УДК 002:004.056
Информационная культура как ресурс обеспечения безопасности личности в информационном обществе
А. И. Пирогов1, В. И. Завальнев2
1 Национальный исследовательский университет «МИЭТ» 2Московский государственный областной университет (МГОУ)
В контексте информационной культуры рассматриваются отдельные актуальные проблемы обеспечения безопасности личности в формирующемся информационном обществе. Представлены императивы личностного освоения информационной культуры, среди которых особая роль отведена современному (постмодернистскому) информационному мировоззрению и воздействию на него средств массовой информации и коммуникации, в том числе Интернета, и соответствующей информационной рефлексии личности.
Ключевые слова: информационное общество; информационная культура; информационное мировоззрение; информационная безопасность; средства массовой информации; Интернет.
На каждом историческом этапе цивилизационного развития человеку приходилось адаптироваться к различным природным, а затем и искусственно созданным им самим условиям существования. Реалии современного — информационного — общества в качестве категорического императива поставили перед ним проблему адаптации к информационной среде как важнейшей составной части окружающей (социоприродной) среды обитания. Всего лишь несколько десятилетий назад полученное образование и соответствующие ему навыки работы с информацией были достаточными практически на весь период жизнедеятельности человека. Сегодня ситуация радикально изменилась: информация сама превратилась в важнейший вид деятельности, а средства информационного взаимодействия обновляются с огромной быстротой, что выдвигает весьма жесткие требования к информационной культуре личности и общества в целом. В общем итоге информационная среда вместе с социоприродной создает новые условия существования человека и новые ценности бытия, что выводит на первый план проблему осмысления адекватной адаптации человека к современной информационной среде, где решающую роль играет информационная культура.
В формирующемся информационном обществе информация и знания создают невиданные ранее возможности для развития социума, а интеллект и знания становятся главными доминантами общецивилизационного развития. Однако преимущества информационного общества нельзя воспринимать как абсолютные, в них множество противоречий и даже опасных тенденций, как-то:
— усиление манипулирования общественным сознанием;
— информационное излишество, или «синдром информационной усталости» («шГо§1и1;»), накладывающий отпечаток на принятие управленческих решений;
© Пирогов А. И., Завальнев В. И.
— уход в «виртуальный мир», провоцирующий резкое сокращение «живых» личностных коммуникаций;
— снижение стрессоустойчивости под массовым воздействием негативной информации;
— пагубное воздействие биопатогенных полей, связанных с работой электронных устройств;
— информационное неравенство людей и обществ и т. д.
Как показывают проведенные в США социологические исследования, сегодняшняя молодежь в возрасте до 30—35 лет, получившая качественное образование и находящаяся на более высоком уровне жизни по отношению к старшему поколению, имеющая хорошую информационную технику и свободно использующая ее, при всем этом читает и знает (без помощи информационных средств) гораздо меньше, чем любое другое поколение за последние пятьдесят лет [1, с. 8]. (Думается, аналогичная ситуация сложилась и в современном российском обществе.) Следовательно, собственно информационная культура как «набор» ее структурных элементов сама по себе в социальном плане нейтральна: обладание ей в «инструментально-содержательном» отношении лишь создает предпосылки для полноценной адаптации к новой информационной среде обитания, но не гарантирует ее. Жизнь в информационном обществе без обладания необходимой информационной культурой чревата опасностью потеряться одновременно в виртуальном и реальном мирах.
