Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ШКОЛЬНИКА: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ШКОЛЬНИКА: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕТЕВЫЕ МЕДИА / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ШКОЛЬНИКА / ЦИФРОВОЙ СЛЕД / СБОР ДАННЫХ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬ ДОСТУПА / АГРЕГИРОВАНИЕ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипенко Людмила Евгеньевна, Козицына Юлия Вадимовна, Коротков Александр Васильевич

Поддерживаемый государством тренд цифровизации обусловил актуальность педагогических исследований, связанных с социализацией современных детей. Широкая цифровизация основного и дополнительного образования школьников актуализирует для обучающихся спектр когнитивных возможностей и новые вызовы, связанные с использованием информационных технологий. Умение безопасно применять сетевые технологии, понимать и контролировать наполнение своего цифрового профиля становится востребованным качеством успешно социализированной личности. Продолжение активной жизни в Сети, в том числе для реализации карьерных амбиций, потребует от будущих выпускников школ наличия не только базовых технологических, но и юридических знаний для управления собственными персональными данными. На основании анализа широкой панорамы образовательных, технологических, правовых проблем отражены и представлены в виде модели айсберга результаты междисциплинарного метаанализа цифрового профиля школьника. Даны рекомендации по выбору программных средств для выявления и агрегирования цифрового следа школьника, а также достоверных источников наполнения его цифрового профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осипенко Людмила Евгеньевна, Козицына Юлия Вадимовна, Коротков Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL IDENTITY OF A SCHOOLCHILD: POTENTIALITIES AND SECURITY OF DIGITAL SOCIALIZATION

The state-supported trend of digitalization has made pedagogical research related to the socialization of modern children relevant. The extensive digitalization of primary and supplementary education for schoolchildren actualizes for learners the range of cognitive opportunities and new challenges associated with the use of information technologies. The ability to safely apply online technologies, to understand and control the content of one's digital profile is becoming a demanded quality of a successfully socialized person. Maintaining an active life on the Web, including pursuing career ambitions, will require future high school graduates to have not only basic technological but also legal knowledge to manage their own personal data. Based on the analysis of a wide panorama of educational, technological, and legal problems, the results of an interdisciplinary meta-analysis of the schoolchild's digital profile are reflected and presented as an iceberg model. Recommendations are given on the selection of software tools for identifying and aggregating the student's digital footprint, as well as reliable sources of filling his digital profile.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ШКОЛЬНИКА: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 158-163. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 8. P. 158-163.

Научная статья УДК 371.26

https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.23

Цифровой профиль школьника: потенциальные возможности и безопасность цифровой социализации

Людмила Евгеньевна Осипенко1, Юлия Вадимовна ^зицына2, Александр Васильевич Кopoткoв3

123Московский городской педагогический университет, Москва, Россия 1osipenkole@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-7204-8340 2kozitsynayuv@mgpu.ru 3korotkov-505@mgpu.ru

Аннотация. Поддерживаемый государством тренд цифровизации обусловил актуальность педагогических исследований, связанных с социализацией современных детей. Широкая цифровизация основного и дополнительного образования школьников актуализирует для обучающихся спектр когнитивных возможностей и новые вызовы, связанные с использованием информационных технологий. Умение безопасно применять сетевые технологии, понимать и контролировать наполнение своего цифрового профиля становится востребованным качеством успешно социализированной личности. Продолжение активной жизни в Сети, в том числе для реализации карьерных амбиций, потребует от будущих выпускников школ наличия не только базовых технологических, но и юридических знаний для управления собственными персональными данными. На основании анализа широкой панорамы образовательных, технологических, правовых проблем отражены и представлены в виде модели айсберга результаты междисциплинарного метаанализа цифрового профиля школьника. Даны рекомендации по выбору программных средств для выявления и агрегирования цифрового следа школьника, а также достоверных источников наполнения его цифрового профиля.

Ключевые слова: цифровизация образования, информационные технологии в образовании, цифровая социализация, сетевые медиа, цифровой профиль школьника, цифровой след, сбор данных, информационная безопасность, обработка персональных данных, родительский контроль, контроль доступа, агрегирование данных

Для цитирования: Осипенко Л.Е., Козицына Ю.В., Коротков А.В. Цифровой профиль школьника: потенциальные возможности и безопасность цифровой социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 158-163. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.23.

