Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: БЕЗОПАСНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: БЕЗОПАСНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Трусей Ирина Валерьевна, Кужугет Артыш Аракчаевич

Цифровая трансформация образования подразумевает переход на новую образовательную модель, основанную на электронном обучении. Однако цифровая среда обладает рядом негативных факторов, влияющих на физическое, психическое, социальное и личное здоровье участников образовательных отношений. Выявленные факторы риска и угрозы затрагивают области электромагнитной, психологической, информационной и персональной безопасности. В настоящее время большинство факторов риска в педагогическом процессе не учитываются и не отражены в действующих нормативно-правовых документах. В области электромагнитной безопасности необходима регламентация работы обучающихся с электронными средствами обучения, являющимися источником электромагнитных полей. В области информационной безопасности цифровой образовательной среды выявлен ряд угроз. Основными являются отсутствие лицензирование и аккредитации коммерческих организаций, реализующих электронное обучение; отсутствие экспертизы цифрового образовательного контента. В области психологической, социальной и личной безопасности существует угроза формирования электронных аддикций обучающихся. В настоящей статье предложены пути решения названных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Трусей Ирина Валерьевна, Кужугет Артыш Аракчаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION: SAFETY AND WAYS TO ENSURE IT

The digital transformation of education implies a transition to a new educational model based on the e-learning. However, the digital environment has negative factors that affect the physical, mental, social and personal health of participants of educational relations. The identified risk factors and threats affect the areas of electromagnetic, psychological, information and personal security. Currently, most of the risk factors of the pedagogical process are not taken into consideration and they are not reflected in the normative documents. In the field of electromagnetic safety, it is necessary to regulate the work of students with electronic learning aids, which are a source of electromagnetic fields. A number of threats have been identified in the field of information security of the digital educational environment. The main ones are the lack of licensing and accreditation of commercial organizations implementing e-learning; lack of expertise of digital educational content. In the field of psychological, social and personal security, there is a threat of forming electronic addictions of students'. The article suggests ways to solve the listed problems.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: БЕЗОПАСНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.04 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-53-66

ББК 74.04(2)

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: БЕЗОПАСНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION: SAFETY AND WAYS TO ENSURE IT

Адольф Владимир Александрович

Заведующий кафедрой педагогики, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», доктор педагогических наук, профессор E-mail: adolf@kspu.ru

Adolf Vladimir A.

Head of the Department of Pedagogy, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, ScD in Education, Full Professor E-mail: adolf@kspu.ru

Трусей Ирина Валерьевна

Доцент кафедры теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», кандидат биологических наук E-mail: trusey@list.ru

Trusey Irina V.

Assistant Professor at the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, PhD in Biology

E-mail: trusey@list.ru

Кужугет Артыш Аракчаевич

Доцент кафедры медико-биологических основ физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», кандидат биологических наук

E-mail: kartysh84@mail.ru

Kuzhuget Artysh A.

Assistant Professor at the Department of Medical and Biological Fundamentals of Physical Culture and Life Safety, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, PhD in Biology E-mail: kartysh84@mail.ru

Аннотация. Цифровая трансформация образования подразумевает переход на новую

Abstract. The digital transformation of education implies a transition to a new

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Адольф В. А., Трусей И. В., Кужугет А. А., 2022

образовательную модель, основанную на электронном обучении. Однако цифровая среда обладает рядом негативных факторов, влияющих на физическое, психическое, социальное и личное здоровье участников образовательных отношений. Выявленные факторы риска и угрозы затрагивают области электромагнитной, психологической, информационной и персональной безопасности. В настоящее время большинство факторов риска в педагогическом процессе не учитываются и не отражены в действующих нормативно-правовых документах. В области электромагнитной безопасности необходима регламентация работы обучающихся с электронными средствами обучения, являющимися источником электромагнитных полей. В области информационной безопасности цифровой образовательной среды выявлен ряд угроз. Основными являются отсутствие лицензирование и аккредитации коммерческих организаций, реализующих электронное обучение; отсутствие экспертизы цифрового образовательного контента. В области психологической, социальной и личной безопасности существует угроза формирования электронных аддикций обучающихся. В настоящей статье предложены пути решения названных проблем.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, электронное обучение, электромагнитная безопасность, психологическая безопасность, информационная безопасность, личная безопасность.

Для цитирования: Адольф В. А., Трусей И. В., Кужугет А. А. Цифровая трансформация образования: безопасность и пути ее обеспечения // Проблемы современного образования. 2022. № 5. С. 53-66. DOI: 10.31862/2218-8711-20225-53-66.

educational model based on the e-Leaming. However, the digital environment has negative factors that affect the physical, mental, social and personal health of participants of educational relations. The identified risk factors and threats affect the areas of electromagnetic, psychological, information and personal security. Currently, most of the risk factors of the pedagogical process are not taken into consideration and they are not reflected in the normative documents. In the field of electromagnetic safety, it is necessary to regulate the work of students with electronic learning aids, which are a source of electromagnetic fields. A number of threats have been identified in the field of information security of the digital educational environment. The main ones are the lack of licensing and accreditation of commercial organizations implementing e-learning; lack of expertise of digital educational content. In the field of psychological, social and personal security, there is a threat of forming electronic addictions of students'. The article suggests ways to solve the listed problems.

