Научная статья на тему 'Информационная культура и информационные предпочтения молодёжи в медийном пространстве'

Информационная культура и информационные предпочтения молодёжи в медийном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
329
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / MEDIA COMPETENCE / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / INFORMATION PREFERENCES / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киреева Наталья Николаевна

Основным источником получения информации для молодежи становятся новые медиа. Успешная социализация и самореализация напрямую зависит от уровня информационной культуры и удовлетворения информационных потребностей, особенно это актуально для современной студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information culture and information preferences of young people in media space

New mass media become the main source of getting information for youth. Successful socialization and self-realization directly depends on the level of information culture and satisfaction of information requirements specially it is actual for students of today.

Текст научной работы на тему «Информационная культура и информационные предпочтения молодёжи в медийном пространстве»

Н.Н. КИРЕЕВА

аспирант кафедры социологии и социально-коммуникационных

технологий УГУЭС

Информационная культура и информационные предпочтения молодёжи в медийном пространстве

Сегодня основным источником получения информации для молодёжи стали новые медиа, вытесняющие традиционные масс-медиа - ТВ, радио, прессу. Новые медиа, наряду со своими несомненными достоинствами, представляют собой канал распространения информации, носящей деструктивный, зачастую криминальный, характер.

Явная или скрытая пропаганда жестокости, насилия, всевозможных социальных отклонений находит своих потребителей. Лёгкость доступа на данные порталы не только упрощает возможность их посещения, но, используя социальную инженерию и различные информационные технологии, даёт возможность визуализации данных материалов, даже если на них отсутствует запрос.

У молодых людей неоднозначное отношение к такого рода информации. Значительная часть молодёжи занимает положительную или нейтральную позицию к размещению данной информации в сети.

Длительное нахождение в интернете, постоянные потребности в коммуникации, поисковая активность, возрастная психология делает молодёжь наиболее подверженной информационной манипуляции.

В настоящее время интернет стал не только источником информации, а представляет собой альтернативную реальность, часто неуправляемую и антагонистическую.

* Киреева Наталья Николаевна, e-mail: kira31323@mail.ru

Обилие агитации и «информационного мусора» может сформировать пространство дезориентации, в котором сконцентрированы информационные аномалии и их последствия, такие, как информационные войны и всевозможные девиации.

Если традиционные медиа подвергаются в той или иной мере правовому регулированию и журналистской самоцензуре, то в новых медиа возможности правового (не говоря о моральном) контроля сильно ограничены.

На сегодняшний день содержание социальных сетей и порталов вызывает ощущение некоторой тревоги. Среди потребителей информации есть мнения о частичном ограничении входа на определённые сайты и даже внедрение механизма цензуры, в то же время есть сторонники открытого интернет-пространства. По данным опроса ВЦИОМ, 49% россиян ратуют за цензурирование информации в интернете. Этот показатель во многом зависит от того, с какой частотой используется интернет. Среди поддерживающих введение цензуры - 57% не используют интернет, 43% -постоянные пользователи'.

Существует мнение о том, что чем выше риски угрозы влияния информации на психическое здоровье молодёжи, тем актуальнее становится проблема введения цензуры.

В условиях информационного переизбытка практически невозможно реализовать информационную цензуру, что может привести к эскалации информационной зависимости.

В связи с этим актуальной задачей становится формирование медиаграмотности населения, прежде всего, молодёжи.

Медиаграмотность понимается не только как объём тезауруса человека, но и как его способность к различению на основе тезауруса и жизненного опыта в огромном потоке противоречивых

1 ВЦИОМ: Интернет - запретить нельзя разрешить? [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=237&uid=115338 (дата обращения: 3.08.2015).

сообщений информации, к вычленению из информации смысла, и на этой основе - к сопоставлению виртуальной «реальности» и реальности вне медиа-интерпретации.

Данные ВЦИОМ показывают, что в 2014 г. пользовались интернетом 66%, в 2015 г. - 69%. Доля ежедневно выходящих в Сеть постоянно увеличивается (52%). Для сравнения, данная цифра (с 2006 г.) выросла в 10 раз (с 5%). Молодёжь является активным потребителем контента (96%)2.

На вопрос «Полезен или вреден интернет?» 60% респондентов отмечают его положительное влияние на человека. В большей степени этой позиции придерживаются 66% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет3.

Свободный доступ к информационным порталам, неограниченные возможности для создания сайтов одновременно несут в себе и положительные, и отрицательные последствия.

Невозможность проверки достоверности размещённой на них информации, по каким критериям происходит отбор содержания информации, формирует информационное поле современного человека, которое оказывает негативные последствия для интеллекта.