Original article

Digital Identity of a Schoolchild: Potentialities and Security of Digital Socialization

Lyudmila Ye. Osipenko1, Yulia V. Kozitsyna2, Alexander V. Korotkov3

123Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia 1osipenkole@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-7204-8340 2kozitsynayuv@mgpu.ru 3korotkov-505@mgpu.ru

Abstract. The state-supported trend of digitalization has made pedagogical research related to the socialization of modern children relevant. The extensive digitalization of primary and supplementary education for schoolchildren actualizes for learners the range of cognitive opportunities and new challenges associated with the use of information technologies. The ability to safely apply online technologies, to understand and control the content of one's digital profile is becoming a demanded quality of a successfully socialized person. Maintaining an active life on the Web, including pursuing career ambitions, will require future high school graduates to have not only basic technological but also legal knowledge to manage their own personal data. Based on the analysis of a wide panorama of educational, technological, and legal problems, the results of an interdisciplinary meta-analysis of the schoolchild's digital profile are reflected and presented as an iceberg model. Recommendations are given on the selection of software tools for identifying and aggregating the student's digital footprint, as well as reliable sources of filling his digital profile.

Keywords: educational digitalization, educational information technologies, digital socialization, online media, digital identity of the schoolchild, digital footprint, data collection, information security, personal data processing, parental control, access control, data aggregation

© Осипенко Л.Е., ^зицына Ю.В., topo™^ А.В., 2022

- 158 -

For citation: Osipenko, L.Ye., Kozitsyna, Yu.V. & Korotkov, A.V. (2022) Digital Identity of a Schoolchild: Potentialities and Security of Digital Socialization. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 158-163. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.8.23 (In Russian).

Цифровая реальность стала неотъемлемой составляющей нашей жизни, она влияет практически на все процессы становления, адаптации и интеграции личности в современное информационное общество. Навыки использования цифровых технологий в своей деятельности необходимы для студента, учителя, менеджера и ряда других профессий. Однако «цифра» активно воздействует на жизнь не только взрослых людей, но и детей (Assathiany et al., 2018). В исследованиях Г.У. Солдатовой выделен ряд особенностей современной ситуации, влияющих на взаимоотношения детей с окружающим миром. В наибольшей степени автор отмечает следующее:

- все более раннее включение детей в онлайн (часто гаджетами современные дети успешно пользуются, еще не умея читать);

- постоянный рост технологической грамотности детей и их умение применять цифровые технологии;

- сетевое пространство становится для ребенка еще одной средой обитания;

- активное самообучение детьми на развивающих, обучающих и развлекательных площадках сети;

- снижение авторитетности родителей как экспертов по использованию цифровых технологий (Солдатова, 2018).

Очевидно, что цифровая социализация, в которой задействовано столь колоссальное количество агентов, не может не оставить отпечаток в жизни личности. Одним из таковых является цифровой след - совокупность информации о пользователе и его действиях в Cети, которую можно каким-либо способом отследить1. Общей характеристикой цифрового следа является его долговечность, а в большинстве случаев и вовсе неуничтожимость. Сервисы архивации веба постоянно создают и накапливают снимки Cети, ведя таким образом цифровую летопись, доступ к которой свободен для всех2.

Как отмечалось выше, цифровой след современного ребенка может быть достаточно широким и подробным за счет его глубокой вовлеченности в онлайн-общение (Danby et al., 2018). Этот факт предоставляет широкие возможности для цифрового профилирования. Так, извлекаемый из данных веб-архива цифровой след может быть использован для формирования цифрового профиля индивида или совокупности актуальных достоверных данных о физических и юридических лицах, формируемых в единой системе идентификации и аутентификации органов государственной власти, местного самоуправления и других подведомственных им организаций (Виноградова, Полякова, Минбалеев, 2021: 5).

