ШГ: http://www.ar.gov.ru/common/img/uploaded/eGov.doc (дата обращения 05.04.2009).

3. Саак Л.Э., Пахомов ЕМ., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления. Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.

4. Ивойлова О. Электронное правительство в формате российской действительности // Муниципальная власть. - 2007. - № 4. - С.110-П4.

5. Сарафанов В.Н. Информатизация системы гостдарственного управления России. - М.: РАН. ИНИОН, 2006. - 120 с.

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. иКЬ: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения 20.05.2008).

7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // ШГ: http://www.e-rus.ru/ (дата обращения 24.01.2007).

8. Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р (Концепция региональной информатизации до 2010 года). иКЬ: http://regions.e-rus.ru/site.shtml?id=86/ (дата обращения 20.04.2008).

9. Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р (Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года) URL: http://www.elrussia.ru/166753/ (дата обращения 15.03.2008).

10. Чугунов AM. Рейтинг информационного развития субъектов российской федерации и

уровня использования технологий электронного правительства: итоги проекта и задачи формирования системы мониторинга URL: www.hse.ru/data/765/428/1238/

Chugunov_Monitoring_ims2008.pdf (дата обращения 21.04.2009).

11. Прохоров А. Электронное правительство в цифрах и фактах URL:

http://www.compress.ru/article.aspx?id=15845&iid=750 (дата обращения 24.04.2009).

12. Тедеев А.А., У санов В.Е. Электронное государство. - М.: ООО «Элит», 2008. - 312 с.

Тюшняков Виталий Николаевич

Технологический институт федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный

университет» в г. Таганроге.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел., факс: 88634311426.

Tushnyakov Vitaliy Nikolaevich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of

Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone, fax: +78634311426.

УДК 330.46

Д.В. Арутюнова, В.Е. Ланкин, В.Д. Сербии

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛАНОВ

РАЗВИТИЯ ВУЗА

В исследовании предложен механизм принятия управленческих решений в разрезе формирования стратегических и перспективных танов развития вуза. Модель основана на принципах системного подхода и предполагает наличие баланса между основными направлениями деятельности вуза, что позволяет формализовать процесс и привязать их к капиталовложениям по соответствующим перспективам вуза.

Стратегическое планирование; система сбалансированных показателей; перспек-; ; .

D.V. Arutyunova, V.E. Lankin, V.D. Serbin

FORMATION OF STRATEGIC AND LONG -TERM PLANS OF HIGH SCHOOL'S DEVELOPMENT

In this research is offered the mechanism of making administrative decisions' through strategic and long-term plans of high school's development formation . The model is based on principles of the system approach and assumes balance presence between the basic directions of high school's of activity .It allows to formalize process and to make decisions taking into account capital investments on corresponding prospects of high school.

Strategic planning; Balance Scorecard; long-term plans of development; structure of financing; scenario of developing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.