СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
УДК 101.1: 316 ББК 87.6
С. Б. Шитов
Роль мультимедиатехнологий в формировании информационной культуры личности
В информационном обществе высшее образование должно формировать гуманистическое мировоззрение личности, информационную культуру, раскрывать творческие способности личности. При этом формирование информационной культуры личности во многом связано с мультимедиатехнологиями.
Ключевые слова: информационное общество, информационная культура личности, мультимедиатехнологии, виртуальные технологии.
Информационная революция, продолжающаяся в настоящее время, внесла и продолжает вносить в образовательные системы различных стран новые технологии: компьютерные обучающие программы, информационнокоммуникационные технологии, Интернет-ресурсы, мультимедийные средства и т. п. Такая ситуация связана с тем, что на современном этапе развития общества основным ресурсом давно стала информация и способы ее получения и передачи, т. е. сейчас уместно говорить о развитии информационного общества. При этом образовательные системы непосредственно должны участвовать в этих процессах, так как в противном случае они будут не соответствовать реалиям сегодняшнего дня, что приведет, в конечном счете, к воспроизводству неполноценного человеческого капитала, к информационной бедности.
Экзистенциальный страх перед информационной бедностью (новой бедностью) и новым социальным неравенством - это угроза, которая ощущается сегодня все явственнее многими. Поэтому общество осознает опасность информационной бедности и делает все возможное для ее недопущения. В первую очередь, избежать информационной бедности можно через получение образования, в нашем случае речь будет идти о высшем техническом образовании.
Сегодня растет спрос на высшее образование. Можно выделить две основные причины такого спроса. Во-первых, получение высшего образования может быть обусловлено утилитарно-прагматичными причинами, традициями, привычками и т. д. Во-вторых, человек, действительно нацелен на получение высшего образования, чтобы использовать полученные знания для строительства своей карьеры. При этом надо отметить, что в условиях развития информационного общества к высшему образованию предъявляются высокие требования. Развитие информационного общества диктует новые актуальные цели социализации человека, на первый план выдвигаются творческие, креативные способности, способности аналитического, системного и дискурсивного мышления, высокие адаптивные способности, толерантное социальное
поведение. Поэтому высшее образование, в частности техническое, в информационном обществе должно выполнять в большей степени функцию раскрытия творческих способностей личности, формирования гуманистического мировоззрения.
Таким образом, все это повышает актуальность высшего образования, его востребованность, но, с другой стороны, предъявляет более высокие требования к его качеству, гибкости, открытости, инновационности. В частности, главной целью современного российского высшего технического образования должно быть формирование гуманистической личности, свободной, способной к самоопределению и самореализации в современном социокультурном пространстве. Важнейшими качествами гуманистической личности являются творческая активность, вариативное мышление, развитое стремление к созиданию, а цель системы высшего образования заключается в создании оптимальных условий для становления такой личности.
Сегодня знания не могут преподаваться в виде готовых истин, инструкций по видам деятельности, т. е. механизм усвоения знаний не может быть рассмотрен как линейный процесс «передачи» информации и опыта от одного субъекта (преподавателя) к другому (обучающемуся). Так как в информационном обществе качество знаний, которые передаются в ходе обучения и социализации, значительно изменяется, оно становится относительным, неполным, быстро устаревает, подвергается сомнению. В информационном обществе знания должны быть переданы в виде раскрытия творческих способностей человека, развития его возможностей. Основной целью высшего образования, в частности технического, должно стать содействие формированию свободного и ответственного индивида, способного предложить своей креативный, творческий потенциал.
Таким образом, основная задача высшего образования - это передача методологий и методов исследования и активизация эмоциональной и чувственной сфер обучающего и обучаемого. Также информационное общество накладывает существенный отпечаток на развитие языка и других символических систем. Под влиянием компьютеров происходит изменение языка, его упрощение, алгоритмизация, минимизация используемых понятий, следовательно, меняется сам стиль мышления.