Императивы личностного освоения информационной культуры в современном обществе — это прежде всего:
— теоретические знания, касающиеся сущности (тезауруса), содержания, особенностей и закономерностей ее функционирования в обществах с различными уровнями информатизации (здесь два аспекта проблемы: человек должен, во-первых, не только знать, но и понимать смысл и значение самих научных категорий (понятий) «информационная культура», «информационная среда», «информационные ресурсы», «информационная инфраструктура», «информационное мировоззрение», «информационное поведение», «средства информационного взаимодействия» и т. д.; и во-вторых, уметь адекватно адаптироваться к данному уровню (степени) информатизации различных сфер жизнедеятельности общества);
— сформированное информационное мировоззрение, позволяющее выстраивать собственную стратегию информационной деятельности;
— «информационная этика» общения в социальных компьютерных сетях, нравственный (гуманистически направленный) информационно-коммуникационный диалог;
— информационная грамотность, включающая в себя: умение определять и формулировать свои информационные потребности и запросы, оперативно проводить эффективный самостоятельный поиск информации, используя традиционные и нетрадиционные, прежде всего, электронные поисковые системы; знание современных информационных технологий и владение ими, умение их применять в профессиональной и повседневной деятельности; владение современными формами представления, хранения, переработки и трансляции информации и знаний.
Главной интеллектуальной составляющей информационной культуры является информационное мировоззрение. Оно весьма часто трактуется как система взглядов человека на мир информации и свое место в нем, включает в себя убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности и выражается в ценностях образа жизни личности в век информации [2]. Думается, что говорить о мировоззрении как о системе взглядов можно весьма условно: как правило, это совокупность взглядов — системный взгляд на мир, пожалуй, присущ очень немногим людям, поэтому мы будем использовать информационное мировоззрение во втором значении.
Условным критерием информационного мировоззрения может служить ценностное отношение к информации и всему тому, что связано с ней: ее инструментальным средствам, технологиям и созданным продуктам. Сегодня в научных кругах бытует точка зрения, согласно которой в условиях формирования информационного общества информационные и телекоммуникационные технологии настолько входят в повседневную жизнь людей, что отделять их от информационного мировоззрения уже нельзя, поскольку они активно воздействуют на мировоззренческие позиции человека, подвергая их изменениям [3; 4; 5, с. 9—10; 6, с. 177—178; 7].
С данной позицией нельзя не согласиться, так как эти изменения уже нашли отражение в постмодернистской философии (постмодернистском мировоззрении), способствуя формированию новых принципов, адекватных мировосприятию в информационном обществе. И здесь, по нашему мнению, основное внимание науки должно быть сосредоточено на выявлении диалектической связи мировоззренческих и собственно технологических компонентов информационной картины мира, проявляющейся в том, что постмодернистское мировоззрение формируется в условиях нарождающегося одновременно с ним информационного общества, а присущие последнему новые информационные технологии развиваются именно на постмодернистской мировоззренческой основе, которая одна способна раскрыть их основное содержание. Следовательно, только через взаимосвязь общегуманистических принципов постмодернистского мировоззрения с гуманистической направленностью информационных и телекоммуникационных технологий можно говорить о подобной направленности информационной культуры информационного общества в целом.
Исходя из принятой нами посылки, что мировоззрение есть совокупность взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем, структуру постмодернистского мировоззрения (условно назовем «новое информационное мировоззрение») будем рассматривать через субъектно-объектные отношения (человека и информационной среды), следуя традиционному его разделению на «обыденное» и «теоретическое». Обыденный уровень «информационного бытия» сопряжен с эмоционально-чувственным его восприятием, относительно далеким от выявления его сущности, причин и закономерностей функционирования. Теоретический же позиционирует человека в информационном обществе на основе более глубокого понимания механизмов развития человеческой цивилизации в информационную эпоху, более полного осмысления целостности информационной картины мира. Понятно, что именно он способен трансформировать совокупность в систему взглядов на окружающую человека новую социокультурную реальность — информационно насыщенный и информационно-технологически оформленный современный мир.
Иными словами, постмодернистское (новое информационное) мировоззрение — это новый тип мировоззрения, свойственный информационному обществу, новой организации социума с высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и всех интеллектуальных ресурсов. Именно оно должно лежать в основе формирования информационной культуры в информационном обществе. В этом отношении авторы разделяют точку зрения А. Б. Бушева, который полагает, что «информационно культурным считается человек, который в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать...» [8, с. 173—174], что, по сути, означает способность к информационной рефлексии.