В настоящее время дефиниция «цифровой профиль» не является устоявшейся и наполняется различными смыслами в зависимости от сферы практического использования. Например, в методических рекомендациях Минцифры России цифровой профиль рассматривается как совокупность цифровых записей о гражданине, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций3 (Виноградова, Полякова, Минбалеев, 2021). Сходное определение указано в Концепции и архитектуре цифрового профиля - ЕСИА 2.04.

В научном сообществе также пока нет единства в определении цифрового профиля. Так, А.К. Жарова данный термин трактует, как «многоуровневую сложную систему, формирование которой обеспечивается анализом данных, содержащихся во всех информационных системах, а также в информационно-телекоммуникационных сетях» (Жарова, 2020). О.Ю. Трещева и Э.Ю. Балаян определяют цифровой профиль как «метапрофиль человека, включающий ссылки на юридически значимые записи о нем в различных электронных государственных реестрах» (Трещева, Балаян, 2020: 23).

1 Цифровой след [Электронный ресурс]. URL: https://encyclopedia.kaspersky.ru/glossary/digital-footprint/ (дата обращения: 28.07.2022).

2 Веб-архив : сайт [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org (дата обращения: 28.07.2022).

3 Сценарии использования инфраструктуры Цифрового профиля [Электронный ресурс] : методические рекомендации министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 2 апр. 2021 г. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/presentations/stsenariiispolzovaniyatspv12.pdf (дата обращения: 28.07.2022).

4 Концепция и архитектура цифрового профиля - ЕСИА 2.0 [Электронный ресурс] : разработана Мин-комсвязи России и Банком России в рамках Плана мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : утв. 29 марта 2019 г. на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. URL: https://digital.ac.gov.ru/upload/iblock/362/ (дата обращения: 28.07.2022).

Наиболее общее определение цифрового профиля указано в законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты». В данном юридическом документе цифровой профиль рассматривается как «совокупность сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации»1.

Различие в понимании сущности цифрового профиля обусловило множественность подходов к его типологизации. Так, по критерию субъектности цифровые профили могут быть разделены на групповые и индивидуальные. Групповые цифровые профили сходны с понятием «аф-финити» (от англ. affinity - сходство, родство) из области массовых коммуникаций. Аффинити представляет собой способ сегментации целевой аудитории, позволяющий уточнять ее интересы, например, для таргетирования (подстройки) под нее рекламной кампании для получения максимального коммерческого эффекта. В частности, в образовательных проектах аффинити используют для определения групповых интересов, пола, возраста и поведения посетителей сайта.

С 2019 г. в России органами государственной власти целенаправленно проводится эксперимент по созданию цифрового профиля гражданина. Он включает сведения о физических лицах, собранные из баз данных различных государственных учреждений, а также «платформу согласий», в которой владельцы сведений регулируют доступ к ним тем или иным учреждениям2.

В настоящее время в создании цифрового профиля ребенка заинтересованы также образовательные учреждения, поскольку сбор и анализ явных и неявных данных, аккумулированных в цифровом профиле, позволяет более точно выявить интересы и склонности обучающихся, чтобы на их основании проектировать индивидуальные образовательные траектории (Краснопе-ева, Шевченко, Гураль, 2020; Belousova et al., 2020). Такого рода мероприятия закреплены рядом государственных актов3. По заявлению главы Минпросвещения, с 2023 г. к федеральной государственной информационной системе «Моя школа» будут подключены все российские школы. Эта система будет содержать агрегированные данные по успеваемости детей, показывая их родителям в рамках образовательного портфолио4.

Однако создание цифрового профиля ребенка сопряжено не только с возможностями, но и с определенными сложностями и рисками. Среди них следует отметить вызовы технического характера, предполагающие сбор и анализ информации из разрозненных, не всегда достоверных источников, а также ряд правовых вопросов. Последние связаны со сбором и обработкой персональных данных, непосредственно регулируемых действующим законодательством, строгое следование которому в свою очередь имеет важнейшее значение в контексте цифровой профили-зации школьника.