Keywords: digitization, digital transformation, e-learning, electromagnetic security, psychological security, information security, personal security.

Cite as: Adolf V. A., Trusey I. V., Kuzhuget A. A. Digital transformation of education: safety and ways to ensure it. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 53-66. DOI: 10.31862/2218-8711-20225-53-66.

В настоящее время при поддержке нацпроекта «Образование» в России проводится эксперимент по созданию цифровой образовательной среды (ЦОС) и ее интеграции с традиционной к 2024 г. (Паспорт национального проекта «Образование»). В Постановление Правительства Российской Федерации от 7.12.2020 № 2040 под «цифровой образовательной средой» понимается совокупность условий для реализации образовательных программ общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В основе цифровизации лежит электронное обучение (Е^еагш^), то есть обучение с помощью мультимедийных и коммуникационных технологий. В общем виде электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные и образовательные ресурсы и сервисы, образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства.

Электронное обучение в настоящее время активно применяется во всех образовательных организациях, где используются как собственные, так и сторонние ресурсы. Как правило, электронное обучение реализуется в формате дистанционного или смешанного, подразумевающего чередование классно-урочной формы с электронной.

По мнению практиков, электронное обучение положительно сказывается на результативности образовательного процесса, позволяет повысить мотивацию и самостоятельность обучающихся, выстроить индивидуальные образовательные маршруты [1]. В паспорте проекта «Образование» отмечено, что ЦОС должна обеспечивать высокое качество и доступность образования и быть безопасной.

При этом ряд исследователей утверждают, что цифровизация образования, наряду с положительными процессами, несет дополнительные угрозы для здоровья всех участников образовательных отношений [1-3]. В частности, при электронном обучении неизбежно увеличивается время, проведенное за техническим устройством, и, соответственно, возрастает уровень воздействия электромагнитных полей на организм обучающихся и педагогов. Влияние электромагнитного излучения на организм широко исследовано, выявлено неблагоприятное влияние на физическое и психическое здоровье человека [2; 4].

В связи с этим для профилактики негативных последствий необходима регламентация использования технических средств в образовательном процессе [5]. Также не исключаются опасности информационного характера, которые представлены достаточно широким спектром, начиная от некачественного образовательного контента и заканчивая кибератаками, приводящими к утечке персональной информации. В связи с большим количеством угроз, возникающих в условиях цифровизации образования, имеется необходимость их исследования, анализа и устранения для обеспечения ее безопасности.

Цель: выявление педагогических рисков, связанных с цифровой трансформацией образования, а также поиск решений для обеспечения безопасности всех субъектов образовательного процесса.

Методологическую основу настоящего исследования составил анализ потенциальных угроз и факторов риска для участников образовательных отношений, проявление

которых возможно при цифровизации системы образования. Использованы методы теоретического исследования, анализ нормативных документов в области образования и цифровой образовательной среды, электромагнитной и информационной безопасности, действующих на территории России. Проведен анализ информации, размещенной на официальных сайтах электронных образовательных платформ, действующих в русскоязычном интернет-пространстве. Проанализировано 30 организаций, оценивали наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации.

Интеграция ЦОС с традиционной средой осуществляется независимо от желаний участников образовательных отношений. В сети Интернет уже порядка 10 лет действует большое количество электронных образовательных платформ, которые обучают детей, готовят к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, предлагают различные программы дополнительного образо -вания. В настоящее время имеются электронные образовательные ресурсы практически по всем предметам общеобразовательного цикла.

Стоит отметить, что развитие подобных ресурсов происходит стихийно, и большинство коммерческих организаций не имеют лицензии, подтверждающей законность осуществления образовательной деятельности на территории РФ. В частности, в России действует более 300 Центров молодежного инновационного творчества, которые обучают детей работать с высокотехнологичным оборудованием, при этом большая часть данных центров не имеет лицензии [6].

Низкую активность организаций в отношении получения лицензий связывают с недобросовестностью организаторов, а также со сложностью процедуры лицензирования и несовершенством нормативно-правовой базы, требования которой неактуальны для организаций, реализующих электронное обучение. В 2021 г процедура лицензирования для онлайн-школ в связи пандемией COVID-19 была временно упрощена, это позволило получить лицензию всем желающим школам.

