Социально-историческое измерение информационной культуры
УДК 17.023
DOI: 10.17726/phiMT.2015.10.2.17.023
ИМПЕРАТИВ ДИАЛОГА В ГЛОБАЛЬНОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Волова Людмила Анатольевна,
доктор философских наук, профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии,
ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,
Пятигорск, Россия L_volova@rambler.ru
Рамазанова Саида Ракиповна,
аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии,
ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,
Пятигорск, Россия saida955@mail.ru
Аннотация. Большую роль в преодолении духовного кризиса и поддержании нравственного климата в современном обществе играет гуманизм с его диалогической культурой. Сегодня гуманизм приобретает смысл общественного идеала, предполагающего рассмотрение человека высшей ценностью. Как самостоятельное исторически меняющееся социокультурное явление, гуманизм утверждает потребность в сохранении нравственных основ, необходимых для развития человека и общества. Основополагающей ценностью гуманизма информационного общества является толерантный диалог, который основывается на признании равноценности всех людей, утверждении гуманистической направленности информационно-коммуникативной деятельности, поиске новых способов организации диалогических отношений между людьми. В условиях информационного общества актуализируется проблема кризиса гуманизма, преодоление которого напрямую зависит от формирования гуманистических принципов и новой системы нравственных ценностей и информационной культуры личности.
Ключевые слова: информационное общество; гуманизм; диалог; полилог; нравственный императив; толерантность.
^ Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Социально-историческое измерение информационной культуры
THE IMPERATIVE OF DIALOGUE IN THE GLOBAL COMMUNICATIVE SPACE OF THE INFORMATION SOCIETY
Volova Lydmila A.,
Full professor, Doctor of Philosophy, professor of the Department of historical and socio-philosophical disciplines, оriental studies and theology,
Pyatigorsk State Linguistic University Pyatigorsk, Russian Federation
L_volova@rambler.ru
Ramazanova Saida R.,
postgraduate of the Department of historical and socio-philosophical disciplines, оriental studies and theology of Pyatigorsk State Linguistic University
Pyatigorsk, Russian Federation
saida955@mail.ru
Abstract. Humanism plays a great role in the spiritual crisis overcome and provision of moral climate in the modern society. As an independent historically transforming sociocultural phenomenon humanism states the need in the preservation of moral basis inevitable for the social and personal development. Today humanism acquires the status of social ideal, that implies treating human as a supreme value. The fundamental value of humanism is tolerance, based on equality of all humans, stating the humanistic specification of information-communication activity, searching the new ways of dialogic interaction between people. In conditions of the information society the problem of humanism crisis is being actualized. That crisis can be overcome by forming the humanistic principles, the new system of moral values and the information culture of a person.
Keywords: information society, humanism, dialogue, polylogue, moral imperative, tolerance.
Введение
Гуманистическое мировосприятие отодвинуло на второй план оптимистическую веру в технологии, заставив человека почувствовать ответственность за собственное бытие и осознать
№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru
59
себя высшей ценностью. Основными ценностями личности становятся свобода, ответственность, гуманизм, толерантность, а противоречивость информационного общества делает актуальным императив диалога как особой стратегии коммуникативного взаимодействия. В условиях усложнения всех типов отношений, расширения коммуникативных связей, увеличения объема информации диалог как особый вид коммуникации становится единственно возможным способом установления взаимопонимания на всех уровнях социокультурного пространства. Востребованность диалога как особой формы отношений объясняется тем, что в современном мире, в котором исчезают прежние барьеры и ограничения и расширяются возможности свободного взаимодействия, диалог становится необходимым условием расширения межличностных и межкультурных отношений. Поэтому вполне объяснимо стремление исследователей раскрыть потенциал диалога, как можно глубже изучить возможности и сферы его применения. Объектом работы являются аксиологические и этические аспекты информационного общества. Предмет работы - нравственные императивы как регуляторы жизнедеятельности личности в условиях информационного общества. Целью работы является социально-философский анализ нравственных императивов личности и их изменение в условиях информатизации социокультурного пространства.
