Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / УГРОЗЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малгаров Иннокентий Иннокентьевич

Статья посвящена проблеме обеспечения информационной безопасности школьников в цифровой среде, поскольку, не обладая необходимым социальным опытом, дети и подростки являются наиболее уязвимой, подверженной негативным эффектам цифрового мира категорией населения. В сложившихся условиях одной из задач системы общего образования является формирование информационной культуры школьника, способного в том числе противостоять указанному воздействию. Новизна исследования заключается в попытке выявить риски и угрозы информационной безопасности современных школьников. Результаты исследования представлены в виде сравнения данных, полученных в 2018 и 2022 гг. На первом этапе в опросе приняли участие 236 обучающихся, на втором - 346 обучающихся. В результате выявлены некоторые риски и угрозы, на которые участникам образовательного процесса стоит обратить особое внимание. Исследование, проведенное среди школьников, обоснованно свидетельствует о необходимости учета особенностей образовательной среды сельских школ в свете новых требований ФГОС по направлению цифровой трансформации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малгаров Иннокентий Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE AND SAFETY OF SCHOOLCHILDREN IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

The article focuses on the problem of information security of schoolchildren in the digital environment, since, without the necessary social experience, children and adolescents are the most vulnerable, exposed to the negative effects of the digital world category of the population. In the current circumstances, one of the tasks of the general education system is to form an information culture of the schoolchildren, able, among other things, to withstand this impact. The novelty of the study is an attempt to identify the risks and threats to the information security of modern schoolchildren. The results of the study are presented as a comparison of the data obtained in 2018 and 2022. In the first stage 236 students took part in the survey, in the second - 346 students. Consequently, some risks and threats to which participants in the educational process should pay special attention were identified. The study conducted among school students reasonably indicates the need to take into account the peculiarities of the educational environment of rural schools in the light of the new requirements of the FSES in the direction of the digital transformation of education.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 349-352. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 12. P. 349-352.

Научная статья УДК 37.032

https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.55

Информационная культура и безопасность школьников в цифровой среде Иннокентий Иннокентьевич Малгаров

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия, malgarov@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме обеспечения информационной безопасности школьников в цифровой среде, поскольку, не обладая необходимым социальным опытом, дети и подростки являются наиболее уязвимой, подверженной негативным эффектам цифрового мира категорией населения. В сложившихся условиях одной из задач системы общего образования является формирование информационной культуры школьника, способного в том числе противостоять указанному воздействию. Новизна исследования заключается в попытке выявить риски и угрозы информационной безопасности современных школьников. Результаты исследования представлены в виде сравнения данных, полученных в 2018 и 2022 гг. На первом этапе в опросе приняли участие 236 обучающихся, на втором - 346 обучающихся. В результате выявлены некоторые риски и угрозы, на которые участникам образовательного процесса стоит обратить особое внимание. Исследование, проведенное среди школьников, обоснованно свидетельствует о необходимости учета особенностей образовательной среды сельских школ в свете новых требований ФГОС по направлению цифровой трансформации образования.

Ключевые слова: информационная культура, информационная безопасность, риски, угрозы, циф-ровизация, цифровая среда, школьник

Для цитирования: Малгаров И.И. Информационная культура и безопасность школьников в цифровой среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 349-352. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.55.

Original article

Information Culture and Safety of Schoolchildren in the Digital Environment Innokenty I. Malgarov

Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, malgarov@bk.ru

Abstract. The article focuses on the problem of information security of schoolchildren in the digital environment, since, without the necessary social experience, children and adolescents are the most vulnerable, exposed to the negative effects of the digital world category of the population. In the current circumstances, one of the tasks of the general education system is to form an information culture of the schoolchildren, able, among other things, to withstand this impact. The novelty of the study is an attempt to identify the risks and threats to the information security of modern schoolchildren. The results of the study are presented as a comparison of the data obtained in 2018 and 2022. In the first stage 236 students took part in the survey, in the second - 346 students. Consequently, some risks and threats to which participants in the educational process should pay special attention were identified. The study conducted among school students reasonably indicates the need to take into account the peculiarities of the educational environment of rural schools in the light of the new requirements of the FSES in the direction of the digital transformation of education.

Keywords: information culture, information security, risks, threats, digitalization, digital environment, school student

For citation: Malgarov, I.I. (2022) Information Culture and Safety of Schoolchildren in the Digital Environment. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 349-352. Available from: doi:10.24158/spp.2022.12.55 (In Russian).

Введение. В условиях тотальной цифровизации сфер жизнедеятельности современного человека возрастает роль сформированности информационной культуры личности, способной не только самостоятельно и целенаправленно работать с информацией, цифровыми технологиями, но и противостоять рискам и угрозам, возникающим в рамках этой деятельности. Дети и подростки, ввиду низкого уровня социального опыта, могут быть наиболее подвержены негативным эффектам цифрового мира, что может повлиять на их здоровье и (или) физическое, психическое, духовное, нравственное развитие. Исследователи утверждают, что прививать детям навыки информационной культуры, учить их способам противостояния информационным рискам, критическому и осмысленному оцениванию информации, получаемой через интернет, нужно начиная с младшего школьного или даже дошкольного возраста (Белякова, Загвязинская, Березенцева, 2017).