Как отмечает В.В. Миронов, уже сегодня пространство Интернет-общения заставляет и в реальной жизни говорить на упрощенном языке, отчего остается один шаг до упрошенных, а значит менее продуманных действий [1, с. 28]. К тому же надо отметить, что большую актуальность имеет и проблема развития рационального мышления. При этом, как отмечают некоторые ученые, рациональный тип мышления не является преобладающим в современном российском социуме, он имеет тенденцию к сужению, упрощению [3, с. 27], в то время, как информационное общество предъявляет высокие требования не просто к развитию интеллекта, а к определенным качествам и свойствам мышления - его открытости, гибкости, подвижности, креативности.
В связи с этим становится все более затруднительным эффективное влияние на молодежь традиционных форм обучения. К тому же сама высшая школа попадает под воздействие информационного общества и
становится все более фрагментарной, университеты во всем мире повышают свою автономность, все более активно стремятся заниматься предпринимательской деятельностью, глобализируются, наращивая культурные и экономические связи с другими странами и отдельными университетами через информационно-коммуникационные средства. Университеты все более усложняются, они превращаются в крупные сложноструктурные комплексы, с развитыми сетевыми отношениями. В университетах происходят интенсивные интеграционные процессы, не только развиваются сетевые структуры, но и возникают и все более распространяются разнообразные виртуальные формы обучения и знания. Университеты интегрируются не только между собой, но и с экономической сферой, крупными корпорациями, и сами все больше начинают походить на корпоративный институт.
Таким образом, трансформация вузов приводит к возникновению особого социального института - открытого или корпоративного университета. Это высшее учебное заведение, которое во многом наделено качествами промышленной корпорации: свойствами экономической и управленческой эффективности, открытости для управленческих инноваций. Корпоративные университеты непосредственно включены в производство и ретрансляцию информационного общества и впоследствии общества знаний. К тому же, не надо забывать, что университеты в условиях развития информационного общества должны выступать как главные проводники информационной культуры и важнейший элемент эффективной социализации личности. Информационная культура личности должна включать в себя навыки работы с информацией, навыки критического отношения к информации, умение выделить ложную информацию, а также социокультурные формы адаптации личности в различных социокультурных средах.
Таким образом, информационная культура личности - это не только умения и навыки работы с компьютером и информацией, информационная культура - это еще и социокультурная основа жизни и поведения человека в информационном обществе, залог его социальной безопасности. Информационная культура личности в информационном обществе отражает социальные и культурологические особенности этого общества, его проблемы, тенденции, особенности, возможности. В связи с возросшей ролью индивида в информационном обществе информационная культура личностей становится главным основанием культуры информационного общества. Значительно акцентируются элементы личностной культуры, актуализируется личностное начало, что подавляет авторитет общественных институтов и других «внешних» авторитетов. Эти тенденции проявляются в самых разных сферах жизни общества, а в областях, особенно интенсивно связанных и использованием информационнокоммуникационных технологий, их проявление наиболее сильно.
Именно культура личностей постепенно начинает доминировать над целостными культурами: наций, стран, государств и т. д. Следовательно, информационная культура личности является основой культуры глобального информационного общества. В связи с этим, несмотря на повышение роли университетов в экономической системе стран, их нельзя
рассматривать как своеобразные научно-технические «фабрики», их интеллектуальные и культурные задачи должны оставаться приоритетными. Университеты должны всячески способствовать становлению информационной культуры личности. Учреждения высшего образования должны не только играть сегодня ключевую роль в обществе знания, в развитии и сохранении базовой науки, но и активно участвовать в толковании, распространении и активном применении нового знания и новой культуры. Необходимо резкое расширение роли университетов, усиление их значения для формирования информационной культуры и содействия эффективной социализации личности, актуализируя тем самым социально-гуманитарную составляющую университетов.
