Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ "СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ" / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е.Д.

В статье рассматриваются особенности развития социальной компетентности у младших школьников, раскрывается сущность и подходы, структура, компоненты и механизмы этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 7(82)

УДК 378

Е.Д. Кузнецова

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются особенности развития социальной компетентности у младших школьников, раскрывается сущность и подходы, структура, компоненты и механизмы этого процесса.

Ключевые слова: социальная компетентность, подходы к понятию «социальная компетентность», теоретическая модель развития социальной компетентности: структура, компоненты и механизмы.

В условиях социально-экономических изменений, в области образования стоит задача не только обеспечить молодых людей достаточными знаниями, умениями и навыками, но и в первую очередь подготовить молодое поколение к взрослой жизни в современном обществе, научить достигать своих социально значимых целей, а также решать жизненные проблемы и взаимодействовать с другими людьми. Младший школьный возраст, в свою очередь, является благоприятным периодом для основы формирования многих базовых качеств.

По мнению В. И. Рогова [7, с.120], начальная школа - это первый период приобщения ребенка к общественной жизни, когда его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о каких-либо знаниях в социальной среде, а также об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Раскрытию сущности и структуры социальной компетентности относительно младшего школьного возраста, особенностей её развития в системе начального образования посвящены работы таких авторов, как Е.В. Коблянская, И.А. Зимняя, В.Н. Куницина, Н.В. Калинина.

Основой развития социальной компетентности является компетентностный подход в образовании, ориентирующий школу не на систему знаний, умений и навыков самих по себе, а на развитие ключевых компетентностей в различных сферах. Ведущей компетентностью является социальная компетентность как понятие интегративного личностного образования, объединяющего в единое целое все знания человека о самом себе и об обществе в целом, навыки поведения в обществе, умения, личностные качества человека, его мотивы, позволяющие объединить внешние и внутренние ресурсы для достижения целей и решения задач в социально значимых направлениях.

В психолого-педагогической литературе встречаются разнообразные подходы к определению понятия «социальная компетентность». Одним из таких подходов является понимание социальной компетентности как педагогической системы единого взаимодействия участников, в котором проходит развитие младшего школьника, то есть использование системного подхода. [3] Гуманитарно-культорологический подход основан на рассмотрении понятия «социальная компетентность» через призму задач вхождения ребёнка в культуру общества, приобщения к социальным ценностям и осознанного воспроизводства этих ценностей. [5]

Личностно-деятельностный подход сформирован на основании качественного преобразования ин-трапсихических особенностей, осуществляемых в специально организованной деятельности. [2] Субъектный подход обеспечивает поиск и стимулирование внутриличностных факторов развития, запуск механизмов самоизменения, определяющихся выбором ценностей и смыслов. [3]

Использование рефлексивного подхода обеспечивает создание в образовательном процессе условий, в которых ученик и любой участник способен осмыслить достигнутые им результаты и полученный опыт. Диагностический подход как механизм социального развития личности направлен на организацию взаимоотношений и улучшения общения учителя и ученика. [3]

Данные подходы позволили уточнить содержание понятия «социальная компетентность», как личностного образования, связывающего в одно целое все знания человека о самом себе и об обществе целом, о культуре поведения в обществе, об его умениях и навыках, что позволило объединить в одно

© Кузнецова Е.Д., 2018.

Научный руководитель: Орлова Людмила Александровна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

Вестник магистратуры. 2018. № 7(82)

ISSN 2223-4047

целое внешние и внутренние ресурсы для достижения целей и решения задач в социально значимых направлениях.

В основе нашей работы лежит структура социальной компетентности, предложенная Л.С. Спенсером и С.М. Спенсером [8]: оперативная - предполагает представление требований современного репертуара поведения ученика; вербальная - уместность высказываний, знание правил вербального общения, информации; коммуникативная - владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование точных умений в новых социальных сферах, знание культурных норм, традиций и этикета в сфере общения; социально-психологическая - представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, умение решать межличностные проблемы; эго-компетентность - осознание своей национальной, половой, групповой принадлежности, знание о механизмах саморегулирования и умение ими пользоваться.

Следуя данной логике, в нашей работе обозначены три компонента специфики социальной компетентности: когнитивный, операциональный и мотивационный, выделенные Г. Е. Белицкой. [1, c.45-46] Природа этих компонентов разная, поэтому она требует от младшего школьника, с одной стороны, наличия базовых представлений об окружающем мире, познания другого человека, способности понять особенности сверстников и взрослых, их интересы и потребности; с другой стороны - выбора адекватных ситуаций и способов общения, способности поступать так, как принято в культурном обществе; и сознания потребности в общении и одобрении, желании занять определенное место среди значимых для него людей: взрослых и сверстников.

Перечисленные компоненты социальной компетентности младшего школьника еще только формируются, они изменчивы и зависят от взрослого: его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность.

Анализ научных работ и наш практический опыт показывают, что на развитие социальной компетентности ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности, форма общения и взаимодействия с окружающими. Однако в ходе развития социальной компетентности необходимо учитывать различные механизмы трёх разных по сущности компонентов. Традиционный - предполагает усвоение младшим школьником ряд норм поведения, взглядов и стереотипов, которые он заимствует из семьи и окружающей его среды. Институциональный -усвоение посредством обучения в школе, где происходит накопление опыта социально одобряемого поведения. Межличностный - овладение коммуникативными навыками через взаимодействие со значимыми людьми. Рефлексивный - умение определить личностную роль в классе, саморегулировать свою деятельность. [6]

Из вышесказанного следует, что социальная компетентность обеспечивает личностную социальную осведомленность и социальную адаптацию в области социальных знаний и умений в младшем школьном возрасте и зависит от совокупности условий, среди которых среда, формирующаяся в общеобразовательной школе, является определяющим фактором.

Библиографический список

1.Белицкая, Г. Э. Социальная компетенция личности/ Г.Э. Белицкая. - М.:, 1995. - С. 42-57.

2. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя// Иностранные языки в школе, 2012. - № 6. - С. 2-10.

3. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В. Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - С. 228.

4. Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 /Е.В. Коблянская - СПб.:, 1995. - С. 210.

5. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение/ В.Н. Куницына // Сб. теоретические и прикладные вопросы психологии, 1995. - №1. - С.195-200.

6. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. - СПб.: Речь, 2006. - С. 365.

7. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. - М.: Издат. центр «Академия», 2009. - С. 231.

8.Спенсер, Л.М. Спенсер С.М. 2005 - Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. - Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. - С. 384.

КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.