Следовательно, в духовно-практическом освоении информационной картины мира индивидуальный уровень информационной культуры может быть представлен как синтез информационного мировоззрения, знаний, навыков и умений, необходимых для полноценного удовлетворения личностных информационных потребностей, базирующихся на новых информационных, телекоммуникационных и использовании традиционных технологий, отвечающих общегуманистическим требованиям.
Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, в общем итоге определяющей успешность его информационной подготовки. Формирование глобального поля информации сопряжено с изменениями в структуре и содержании традиционных ценностей. Зависимость здесь прямо пропорциональная: чем шире область утилизации технического, тем интенсивнее его воздействие на все сферы человеческой деятельности; чем большее количество технических и технологических инноваций внедряется в социальную практику, тем сильнее они расшатывают ее традиционные основы. В результате изменения в технологической составляющей современного общества трансформируют и среду обитания Homo sapiens, и самого человека.
В этом отношении исключительную важность с точки зрения обеспечения информационной безопасности личности приобретает функционирование средств массовой информации (СМИ) и Интернета. СМИ обычно называют «четвертой властью». Это выражение не совсем корректно отражает содержание того, что мы имеем в виду, говоря о принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, но зато весьма верно характеризует их способность «властвовать» над умами людей и процессом их социализации и адаптации к условиям жизни в информационном обществе.
Суть воздействия СМИ на индивидуальное сознание в том, что они создают и представляют специфическую картину мира, заставляя человека «вписываться» в нее в соответствии с мировоззренческими установками, ценностными ориен-тациями и духовными потребностями, в значительной степени формируемыми ими же — поэтому объективный мир воспринимается через его субъективную интерпретацию СМИ, уже заготовившими для людей определенные эталоны (принимаемые или отторгаемые) практически во всех сферах жизнедеятельности, латентно предопределяющими их поведение и в целом формирующими их стиль жизни [9; 10]. В определенной степени можно утверждать, что сегодня СМИ и Интернет влияют на процесс социализации личности (как позитивно, так и негативно) сильнее, чем родители и образовательные организации (детский сад, школа, вуз) вместе взятые.
В чем опасность современного информационного воздействия для личности? Не останавливаясь на традиционно используемых положениях о его негативных составляющих, сосредоточимся на гносеологическом его компоненте.
Прежде всего, следует отметить, что компьютерные технологии оказываются в пределах досягаемости детей с самого раннего возраста, когда благая цель овладения современным инструментарием познания реального мира через его виртуальное представление сама по себе несет негативный заряд: доступные с детского сада уже найденные ответы на возникающие вопросы на сайтах Интернета, «упакованные» в красивый компьютерный дизайн; выполненные решения математических и иных предметных задач в школе; написанные рефераты, курсовые работы в период обучения в вузе и т. д. — весь этот арсенал готовых информационных продуктов резко снижает потребности самостоятельного мышления и его развития у подрастающего поколения, уже приходящего на смену тем, кто шел к своему профессиональному и личностному совершенствованию эвристическим путем.
Интернет, без сомнения, — самый мощный источник информации. Но, как справедливо замечает Е. В. Петрова, он неконтролируем [11, с. 262] и часто не соответствует нормам морали в процессе как межличностной, так и групповой коммуникации. Главный недостаток такой коммуникации (нтернет-диалога, безусловно, в том, что он лишает традиционного живого общения, непосредственной связи с общественной средой, крайне необходимых для социализации и полноценного развития личности. Отсутствие (либо угроза отсутствия) такой связи нередко сопряжено с социальным отчуждением, вызывающим страх одиночества [12, с. 86—87]. Парадоксальный факт, отмеченный специалистами: дистанционное общение в ки-берпространстве без непосредственного личного контакта не создает нужного душевного комфорта, а само интернетовское интерактивное общение в сети Интернет не устраняет чувства одиночества, несмотря на то, что оно практически безгранично [1]. К этому следует добавить, что в стилистическом отношение такое общение (сленговое, с сокращениями слов, упрощениями и даже нелитературными (нецензурными) выражениями) не только не благоприятствует традиционно важному общекультурному развитию, но и явно снижает его уровень.
