¡^бЙ 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 3 2021
Раздел 2. Педагогические науки
УДК 372.882 DOI: 10.17238^1998-5320.2021.15.3.10
Н. В. Беляева1
'Институт стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва, Российская Федерация
Модернизация преподавания литературы в школе в условиях цифровой трансформации образования
Аннотация. В статье поставлена проблема преподавания литературы в условиях цифровой трансформации образования, актуализированы приоритетные задачи, связанные с овладением учителями эффективными технологиями обучения литературе в информационной образовательной среде. Автором даётся краткая оценка международного опыта цифровой трансформации образовательных систем в странах, добившихся высоких результатов в образовании. Планируемые результаты цифровой трансформации образования сформулированы в обновлённом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Однако многие учителя ещё не овладели эффективной методикой применения цифровых образовательных ресурсов и не всегда знают, какие новые технологии могут повысить результаты обучения литературе. Основными методами исследования стали системный метод, теоретический и контент-анализ и социологический метод, которые позволили проанализировать состояние преподавания литературы в цифровой образовательной среде. Основным результатом исследования стало выявление эффективных технологий обучения литературе в условиях цифровой трансформации школьного образования. Это мультимедийная презентация, гипертекстовые сервисы которой помогают углублённой работе с текстом, проектная деятельность и создание телекоммуникационных проектов, технология медиапроектирования и разработка буктрейлеров, цифровой сторителлинг, лонгрид и технология мессенджеров; использование цифровых ресурсов Интернета, которые не являются образовательными, но могут быть переведены учителем в дидактическую плоскость. В статье не только указаны преимущества цифровых технологий, но и обозначены риски школьного литературного образования в условиях его цифровизации, что требует сочетания технологий цифрового образования с приёмами традиционного обучения литературе.
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, информационная образовательная среда, цифровые образовательные технологии, школьное литературное образование.
Дата поступления статьи: 3 августа 2021 г.
Для цитирования: Беляева Н. В. (2021) Модернизация преподавания литературы в школе в условиях цифровой трансформации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Том 15. № 3. С. 87-94. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.202lл5.зл0.
Статья выполнена в рамках Государственного задания № 073-00007-21-00 на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по проекту «Обновление содержания общего образования».
Проблема и цель. Информатизация школьного образования уже давно прочно вошла в практику школ, однако учителя-словесники до сих пор испытывают затруднения в применении цифровых образовательных ресурсов и овладении эффективными методиками их использования на уроках литературы, что противоречит необходимости создания информационной образовательной среды школьного литературного образования в условиях цифровой трансформации образования и реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»[1], который планируется завершить к 2024 г.
В публикациях, посвящённых проблемам цифровой трансформации образования [2] в школе и вузе, отмечается, что она связана с переработкой методики преподавания и обучения, повыше-
нием квалификации профессорско-преподавательского состава и созданием легкодоступного контента [3]. Учёные отмечают, что «для преодоления технологического разрыва при переходе от традиционных моделей обучения к инновационным» необходим «доступ к образовательным ресурсам всех образовательных организаций; составление реестра учебно-методических материалов лучших практиков в своей области и компе-тентностный набор контрольно-измерительных материалов для проверки качества усвоения материала» [3], что актуально как в вузовском преподавании, так и в школьной практике.
Международный опыт цифровой трансформации образовательных систем в Финляндии [4, 5], Корее [6, 7] и Сингапуре описан в ряде новых зарубежных публикаций по этой проблеме. Эти стра-
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Sciences
ны занимают самые высокие позиции в мире по качеству образования и его информатизации. Анализ цифровой трансформации финского образования позволяет учёным НИУ ВШЭ, ссылающимся на Л. Мартина [8], сделать вывод, что «когнитивные привычки и структуры, необходимые для грамотности в проектировании и разработке высокозначимых решений, отличаются от привычек и структур, поддерживаемых математикой, естественными науками и прочими элементами традиционного учебного плана» [9, с. 319].
Деятельность Республики Кореи по внедрению информационных технологий в образование включила в себя создание ещё в 1999 г. Корейской информационной службы по образованию и исследованиям (KERIS) [10]. Эта структура «выполняла важную роль, включая проведение исследований, хостинг национальных платформ (например, хранилища данных, электронные учебные курсы и т. д.), распространение информации и проведение ежегодного Глобального симпозиума по ИКТ в образовании» [9, с. 328]. Интеграция информационных технологий с корейской системой образования позволила «повысить эффективность системы» [9, с. 328].