Столь широкий спектр обозначенных положений показал важность анализа цифрового профиля обучающегося как совокупности связанных проблем, потенциально допускающих альтернативность их решения. При таком подходе правомочны не только сомнения, но и острая критика. Поэтому в данной статье мы преднамеренно старались избегать применения жестких аргументов в пользу традиционных подходов в образовании, а сосредоточились лишь на междисциплинарном анализе цифрового профиля школьника, представив широкую панораму мнений, отраженных в разных научных традициях и базирующихся на разных моделях.

Как показывает практика, существуют различные источники данных для формирования цифрового профиля школьника. С определенной долей условности их можно разделить на явные и неявные. Явные данные формируются по официальным источникам (например, из данных, предоставляемых в учреждение образования) и включают в себя место жительства ребенка, состав семьи, интересы ребенка и пр.

1 Законопроект № 747513-7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации) от 5 июля 2019 г. Отклонен постановлением Государственной Думы 663-8 ГД от 18 янв. 2022 г.

2 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 710 : Постановление правительства РФ от 24 нояб. 2020 г. № 1911; О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах : Постановление правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 710.

3 О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа» (вместе с «Концепцией создания федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа») [Электронный ресурс] : Приказ Минпросвещения России от 30 июня 2021 г. № 396. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.06.2021-N-396/ (дата обращения: 28.07.2022).

4 Минцифры станет заказчиком ФГИС «Моя школа» в структуре электронного правительства [Электронный ресурс] // ТАСС : сайт. URL: https://tass.ru/ekonomika/14806049 (дата обращения: 28.07.2022).

Неявные данные формируются самим ребенком посредством информационных систем в процессе его социализации: это участие ребенка в различных онлайн-активностях, например в группах социальных сетей, посещение сайтов, круг онлайн-общения ребенка (подписчики и друзья в соцсетях, лайки и пр.). Для школьников этот список может быть дополнен историями просмотров на видеосервисах, общим временем, проведенным в Сети и иными данными, доступными взрослым через средства родительского контроля.

Неявные данные формируются через компьютер, смартфон, при посещении социальных сетей и сайтов, использовании мессенджеров и компьютерных игр.

По правовому статусу доступа источники наполнения индивидуального цифрового профиля школьника можно также условно разделить на «белые» и «серые». К «белым» относят анализ профилей и членства профилируемого в группах в социальных сетях, мониторинга каналов в подписке в мессенджерах для выявления интересов и склонностей.

Полагаем, что для детей младшего школьного возраста следует отдельно выделить результаты работы программного обеспечения средств родительского контроля. Этот вопрос освещался нами ранее1, поэтому в данной статье мы ограничимся лишь кратким тезисом о том, что средства родительского контроля могут быть встроены в операционные системы, антивирусы или существовать в виде отдельных сервисов или услуг интернет-провайдеров. В бесплатных версиях они лишь ограничивают доступ к нежелательному для детей контенту. В платных сервисах ведутся логи посещенных сайтов и продолжительность нахождения на них, собираются переписки и отправляются в родительский аккаунт, что также опосредованно формирует индивидуальный цифровой профиль школьника.

«Серыми» могут быть названы источники, находящиеся в юридической зоне, пограничной с легальной. В них ежедневно «утекает» множество данных, изначально не предназначенных для открытого доступа. Некоторые теневые сервисы агрегируют разные источники утечек в единые базы. Например, всего лишь по номеру телефона можно узнать о человеке его домашний адрес, электронную почту, профили в соцсетях, имя, под которым контакт сохранен в адресных книгах в телефонах других абонентов и многое другое.

Считаем необходимым отметить, что даже если школьник и не является пользователем персонального мобильного телефона, он все равно взаимодействует с Сетью, но опосредованно, например, через планшет/смартфон/компьютер родителей в процессе потребления видео-контента, игр и пр.

