Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловкина И.В.

Дисциплина «Основы информационной культуры», преподаваемая в вузе, способствует дальнейшему формированию информационной культуры студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, и является базовой составляющей самостоятельной учебной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловкина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE OF FUTURE TEACHERS AS THE BASIS COMPONENT OF INDEPENDENT EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

The discipline «Fundamentals of Information Culture» taught at the university, contributes to the further formation of the information culture of students studying in pedagogical specialties, and is a basic component of independent educational and professional activities.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

- процессуальность в рамках каждой из систем: содержание (направления деятельности) -технологии (формы, методы и практики) - результат (интериоризация) - рефлексивность (поиск наибольшей эффективности) при возможной вариативности самих структурных элементов;

- направления воспитательного процесса;

- отчасти преемственность при организации воспитательного процесса;

- результативность как разрешение поставленной задачи и определение перспектив дальнейшего функционирования.

Отличное в системе муниципальных и локальных систем воспитания:

- понимание основной цели воспитательного процесса;

- определение результативности воспитания;

- приоритетные направления воспитательного процесса при заданности основных векторов в нормативно-правовых документах («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»);

- последовательность реализации воспитательных задач;

- систематичность воспитательных мер в рамках пролонгированного развития основных векторов воспитательной системы на муниципальном и локальном уровнях;

- ресурсность как возможность обеспечения наиболее эффективных мер в рамках развития;

- совокупность воспитательных мер при ведомственной соподчиненности;

- наличие особенных и специфических условий в рамках локальных систем воспитания;

- функционирование субъектов систем (мобильность, гибкость, нестандартность, возможность приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам).

Сравнительный анализ муниципальных и локальных систем воспитания позволяет выявить и определить, с одной стороны, наиболее уязвимые точки данных процессов и, с другой стороны, определить риски и проблемные зоны, а также механизмы их преодоления в ситуации неопределенности и нестабильности развития всей системы образования.

Говоря о перспективах и об эффективности развития муниципальных и локальных систем воспитания, необходимо, в первую очередь:

- упорядочить сами эти системы как механизмы воспитания;

- определить структурные единые составляющие либо их соподчиненность как последовательность и преемственность;

- выявить основные векторы наиболее сегодня востребованных и проблемно инициирующих направлений воспитательного процесса;

- установить тесные взаимосвязи всех элементов муниципальных и локальных систем воспитания на всех уровнях: структурном, содержательном, процессуальном;

- определить четкую последовательную структурность как совокупность элементов системы при ее целостности;

- при постоянном изменении социальной ситуации использовать модульность (модуль как востребованный содержательный элемент системы в данный период времени) в рамках этих систем, как целостный структурный элемент, и при его изменении, не нарушающий функционирование системы и обеспечивающий ее надежность.

Сравнительный анализ муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе позволил при определении сходства и различия данных систем сделать предположительно достаточно обоснованный вывод об их социальной однородности; при вроде бы аналогичном содержании и общей направленности, присущ дефицит преемственности и пролонгированности; отсутствует четкая системная структура.

УДК 371.385, 004

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ INFORMATION CULTURE OF FUTURE TEACHERS AS THE BASIS COMPONENT OF INDEPENDENT EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

Соловкина И. В., канд. пед. наук, доцент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск sol0903@mail.ru

Аннотация. Дисциплина «Основы информационной культуры», преподаваемая в вузе, способствует дальнейшему формированию информационной культуры студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, и является базовой составляющей самостоятельной учебной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образование, обучение, информационная культура.

Abstract. The discipline «Fundamentals of Information Culture» taught at the university, contributes to the further formation of the information culture of students studying in pedagogical specialties, and is a basic component of independent educational and professional activities.

^y words: education, training, information culture.

На современном этапе образования в качестве «важнейшей стратегической задачи развития образования рассматривается формирование новой парадигмы образования, которая основана на совершенствовании информационной среды, разработке и внедрении в педагогическую практику современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения» [1, с. 130].