Актуальность
Тематика статьи является несомненно актуальной, потому что информационное пространство - это специфическое пространство, информационный массив, который является основным условием существования человека постсовременности и в котором наблюдается изменение структуры мировоззренческих ориентаций личности, ее нравственных идеалов и ценностей.
В информационном обществе у личности формируются новые аксиологические ориентиры, трансформируются представления об образе жизни и вырабатывается соответствующее понимание собственного места в мире. В условиях информатизации общества человек является не только создателем информационных систем, но и превращается в объект воздействия с их стороны, формируя новый тип коммуникационного взаимодействия: «человек - информационные технологии». Особенностями такого типа комму-
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства
60 ----------------------------------------------------------------------
Социально-историческое измерение информационной культуры
никации являются синтез рационального и чувственно-образного компонентов получения и трансляции информации, распространение новых коммуникативных стандартов.
Культура диалога в информационном обществе
В связи с расширением интеллектуализации во всех областях жизни, изменением ценностных ориентаций личности, затруднением социализации человека, нарастанием духовного и культурного кризиса, обострились проблемы построения и функционирования диалога в современном социуме. Диалог, в переводе с греческого, - беседа, разговор, это философская категория, используемая в современных коммуникативных теориях для характеристики особого вида коммуникации, которая основана на признании равноценности Я и Другого. В истории интерес к диалогу то увеличивался, то уменьшался, но никогда не исчезал: диалогическую традицию в разной степени представляли многие национальные культуры и философские течения. Целесообразно напомнить, что основы культуры диалога в западноевропейской философии были заложены Сократом, заслуга которого состоит в определении нового этического и интеллектуального вектора общественного развития и разработке альтернативного монологическому мировоззрению принципа познания.
Рассмотренные концепции диалога могут послужить теоретической базой для анализа более современных вариантов диалогических теорий, в том числе и таких, которые раскрывают особенности диалога в контексте информационного пространства. Диалог представляет собой особое социокультурное явление, которое «характеризуется восприятием оппонента как комфортного, во всяком случае, не как дискомфортного, что свидетельствует о существовании между участниками диалога хотя бы минимального элемента тождества, единства. Это дает основу для взаимопроникновения мыслей и смыслов. Смысл человеческого общения - в установлении некоторого консенсуса, сосуществования, необходимого для некоторой социальной общности» [1: 23]. Как особый тип коммуникации, которая предполагает общение субъектов, построенное на их взаимодействии, диалог имеет свою структуру, включающую следующие элементы: «субъекты диалога», «предмет обсуждения», «пространство действия», «время действия» [3: 14].
№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru
61
При анализе феномена «диалог» научный интерес представляет рассмотрение сущностных особенностей диалога с тем, чтобы определить тенденции и характер его трансформаций в условиях информационного общества. Исчерпывающая характеристика сущностно-смысловых сторон диалога представлена Э.В. Сайко. Как особая форма общения, диалог обладает самостоятельной природой, выполняет специфическую роль в социокультурном пространстве, имеет собственное социальное пространство. Кроме этого, диалог предполагает активность субъектов, которые демонстрируют собственные взгляды в определенном коммуникативном пространстве. Вступающие в диалоговое общение субъекты не только являются носителями определенных ценностей, они их защищают, постоянно воспроизводя ситуацию поиска истины, расширяя границы взаимопонимания и принятия ценности других субъектов диалога.
Одновременно с обсуждением проблем в процессе диалога рождается необходимость освоения обсуждаемой информации, объяснения отношения к ней, в результате субъект прибегает к доказательствам, поиску аргументов, расширяя тем самым возможности своего интеллекта. Таким образом, «поднимая себя над собой», диалог способствует самоутверждению личности, воздействуя на другого и изменяя себя. Диалог, по мнению исследователей, «это движение в поисках истины от частного к всеобщему. И это движение осуществляется за счет разрешения сложных противоречий внутреннего (для каждого субъекта) и внешнего (в самом пространстве диалога) плана» [10: 14].