Указанные выше обстоятельства обозначили достаточно серьезные риски правового характера, которые следует учитывать при разработке цифрового профиля школьника. При анализе, обработке и хранении цифрового профиля ребенка следует опираться на федеральные законы «О персональных данных»2 и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»3. Федеральный закон «О персональных данных» содержит базовые понятия, которые выступают основой для формирования последующего правового регулирования вопроса. Например, понятие «персональные данные» трактуется как любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Логично, что ребенок вполне может выступать субъектом персональных данных, поскольку техническая природа цифрового профиля подразумевает достаточное количество личной информации, публикуемой на различных онлайн-площадках. Кроме того, ст. 5 указанного Федерального закона содержит основополагающие юридические принципы, на которых строится процедура обработки персональных данных, приоритетными из которых, на наш взгляд, могут выступать следующие:

- обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Указанный принцип выступает своего рода гарантом безопасности персональных данных как на этапе сбора, так и на этапе обработки, поскольку незаконное использование персональных данных влечет уголовную ответственность согласно УК РФ;

- при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность. Очевидно, что публикация заведомо ложной информации о субъекте персональных данных также является деянием, квалифицирующимся по всем признакам состава преступления. Именно поэтому обработка персональных данных также включает в себя их верификацию;

1 Коротков А.В. Определение достоверности и авторитетности управленческой информации в интернете [Электронный ресурс] // Известия института педагогики и психологии образования : сайт. 2022. URL: http://izvestia-ippo.ru/a-v-korotkov-opredelenie-dostovernos/ (дата обращения: 28.07.2022).

2 О персональных данных : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

3 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2010 г. № 436-Ф3.

- хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных.

Данные положения обобщены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация информационной продукции в зависимости от возраста детей

Возрастная категория школьников Требования к информационной продукции

6-11 лет Информация, не унижающая человеческого достоинства, а также не вызывающая у детей страх, ужас или панику

12-15 Информация, не побуждающая к совершению антиобщественных действий

От 16 лет Информация, не содержащая натуралистических изображений последствий различных аварий, катастроф, заболеваний и т. д.

Очевидно, что при создании цифрового профиля школьника необходимо учитывать специфику, связанную с этапами взросления и зависящими от них особенностями восприятия той или иной информации с целью положительного влияния на цифровую социализацию ребенка. К сожалению, в настоящее время практически ни одно из существующих средств родительского контроля не ориентировано на изменение векторов интересов ребенка, запретами лишь стимулируя заинтересованность в заблокированных сайтах. Положительным исключением является средство родительского контроля и каталог детских образовательных сайтов браузер «Гогуль»1. Он предлагает детям замещающий позитивный контент из каталога, в составе которого можно найти более семи тысяч отобранных детскими психологами развивающих, обучающих и развлекательных сайтов. Кроме того, Гогуль позволяет ограничивать доступ к нежелательным ресурсам и устанавливать разрешенное родителями время и продолжительность пользования компьютером.

Таким образом, методологическая рефлексия и признание несомненной ценности традиционных подходов по социализации современных школьников в сочетании с констатацией наличия влияния цифровизации на данный процесс привели к необходимости осмысления ряда частных вопросов, связанных с цифровым профилем ребенка.

Результаты консолидации усилий по совместному метаанализу группой разнопрофильных специалистов: педагога, юриста, специалиста по анализу данных - позволили представить цифровой профиль школьника в виде модели айсберга. В качестве его надводной части мы рассматриваем позитивные аспекты, связанные со все более ранним использованием детьми высокотехнологичных средств и инструментов, а также превращением онлайн-пространства в еще одну «среду обитания» современного школьника. Достаточно высокая для своего возраста техническая грамотность и продвинутость даже младшего школьника как пользователя цифровых технологий создает предпосылки для формирования его обширного и глубокого цифрового следа, который, грамотно управляемый взрослыми, формируется под влиянием явных данных, полученных «белыми» методами. Такой цифровой след позволяет более точно выявить интересы и склонности школьника и на их основании давать более точные направления для проектирования индивидуальных траекторий развития ребенка.

Подводную составляющую айсберга цифровой социализации школьника определяют негативные аспекты, обусловленные самостоятельным и стихийным освоением ребенком интернет-ресурсов в качестве развлекательного контента. Снижение эффективности родителей как экспертов по безопасному использованию детьми цифровых технологий ведет к опосредованному наполнению цифрового следа ребенка неявными данными, а также «серыми» источниками их сбора. Обработка и анализ такого рода данных связаны с определенными угрозами и рисками, лежащими в области права и регулируемых федеральным законодательством и подзаконными актами. Поэтому планирование действий по созданию и работе с цифровым профилем школьника должно включать юридическую экспертизу, поскольку ее игнорирование может быть сопряжено со штрафными санкциями в случае несоблюдения требований закона.