Помимо процедуры лицензирования, которая является первичной правовой гарантией качественного образования, образовательные организации должны проходить процедуру аккредитации. Аккредитация подтверждает, что образовательные программы, реализуемые на базе организации, соответствуют действующим ФГОС. Стоит отметить, что аккредитация необходима только для общеобразовательных программ и не касается дополнительного образования детей, которое работает по различным авторским программам.

Электронное обучение предполагает работу обучающегося и педагога на технологическом устройстве, которые помимо того, что являются электронным средством обучения, служат источником электромагнитных полей (ЭМП). В контексте настоящего исследования, проблема усложняется тем, что детский организм особо восприимчив к электромагнитным полям [4; 7; 8].

В частности, показано, что при разговоре через мобильное устройство максимальное значение поглощенной дозы (SAR) у ребенка практически в 2 раза выше, чем у взрослого, и имеет большую глубину проникновения в структуры головного мозга [7]. Современный ребенок и без того практически круглосуточно облучается ЭМП за счет базовых

станций, Wi-Fi, работающих электроприборов, смартфонов. Искусственное помещение ребенка в ЦОС неизбежно приведет к усилению воздействия ЭМП на его организм.

Помимо электромагнитного излучения, ЭСО являются источником и других рисков. В частности, нагрузка на глаза (маленький экран, мелкий шрифт, неадаптированный интерфейс и др.), неправильное положение головы, провоцирующее развитие заболеваний в шейном отделе и др. Выявлено, что использование ноутбуков на занятиях в младших классах не обеспечивает возможность соблюдения благоприятной рабочей позы и увеличивает риск нарушения костно-мышечной системы и зрения [5].

В настоящее время действующие нормативные документы содержат информацию о регламентации использования ЭСО в образовательном процессе. Имеется ограничение на использование смартфонов, разрешено только применение планшетов с минимальной диагональю не менее 26,6 см, которые могут обеспечить отражение учебной информации в соответствии с офтальмо-эргономическими требованиями.

В соответствии с действующими санитарными нормами суммарное время (в школе и дома), которое обучающийся может проводить за ЭСО, в начальной школе не должно превышать 80-90 мин, в основной с 120 мин, в средней - 150-170 мин (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Продолжительность использования электронных средств обучения на уроке в начальной школе не более 20-25 мин (суммарно в день - 40-50 мин), в основной - 30 мин (суммарно в день - 6 мин), в средней - 35 мин (суммарно в день - 6 мин). Также отмечается, что при реализации электронного обучения, продолжительность урока не должна превышать 40 мин.

По оценкам исследователей, при переходе на дистанционное обучение из-за пандемии COVID-19 77,1% респондентов ежедневно использовали гаджеты 4 часа и более, у 34,5% школьников «экранное время» составляло 7 часов и более [9]. Из всех опрошенных 89,9% указали, что основным средством ежедневного использования был смартфон, средний размер экрана которого составлял 11,9-16,5 см. Таким образом, как показала практика, в условиях сугубо дистанционного обучения соблюдение гигиенических нормативов не представляется возможным.

Следующее направление деятельности, на которое необходимо обратить внимание, - это защита персональных данных всех участников образовательных отношений, которая должна осуществляться в соответствии нормативными документами. Работа с электронными образовательными ресурсами предполагает внесение в систему персональных данных ребенка. В настоящее время отмечается рост киберугроз, связанных с утечкой персональных данных, кибербуллингом, атаками, мошенничеством и другими проблемами. Для защиты персональных данных участников образовательных отношений, как минимум, должны применяться платформы, зарегистрированные в России и имеющие цифровой сертификат безопасности в соответствии с ФЗ № 152 «О персональных данных».

Таким образом, можно выделить ключевые области, которые требуют переформатирования при цифровой трансформации образования: электромагнитная, психологическая и социальная, информационная и персональная безопасность участников

образовательных отношений. Действующая на данный момент нормативно-правовая база не учитывает специфики угроз, которые несет в себе электронное обучение, и требует пересмотра.

Электромагнитная безопасность ЦОС. Все электронные средства обучения (ЭСО) -интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели, компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки и др. излучают электромагнитные поля (ЭМП) широкого спектра частот. Например, при работе на персональном компьютере, все составные части - клавиатура, мышь, системный блок, монитор - излучают волны в диапазоне от 50 Гц до 1000 МГц [10].

Интенсивность электромагнитного излучения ноутбука также не ниже обычного компьютера. Беспроводные средства связи (планшет, Wi-Fi и др.) относятся к источникам сверхвысокочастотного излучения (300 МГц - 300 ГГц) и признаны более опасными для здоровья человека, чем низкочастотные. На международной конференции, прошедшей в 2017 г. в Рейкьявике учеными 26 стран было подписано обращение, в котором говорилось о недопустимости применения беспроводных сетей в дошкольных учреждениях и школах, было рекомендовано исключительно кабельное подключение к Интернету [2].