Развитие диалога осуществляется посредством, с одной стороны, углубления индивидуальной позиции, с другой - расширения социализации личности, что определяет социальную сущность диалога и способствует формированию целостной личности. Как особая социокультурная конструкция, диалог представляет собой высшую форму интерсубъектных отношений, которые разнообразны, поскольку субъектом можно назвать и личность, и целостную микрогруппу (например, семью), и социальную макрогруппу (например, нацию, класс, политическую партию), и человечество в целом в его отношении с природой. Исходя из этого, для М. Бубера общение представляет собой «диалогическую жизнь», а для М.М. Бахтина - основу человеческого взаимопонимания. Главной особенностью диалога является обмен инфор-
62
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Социально-историческое измерение информационной культуры
мацией, который осуществляется в форме вербализации посредством знаковой коммуникации. Элементом диалога является слово, которое выступает не только в роли носителя информации, но и выразителя ценностей, ориентаций, позиций, установок. Посредством диалога устанавливаются социальные границы права, свободы и справедливости, а также осмысливаются, распределяются и провозглашаются социальные роли, утверждаются социальные стереотипы.
Исходя из общей характеристики диалога, можно указать на ценностно-смысловые признаки данного феномена. Прежде всего, основным условием диалога является желание и потребность в нем. В диалог вступают люди, способные на эмоциональный отклик, которые расположены к диалогу и установлению контактов. Далее, диалог - это сотрудничество, которое предполагает умение услышать другого человека, встать выше собственного мнения, «увидев» его как бы со стороны. Необходимым условием сотрудничества в диалоге является приоритет слушания, что способствует обеспечению обратной связи между участниками диалога. В противном случае диалог превращается в монолог. Однако диалогическое сотрудничество не приемлет конформизма, поскольку в диалоге важна критичность отношения к взглядам партнеров.
Как отмечалось выше, основу диалога составляет свобода. Свобода представляет собой главный нравственный императив межличностных отношений в современном обществе. Диалог может иметь позитивный смысл, если выражающие различные взгляды индивиды относятся друг к другу как к свободным личностям, которые демонстрируют собственные убеждения, достойные уважения и несовместимые с диктатом. Свободное общение предполагает открытость, ответственность и неизбежность компромисса. Уверенность в правоте своих убеждений не должна превратиться в самоуверенность; чтобы вызвать уважение со стороны других, необходимо уважать иную точку зрения. Помимо этого, диалог является сплачивающей и стабилизирующей силой, которая формирует у человека чувство идентичности. Рассмотрение диалога как универсальной формы социокультурного взаимодействия не будет завершенным, если в предмет рассмотрения не войдет информационная составляющая данного феномена. Диалог - это социокультурное явление, возникшее в определенных
№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru
63
исторических условиях и отражающее особенности конкретного общества и конкретной культуры, следовательно, диалог подвержен трансформациям.
Информационное общество формирует иное прочтение диалога, основанное на новом стиле межличностных отношений, новых особенностях духовного потребления, новом видении социальной действительности. В настоящее время большую роль в общении играют средства массовой информации, которые проникают во все сферы социальной и культурной жизни, существенно влияя на способы их отражения в сознании личности. Как одна из главных ценностей современного общества, информация формирует новые стереотипы взаимодействия, вытесняя межличностное общение как источник информации, исключая из коммуникативного процесса диалог, который защищает сознание личности от манипулирования. СМИ, становясь главным инструментом распространения информации, превращают получателей сообщений в массу, способную лишь пассивно принимать «сигналы от коммуникатора». По этому поводу А. Моль пишет: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой информации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» [9: 64]. Информационные технологии воздействуют на различные составляющие сознания и поведения человека и, в особенности, на ценностные установки личности. Такая интерпретация специфики воздействия средств массовой коммуникации актуализирует проблему сопоставления ценностей личности с ценностным содержанием получаемой информации. В условиях информатизации общества, когда происходит коренной пересмотр устоявшихся ценностей и от воздействия СМИ во многом зависит формирование нового восприятия социокультурной реальности, данная проблема приобретает особый смысл.