Одним из важнейших образовательных направлений в Республике Сингапур стало определение места ИКТ в учебной программе, педагогике и оценке, включающее в себя «обогащение учебных планов с использованием цифровых решений и ИКТ, разработку инструментов оценивания знаний с помощью ИКТ, а также <...> создание базы ICT Connection в качестве платформы для обмена информацией и ресурсами и для разработки базовых стандартов цифровых решений» [9, с. 335].
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее - ФГОС ООО) подчёркивается, что «эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ» [11, с. 43]. При этом Программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования должна обеспечивать «формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникацион-
ных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий <...> и сети Интернет»[11, с. 16].
Хотя передовые учителя-словесники успешно используют в подготовке к своим урокам материалы интернет-среды [12], однако многие из них ещё не овладели в должной мере методикой эффективного применения цифровых образовательных ресурсов на уроках литературы и не всегда знают, какие новые ресурсы и технологии могут обогатить урок литературы, повысить у современных школьников интерес к предмету и улучшить результаты обучения [13].
Целью нашего исследования является повышение квалификации учителя в использовании информационно-образовательной среды для реализации метапредметных и предметных результатов обучения литературе, сформулированных во ФГОС ООО, а приоритетная задача для достижения этой цели - мотивировать учителя к более эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в школьном литературном образовании, овладению методикой их применения на уроке и спектром новых образовательных технологий, помогающих модернизации школьного литературного образования.
Методы. Основными методами исследования стали системный метод, теоретический и контент-анализ и социологический метод. На основании изучения нормативных документов, касающихся модернизации школьного образования, в т. ч. литературного, бесед с учителями и их анкетирования, вопросов, возникающих в процессе чтения лекций, проведения семинаров и вебинаров, изучения научной и методической литературы по интересующей нас проблеме, обсуждений проблемы в социальных сетях, изучения опыта работы учителей литературы по использованию цифровых образовательных ресурсов и технологий было проанализировано состояние преподавания литературы в электронной образовательной среде, определены насущные проблемы и намечены пути их решения.
Результаты. В процессе исследования было выявлено, что наиболее часто учителя-словесники используют на уроках литературы муль-
Раздел 2. Педагогические науки
тимедийные презентации, но, как правило, эти презентации большей частью являются заменой технических средств обучения, использовавшихся в школах XX в.: диапроектора, киноаппарата, магнитофона и др., - которые применялись для показа на уроке наглядных материалов различных видов: иллюстраций, фрагментов фильмов, звукозаписей и т. п. Учитель часто не задумывается, что сама мультимедийная презентация обладает таким потенциалом, который может помочь более глубокой и вдумчивой работе с текстом, являющейся основой любого урока литературы. Технологические возможности учебной мультимедийной презентации помогают успешно применять анимацию для выделения необходимых элементов структуры текста, использовать гипертекст, который актуализирует интертекстуальные подтексты художественной литературы, что «объясняется достаточно специфическим соотношением интертекстуальной природы литературы и электронного гипертекста» [14, с. 138], и делает наглядными различные комментарии к тексту, включая изобразительные и звуковые фрагменты. Гипертекстовые комментарии трансформируют традиционный бумажный текст, делая его нелинейным, т. е. таким, где между обозначенными фрагментами текста появляются перекрёстные связи (гиперссылки), дающие возможность перехода от одного фрагмента текста к другому и обратно. В мультимедийную презентацию могут быть включены ссылки на аудио- и видеоматериалы Интернета, например видеозаписи спектаклей и кинофильмов, фрагменты которых могут быть продемонстрированы на уроках литературы при устойчивой интернет-связи или привязаны к презентации как отдельные аудио- или видеофайлы, границы которых учитель может обозначить при помощи звуковых редакторов и видеоредакторов.