Биологическое действие ЭМП характеризуется тепловым и нетепловым эффектами. Тепловой эффект проявляется в интегральном повышении температуры тела или его отдельных частей. Нетепловой эффект связан с переходом энергии ЭМП в энергию фотохимических реакций, поляризации молекул, возникновению локальных токов. Наиболее интенсивно ЭМП воздействует на органы, содержащие большое количество воды, например, головной мозг и глаза [10].

Высокая чувствительность к воздействию ЭМП отмечается у нервной и эндокринной функциональных систем, регулирующих работу всего организма. Функциональные нарушения нервной системы проявляются в виде невростенических расстройств, повышенной утомляемости, расстройств сна, ослаблении памяти, ухудшении внимания, снижении общей трудоспособности [8; 10].

Международное агентство исследования рака (IARC) ВОЗ отнесло сверхчастотное излучение к возможным канцерогенам (группа 2B) [11]. В целом степень влияния ЭМП на организм человека зависит от длины волны, интенсивности излучения, продолжительности воздействия, возраста. С этой точки зрения остается открытым вопрос о выборе наиболее безопасных ЭСО. По мнению специалистов, существующие нормативы по предельно допустимым уровням электромагнитного излучения устарели, не соответствуют реальной обстановке и требуют пересмотра [4; 12]. Особенно это касается детского возраста, здесь необходимо исследование влияния ЭМП на разные возрастные группы и разработка регламентирующих документов.

Психологическая и социальная безопасность ЦОС. Воздействие ЭМП на нервную систему проявляется в изменении показателей, характеризующих психическое здоровье человека. Комплексная диагностика психофизиологических показателей детей, регулярно использующих гаджеты, выявила уменьшение стабильности произвольного внимания, ослабление семантической памяти, увеличение времени выполнения задания,

изменение скорости аудиомоторной реакции, нарушение фонематического восприятия у всех детей-пользователей [2].

В условиях возросшей информатизации образовательного процесса и активного использования ЭСО отмечается рост психоэмоционального напряжения обучающихся, который проявляется в изменении поведения, развитии школьно-обусловленных состояний, то есть влияет на социальное здоровье [3]. Анализ дистанционного обучения в период пандемии выявил существенное увеличение нагрузки как для педагогов, так и обучающихся, которая проявлялась во временных затратах, эмоциональной и физической нагрузках [13].

Помимо названных проблем, вырисовывается еще одна угроза, связанная с увеличением доступности Интернета для обучающихся. В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих различного рода электронные аддикции: игровая, интернет-, гаджет-зависимость. ВОЗ рассматривает включение электронных аддикций в международную классификацию болезней. В силу особенностей психического развития, дети и подростки наиболее уязвимы в отношении риска формирования зависимостей [14; 15].

Обследование подростков 15-18 лет выявило наличие интернет-аддикции у 58,4% обследованных, высокий риск отмечен у 10,4% [16]. К особой группе электронных ад-дикций относится игровая, которая, по оценкам исследователей, встречается у 15-40% игроков в разных странах и активно приживается в молодежной среде [14]. В свете этого вызывает тревогу тенденция геймификации цифрового образовательного контента. Привлекательный дизайн учебных компьютерных игр нацелен на вовлечение игроков (обучающихся) в захватывающую виртуальную реальность, в которую они хотели бы возвращаться вновь [17]. Очевидно, что такие учебные игры смогут привести к формированию аддикций у обучающихся. По предварительным оценкам, геймификация образовательного процесса может привести [18]:

• к формированию у обучающихся электронных аддикций;

• к поверхностному усвоению учебного материала и снижению качества усвоения более сложного;

• к неправильной оценке учебного материала и формулирование неверных выводов;

• к необходимости усилении контроля со стороны педагогов (родителей), в виде сопровождения процесса игры с пояснениями.

В связи с чем особую важность приобретает создание образовательного контента, который с точки зрения психологической и социальной безопасности не будет оказывать негативных влияний на здоровье обучающихся.

Информационная и персональная безопасность ЦОС. Информация - это мощное средство, с помощью которого возможно воздействовать на сознание человека, воспитывать его, взращивать определенные ценности и установки. В Доктрине информационной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 5.12.2016 № 646) отмечается, что в настоящее время имеет место наращивание информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь. Основная цель такого воздействия - размывание

традиционных российских духовно-нравственных ценностей. С этой точки зрения недопустимо направлять обучающихся на сомнительные образовательные ресурсы, которые не прошли хотя бы первичную проверку в виде лицензирования.

Информационная безопасность, прежде всего, направлена на выявление информации, которая может нанести вред здоровью и жизни детей, и ограничение от нее. В соответствии с нормативными документами, действующими в Российской Федерации, для распространения среди детей запрещена информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям.