Этот контекст делает необходимым также рассмотрение специфики передачи информации посредством СМИ. По мнению ученых, самым распространенным способом распространения информации является локализации (фрагментация, дробление и т.д.). Кратко охарактеризуем суть этого метода, поскольку при
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства
64 -------------------------------------------------------------------
Социально-историческое измерение информационной культуры
анализе особенностей информационного диалога мы будем обращаться к данным терминам. Итак, доминирующим методом распространения информации современными СМИ является ее локализация или дробление. Например, передача новостей по радио или телевидению часто прерывается сообщениями, не связанными между собой, газета превратилась в толстую подборку почти наугад расположенных материалов, в журналах преднамеренно разбивают статьи для того, чтобы вынудить читателя ознакомиться с рекламой, которая занимает порой несколько страниц. Реклама глубоко укоренилась в практику радио- и телевещания, порой и детские программы, созданные, как известно, в воспитательных целях, на коммерческих каналах прерываются рекламой.
Усиление фрагментации в средствах массовой коммуникации объясняется экономическим требованием заполнять все информационные каналы коммерческой информацией. Иногда бывает так, что реклама с полным безразличием врывается в трансляцию важных политических или социальных событий и независимо от того, о чем идет речь, низводит информацию до уровня ничего не значащего факта, тем самым повышая и без того высокий уровень пассивности аудитории при оценке освещаемых проблем. Часто транслируемые события подаются в виде симулякров и сопровождаются неверной оценкой [7]. Симулякр представляет собой нереальное событие, якобы отражающее реальность, а на деле заменяющее несуществующую реальность. Ж. Бодрийяр отмечает: «Происходит невероятное - реальное оказывается гиперреализованным. Оно начинает заявлять о себе как о чем-то более истинном, чем истина, как о чем-то слишком реальном, чтобы быть истиной. Сегодня такого рода реальности (сверхреальности) с помощью massmedia постоянно производятся, разрастаются, становятся гиперочевидными, навязывают себя снова и снова. Устраняется всякое различие между реальностью и ее репрезентацией. Реального как системы координат больше нет, оно живет жизнью модели» [2: 123]. Это, несомненно, усложняет формирование индивида как личности и не содействует становлению ее как субъекта диалога.
Процесс получения информации следует рассматривать как реализацию социальных, материальных или культурных потребностей человека. Поскольку удовлетворение потребностей связано с целеполаганием и принятием решений, категория «ин-
№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru
65
формация» осмысливается только в контексте с понятиями, отражающими социальную деятельность (потребность, интерес, цель и т.п.). Умение выбирать и формулировать цели - это качества личности, которые связаны с ее потребностью продемонстрировать оценку в отношении разнообразных явлений реальности, другими словами, извлекать из информации проблемно-ориентированный материал. Следовательно, удовлетворение информационной потребности - одна из основных социокультурных потребностей личности, а пренебрежение информационными потребностями приводит к различным проблемам, кризисам и даже конфликтам.
Коммуникация и этический акт
Прогресс и усовершенствование информационной среды способствуют повышению культурного уровня общества: благодаря информационным сетям открывается доступ к сокровищам библиотек, музеев, осуществляется приобщение человека к произведениям искусства независимо от места его проживания и финансовых возможностей. Все это является условием формирования информационной культуры, основными характеристиками которой являются: новый вид коммуникации, предоставляющий возможность человеку свободно находиться в информационном пространстве; свобода доступа к информации как на глобальном, так и на локальном уровнях; утверждение нового типа мышления; ориентация личности на саморазвитие и самоопределение. Вместе с тем информационная культура скрывает в себе существенные проблемы, о которых следует упомянуть. Это, прежде всего, сложившаяся языковая среда и фиксированная языковая коммуникация, которая ограничивает возможности языка и требует от человека встраиваться в эти рамки. В информационной культуре возникает угроза информационной безопасности личности. Обеспечить информационную безопасность личности - значит предоставить ей право на объективную информацию, что в свою очередь предполагает защиту от посягательств на ее свободный выбор и свободное развитие.
Е.Н. Карташева, характеризуя особенности коммуникативной личности, считает, что мотивационные, когнитивные и функциональные параметры коммуникативной личности зависят от степени ее потребностей в коммуникации [5].