Интернет выступает в качестве основы формирования единой электронной коммуникационной среды, социальный смысл которой состоит в возможности создания системы, находящейся над национальными культурами, цивилизациями и государствами и способной качественно изменить мир, хотя социальные функции системы массовой коммуникации при этом не расширяются. Это, однако, не означает, что возможности влияния Интернета на информационную безопасность личности возрастают. Безусловно, Интернет стимулирует новые социокультурные процессы позитивного характера, но не все в «интернетовской коммуникации» благополучно. Суть проблемы в том, что для нормального самочувствия человеку насущно необходимо постоянно контактировать с другими представителями близкой по духу социальной среды не опосредованно, а непосредственно, поскольку традиционно, из столетия в столетие информационный и энергетический обмен у человека осуществлялся через его непосредственные «живые» связи с общественной средой, от которой он полностью зависел, но которая в то же время давала ему все необходимое для его жизнедеятельности. Разрыв этих связей крайне негативно сказывается на состоянии психики человека и затрудняет процесс живого общения
людей. Наконец, нельзя забывать, что Интернет может быть использован как мощное средство массовой информации в политической борьбе для целенаправленного воздействия на общественное и индивидуальное сознание.
Подытоживая сказанное, отметим, что адаптация человека к современной информационной среде — процесс сложный и многогранный, поскольку виртуальный и реальный миры в ней тесно переплетены, и без обладания определенной информационной культурой в них легко потеряться. Среди императивов духовно-практического освоения информационной культуры следует выделить касающиеся ее теоретические знания, информационное мировоззрение, информационную грамотность и информационную этику общения в социальных сетях: их синтез создает необходимые условия для полноценного удовлетворения личностных информационных потребностей.
Литература
1. Пирогов А. И. Информационная безопасность в сфере использования сетевых средств массовой коммуникации // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. / Psi Proj Е. Е. Брилинг [Электронный ресурс]. URL: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/infobp.htm (дата обращения: 10.10.2014).
2. Основы информационной культуры: Электронный учебник // Научно-технический информационный центр МГУ им. адм. Г. И. Невельского [Электронный ресурс]. URL: http://imo.msun.ru/ div/subdiv/ntic/books/book1/4.htm (дата обращения: 13.10.2014).
3. Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 16: Философия. Социология. Культурология. 2010. № 1. С. 73—76.
4. Гендина Н. И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества. Ч. 2 // Информационное общество. 2009. № 1. С. 57—63.
5. Емелин В. А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1999. 27 с.
6. Марычев В. В. Научная картина мира в культуре современного общества: Дис. ... канд. фи-лос. наук. Ставрополь, 2004. 200 с.
7. Петров В. М. Информационное мировоззрение и парадигма XXI века // Информационное мировоззрение и эстетика: Труды междунар. науч. симпозиума. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. С. 17—41.
8. Бушев А. Б. Интернализация образования: три разных опыта использования новых информационных технологий в учебных целях // Формирование информационной культуры специалистов XXI в. в техническом университете: Труды 8-й Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 3: Коммуникативное пространство информационной культуры: коммуникативные стратегии информационного общества. СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2008. Кн. 1. С. 173—185.
9. Андреева Г. М. Психология социального познания. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
10. Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации — их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси: Ганатлеба, 1989. 672 с.
11. Петрова Е. В. Проблемы адаптации в информационной среде // Информационная эпоха: вызовы человеку. М.: РОССПЭН, 2010. С. 258—281.
12. Гримак Л. П. Грядущий век — век одиночества (к проблеме Интернета) // Мир психологии. 2000. № 2. С. 84—89.
13. Формирование информационной культуры пользователей библиотек: методическое пособие / [Сост. В. А. Щекотихина]. Орел: Издатель Александр Воробьёв, 2010. 80 с.
Пирогов Александр Иванович — доктор философских наук, профессор, декан факультета (института) экономики, управления и права (ИнЭУП) МИЭТ. E-mail: [email protected]
Завальнев Вячеслав Игоревич — аспирант МГОУ. E-mail: [email protected]