Ребенку гарантировано право на доступ в Интернет, однако имеются ограничения, и контроль за его деятельностью в сети осуществляют родители (или законные представители) и образовательные организации, когда деятельность осуществляется на их территории [19]. Именно на них возлагается ответственность за то, какой информационный контент просматривает обучающийся, соответствует ли он требованиям информационной безопасности.

В практике зачастую можно наблюдать картину, когда учитель задает домашнее задание с использованием ресурсов Интернет, но не рекомендует конкретные ресурсы. Результаты анкетирования, проведенные Лабораторией Касперского, показали, что 47% детей скрывают от родителей, чем они занимаются в Интернете [20]. Чаще всего они скрывают посещенные сайты и информацию, которую выкладывают в интернет.

Когда рассматривается цифровой образовательный контент, необходимо обсудить еще один критерий - это его соответствие ФГОС и основополагающим дидактическим принципам педагогики. В целевой модели цифровой образовательной среды отмечено (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.19 № 649), что цифровой образовательный контент должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и образовательным стандартам для применения в образовательном и воспитательном процессе.

После загрузки цифрового образовательного контента на образовательную платформу должна проводиться его экспертиза, которая представляет собой многоуровневую систему проверки, основанную на автоматизированных и экспертных процессах. При этом пока до конца не ясна процедура экспертирования и ее итог. Специфическая опасность, которая весьма актуальна при рассмотрении электронного обучения, - использование цифрового образовательного контента, не соответствующего научной картине мира, принятой в академической среде.

В настоящей работе были проанализированы сайты основных образовательных платформ, действующих в русскоязычном интернет-пространстве (Учи.ру, Якласс, Те-трика, Фоксфорд и др.), включая ресурсы, рекомендованные Министерством просвещения для реализации дистанционного обучения (Урок Цифры, Центр цифрового образования детей "IT-куб", Моя школа online и др.). В основном работа на электронных образовательных ресурсах осуществляется по нескольким направлениям:

• платформы предлагают образовательный контент в помощь учителю для реализации смешанного обучения;

• образовательный контент служит для самостоятельной работы обучающихся, устранения пробелов в обучении;

• задания для оценки и аттестации обучающихся;

• занятия с репетитором или в группах для устранения пробелов в обучении и более глубокого изучения предмета;

• домашнее обучение;

• программы дополнительного образования.

Выявлено, что лицензия на ведение образовательной деятельности имеется только у 46,2% организаций. При этом основная доля лицензий (90%) выдается Департаментом образования города Москвы, в то время как коммерческие организации действуют во всех субъектах России. Часть организаций работают по договору со школами, предоставляя свою образовательную платформу для реализации электронного обучения. Свидетельство об аккредитации имеется только у 11,5% ресурсов.

Все исследованные электронные платформы имеют цифровой сертификат безопасности SSL, который гарантирует безопасную передачу данных между платформой и клиентом, однако не гарантирует защиту сайта от взломов. В целом, по мнению исследователей, образовательные ресурсы русскоязычного сегмента в настоящем не покрывают всех проблем электронного обучения, среди которых выделены - отсутствие адекватной системы навигации, системы управления образовательным процессом, методики [13].

Для доступа к образовательным платформам требуется регистрация, которая предполагает введение персональных данных. К персональным данным относится любая информация, позволяющая идентифицировать конкретного человека (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения). Как правило, требуется номер телефона, который в соответствии с законодательством может быть зарегистрирован только на совершеннолетнего, то есть на родителя. Совершеннолетний владелец телефона, вводя проверочный код, тем самым дает согласие на обработку персональных данных.

В данном случае регистрация детей на образовательных платформах без согласия родителей является нарушением действующего законодательства [19]. Конфиденциальность персональных данных - это гарантия обеспечения личной неприкосновенности человека как в физической, так и в психической сфере.

Таким образом, основные педагогические риски цифровизации системы образования касаются разных областей безопасности жизнедеятельности: электромагнитной, психологической и социальной, информационной и персональной. Основные угрозы, выявленные на основе анализа информационных источников, в каждой из данных областей и направления деятельности по их минимизации представлены в табл. 1.

С учетом того, что цифровизация касается всех уровней образования, включая начальный, и имеет высокую скорость развития технологий, важна комплексная оценка всевозможных педагогических рисков и угроз [21-22]. В первую очередь, необходимо определить предельно допустимые уровни ЭМП для детей разных возрастных групп и выбрать наиболее безопасные ЭСО. Информационная безопасность не может быть сведена к защите информации и защите от определенной информации, она должна обеспечивать доступ обучающихся к необходимому качественному образовательному контенту.