В школьном литературном образовании активно используется проектная деятельность, помогающая развивать аналитические и творческие способности обучающихся. Во ФГОС ООО отмечено, что предметные результаты обучения школьников литературе должны обеспечивать «умение ставить проблему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необходимую для написания учебной, исследовательской работы и (или) соз-
дания проекта на заданную или самостоятельно определённую тему (в каждом классе - на своём уровне); использовать в процессе анализа произведений необходимую литературоведческую литературу, ссылаясь на источники» [11]. Эта деятельность сегодня невозможна без использования цифровых технологий и интернет-ресурсов. Видами учебных проектов по литературе с использованием цифровых образовательных ресурсов могут быть создание виртуальных экскурсий по литературным местам и музеям писателей [15, с. 19], разработка электронных викторин, web-квестов по творчеству того или иного писателя [16, с. 178-180].
Вариантом проектной деятельности являются и телекоммуникационные проекты, в разработке которых могут участвовать обучающиеся разных школ и даже регионов, в т. ч. и дети разных национальностей в условиях поликультурного образования [17, с. 98-102]. Примером телекоммуникационного проекта может стать создание электронного банка сказок разных народов на общие темы или разработка литературной карты, связанной с путешествиями писателя. Гипертекстовые возможности нелинейного текста такой карты позволят включить в неё словесные и изобразительные материалы о литературных местах, связанных с жизнью и творчеством писателя.
В современных условиях цифровой трансформации образования в процессе преподавания литературы в школе может быть применена технология медиапроектирования, которая позволяет школьникам сначала под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно создавать, например, буктрейлеры (от англ. ЬоокхаПег - «тянущий книгу»), т. е. видеоролики, в которых в цифровой форме представлена информация о прочитанных книгах. Практика показывает, что школьники с интересом создают буктрейлеры дома в процессе самостоятельной работы, если учитель мотивировал детей к этой деятельности, показал, как устроен этот цифровой продукт, научил представлять содержание произведения в визуальной форме. Алгоритм создания буктрей-лера включает в себя выбор книги, написание сценария видеоролика, где сюжет прочитанной книги разбивается на кадры. Каждый из них наполняется цитатами из книги, иллюстративным материалом или звукозаписями, а также может
Part 2. Pedagogical Sciences
содержать звук за кадром или видеоэпизоды, где в качестве актеров выступают сами школьники. С помощью программы Videopad может быть осуществлён монтаж видеоролика, причём наибольший эффект достигается при совместной работе с классом учителей литературы и информатики. Медиапроектирование способствует актуализации читательской деятельности обучающихся, развивает их творческий потенциал и когнитивные способности [18].
Решению задач цифровой трансформации школьного литературного образования помогает и использование цифрового сторителлинга (от англ. слов story - «история», «рассказ», «сюжет» и tell - «говорить», «рассказывать», «сообщать»), т. е. способ передачи информации и нахождения смыслов через рассказывание историй. В школьной практике сторителлинг может рассматриваться как формирование и развитие умения рассказывать истории на основе применения электронных устройств, что соответствует мировосприятию современных школьников, рождённых в цифровую эпоху (англ. digital native) и обладающих клиповым мышлением. В условиях применения цифрового сторителлин-га могут использоваться приёмы, пришедшие из других областей знаний и умений, например лонгрид (от англ. long - «длинный», «долгий» и read - «читать», «чтение»), который активно применяется в журналистской подаче материалов в Интернете. «Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и прочих» [19], а для работы с этим материалом предполагаются различные электронные носители.
Технология лонгрида в школьном литературном образовании помогает в изучении текстов большого объёма, трудно воспринимаемых школьниками без зрительного ряда. Поэтому объёмный электронный текст может быть разбит на части при помощи цифровой наглядности: инфографики, фото-, видео- и звуковых файлов, которые школьники создают в групповой работе с распределением «ролей»: журналиста, создающего текстовую основу с включением различных цитат из художественной и критической литературы, фотокорреспондента и видеооператора, осуществляющих фото и видеосъемку, звукооператора, подбирающего музыкальные
фрагменты, и монтажера-дизайнера, соединяющего текст и целостные наглядные материалы разных видов.