В данном контексте широкое использование приобретают новые учебные дисциплины, объединяющие в себе совокупность знаний о новых, перспективных, современных технологиях и их применении в процессе обучения.

Дисциплина «Основы информационной культуры» представляет собой совокупность знаний об информационной и компьютерной грамотности.Смысл этих понятий раскрывается следующим образом.

Компьютерная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин Интернета.

Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с применением средств и методов информационно-коммуникационной технологии [2].

Перейдем к рассмотрению понятия и становления информационной культуры. Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К. М. Войханской и Б. А. Смирновой [3], Э. Л. Шапиро [4], Ю. С. Зубова [5]. В этом понимании информационная культура: это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей; это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека и развитием общества [6].

Стремительно меняющиеся и внедряющиеся в развитие общества различные информационные технологии интенсивно обновляют и модифицируют объем информации, меняя тем самым весь информационный уклад.

В истории развития цивилизации произошло несколько кардинальных преобразований в сфере обработки информации, получивших название информационных революций.

Рассмотрим ниже этапы информационных преобразований в обществе:

Первая информационная революция - изобретение письменности, открывшая новый способ фиксации и передачи знаний от поколения к поколению, который радикально изменил общество, культуру и организацию деятельности людей.

Вторая информационная революция - изобретение книгопечатания (середина XV в.), привела к существенному качественному и количественному росту источников информации, обеспечила формирование «памяти человечества».

Третья информационная революция - изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио (конец XIX в.), позволяющие накапливать и оперативно передавать информацию на расстоянии.

Четвертая информационная революция - изобретение микропроцессорной техники и появление персонального компьютера (70-е гг. XX в.), открыла новую эру в развитии человеческого общества, реализовав принцип «информация здесь и сейчас», усилив интеллектуальные возможности человека и общества в целом [7].

Внедрение в информационную сферу персонального компьютера и применение телекоммуникационных средств связи, определили новый этап развития информационной технологии. Следствием этого стало изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «новая, перспективная, современная» технология. Прилагательное «новая» подчеркивает новаторский, революционный, а не эволюционный характер этой технологии.

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов.

На первом (1991-1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации.

Второй этап (1994-1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики.

Третий этап, который длится и поныне, - этап формирования политики в сфере построения информационного общества.

В 2002 году Правительством РФ была принята Федеральная Целевая Программа (ФЦП) «Электронная Россия 2002-2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

В 2008 году была принята «Стратегия развития информационного общества до 2020 г.».

Культура является для человека второй жизненной средой, в которой происходит его становление и развитие как личности. С развитием новых информационных технологий и расширением сферы воздействия средств массовой информации, стали говорить о культурно-информационной среде. Именно эти аспекты способствуют развитию и формированию информационной культуры, она не возникает сама по себе, ее надо воспитывать, обучать ее элементам и делать это надо на всех уровнях образования.

Вопросам формирования информационной культуры студентов педагогических специальностей, будущих педагогов-практиков, в последние годы уделяется значительное внимание. В профессиональной деятельности педагога важное значение имеют: умение и желание находить новые сведения, факты, материалы, грамотно их оформлять и использовать в практической деятельности. Особенно актуально это становится сегодня, когда временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном росте ее объемов.

Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором учеба становится неотъемлемой частью всей жизни человека. Сегодня, для того, чтобы стать и оставаться специалистом, необходимо постоянно усваивать новые знания, не ограничиваясь теми, которые получены некогда в учебном заведении. Совокупность качеств, позволяющих осуществлять эту деятельность эффективно, свидетельствует о высоком уровне информационной культуры. Педагог должен уметь ориентироваться в непрерывно растущем информационном потоке и прививать это умение своим ученикам. Информационная культура сегодня является необходимым компонентом педагогической культуры.

Современный педагог должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовывать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога. Информационная культура педагога как категория развивающегося информационного общества - это компонент общей педагогической культуры, важнейший показатель профессионального мастерства педагога [8].