© Малгаров И.И., 2022

РЕйАЗООГСв

Поэтому одной из важнейших задач школьного образования является формирование информационной культуры обучающихся. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования содержат в качестве предметных, метапредметных и личностных результатов образования компоненты информационной культуры; в школах на постоянной основе проводятся мероприятия по изучению основ информационной безопасности.

Мы придерживаемся следующего определения информационной культуры школьника: это динамическая интегративная характеристика обучающегося, обладающего учебной мотивацией, морально-этической ответственностью, рефлексивными умениями, способного к информационной деятельности, в том числе для выполнения учебных задач в условиях цифровизации школьного образования. Динамичность, указываемая в данном определении, прежде всего связана с постоянным изменением рисков и угроз, а их возникновение, в свою очередь, обусловлено рядом причин, которые должны быть изучены и проанализированы.

Цель исследования. Данное исследование ставит своей целью выявление рисков и угроз информационной безопасности школьников в процессе формирования их информационной культуры в цифровой среде.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось посредством онлайн-анкетирования обучающихся школ Республики Саха (Якутия), расположенных преимущественно в сельской местности. Исследование проводилось в два этапа с разницей в четыре года: в 2018 и 2022 гг. На первом этапе исследованием охвачено 236 обучающихся, а на втором этапе - 346 обучающихся. Средний возраст респондентов на обоих этапах составил 13,9 лет.

Респондентам предлагалось ответить на 12 вопросов, касающихся условий, предпочтений, обеспечения личной информационной безопасности, оценочных суждений в области информационной деятельности в цифровом мире. При проведении исследования были использованы модифицированные вопросы из опросника, разработанного Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Обработка результатов производилась с помощью количественно-частотного и сравнительного анализа. Результаты первого этапа исследования были опубликованы в журнале «Проблемы современного педагогического образования» (Барахсанова, Малгаров, 2018).

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные нами результаты двух этапов исследования демонстрируют высокий уровень онлайн-активности школьников. Устройством доступа в интернет у подавляющей части респондентов и в 2018-м, и в 2022 гг. остается личный смартфон (95 % и 97,5 % соответственно). Это объясняется большей ценовой доступностью мобильных устройств, развитостью сети мобильной связи в регионе. Личный компьютер или ноутбук, а также семейный (общий) компьютер для доступа в интернет используют лишь 14 % опрошенных. Четыре года назад этот показатель составлял 35 %. На наш взгляд, причиной может являться не только развитие инфраструктуры связи мобильных устройств, но и более удобное, многофункциональное программное обеспечение. Школьные устройства с доступом в интернет не представляют должного интереса - 2 %. Это может быть связано с недостаточной организацией доступа обучающихся к данным устройствам или отсутствием у обучающихся интереса к ним ввиду наличия контент-фильтрации.

На вопрос «Сколько времени ты проводишь в интернете в сутки?» ответы разделились следующим образом. В 2018 г. доля обучающихся, которые проводят в интернете меньше часа в сутки, составляла 4,2 %, от 1 до 3 часов - 24,6 %, от 3 до 5 часов - 38,1 %, от 5 до 8 часов - 16,9 %, от 8 до 12 часов - 2,5 %, более 12 часов - 2,1 %, затруднились ответить - 11,4 %. Результаты опроса в 2022 г. показывают заметное увеличение времяпровождения детей в интернете. Так, меньше часа в интернете в сутки проводят лишь 2,3 % опрошенных, от 1 до 3 часов - 14,7 %, от 3 до 5 часов -34,4 %, от 5 до 8 часов - 21,4 %, от 8 до 12 часов - 6,1 % (увеличение на 3,6 %), более 12 часов -7, % (увеличение на 5,1 %), затруднились ответить 13,9 %. Как утверждают исследователи, основными рисками, связанными с продолжительным взаимодействием с экраном смартфона, являются заболевания глаз, нарушения циркадных ритмов, утомляемость (Чахнашвили, Иванов, 2022).

Ответы на вопрос «Что ты обычно делаешь в интернете?» раскрывают содержание онлайн-активности. Как и раньше, в текущем году самыми популярными занятиями в интернете оказались поиск интересной информации и общение с друзьями в социальных сетях (70,2 % и 69,7 % соответственно). Если в 2018 г. на третьем месте по популярности занятий был поиск информации для учебы (54,2 %), то через четыре года это место заняли онлайн-игры (56,6 %), что очень тревожно. Мы наблюдаем рост увлечения школьниками онлайн-играми на 25,7 %. Несмотря на то что в последнее время получили развитие образовательные онлайн-ресурсы, школьников они не сильно увлекают. Лишь 13,9 % занимаются на онлайн-курсах. Гораздо большее количество обучающихся занято прослушиванием онлайн-музыки и просмотром онлайн-видео (43,1 %). Таким образом, основными занятиями школьников в интернете являются поиск информации, общение в социальных сетях и мессенджерах, онлайн-игры и потребление аудиовизуального контента.