На уроке литературы могут использоваться и технологии мессенджеров (от англ. messenger -«посланник»). Мессенджеры образуют систему моментального обмена сообщениями в виде текста, аудио, видео и других типов файлов, которые берут начало из электронной почты и СМС в наших телефонах. Система мессенджеров использует Интернет и позволяет очень быстро получить ответ. Наиболее популярные мессендже-ры - это WhatsApp, Telegram, Facebook Messenger, Viber, Skype, Hangouts, iMessage и др. Использование технологии мессенджеров переводят работу с текстом на уроке литературе на новый уровень. «Мультимедийная среда позволяет обучающемуся представить словесные образы на совершенно разных уровнях восприятия. Слайды ставшей уже традиционной презентации можно представить как страницы автора или персонажа в Инстаграмм, во ВКонтакте. Тем самым активизируется мышление обучающегося, оно вынуждено становиться гибким, нелинейным. Создавая страницу в мессенджере, обучающийся вынужден оперировать комплексом "параллельных" текстов: это научная информация о писателе, взятая из учебника, это фотографии, видеоматериалы, дополняемых гипертекстом с взаимными ссылками на различные части материала для интерактивного выбора нужной информации. Создание, на первый взгляд, такой простой страницы требует изучения не только мультимедийного контента, но и глубокого знания и понимания научного и художественного текста» [20, с. 317].
Дидактический потенциал мессенджеров позволяет субъектам образовательного процесса - учителю и ученику - переходить из одной информационной среды в другую, не выходя из общего информационного пространства. На странице в мессенджере словесная и графическая информация воспринимается преимущественно зрительно, что диктует необходимость максимального сокращения текстового контента - этому способствует не только его строгое структурирование, но и опора на ключевые слова, отражающие сущность передаваемой информации. Чтобы создать страницу автора или персонажа, обучающимся нужно внимательно
Раздел 2. Педагогические науки
проработать текст произведения или его фрагментов, применяя литературоведческий анализ, ведущий к более глубокому пониманию, что повышает мотивацию к изучению литературы, расширяет культурный кругозор школьников.
В интернет-среде существует много цифровых материалов, которые не являются дидактическими и не разрабатывались специально для школы. Однако учитель может использовать их в целях литературного образования, если адаптирует их к конкретным задачам урока литературы.
Это может быть изучение языка художественных произведений и стиля писателя, поиск скрытых цитат и определение целей включения интертекста в литературные произведения, использование электронных баз данных [21], таких как, например, «Электронная энциклопедия языка А. С. Пушкина» или электронная энциклопедия «Мир Шекспира», а также применение цифровых способов текстологического анализа.
Выводы. В условиях современной информационно-образовательной среды можно значительно разнообразить процесс школьного литературного образования и сделать его более ориентированным на современного «цифрового» школьника, отвечая на вызовы времени и используя как отечественный, так и зарубежный опыт цифровой трансформации образования.
Учитель литературы может использовать в своей работе как специальные материалы Интернета, связанные с преподаванием литерату-
ры в школе, так и материалы общекультурного плана, сделав их дидактическим ресурсом.
Однако цифровая трансформация образования влечёт за собой и определённые риски, так как направлена на личность обучающегося, которая в школьные годы ещё только формируется. Субъекты образовательного процесса: и учитель, и ученик - должны быть достаточно уверенными компьютерными пользователями; кроме того, педагог должен научиться доносить электронную информацию до школьника, мотивируя его к самостоятельной учебной деятельности.
К сожалению, цифровое образование может стать причиной экранной зависимости школьников, снизить качество чтения и уровень развития монологической речи обучающихся. Учителю нужно уметь сочетать технологии цифрового образования с приёмами традиционного обучения, не забывая о живом и эмоциональном слове учителя и необходимости развития у детей умений выразительно читать и участвовать в литературных дискуссиях, изучать художественные тексты в традиционном и электронном формате, развивать способность аргументированно отстаивать свою точку зрения и слышать мнение оппонента. Поэтому только интеграция цифровых и традиционных образовательных технологий, подчинённых учебным задачам, обеспечит получение качественного литературного образования и сформирует культуру применения цифровых образовательных ресурсов в школьной практике
Источники
1. Минпросвещения России. Цифровая образовательная среда : федеральный проект [Электронный ресурс]. URL: https://edu54.ru/upl0ad/files/2016/03/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0% D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20 %D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80% D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1% 8F%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0.pdf (дата обращения: 23.06.2021).
2. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. М. : ФГАУ «ФИЦТО», 2020. № 3 (47). С. 3-16.