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства
66 ----------------------------------------------------------------------
Социально-историческое измерение информационной культуры
Мотивационные параметры определяются потребностями личности в получении и передаче информации с целью оптимизации сфер жизнедеятельности. Наличие приоритетных потребностей связано со стремлением индивида к самоопределению, личностному росту. Степень устойчивости потребностей обусловливает уровень коммуникативной установки, что тесным образом связано с теми коммуникативными средствами, которые используются в процессе коммуникации. От мотивационной компоненты зависит успешность коммуникативного процесса.
Важное место в структуре коммуникативной личности занимают когнитивные параметры, которые связаны с интеллектуальным и эмоциональным потенциалом личности, а также ее когнитивным опытом. Центральное место занимает владение необходимыми коммуникативными кодами, которые обеспечивают идентичное восприятие содержания информации и способы воздействия на коммуниканта. Сопряженность когнитивных параметров с интроспекцией и саморефлексией личности позволяют ей верно оценить когнитивные возможности партнера и в соответствии с этим выстроить собственную коммуникативную стратегию. Функциональные параметры сфокусированы на коммуникативной компетентности личности, включающей в себя степень овладения личностью многообразием коммуникативных средств, с целью презентации разноплановой информации; умение соединять и модифицировать коммуникативные приемы в зависимости от сложившейся ситуации; владение способами конструирования дискурса, адекватного выбранному коммуникативному коду и господствующим в данном обществе нормам и правилам диалога.
Отмеченные параметры направлены на осуществление диалога, целью которого является установление коммуникативного взаимодействия, выявление намерений партнеров. Исходя из функциональности коммуникативной личности, ее следует рассматривать в двух ракурсах: как «коммуникативный индивид» и как «коммуникативную индивидуальность». Последней присущи такие характеристики, как харизма и коммуникабельность. Коммуникабельность представляет собой умение личности выстраивать или поддерживать коммуникативные контакты, она сознательно ориентирует личность на Другого и характеризуется эмотивностью. Харизма понимается как особая одаренность личности, ее притягательность и связанные с этим индивидуальные
№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru
67
характеристики: целеустремленность, склонность к лидерству, решительность и т.п. В коммуникативном контексте харизма понимается как исключительное качество личности, которое культивируется и ретранслируется СМИ как «образ» или «образец».
Основными принципами эффективности коммуникации могут быть принцип обратной связи, доступность, надежность, коммуникативное соответствие. Активное использование обратной связи показывает, насколько эффективно информационное воздействие на получателя информации. В процессе обратной связи большое значение имеет забота о том, чтобы информация «дошла» до адресата и чтобы от него поступило обратное сообщение. Принцип доступности информации очень важен в процессе диалогической коммуникации и не требует особых пояснений. Однако иногда случается, что коммуникатор в процессе трансляции ориентируется либо на сам источник, либо на канал сообщения, забывая о переработке и доступности информации.
Эффективность коммуникации обусловлена надежностью информационного источника, степенью доверия со стороны реципиента и той оценкой, которая дана в адрес информации. Принцип коммуникативного соответствия базируется на необходимости приспособить содержание информации к личностным качествам адресата. Этот принцип можно рассматривать с актуа-листической и социально-психологической точек зрения. Согласно первой точке зрения, при передаче той или иной информации необходимо учитывать имеющиеся в ней потребности. Вторая точка зрения указывает на степень социальной сформированно-сти субъекта коммуникации. В данной ситуации коммуникативное соответствие выражается в правильном подборе информации с точки зрения ее значимости, актуальности, эмоциональности.
Полилог - современная модель общения
Многомерность и неустойчивость современного мира порождают идею плюрализма, которая связана с осознанием «единства в многообразии». Термин «плюрализм» как философская категория впервые был использован в учениях Х. Вольфа для обозначения теорий, которые в своей основе имели более двух базовых принципов бытия. Теория философского плюрализма актуализирует проблему взаимосвязи единства и многообразия бытия в контексте современных социокультурных трансформаций. Ис-
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства
68 ----------------------------------------------------------------------
Социально-историческое измерение информационной культуры
ходя из этого, плюрализм признает ограниченность любого монизма, который по своему содержанию далек от ориентации на разнообразие и множественность бытийных форм, отражающих противоречивость любого развития.