Список источников:

Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71-80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308.

Виноградова Е.В., Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации // Правоприменение. 2021. Т. 5, № 4. С. 5-19. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2021.5(4).5-19.

1 Детский браузер «Гогуль» [Электронный ресурс] // Википедия : сайт. URL: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/Гогуль (дата обращения: 28.07.2022).

Жарова А.К. Вопросы обеспечения безопасности цифрового профиля человека // Юрист. 2020. № 3. С. 55-61. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2020-3-55-61.

Трещева О.Ю., Балаян Э.Ю. Муниципальная власть в условиях модернизации общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 9. С. 22-25. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2020-9-22-25.

Краснопеева Т.О., Шевченко А.И., Гураль С.К. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 51. С. 153-176. https://doi.org/10.17223/19996195/51/8.

The individual educational trajectory as a means for the formation of students' informational-analytical skills in a digital educational environment / N.A. Belousova [et al.] // Revista Espacios. 2020. Vol. 41 (39). Pp. 261-270.

Children and screens: A survey by French pediatricians / R. Assathiany [et al.] // Archives de Pédiatrie. 2018. Vol. 25, iss. 2. Pp. 84-88. https://doi.org/10.1016/j.arcped.2017.11.001.

Digital Childhoods: Technologies and Children's Everyday Lives / eds. By S.J. [et al.]. Springer, 2018. 287 p. https://doi.org/10.1007/978-981 -10-6484-5.

References:

Soldatova, G.U. (2018) Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Social psychology and society. 9 (3), 71-80. Available from: doi:10.17759/sps.2018090308 (In Russian)

Vinogradova, E.V., Polyakova, T.A. & Minbaleev, A.V. (2021) Digital profile: the concept, regulatory mechanisms and enforcement problems. Law Enforcement Review. 5 (4), 5-19. Available from: doi:10.52468/2542-1514.2021.5(4).5-19 (In Russian) Zharova, А.К. (2020) Issues of ensuring security of a person's digital profile // Yurist [The Lawyer]. (3), 55-61. Available from: doi:10.18572/1812-3929-2020-3-55-61 (In Russian)

Trescheva, O.Yu. & Balayan, E.Yu. (2020) Municipal Government in the Conditions of Modernization of the Society and State. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie [State Power and Local Self-Governance]. (9), 22-25. Available from: doi:10.18572/1813-1247-2020-9-22-25 (In Russian)

Krasnopeeva, T.O., Shevchenko, A.I. & Gural, S.K. (2020) Design of individual educational trajectories in the information educational environment // Language and Culture. (51), 153-176. Available from: doi:10.17223/19996195/51/8 (In Russian)

Belousova, N.A., Korchemkina, Yu.V., Makhmutova, L.G. & Fortygina, S.N. (2020) The individual educational trajectory as a means for the formation of students' informational-analytical skills in a digital educational environment. Revista Espacios. 41 (39), 261-270.

Assathiany, R., Guery, E., Caron, F.M., Cheymol, J., Picherot, G., Foucaud, P. & Gelbert, N. (2018) Children and screens: A survey by French pediatricians. Archives de Pédiatrie. 25 (2), 84-88. Available from: doi:10.1016/j.arcped.2017.11.001.

Danby, S.J., Fleer, M., Davidson, C. & Hatzigianni, M. (eds.). (2018) Digital Childhoods: Technologies and Children's Everyday Lives. Springer. Available from: doi:10.1007/978-981-10-6484-5.

Информация об авторах Л.Е. Осипенко - доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=855159.

Ю.В. ^зицына - аспирант департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

А.В. Кopoткoв - соискатель департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

Information about the authors L.Ye. Osipenko - D.Phil. in Pedagogy, Professor, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=855159.

Yu.V. Kozitsyna - PhD student, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia.

A.V. Korotkov - External PhD student, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.