3. Шамшович В. Ф., Фаткуллин Н. Ю., Сахарова Л. А., Глушкова Л. М. Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]// Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия : Экономика. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya (дата обращения: 23.06.2021).
4. Gross-Loh C. (2014) Finnish education chief: We created a school system based on equality [Electronic resource]. The Atlantic. 2014. Available at: https://www.theatlantic.com/education/archive/2014/03/finnish-education-chief-we-created-a-school-system-based-on-equality/284427/ Accessed 23.06.2021).
5. Kwang T. (2017) How Is Finland Building Schools of the Future? [Electronic resource] Helsinki, Finland: eGov Innovation, 2017. Available at: https://www.interactum.be/how-is-finland-building-schools-of-the-future/ Accessed 23.06.2021).
6. Cho K. (2017) Analysis of Teacher Perceptions of Digital Textbook Use in Korea Pilot Schools. International Journal for Educational Media and Technology, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 76-81.
7. Jang D.-H., Yi P., Shin I.-S. (2015). Examining the Effectiveness of Digital Textbook Use on Students' Learning Outcomes in South Korea: A Metaanalysis. The Asia-Pacific Education Researcher, 2015, no. 25(1), pp. 57-68.
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Sciences
8. Martin L. (2015). The Promise of the Maker Movement for Education [Electronic resource]. Journal of Pre-College Engineering Education Research (J-PEER), 5(1), Article 4. DOI: https://doi.org/10.7771/2157-9288.1099/ Available at: https://paperity.org/p/82249756/the-promise-of-the-maker-movement-for-education (accessed 23.06.2021).
9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фруми-на. М. : Изд. дом ВШЭ, 2019. 343 c.
10. KERIS (2015). White Paper on ICT in Education Korea [Electronic resource]. Seoul, Korea: KERIS, 2015. Available at: https://oldkeris.keris.or.kr:442/english/whitepaper/WhitePaper_eng_2015.pdf ^ccessed 23.06.2021).
11. Минпросвещения России. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : от 31.05.2021 N 287 (зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 23.06.2021).
12. Аристова М. А., Беляева Н. В., Бердышева Л. Р., Критарова Ж. Н., Стрижекурова Ж. И., Шамчикова В. М. Актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников // Вестн. Мос. ун-та. Сер. 20 : Педагогическое образование. М.т: Изд-во МГУ, 2018. № 3. С. 85-95.
13. Шамчикова В. М. Использование ИКТ и мультимедиа в литературном образовании школьников в условиях информационно-образовательной среды // Современные технологии в образовании : матер. XVIII Всерос. науч. конф. 27 апреля 2018 г. Владикавказ : Изд-во СОГПИ, 2018. С. 218-221.
14. Ээльмаа Ю. В., Федоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. М. : Просвещение, 2012. URL: https://litbook. eelmaa.net(дата обращения: 23.062021).
15. Компьютерные технологии в обучении литературе: рабочая программа дисциплины : рабочая программа дисциплины / Н. А. Миронова, Н. П. Дутко, Н. А. Попова. М. : Экон-Информ, 2019. 35 с.
16. Гайнутдинова А. Р. Веб-квест как способ активации учебной деятельности (на материале элективного курса по современной литературе) // Учитель-словесник и ученик в образовательном пространстве информационной эпохи // XXVI Голубковские чтения : матер. Междунар. науч.-практ. конфер. 22-23 марта 2018 г. М. : Экон-Информ, 2019. С. 178-180.
17. Критарова Ж. Н. Телекоммуникационный проект по литературе в условиях поликультурного образования // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2016. № 6. С. 98-102.
18. Бердышева Л. Р. Исследовательская деятельность школьников на уроках литературы с использованием ИКТ-технологий // Ученые записки ИСГЗ. Казань : Изд-во ИСГЗ, 2017. № 1 (15). С. 97-103.
19. Стечкин И. Жертвы «длинного чтива» [Электронный ресурс] // Журналист. 2014. № 6. URL: http:// journalist-virt.ru/archive/2014/4682/2014/05/28/ZHertvy-dlinnogo-chtiva. phtml(дата обращения : 23.06.2021)
20. Якунина И. А., Назарова Е. К. Цифровая среда для лириков: о возможностях использования мессендже-ров на уроках литературы // Вопросы педагогики. М., 2021. № 4-2. С. 315-319.