Основу плюрализма составляет принцип множественности, который является основанием полилога как социокультурного феномена, рассматривающего коммуникативный процесс как взаимодействие множества равноправных субъектов. Если диалог предусматривает наличие общей темы как единой смыслообразующей направленности, то полилог рассматривается как важная предпосылка диалога, его своеобразная трансформация. Модель полилога, как нового типа диалога, на наш взгляд, является наиболее востребованной формой коммуникации, поскольку она отражает переход от традиционного коммуникативного взаимодействия к современному и предусматривает участие большого количества субъектов. В постмодернистских теориях представлены современные формы диалогического взаимодействия, более адекватные современному социальному бытию человека. Например, Ж. Деррида в качестве современного диалога рассматривает письмо, поскольку в письме преодолевается «неустойчивость и неопределенность бытия» и утверждаются личностные качества индивида [6]. В информационном обществе появились современные формы диалогичности, такие как полилог, плюролог, метарассказ, нарратив, контрапункт, дискурс и т.п. Все чаще возникают новые топохроны и средства коммуникации между людьми, например, internet-кафе, мультимедийные библиотеки, телеконференции, компьютерные тренировочные залы, электронные коттеджи, электронная почта (e-mail), смайлы, факсы, Интернет, мобильные телефоны, net-кинематограф, скайпы и т.п. Новые виды диалогического взаимодействия сейчас очень востребованы, поскольку в культуре «расширились текстовые рамки» и усложнились процессы кодирования и декодирования информации, произошло передвижение знаков в сторону «другой/чужой» территории: «анализ знакового механизма культуры убеждает нас, что культура в своем внутреннем движении постоянно и целенаправленно умножает механизмы, затрудняющие процесс передачи информации» [4: 216]. Сегодня наблюдается усиление непонимания диалогизирующих сторон, поскольку бытующая коммуникативная модель «адресант - адресат» демонстрирует лишь циркуляцию
№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru
69
информации, но не объясняет ее содержания. Поэтому ценность полилога и состоит в том, что в нем учитывается информация, поступающая из противоречивых источников, а не только показан ее перевод из скоординированных метасообщений. Исходя из современных трансформаций, корректировка существующих концепций диалога вполне оправданна, потому что современная реальность отличается не только информационной насыщенностью, но и плюрализмом, поликультурностью, динамичностью. Можно констатировать, что в современном мире полилог - это императив, вдохновляющая идея для будущего развития человека и человечества, это предлагаемая модель сосуществования общностей, культур, новой цивилизованной эпохи - эпохи информационного развития человечества.
В информационном пространстве полилог призван установить коммуникативные связи в условиях сетевого общения, рождения нового поликоммуникативного типа бытия личности, постоянного обновления и изменения различных структур социальности с их многовекторностью, разнолинейностью и неопределенностью. Поэтому появление полилога как новой формы диалога не объясняется только причиной коммуникативного характера.
Идея полилога приобретает свою актуальность в контексте информационной культуры и «культурного перехода», поскольку в ситуации социокультурных трансформаций от участников полилога требуется сохранение «очага устойчивости», т.е. тех общечеловеческих ценностей, которые составляют ядро культуры и общества. Полилог необходим человеку для того, чтобы сохранить бытийственную целостность, предотвратить «онтический разлом», сохранить связь времен. Следовательно, в информационном обществе, в условиях культурных трансформаций полилог может рассматриваться не только как новый вид диалогического взаимодействия, но и как способ бытия личности, культуры и социума.
Рассмотрев сущностные характеристики диалога и современной его формы - полилога, необходимо определить аксиологическую сущность диалога как универсального способа коммуникативного взаимодействия в условиях современности.
Ценность диалога состоит в том, что он предполагает отношение к другому как к особому миру с собственными целями и законами. В диалоге каждая сторона обладает свободой, отлича-
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Социально-историческое измерение информационной культуры
ется ненасилием и толерантностью, исключающими отношения господства и подчинения. Свободной является личность, демонстрирующая толерантность по отношению к другому и тем самым открывающая возможность покинуть границы унаследованной от античности парадигмы, когда целое было разделено на мир субъекта и объекта и утверждено отношение господства и подчинения.