Таблица 1

Педагогические угрозы электронного обучения и пути их решения

Область Педагогические риски Направления деятельности по минимизации угроз

Электромагнитная безопасность 1. Высокая чувствительность детского организма к действию ЭМП, включая сверхчастотный диапазон. 2. Отсутствие объективной информации о действии ЭМП на организм детей разных возрастов. 3. Противоречивая информация о наиболее безопасных ЭОС. 4. Несовершенство нормативно-правовых документов, регламентирующих режим работы обучающихся с ЭОС 1. Определение предельно допустимых уровней ЭМП разных частот для всех возрастных групп детей. 2. Научное обоснование наиболее безопасных электронных средств обучения. 3. Оборудование учебных кабинетов с соблюдением требований электромагнитной безопасности, кабельное подключение к сетям. 4. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей работу детей с ЭОС

Психологическая и социальная безопасность 1. Электромагнитные поля ЭОС приводят к отставанию в психическом развитии ребенка и имеют аккумулятивный эффект. 2. Увеличение доступности Интернета для обучающихся может спровоцировать рост числа детей имеющих электронные аддикции. 3. Геймификация цифрового образовательного контента может спровоцировать развитие игровой аддикции у обучающихся 1. Занятия в цифровой образовательной среде должны быть строго регламентированы для детей разных возрастных групп с учетом результатов современных научных исследований. 2. Формирование перечня и разработка новых электронных образовательных ресурсов, прошедших проверку учебного контента на соответствие требованиям психологической и социальной безопасности

Информационная и персональная безопасность 1. Отсутствие у значительного числа электронных образовательных платформ лицензирования и экспертизы цифрового образовательного контента. 2. Несовершеннолетние обучающиеся не имеют права самостоятельно регистрироваться на электронных образовательных платформах, так как требуется введение персональной информации. 3. В условиях цифровизации отмечается рост киберугроз, приводящих к утечке персональной информации 1. Актуализация процедуры лицензирование коммерческих и государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в онлайн-формате. 2. Обучение должно осуществляться только на электронных образовательных платформах, прошедших всестороннюю экспертизу цифрового образовательного контента на соответствие: • нормативно-правовым документам в области информационной безопасности; • ФГОС и дидактическим принципам педагогики; • научной картине мира. 3. Разработка правовой основы по регистрации несовершеннолетних на электронных образовательных платформах. 4. Включение разделов цифровой безопасности и цифровой гигиены в содержание общеобразовательных программ (ОБЖ, Информатика)

Важно особое внимание уделить экспертизе цифрового контента, соответствующего ФГОС, требованиям безопасности, дидактическим принципам педагогики и научной картине мира. Общие направления деятельности касаются необходимости в пересмотре старых и разработке новых нормативных документов, регламентирующих деятельность участников образовательных отношений в цифровой образовательной среде.

Фактически назрела необходимость в разработке методических материалов для детей, учителей и родителей в области цифровой безопасности и гигиены и включение их в содержание основной образовательной программы (Основы безопасности жизнедеятельности, Информатика и др.). На фоне трансформации, которую претерпевает область безопасности жизнедеятельности, имеет смысл формирование нового раздела «Педагогика безопасности» [23].

Таким образом, цифровизация системы образования несет в себе дополнительные педагогические риски и угрозы для участников образовательных отношений, что требует тщательного анализа и осмысления. Данные риски касаются разных областей безопасности жизнедеятельности: электромагнитной, психологической, социальной, информационной и персональной. В большинстве своем выявленные педагогические риски и угрозы никак не учтены в образовательном процессе, реализуемом через цифровую образовательную среду. Имеющаяся нормативно-правовая база, регулирующая образовательную сферу, устарела и требует пересмотра с учетом выявленных педагогических рисков.

Список литературы

1. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе / М. И. Степанова, И. Э. Александрова, З. И. Сазанюк [и др.] // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94, № 7. С. 64-68.

2. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия / Ю. Г. Григорьев, А. С. Самойлов, А. Ю. Бушманов, Н. И. Хорсева // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017. Т. 62, № 2. С. 39-46. Э01: https://doi.org/10.12737/ аПлс1е_58ГОЬ9573Ь6Ь59.54629416.

3. Кучма В. Р., Поленова М. А., Степанова М. И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся // Гигиена и санитария. 2021. Т. 100, № 9. С. 903-909. Э01: https://doi. о^/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909.

4. Баранов Н. Н., Мандругин А. А. Эктромагнитные поля, которые нас окружают: цена комфорта // Энергия: экономика, техника, экология. 2015. № 10. С. 31-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Обоснование безопасных условий использования электронных планшетов на учебных занятиях в школе / М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, М. А. Поленова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8 (269). С. 20-24.

6. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Коса-рецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов [и др.]; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2019. 276 с. Э01: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1956-1.

7. Gandhi P. d'Arsonval medal: address. Some bioelectromagnetics research at the University of Utah: acceptance speech on the occasion of receiving the d'Arsonval medal // Bioelectromagnetics, 1996. Vol. 17, No. 1. P. 3-9.