21. Аристова М. А. Использование сетевых ресурсов на уроках литературы в школе: метапредметные и предметные результаты // Ученые записки ИСГЗ. Казань : Изд-во ИСГЗ, 2018. № 1 (16). С. 52-57.
Информация об авторе
Беляева Наталья Васильевна
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории филологического общего образования. Институт стратегии развития образования Российской академии образования (105062, РФ, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6746-5254. SPIN-код: 8155-5982. Author ID: 621569. WoS: U-2208-2017. Scopus Author ID: 57210655194. E-mail: n-belyaeva@yandex.ru
N. V. Belyaeva1
'Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation
Modernization of teaching literature at schools in the context of digital transformation of education
Abstract. The article poses the problem of teaching literature in the context of digital transformation of education, actualizes the priority tasks associated with teachers' mastering effective technologies for teaching literature in information and educational environment. The author gives a brief assessment of the foreign experience of digital transformation of educational systems in the countries achieved high results in education. The planned results of the digital transformation of education are laid in the updated Federal State Educational Standard of Basic General Education. However, many teachers have not mastered the effective method of using digital educational resources yet and do not always know what new
!ssn i2587-943);P(cOnniine) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 3 2021
Раздел 2. Педагогические науки
technologies are able to improve the results of teaching literature. The main research methods were a systemic method, theoretical and content analysis and a sociological method; all of them made it possible to analyse the state of teaching literature in digital educational environment. The main results of the study are the determination of effective technologies for teaching literature in the context of digital transformation of school education. This is a multimedia presentation and hypertext services being helpful for effective work with a text; various projects including telecommunication ones; media design technology and book trailers design; digital storytelling, long read and messenger technology; the use of digital non-educational Internet resources that can be evolved into didactic ones. The article manifests not only the advantages of digital technologies, but also indicates the risks to school literary education in the context of its digitalization that require a combination of digital education technologies with traditional methods of teaching literature.
Keywords: digital transformation of education, information educational environment, digital educational technologies, school literature education.
Paper submitted: August 3, 2021.
For citation: Belyaeva N. V. (2021) Modernization of teaching literature at schools in the context of digital transformation of education. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 3, pp. 87-94. DOI: 10.17238/ issni998-5320.202i.i5.3.i0.
References
1. Ministry of Education of Russia. Digital educational environment. Federal project. Available at: https:// edu54.ru/upload/files/2016/03/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB0/0D 1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B.E%D0%B5%D0%BA%D1%82%20 %D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80% D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1% 8F%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0.pdf(accessed 23. 06. 2021). (In Russian).
2. Robert I. V. (2020) Digital transformation of education: challenges and opportunities for improvement. Informatization of education and science, 2020, no. 3 (47), pp. 3-16. (In Russian).
3. Shamshovich V. F., Fatkullin N. Yu., Sakharova L. A., Glushkova L. M. (2020) Digital transformation of education [Electronic resource]. Bulletin of USPTU. Science, education, economics. (Ufa State Petroleum Technical University). Series : Economics. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya(accessed 23. 06. 2021). (In Russian).
4. Gross-Loh C. (2014) Finnish education chief: We created a school system based on equality [Electronic resource]. The Atlantic, 2014. Available at: https://www.theatlantic.com/education/archive/2014/03/finnish-education-chief-we-created-a-school-system-based-on-equality/284427/ (accessed 23.06.2021) (In English).
5. Kwang T. (2017) How Is Finland Building Schools of the Future? [Electronic resource] Helsinki, Finland: eGov Innovation, 2017. Available at: https://www.interactum.be/how-is-finland-building-schools-of-the-future/ (accessed 23.06.2021). (In English).
6. Cho K. (2017) Analysis of Teacher Perceptions of Digital Textbook Use in Korea Pilot Schools. International Journal for Educational Media and Technology, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 76-81. (In English).
7. Jang D.-H., Yi P., Shin I.-S. (2015). Examining the Effectiveness of Digital Textbook Use on Students' Learning Outcomes in South Korea: A Metaanalysis. The Asia-Pacific Education Researcher, 2015, no. 25(1), pp. 57-68. (In English).