Информационная культура отражает особенности профессиональной деятельности педагога:

- формирование информационной культуры ученика, пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях;

- развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора.

Исходя из вышесказанного целью дисциплины «Основы информационной культуры» является формирование информационной культуры как совокупности знаний, навыков, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для осуществления в дальнейшей профессиональной деятельности.

В результате изучения курса «Основы информационной культуры» студенты должны:

- иметь представления о роли информационной культуры педагога и возможностях применения информационных ресурсов по педагогике в профессиональной деятельности;

- владеть основными типами информационно-поисковых задач и алгоритмов их решения в области педагогической информации;

- иметь опыт использования аналитико-синтетической переработки информации в учебной и профессиональной деятельности педагога;

- владеть основами структуры, правил подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и профессиональной деятельности педагога.

Дисциплина содержит следующие разделы:

1. Информационная культура педагога и информационные ресурсы по педагогике.

2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в области педагогической информации.

3. Аналитико-синтетическая переработка информации в учебной и профессиональной деятельности педагога.

4. Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и профессиональной деятельности педагога.

Тематика практических занятий:

1. Правила оформления литературы.

2. Правила оформления ссылок на литературу. Методика составления личных тематических картотек.

3. Информационно-образовательные ресурсы по педагогике.

4. Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и профессиональной деятельности педагога.

Тематика лабораторных занятий:

1. Создание и форматирование сложных комплексных документов в текстовом процессоре MS

Word.

2. Ввод, редактирование и форматирование текста, создание и форматирование таблиц в текстовом процессоре MS Word.

3. Работа с таблицами и схемами в текстовом процессоре MS Word.

4. Работа с редактором формул в текстовом процессоре MS Word.

5. Построение графиков функций в табличном процессоре MS Excel.

6. Работа с графиками и диаграмами в табличном процессоре MS Excel.

7. Вставка звука, создание гиперссылок и управляющих кнопок, настройка анимации в программе подготовки и просмотра презентаций MS PowerPoint.

8. Работа с рисунками SmartArt в программе подготовки и просмотра презентаций MS PowerPoint.

9. Оформление реферата. По материалам реферата выполнить презентацию, включающую в себя рисунки SmartArt, настройку анимации, гиперссылки.

Для получения зачета по дисциплине «Основы информационной культуры» студенты должны проработать полученный на занятиях теоретический материал и применив приобретенные знания подготовить реферат по одной из тем предложенных преподавателем; по материалу реферата выполнить презентацию.

Цель зачета - проверить правильность оформления реферата и презентации, как элементов самостоятельной учебной деятельности студентов. Для эффективности проверки, эти две работы, обучающиеся должны подготовить и сдать в электронной форме.

Этапы работы по подготовке к зачету:

1. Поиск научной образовательной информации в сети Интернет.

Используя рассмотренные ранее информационно-образовательные ресурсы по педагогике и психологии, подобрать материал для написания реферата согласно выбранной теме.

2. Оформить список используемых информационно-образовательных ресурсов, в соответствии правилам ГОСТа Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись».

3. Выполнить подборку цитат и определений, научиться оформлению ссылок на источники информации по выбранной теме, согласно ГОСТа Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

4. Подготовить текст реферата, содержащего следую информацию: 1) титульная страница; 2) содержание; 3) введение; 4) две главы и параграфы в них; 5) наличие нумерованного и маркированного списков; 6) наличие цитат, сносок, ссылок; 7) наличие рисунков, схем и таблиц пронумерованных и подписанных; 8) во второй главе (по возможности) выполнить имитацию «Педагогического эксперимента» с наличием таблицы MS Excel и диаграммы к ней; 9) заключение; 10) список литературы 10-15 источников, оформленный по ГОСТу; 11) оформление верхнего колонтитула; 12) вставка номеров страниц.

5. По материалам реферата выполнить презентацию, включающую в себя рисунки SmartArt, настройку анимации, гиперссылки.

6. Составить личную картотеку из карточек найденных источников информации.