Последние исследования подтверждают тот факт, что общество встречается с неуправляемым ходом техногенного подчинения людей, влияния манипуляционных практик на их сознание.

Для того, чтобы эффективно организовывать и управлять информационными потоками, гармонично сочетать используемые для самообучения, саморазвития, самовоспитания различные источники информации, студенческая молодёжь должна обладать должным уровнем информационной культуры.

2 ВЦИОМ: Интернет: новая эра мобильных устройств [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115255 (дата обращения: 3.08.2015).

3 ВЦИОМ: Соцсети - окно в мир или виртуальная ловушка? [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115294 (дата обращения: 3.08.2015).

В 2013-2014 гг. было проведено социологическое исследование «Выпускник вуза - 2014», анкетный опрос студенческой молодежи трёх ведущих вузов Республики Башкортостан (Башкирского государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы и Уфимского государственного университета экономики и сервиса). Объём выборки - 812 студентов; выборочная совокупность составила 25% от генеральной совокупности; ошибка выборки - 4,03%. Метод выборки -многоступенчатый (квоты - бакалавриат, специалитет, магистратура; далее случайный отбор). Часть вопросов прямо или косвенно касалась проблем информационной культуры молодёжи4.

По результатам исследования, 60% респондентов отметили, что обладают высоким уровнем умения самостоятельного поиска и анализа информации, лишь 6,8% опрошенных отметили свой низкий уровень.

Значительная часть студентов (56%) используют интернет не в учебных целях. Можно предположить, что сегодня для молодёжи пространство интернета является полем репрезентаций и коммуникаций, информационная функция интернета отодвигается на второй план.

Важно обратить внимание на необходимость рассмотрения проблемы оценки информации, которая поступает из интернета, т.к. хронометраж показывает, что молодёжь проводит очень много времени в интернете. Исследование ВЦИОМ показывает, что молодые 18-24-летние россияне считают, что нахождение в интернете и социальных сетях занимает у них много времени5.

4 Шайхисламов, Р.Б., Галиев, Г.Т. Дополнительное профессиональное образование выпускников вузов в условиях реализации ФГОС-3: потенциал и проблемы // Вестник ВЭГУ. 2015, № 1 (75), с. 79-89.

5 ВЦИОМ: Интернет-зависимость: сколько россиян подвержены «болезни XXI века»? [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114515 (дата обращения: 3.08.2015).

На вопрос: «Какие информационные каналы вызывают у Вас большее доверие?» были получены следующие ответы. 40,4% респондентов доверяют телевизионной информации, 31% отметили доверие к радио, третье место по степени доверия занимает интернет - 17,9%, газетным и журнальным публикациям выражают доверие 15,6%. Таким образом, нет основания полагать, что интернет имеет высокий индекс доверия6.

Сегодня происходит необратимая трансформация мыслительного процесса, а не просто влияние информационного потока.

Возникает парадокс. Он заключается в том, что огромное количество информации снижает гибкость мышления, способность к анализу и синтезу. Возможность удовлетворения информационного запроса, поиск готовых решений способствует нивелировке поисковой мотивации, снижению эвристического потенциала. Когда молодой человек лишается информационной поддержки, возникают трудности с актуализацией собственных ресурсов и состояние замешательства и даже фрустрации.

Результаты опроса показали, что 41% опрошенных испытывают затруднения при решении нестандартных задач и только 22% заявили, что не испытывают никаких затруднений при решении нестандартных задач.

33% респондентов считают, что обладают высокой способностью творчески мыслить, несколько больше (36%) владеют данной способностью в средней степени.

27% респондентов считают, что рационально используют своё время, 31% - не всегда рационально, 29% опрошенных - нерационально тратят своё время.

6 Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-13-02016 «Динамика порогового значения технологий массовой манипуляции в конструировании протестного потенциала молодёжи Республики Башкортостан».

Большая часть респондентов (41%) при подготовке к занятиям используют ресурсы интернета, 36% идут в библиотеку и читальный зал в случае, если не нашли информацию в учебнике и интернете, 9% используют только учебники при подготовке к занятиям, лишь 6% посещают библиотеки регулярно.

По данным ВЦИОМ, печатная литература становится менее популярной, а электронные форматы пользуются всё большим спросом. Если в 2011 г. печатные книги выбирали 62% респондентов, в 2015 г. - 47%. Если электронные книги читали 9% респондентов (2011 г.), то сегодня - 17%.

Каждый четвёртый опрошенный не посещает библиотеки, а пользуется услугами интернета - 23% (скачивает или читает).