Процесс формирования информационной культуры личности во многом связан с мультимедиа- (виртуальными) технологиями. Под мультимедиа (от лат. multum - много и media - средства) понимается объединение нескольких каналов передачи информации от машины к человеку: звук, изображение, движение реальных предметов.
Подразумевается и обратная связь - действия человека должны напрямую и существенно влиять на ход событий в системе. Например, если рассмотреть процесс подготовки инженерных кадров при активном использовании различных средств мультимедиа, то мы увидим, что мультимедиа позволяет проводить процесс обучения в интерактивном режиме, т. е. в режиме диалога с обучающей средой. Следовательно, можно выделить три формы интерактивности мультимедиа [2, с. 37]:
1. Реактивная интерактивность - обучающиеся отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность заданий определяется очень строго, индивидуальное влияние на программу очень невелико.
2. Действенная интерактивность - обучающиеся управляют программой, они решают сами, выполнять ли задания по порядку или действовать самостоятельно в пределах приложения.
3. Взаимная интерактивность - обучающийся и программа способны приспособиться друг к другу.
Интерактивность имеет следующие основные свойства:
• обратная связь - реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователей, эти реакции видимы на экране;
• конструктивное взаимодействие - программа обеспечивает возможность для построения или конфигурирования объектов на экране;
•рефлексивные взаимодействия - программа хранит индивидуальные действия обучающегося для дальнейших исследований;
•имитационная интерактивность - объекты на экране взаимосвязаны, и возможен обмен информацией между объектами, осуществление специфической конфигурации объектов и изменение «поведения» этих объектов (моделирование механизмов, моделирование взаимодействий и т. д.).
Таким образом, технические характеристики мультимедиа обеспечивают множество возможностей для различных аспектов эффективного обучения, среди них: возможность использовать несколько каналов восприятия в учебном процессе; презентация материала различными способами, что позволяет актуализировать различные
органы чувств; моделирование сложных реальных экспериментов; визуализация абстрактного содержания; представление процессов в динамической манере; возможность подстраиваться под индивидуальный стиль обучаемого.
Мультимедиа обеспечивает студентов и преподавателей учебной средой, это позволяет студенту изучать материал курса с той скоростью, которая удовлетворяет его потребностям, обучающийся ближе подходит к осознанию предмета, при этом студент может выбирать порции соответствующего материала. Поэтому, согласно Смоляниновой О. Г., студенты отмечают, что обучение с мультимедиа позволяет им самостоятельно учиться и дает гораздо больше свободы. Многие учащиеся сообщают, что роль преподавателя по сравнению с традиционными уроками меняется при использовании мультимедиа. Они оценивают работу преподавателей следующим образом: «Преподаватели больше работают индивидуально, поддерживают нас в освоении стратегий, поиска и решении проблем, уделяют больше внимания отстающим». Учащиеся чувствуют, что учебная ситуация с компьютерами отлична от традиционной: отношение между студентами и преподавателями менее иерархично и смягчено, основное внимание уделяется самообучению [2, с. 45].
В связи с вышеизложенным следует отметить положительные черты мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает студента инструментальными средствами, которые могут использоваться во взаимосвязи и которые позволяют ему развивать свои творческие идеи. Мультимедиа обеспечивает «погружение» в изучаемый материал, более глубокое запоминание его через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к предмету. Например, соединение голоса лектора, музыкального и шумового сопровождения со зрительным рядом способно более ярко запечатлеть изучаемый курс в памяти обучающегося. Программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным и справочным материалом. Всегда к услугам учащегося и удобная полнотекстовая поисковая система, позволяющая быстро перемещаться по материалам курса, выявляя необходимую информацию по ключевым словам и словосочетаниям. Характеристики мультимедиа - интерактивность, предоставление обратной связи, моделирование сложных процессов - дают оптимальную поддержку студенту при самообучении с мультимедиа.