8. Григорьев Ю. Г. Рейкьявик. Обращение. Беспроводные технологии в школах // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96, № 8. С. 788.

9. Пандемия COVID-19 в России: медико-социальные проблемы цифровой образовательной среды / В. Р. Кучма, А. С. Седова, С. Б. Соколова [и др.] // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2, № 1. С. 21-31. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.21-31.

10. Задоя Н. И. Электромагнитная безопасность: учеб. пособие для бакалавров направления «Электроэнергетика и электротехника». Рубцовск: Рубцовский индустриальный ин-т, 2014. 108 с.

11. IARC WHO. Classifies radiofrequency electromagnetic fields as possibly carcinogenic to humans. Press release. No. 208. 31 May 2011. 3 p.

12. Сподобаев Ю. М. Электромагнитная безопасность современных беспроводных технологий: документы ICNIRP // Электросвязь. 2020. № 4. С. 21-24. DOI: https://doi. org/10.34832/ELSV.2020.5.4.001.

13. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 156-201. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-156-201.

14. Друзин В. Н. Проблема профилактики игровой компьютерной аддикции подростков // Инновации в образовании. 2011. № 5. С. 75-82.

15. Chung S., Lee J., Lee H.K. Personal factors, internet characteristics, and environmental factors contributing to adolescent internet addiction: a public health perspective // Int J Environ Res Public Health. 2019. Vol. 21. P. 16-23. DOI: https://doi.org/10.3390/ ijerph16234.

16. Трусова А. В., Канашов А. Е. Распространенность интернет-зависимого поведения среди российских подростков в возрасте 15-18 лет // Вопросы наркологии. 2021. № 5 (200). С. 5-14. DOI: https://doi.org/10.47877/0234-0623_2021_05_5.

17. Foy K. Digital Games Based Learning for History - Problem Solving or Problematic? // Education in the North. 2021. Vol. 28, No. 2. DOI: https://doi.org/10.26203/m7kg-5j29.

18. Бибарсов Д. А. Игрофикация в условиях цифрового образования: перспективы и риски // Вестн. Калмыцкого ун-та. 2020. № 3 (47). С. 122-130.

19. Колобаева Н. Е., Несмеянова С. Э. Информационная безопасность несовершеннолетних и право на доступ в Интернет // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2020. № 6. С. 14-21. DOI: https://doi.org/10.34076/2219-6838-2020-6-14-21.

20. Сиденко А. Взрослые и дети в Интернете: цифровые привычки. URL: https://kids. kaspersky.ru/wp-content/uploads/sites/2/2021/10/210910_KIDS_Report_RU_2021_Site.pdf (дата обращения: 29.03.2022).

21. Адольф В. А., Адольф К. В., Фоминых А. В. Безопасность личности в контексте ее образованности // Народное образование. 2021. №3. С. 83-87.

22. Адольф К. В. Проблемы экономической безопасности общества в условиях цифровой трансформации // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. 2021. С. 11-13.

23. Данченко С. П., Костецкая Г. А. Становление и развитие школьного курса ОБЖ // Педагогика. 2022. Т. 86, № 5. С. 69-76.

References

1. Stepanova M. I., Aleksandrova I. E., Sazanyuk Z. I. et al. Gigienicheskaya reglamentatsiya ispolzovaniya elektronnykh obrazovatelnykh resursov v sovremennoy shkole. Gigiena i sanitariya. 2015. Vol. 94, No. 7, pp. 64-68.

2. Grigoryev Yu. G., Samoylov A. S., Bushmanov A. Yu., Khorseva N. I. Mobilnaya svyaz i zdorovye detey: problema tretyego tysyacheletiya. Meditsinskaya radiologiya i radiatsionnaya bezopasnost. 2017, Vol. 62, No. 2, pp. 39-46. DOI: https://doi.org/10.12737/article_58f0b95 73b6b59.54629416.

3. Kuchma V. R., Polenova M. A., Stepanova M. I. Informatizatsiya obrazovaniya: mediko-sotsialnye problemy, tekhnologii obespecheniya gigienicheskoy bezopasnosti obuchayushchikhsya. Gigiena i sanitariya. 2021, Vol. 100, No. 9, pp. 903-909. DOI: https:// doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909.

4. Baranov N. N., Mandrugin A. A. Ektromagnitnye polya, kotorye nas okruzhayut: tsena komforta. Energiya: ekonomika, tekhnika, ekologiya. 2015, No. 10, pp. 31-39.

5. Stepanova M. I., Sazanyuk Z. I., Polenova M. A. et al. Obosnovanie bezopasnykh usloviy ispolzovaniya elektronnykh planshetov na uchebnykh zanyatiyakh v shkole. Zdorovye naseleniya i sreda obitaniya. 2015, No. 8 (269), pp. 20-24.