По мнению россиян, чтобы привлечь посетителей в библиотеку, требуется произвести обновление книжного фонда (28%), организовать доступ к изданиям через интернет (26%)7.

В современных условиях молодёжь сталкивается с рядом проблем (уровень информационной среды и качество обучения; растущий объём информации и способность её воспринимать, усваивать, обрабатывать, передавать и использовать в профессиональных целях).

Влияние интернета на новые группы пользователей и повышение их сетевой активности на сегодняшний день являются факторами политических, экономических, социокультурных изменений. Под влиянием интернет-коммуникаций из многих обособленно-организующихся социумов человечество превращается в одно целое, в нём индивиды объединяются многочисленными информационно-коммуникационными нитями.

Современный интернет существенно изменился. Если ранее имеющие к нему доступ чётко делились на потребителей инфор-

7 ВЦИОМ: Как пройти в библиотеку? [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115279 (дата обращения: 3.08.2015).

мации и её создателей, то сегодня эта грань постепенно исчезает, прежде всего с созданием социальных сетей.

Приобщение молодёжи к интернету несёт в себе две противоположные тенденции. Для людей, имеющих проблемы с социализацией, это своеобразный «уход от реальности» с последующим снижением реальных социальных контактов. Для другой категории людей интернет представляет институт, помогающий увеличению объёма социального и человеческого капитала.

Можно смело утверждать, что для многих молодых людей интернет стал главным действующим инструментом познания и обо

разом жизни8.

Практика показывает, что с ростом информационных ресурсов возникает противоречие в сфере производства и использования информации, в итоге информационная избыточность порождает дефицит необходимой информации. В результате производства и передачи больших объёмов информации у потребителя нередко возникает так называемый «информационный голод». Перенасыщение информационной среды не всегда способствует становлению социокультурного пространства развития студенческой молодёжи.

Как правило, дефицит социально-значимой информации студенческая молодёжь компенсирует некритичным потреблением любой информации, зачастую делая акцент на развлекательные и им подобные материалы. Медийное пространство (пространство функционирования СМИ) - это основной источник информации современной студенческой молодёжи.

Ключевым элементом информационной культуры студенческой молодёжи являются информационные предпочтения. Целью их регулирования является формирование у молодёжи навыков

8 Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010, с. 113.

работы с медийной информацией, развитие способности к оценке манипулятивного медиавоздействия, понимание причинно-следственных связей при анализе информации.

Сам механизм регулирования представляется как система взаимоотношений между субъектами внешней регуляции и саморегуляции.

Говоря о внешней регуляции, мы рассматриваем её в виде системы регулирующего воздействия, когда социальные субъекты влияют на объект регулирования. Нахождение студентов в пространстве медиа рассматривается в качестве объекта регулирования.

Система, затрагивающая внутренние личностные воздействия, которые направлены на самоанализ и самокоррекцию своего информационного поведения, представляет собой саморегуляцию.

Организационные структуры вуза (профессорско-преподавательский состав, студенческие и молодёжные СМИ и др.) направляют и организуют систему внешних регулирующих воздействий.

Внешняя регуляция - это целый комплекс социальных технологий: педагогических, воспитательных, информационных, телекоммуникационных. Данная система представлена совокупностью приёмов, методов, воздействий, регулирующих информационные предпочтения молодежи .

Будущий профессионал, живущий в информационном обществе, должен не только обладать нужной информацией, но делать осознанный, целенаправленный выбор и использование информационных технологий, развивая свой потенциал.

Социальный успех личности не может быть обеспечен без достойного уровня информационной культуры, расширяющей не только адаптационные возможности в современной информацион-

ной среде, но и создающей предпосылки для комфортного и рационального информационного поведения9.

Успешная социализация и самореализация напрямую зависит от уровня информационной культуры и удовлетворения информационных потребностей, особенно это актуально для современной студенческой молодёжи.

Киреева Н.Н. Информационная культура и информационные предпочтения молодёжи в медийном пространстве. Основным источником получения информации для молодежи становятся новые медиа. Успешная социализация и самореализация напрямую зависит от уровня информационной культуры и удовлетворения информационных потребностей, особенно это актуально для современной студенческой молодежи.

Ключевые слова: информационная культура, медиаграмотность, средства массовой информации, Интернет, коммуникации, молодежь, информационные предпочтения, медийное пространство.

Kireeva N.N. Information culture and information preferences of young people in media space. New mass media become the main source of getting information for youth. Successful socialization and self-realization directly depends on the level of information culture and satisfaction of information requirements specially it is actual for students of today.

Keywords: information culture, media competence, mass media, Internet, communications, youth, information preferences, the media space.

9 Чередниченко Г. А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М.: ИС РАН, 2012. С. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.