Мультимедиа обеспечивает множество возможностей для обработки информации. Информацию, обрабатываемую с помощью программного обеспечения, можно искать, сортировать и представлять в графах и диаграммах, имея дело с широким диапазоном средств информации, включая изображения и звуки. Например, моделирование в мультимедиасреде позволяет создавать визуальные действующие трехмерные модели, тем самым, предоставляя возможность учащимся видеть и управлять процессами в развитии.
Таким образом, виртуальные технологии предоставляют ряд преимуществ по сравнению с традиционными технологиями исследования и обучения. Целостное сенсорное восприятие, в том числе за счет трехмерной визуализации данных, что биологически естественно для
человеческого организма, позволяет исключить из когнитивного процесса необходимую стадию мысленного достраивания воспринимаемой картины и тем самым облегчает работу анализаторов, ускоряя процесс восприятия учебного материала, существенно повышает степень понимания и закрепления материала.
Предоставление интерактивного опыта - это одна из наиболее значимых особенностей виртуальных технологий. Во многих случаях взаимодействие посредством виртуальных миров может заменить непосредственное общение, оно предоставляет возможности спонтанного приобретения знаний и требует меньших когнитивных затрат, чем традиционные методы обучения. Виртуальные среды способствую развитию необходимой реалистичности и интерактивности, и поэтому способны заменять непосредственное обучение, поддерживая систему изучения ситуаций.
Благодаря виртуальным средам открывается большой потенциал действий, которые нельзя предпринять в реальном мире вследствие их удаленности, высокой стоимости, опасности или непрактичности. В виртуальном пространстве возможно преобразование любых данных в формы, цвета, движения, звуки или вибрации, т. е. в то, что можно видеть, слышать, чувствовать и осязать. Поэтому виртуальные среды рассматриваются как преобразователи, которые расширяют спектр информации, доступной в ходе непосредственного эксперимента.
Другим преимуществом виртуального обучения является возможность анализа одного и того же предмета или явления с разных точек зрения. Таким образом, пользователи могут лучше усвоить изучаемый предмет и создать более правильное и полное представление о нем. Виртуальная среда дает возможность интерактивного общения с виртуальными людьми внутри виртуального учебного пространства. Прежде всего, с помощью виртуальных людей можно получить реалистичное представление об изучаемом предмете, что необходимо, например, для подготовки инженеров можно использовать виртуальный лабораторный практикум, что позволит непосредственно приблизить учебную ситуацию к реальной и увеличить степень участия студента в процессе.
Эмоции также важны, когда происходит взаимодействие с виртуальными преподавателями, например, в случае дистанционного обучения. Одно присутствие героя, похожего на человека, положительно влияет на обучение («эффект персоны»), но еще большее положительное влияние на мотивацию со стороны обучающегося оказывает виртуальный преподаватель, который одобрительно относится к достижениям своего подопечного и переживает по поводу его неудач.
У анимационных педагогических агентов, есть и другие преимущества. Во-первых, они вносят социальный аспект в дистанционное обучение, которое часто воспринимается как отстраненное, безличное и, следовательно, не ведущее к возникновению мотивации. Во-вторых, они могут показать, как выполняется какое-либо задание, а не просто объяснять его, что сокращает часы, необходимые для усвоения знаний, поскольку обучение через примеры более эффективно, чем обучение через объяснение. В-третьих, педагогические агенты способны использовать
средства невербальной коммуникации, как для подтверждения объяснения, так и для обратной связи с обучающимися. Например, они могут обратить внимание пользователя на определенный объект непосредственно с помощью движения или взгляда или способны положительно или отрицательно реагировать на ответы пользователя только с помощью мимики. Такой вид коммуникации более предпочтителен, чем вербальная коммуникация, так как он не перебивает и не отвлекает отвечающего.
Таким образом, технологии виртуальных сред предоставляют человеку дополнительные возможности для его развития и активного самовыражения, они обеспечивают: целостное сенсорное восприятие; возможность приобретения знаний недоступными в реальном мире способами; возможность визуальной, голосовой, текстовой и невербальной коммуникации; учет индивидуальных особенностей восприятия и обработки информации человеком; реалистичность представления и поведения объектов и процессов; выполнение экспериментов, которые невозможно выполнить в реальных условиях.