Последствием коммуникативной и информационной революции явилось беспрецедентное увеличение потока информационно -го воздействия на каждого человека и формирование разнообразных по характеру и формам средств общения. Следует признать, что сегодня преобладающим становится «формальное» общение, которое лишено чувственной и эмоциональной составляющей. Это является одной из причин кризиса культуры, которая, по словам Э. Левинаса, кроется «в абсолютизации тезиса Р. Декарта “cogito ergo sum”». Философ полагал, что основанный на cogito мир породил отчуждение человека от самого себя, превратив его в «безымянную материю». Однако человеку присуща мера ответственности, которая, как считал Левинас, сохранит человеческое в человеке, станет смыслом его существования [8]. В современном мире происходит формирование новых моделей социокультурных взаимодействий, обусловленных информационными изменениями, это предполагает связь индивидов с процессом получения и обработки информации, соучастие (диалог) партнеров в реконструкции смыслов данной реальности. Несомненно, особое место в этом процессе отводится ответственности как основному принципу существования личности в трансформационном мире. Ценность ответственности проявляется в способности людей найти компромисс, прийти к согласию, продемонстрировать чувство открытости, толерантности и уважения по отношению к Другому. Именно эти качества человека необходимы для неклассической традиции, в которой коммуникация предполагает имманентную интерсубъектность, единство переживаемого чувства и смысла. Подход к коммуникации как к нравственному и ответственному поступку отражает общее состояние культуры, когда наблюдается нивелирование индивидуальности и замена ее стереотипами массового сознания. В подобной ситуации проблема самостоятельной личности выходит на первый план.
В начале XXI века, в связи с превращением глобального коммуникативного пространства в необходимое условие существова-
№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru
71
ния личности и общества, в диалог вовлекается все больше людей с различными ценностно-нормативными установками. Это приводит к осложнению взаимопонимания и обострению проблемы диалога. Здесь важно, чтобы гуманитарное знание как можно глубже и полнее раскрывало ценностную сущность диалога как фактора гармонизации отношений между людьми, культурами, государствами.
Таким образом, в качестве обобщающего тезиса можно предложить следующий: любые информационные или технологические трансформации предполагают адекватный ответ со стороны человека и общества, а увеличение объемов информации предъявляет повышенные требования к тому, будет она использоваться во благо человека или во вред.
Выводы
Таким образом, приходим к следующим выводам. Наиболее востребованными являются императивы социальной ответственности, гуманизма, диалогического общения. Императивность моральной ответственности (как разновидности социальной ответственности) состоит в осознании личностью нравственных требований, предъявляемых к ней на этапе развития информационного общества, и способности реализовать эти требования с учетом последствий не только для себя, но и для других членов общества. Как регулятор человеческих поступков, в условиях информатизации общества моральная ответственность становится самостоятельной ценностью. В контексте анализа информационных трансформаций современного общества важным вопросом является соотношение информационной свободы и ответственности.
Особое место в системе нравственных императивов занимает диалог как особая форма взаимодействия, основанная на равноправии субъектов коммуникации (коммуникативном равноправии), открытости, свободе, толерантности, консенсусе. В условиях информатизации общества, когда происходит коренной пересмотр устоявшихся ценностей и от воздействия СМИ во многом зависит формирование нового восприятия социокультурной реальности, наиболее востребованной формой коммуникации является полилог как новый типа диалога, отражающий переход от традиционного коммуникативного взаимодействия к современ-
72
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Социально-историческое измерение информационной культуры
ному и предусматривающий участие в нем большого количества субъектов. Императивность диалога состоит в том, что его основу составляют высшие нравственные ценности (гуманизм, свобода, ответственность), которые формируют особый тип отношений, направленный на гармонизацию отношений между людьми, культурами, государствами.
Развитие общества на основе информационно-коммуникационных технологий ознаменовано аксиологическими трансформациями, появлением новых этических проблем, связанных с формированием нового типа личности. При переходе к информационному обществу наблюдается увеличение роли информации и знания. Ценность информации состоит в том, что она становится основным фактором развития личности и общества, а ценность знания выражается в его способности получать достоверную и объективную информацию, а также критически ее осмысливать. Расширение влияния информационных технологий на все сферы социума требует от индивида не только совершенствования навыков и знаний, но и формирования нового мышления, необходимого для его адаптации к условиям и реалиям информационного общества и обеспечения ему достойного места в этом обществе.