6. Kosaretskiy S. G., Goshin M. E., Belikov A. A. et al. Dopolnitelnoe obrazovanie detey v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe. Ed. by S. G. Kosaretskiy, I. D. Frumin. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. 2019. 276 p. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1956-1.

7. Gandhi P. d'Arsonval medal: address. Some bioelectromagnetics research at the University of Utah: acceptance speech on the occasion of receiving the d'Arsonval medal. Bioelectromagnetics, 1996, Vol. 17, No. 1, pp. 3-9.

8. Grigoryev Yu. G. Reykyavik. Obrashchenie. Besprovodnye tekhnologii v shkolakh. Gigiena i sanitariya. 2017, Vol. 96, No. 8, pp. 788.

9. Kuchma V. R., Sedova A. S., Sokolova S. B. et al. Pandemiya COVID-19 v Rossii: mediko-sotsialnye problemy tsifrovoy obrazovatelnoy sredy. Natsionalnoe zdravookhranenie. 2021, Vol. 2, No. 1, pp. 21-31. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.21-31.

10. Zadoya N. I. Elektromagnitnaya bezopasnost: ucheb. posobie dlya bakalavrov napravleniya "Elektroenergetika i elektrotekhnika". Rubtsovsk: Rubtsovskiy industrialnyy in-t, 2014. 108 p.

11. IARC WHO. Classifies radiofrequency electromagnetic fields as possibly carcinogenic to humans. Press release. No. 208. 31 May 2011. 3 p.

12. Spodobaev Yu. M. Elektromagnitnaya bezopasnost sovremennykh besprovodnykh tekhnologiy: dokumenty ICNIRP. Elektrosvyaz. 2020, No. 4, pp. 21-24. DOI: https://doi. org/10.34832/ELSV.2020.5.4.001.

13. Nazarov V. L., Zherdev D. V., Averbukh N. V. Shokovaya tsifrovizatsiya obrazovaniya: vospriyatie uchastnikov obrazovatelnogo protsessa. Obrazovanie i nauka. 2021, Vol. 23, No. 1, pp. 156-201. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-l56-201.

14. Druzin V. N. Problema profilaktiki igrovoy kompyuternoy addiktsii podrostkov. Innovatsii v obrazovanii. 2011, No. 5, pp. 75-82.

15. Chung S., Lee J., Lee H.K. Personal factors, internet characteristics, and environmental factors contributing to adolescent internet addiction: a public health perspective. Int J Environ Res Public Health. 2019, Vol. 21, pp. 16-23. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16234.

16. Trusova A. V., Kanashov A. E. Rasprostranennost internet-zavisimogo povedeniya sredi rossiyskikh podrostkov v vozraste 15-18 let. Voprosy narkologii. 2021, No. 5 (200), pp. 5-14. DOI: https://doi.org/10.47877/0234-0623_2021_05_5.

17. Foy K. Digital Games Based Learning for History - Problem Solving or Problematic? Education in the North. 2021, Vol. 28, No. 2. DOI: https://doi.org/10.26203/m7kg-5j29.

18. Bibarsov D. A. Igrofikatsiya v usloviyakh tsifrovogo obrazovaniya: perspektivy i riski. Vestn. Kalmytskogo un-ta. 2020, No. 3 (47), pp. 122-130.

19. Kolobaeva N. E., Nesmeyanova S. E. Informatsionnaya bezopasnost nesovershennoletnikh i pravo na dostup v Internet. Elektronnoeprilozhenie k "Rossiyskomuyuridicheskomuzhurnalu". 2020, No. 6, pp. 14-21. DOI: https://doi.org/10.34076/2219-6838-2020-6-14-21.

20. Sidenko A. Vzroslye i deti v Internete: tsifrovye privychki. Available at: https://kids. kaspersky.ru/wp-content/uploads/sites/2/2021/10/210910_KIDS_Report_RU_2021_Site.pdf (accessed: 29.03.2022).

21. Adolf V. A., Adolf K. V., Fominykh A. V. Bezopasnost lichnosti v kontekste ee obrazovannosti. Narodnoe obrazovanie. 2021, No. 3, pp. 83-87.

22. Adolf K. V. Problemy ekonomicheskoy bezopasnosti obshchestva v usloviyakh tsifrovoy transformatsii. In: Vyzovy sovremennogo obrazovaniya v issledovaniyakh molodykh uchenykh. Proceedings of the VII All-Russian scientific-practical conference with international participation. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy gos. ped. un-t im. V. P. Astafyeva. 2021. Pp. 11-13.

23. Danchenko S. P., Kostetskaya G. A. Stanovlenie i razvitie shkolnogo kursa OBZh. Pedagogika. 2022, Vol. 86, No. 5, pp. 69-76.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5

Статья поступила в редакцию 01.04.2022 The article was received on 01.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.