В то же время, надо отметить и недостатки мультимедийных средств: основной недостаток состоит в том, что их создатель может заложить любой алгоритм управления обучением, навязать свою, им задуманную траекторию обучения и тем самым лишить процесс обучения самоуправляемости. Действительно, как бы мы ни излагали учебную информацию в ней, как бы ни структурировали учебный материал, обучаемый всегда может выбрать свою траекторию в его изучении: начинать читать с первых или последних страниц, возвращаться многократно в любую точку, к любому фрагменту книги.
Несмотря на недостатки, мультимедиа как инструмент обучения, обеспечивает студента возможностью управления обучением (интерактивностью) в течение процесса обучения. С одной стороны, использование мультимедиа в обучении может способствовать количественному накоплению знаний, с другой стороны, мультимедиа может использоваться для реализации глубоких познавательных стратегий (включение внутренней мотивации, освоение учебных стратегий, развитие понимания). И в том и в другом случае мультимедиа выступает как дополнительный образовательный ресурс, повышающий эффективность обучения, способствующий большей вовлеченности в учебный процесс, позволяющий реально индивидуализировать обучение (ускорение изучения, сокращение информационной перегрузки и т. д.). Следовательно, можно сказать, что средства мультимедиа создают условия для возникновения мультимедийной культуры.
Мультимедийная культура, согласно О. В. Шлыковой, это особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую - речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т. п. [4, с. 14]. Благодаря разнообразию аудио- и видеосредств мультимедийная культура все больше расширяет сферу своего влияния на человека, воздействуя на его сознание, тем самым способствуя формированию нового мировоззрения XXI в., основанного на технологиях виртуальной реальности. Разработчики современных мультимедийных систем стремятся к точному моделированию
реальности, созданию виртуального мира, в котором человек мог бы совершать то, что недоступно ему в реальности, и в котором он занимал бы ведущее место. Поэтому в процессе воспитания и образования все большее место занимает информация, подаваемая аудиовизуальными мультимедийными средствами.
При этом следует отметить и отрицательные стороны, которые несет в себе мультимедийная культура. В рамках мультимедийной культуры потоки информации только увеличиваются, информация уплотняется, становясь обрывочной, тем самым, развивается клиповое сознание пользователя. Человек воспринимает информацию частично, не успевая ее проанализировать и осмыслить. Мультимедийная культура постепенно теснит книжную и даже культуру межличностного общения, во многом изменяя формы организации поведения, манеру поведения и даже стиль жизни людей.
Тем не менее, на наш взгляд, мультимедиатехнологии и мультимедийная культура в целом способствуют всестороннему развитию личности, они должны стать средством профессионального обучения человека, получения им необходимых научных знаний для жизни и работы в информационном обществе. Их следует использовать в научных и учебных целях для успешного освоения процесса познания окружающего мира.
Таким образом, развитие информационного общества изменяет основные культурные паттерны. Компьютерные технологии не просто меняют условия труда и привносят дополнительные удобства в повседневную жизнь, они соседствуют со значительными видоизменениями на уровне культуры и духовной жизни, формированием навыков построения новых сетевых коммуникаций, навыков жизни вне ценностных универсумов и императивов. При этом надо понимать, что невозможно войти в глобальное информационное общество только за счет наращивания технических средств связи и уровня оснащенности компьютерами. Прежде всего, нужно формировать новое мышление: инновационное, гибкое, открытое, и большое значение при этом имеет система высшего образования.
Список литературы
1. Миронов В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопр. философии. - 2006. - № 2.
2. Смолянинова О. Г. Мультимедиа в образовании: моногр. - Красноярск, 2002. - 300 с.
3. Тычкова Т. В. Информационная культура и личность. - Саратов: Новый ветер, 2008. - 84 с.
4. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 414 с.