Если говорить про состояние ограничений, то, как показывают данные, для половины обучающихся никаких ограничений нет (47,7 %). Если в 2018 г. 35,2 % школьников мешала низкая скорость интернета, то в 2022 г. доля таких школьников сократилась до 24 %. Доля обучающихся, которые ощущают ограничения родителей, за 4 года уменьшилась с 21,6 % до 15 %. По вопросу ограничения использования смартфонов в школе в 2022 г. 39,3 % обучающихся считают, что смартфоны мешают ученикам заниматься и их можно, например, во время урока сдать учителю. 5,8 % обучающихся выступают за полный запрет смартфонов в школе. Подавляющее большинство (45,7 %) согласно соблюдать культуру поведения и не отвлекаться на гаджеты во время урока. Результаты ответов обучающихся 2018 г. на данный вопрос практически идентичны с результатами этого года.

Знания об информационной безопасности обучающиеся в 2022 г., как и в 2018 г., получают в основном на уроках в школе (62,1 %). В настоящее время наблюдается увеличение этой доли на 11,9 %. Остается высокой и просветительская роль родителей, средств массовой информации (37,3 % и 36,4 % соответственно). Увеличилось влияние друзей в вопросах информационной безопасности (17,6 % против 11,8 %). С 34,6 % до 25,7 % сократилось доверие к личному опыту в этом вопросе Доля обучающихся, не интересующихся своей информационной безопасностью, практически осталась прежней - 8,7 %.

В плане конфиденциальности школьники стали более ответственно относиться к распространению персональных данных. Сократилась доля обучающихся, размещающих фото на своих страницах в социальных сетях с 38,4 % до 15,9 %. Это касается и других данных, например фамилии, имени и отчества (с 56,5 % до 46 %), даты рождения (с 35,9 % до 24,9 %). Увеличилась доля обучающихся, у которых включен приватный режим (с 27,4 % до 31,8 %). Результаты опроса говорят о том, что школьники стали более ответственно относиться к распространению своих персональных данных.

На вопрос «С кем ты делишься в первую очередь, если у тебя случаются неприятности в Сети?» в 2018 г. ответы разделились следующим образом: друзья - 33,3 %, родители - 22,4 %, ни с кем - 13,9 %, не знаю, со мной такого не было - 30,4 %. В 2022 г.: друзья - 38,4 %, родители -17,3 %, учителя - 0,3 %, ни с кем - 18,5 %, не знаю, со мной такого не было - 25,4 %. Данные двух опросов демонстрируют, что учителя не те персоналии, к которым в первую очередь могут обратиться дети в случае неприятностей, возникающих в цифровом мире. Чаще всего дети предпочитают делиться подобными проблемами с друзьями или вообще не говорить об этом.

Выводы. Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Основными устройствами для доступа в интернет у обучающихся являются личные смартфоны. Обеспеченность школьников ими неуклонно приближается к 100 %. Контент-фильтрация на этих устройствах школой не обеспечивается. Поэтому высок риск доступа детей к информации, которая может причинить вред их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

2. Отмечается значительное увеличение продолжительности времяпровождения детей в интернете. Это может привести к проблемам здоровья из-за малоподвижного образа жизни и к деградации навыков традиционной коммуникации в реальной жизни. С учетом того, что основным устройством для доступа в интернет является устройство с маленьким размером экрана со светодиодной подсветкой, возможны заболевания глаз, нарушения циркадных ритмов и утомляемость.

3. В содержании онлайн-активности обучающихся заметно активное преобладание онлайн-игры, чрезмерное увлечение которыми может привести к психическим заболеваниям. Это усугубляется сокращением контроля родителей, их помощи и поддержки в процессе формирования информационной культуры своих детей.

Список источников:

Барахсанова Е.А., Малгаров И.И. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 64.

Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березенцева А.И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 157. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-147-162.

Чахнашвили М.Л., Иванов Д.В. Влияние цифровизации на здоровье детей и подростков // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2022. Т. 16. № 3. С. 56. https://doi.org/10.24412/2075-4094-2022-3-2-2.

References:

Barakhsanova, E.A. & Malgarov, I.I. (2018) School Students in the Digital Educational Environment: Conditions, Preferences, Safety. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (61-2), 64 (in Russian).

PEDAGOGICS

Belyakova, E.G., Zagvyazinskaya, E.V. & Berezentseva, A.I. (2017), Information Culture and Information Safety of Schoolchildren. Education and Science Journal. 19, (8), 157. Available from: doi: 10.17853/1994-5639-2017-8-147-162 (in Russian).

Chakhnashvili, M.L. & Ivanov, D.V. (2022) Impact of Digitalization on the Health of Children and Adolescents. Journal of New Medical Technologies. 16, (3), 56. Available from: doi: 10.24412/2075-4094-2022-3-2-2 (in Russian).

Информация об авторе И.И. Малгаров - аспирант педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=841969

Information about the author I.I. Malgarov - PhD student at the Pedagogical Institute of Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=841969

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.