8. Martin L. (2015). The Promise of the Maker Movement for Education [Electronic resource]. Journal of Pre-College Engineering Education Research (J-PEER), 5(1), Article 4. DOI: https://doi.org/10.7771/2157-9288.1099/ Available at: https://paperity.org/p/82249756/the-promise-of-the-maker-movement-for-education(accessed 23.06.2021). (In English).
9. Difficulties and prospects of digital transformation of education (2019). Ed. by A. Yu. Uvarov, I. D. Frumin. Moscow, Higher School of Economics Publ., 343 p. (In Russian).
10. KERIS (2015). White Paper on ICT in Education Korea [Electronic resource]. Seoul, Korea, KERIS, 2015. Available at: https://oldkeris.keris.or.kr:442/english/whitepaper/WhitePaper_eng_2015.pdf (accessed 23.06.2021). (In English).
11. Ministry of Education of Russia. Orders. On the approval of the federal state educational standard of basic general education [Electronic resource]: from 31.05.2021 N 287 (registered in the Ministry of Justice of Russia 05.07.2021 N 64101). Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html/ (accessed 23.06.2021). (In Russian).
12. Aristova M. A, Belyaeva N. V., Berdysheva L. R., Kritarova Zh. N., StrizhekurovaZh. I., Shamchikova V. M. (2018) Actual problems of using ICT in Reading education of schoolchildren. Moscow University Bulletin, Series 20, Pedagogical Education, no. 3, pp. 85-95. (In Russian).
13. Shamchikova V. M. (2018) The use of ICT and multimedia in the Reading education of schoolchildren in the information and educational environment. Modern technologies in education. Materials of the XVIII All-Russian scientific conference on April 27, 2018. Vladikavkaz, SOGPI Publ., pp. 218—221. (In Russian).
14. Eelmaa Yu. V., Fedorov S. V. (2012) Information technology in literature lessons: a guide for teachers of educational institutions. Moscow, Education publ., 176 p. (In Russian).
15. Mironova N. A., Dutko N. P., Popova N. A. (2019) Computer technologies in teaching literature: the programme of study. Moscow, Econ-Inform Publ., 35 p. (In Russian).
16. Gainutdinova A. R. (2019) Web-quest as a way to activate educational activity (based on an elective course in modern literature). Language teacher and student in the educational space at the information age. XXVI Golubkov Readings: Materials of the International Scientific and Practical Conference, March 22-23, 2018. Ed. by V. F. Chertov. Moscow, Econ-Inform Publ., pp. 178-180.
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Sciences
17. Kritarova Zh. N. (2016) Telecommunication project on literature in the context of multicultural education. Multilingual education as a basis for preserving the linguistic heritage and cultural diversity of mankind, no. 6, pp. 98-102. (In Russian).
18. Berdysheva L. R. (2017) Research activities of schoolchildren in literature classes using ICT technologies. Uchenye zapiski ISHK (Institute of Social and Humanitarian Knowledge), no. 1 (15), pp. 97-103. (In Russian).
19. Stechkin I. (2014) Victims of "long reading" [Electronic resource]. Journalist, no. 6. Available at: http://journalist-virt.ru/archive/2014/4682/2014/05/28/ZHertvy-dlinnogo-chtiva. phtml(accessed 23. 06. 2021) (In Russian).
20. Yakunina I. A., Nazarova E. K. (2021) Digital environment for lyricists: on the possibilities of using instant messengers in literature classes. Questions of pedagogy, 2021, no. 4-2, pp. 315-319. (In Russian)
21. Aristova M. A. (2018) The use of network resources in literature classes at school: meta-subject and subject results. Uchenyezapiski ISHK (Institute of Social and Humanitarian Knowledge), no. 1 (16), pp. 52-57. (In Russian).
Information about the author
Natalia V. Belyaeva
Dr. Sc. (Pedagogy), Leading Researcher of the Laboratory of the Philological General Education. Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education (16 Zhukovsky St., Moscow, 101000, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6746-5254. SPIN-code: 8155-5982. Author ID: 621569. WoS: U-2208-2017. Scopus Author ID: 57210655194. E-mail: n-belyaeva@yandex.ru
© Н. В. Беляева, 2021