Таким образом, делается очевидным, что в условиях становящегося информационного общества современной личности необходимо обладать не только высоким уровнем знаний, но и умением жить в обществе, изобилующем информационными, социальными, культурными новациями.
Особую важность приобретают вопросы, связанные с воздействием общества на человека, на его духовный мир, не ограничивающим его свободы, проявления инициативы, не ущемляющим его гражданских прав. Данное обстоятельство обусловливает необходимость выработки научных представлений о ценностях и смысле жизни личности, ее ответственности за свою деятельность. В этой связи осознание роли нравственных основ жизнедеятельности личности превращается в императив времени.
В современных условиях важно научиться исследовать возможности влиять на духовный мир человека. Это невозможно без выработки системы приоритетов нравственно должного, то есть нравственных императивов, которые нами рассматриваются как система высших нравственных ценностных смыслов и ориента-
№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru
73
ций личности. Они представляют культурно-исторический феномен и обусловлены актуальными потребностями развития общества. На этапе становления информационного общества основной функцией нравственных императивов является формирование устойчивых нравственных ориентаций и тем самым пробуждение стремления личности к самоутверждению и саморазвитию с учетом общественных интересов. Высшие нравственные ценности становятся для личности своеобразным ориентиром, установкой на определенный вид деятельности, способ межличностных отношений, выбор профессии, на жизнь в целом. Другими словами, нравственные ценности в рассматриваемом контексте способны выполнять роль не только ведущих «мотиваторов», но и «регуляторов» в формировании и утверждении смыслов жизнедеятельности личности.
Литература:
1. Бирюкова Г.М. Диалог: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Иваново, 2000. - 23 с. (Biryukova G.M. Dialogue: socio-philosophical analysis: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. Ivanovo, 2000. - 23 р.)
2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. - 123 с. (Baudril-lard J. The System of Objects. M.: Rudomino, 1999. - 123 р.)
3. Горелова Т.А. Диалогическая основа межкультурных взаимодействий: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1998. - 14 с. (Gorelova T.A. Dialogic Essense of the Cultural Interaction: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. M., 1998. - 14 р.)
4. Иванова Е.М. «Культурный переход» как онтологическая проблема информационного общества // Известия Томского политехнического университета. 2007. Вып. 2. Т 310. (Ivanova E.M. Cultural Transitionas an ontological problem of the information society // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2007. Vyp. 2. T. 310.)
5. Карташева Е.Н. Коммуникативная личность и современный процесс социальной динамики. М.: ИТДГК Гнозис, 1998. (Kartasheva E.N. Communicative Personality and the modern social dynamics process. M.: ITDGK Gnozis, 1998.)
6. Кротков Е.А., Манохин Д.К. Парадигма деконструктивизма: философско-методологический анализ // Общественные науки и современность. 2006. № 2. (Krotkov E.A., Manokhin D.K. Paradigm of De-structivity: philosophical-methodological analysis // Obshhestvennye nauki i sovremennost’. 2006. № 2.)
7. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ 2007. (Konetskaya VP. Sociology of Communication. M.: MUBU, 2007.)
8. Левинас Э. Путь к Другому. СПб.: Изд-во СПбГУ 2007. (Levinas E. Pathways to the Other. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2007.)
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства
74 -------------------------------------------------------------------
Социально-историческое измерение информационной культуры
9. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1996. - 64 с. (Moles A. Information Theory and Esthetic Perception. M.: Mir, 1996. - 64 р.)
10. Сайко Э.В. Проблемное поле диалога как феномена социального мира // Цивилизации: Вып. 7: Диалог культур и цивилизаций / Институт всеобщей истории РАН. М.: Наука, 2006. (Sayko E.V Problem Field of the Dialogue as a Social Phenomenon // Civilizacii: Vyp. 7: Dialog kul’tur i civilizacij / Institut vseobshhej istorii RAN. M.: Nauka, 2006.)