Как видно из всего вышесказанного, в ходе изучения данного курса студенты получают знания об информационно-образовательных ресурсах по педагогике; правилах оформления литературы и ссылок на нее; структуре, правилах подготовки и оформления результатов самостоятельной деятельности; аналитико-синтетической переработке информации.

Таким образом, дисциплина «Основы информационной культуры», преподаваемая в вузе, способствует дальнейшему формированию информационной культуры студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, и является базовой составляющей самостоятельной учебной и профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Темербекова, И. В. Чугунова, Г. А. Байгонакова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. - 355 с.

2. Основы информационных технологий. - URL: https://studfile.net/preview/5270449/ (дата обращения 20.01.2020). - Текст: электронный.

3. Войханская, К. М. Библиотекари и читатели об информационной культуре / К. М. Войханская, Б. А. Смирнова // Библиотека и информация : сборник материалов. - 1974.

4. Шапиро, Э. Л. О путях уменьшения неопределенности информационных запросов / Э. Л. Шапиро // Научно-технические библиотеки СССР. - 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Зубов, Ю. С. Информатизация и информационная культура / Ю. С. Зубов // Проблемы информационной культуры : сборник статей. - Москва, 1994. - С. 6-11.

6. Основы информационной культуры // Интуит: национальный открытый университет. - URL: https://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture/14219 (дата обращения 20.01.2020). - Текст: электронный.

7. Информационные революции. Информатизация общества. - URL: https://studfile.net/preview/5780951/ (дата обращения 20.01.2020). - Текст: электронный.

8. Кочеток, Н. Г. Информационная культура педагога // Образовательный портал : электронный журнал Экстернат.РФ. - URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/10521-Informatsionnaya_kultura_pedagoga.html (дата обращения 20.01.2020). - Текст: электронный.

УДК 378.02.372.8

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ AUTONOMY AS A BASIC COMPETENCE IN TEACHING MATHEMATICS IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENTAL EDUCATION

Часовских Н. С., канд. пед. наук, доцент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск nikolayaltay@rambler.ru

Аннотация. В работе обоснована необходимость формирования у школьников самостоятельности при обучении математики. С этой целью автор статьи ставит своей задачей включить в обучение концептуальный принцип самостоятельности, который должен определять в целом вектор современного развития школьника. При этом данный принцип должен иметь определенный инструментарий, который может быть представлен в виде содержательных, нормативных и процессуальных дидактических функций, позволяющих технологизировать процесс формирования и развития самостоятельности в процессе обучения учащихся в школе.

Ключевые слова: самостоятельность, дидактический принцип, принцип самостоятельности, нормативные и процессуальные дидактические функции.

Аbstract. The article justifies a necessity of formation of students' autonomy in learning mathemat-ics.To this end, the authors of the article are included in the task didactics conceptual principle of autonomy that should determine the overall direction of development of modern education. This principle must have some tools that can be represented as a substantive, normative and procedural didactic features that tehnol-ogy the process of formation and development of self-reliance in the learning process of students at school.

Key words: autonomy, didactic principle, the principle of autonomy, normative and procedural didactic function.

Изменяющиеся с течением времени цели обучения всегда ведут к изменению и принципов обучения. Дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию подрастающего поколения; своевременно реагировать на них, строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы общее направление движения к цели. Современное образование не должно сводиться лишь к усвоению положений отдельных наук, а должно быть направлено на развитие творческой личности, уровень которой должен определяться степенью ее самостоятельности. Но для этих целей должно быть соответствующее дидактическое обеспечение. Такую роль может выполнять принцип самостоятельности [6; 2]. При этом он должен выступать в роли концептуального дидактического принципа, обладать всеобщностью воздействия на всю систему образования, на весь педагогический процесс и определять сущность всей системы образования в целом.

Как известно, перечней принципов достаточно много. Но каждый новый автор не доволен своими предшественниками и предлагает свой перечень, пока не появится новый. Такая картина, по мнению Ю. К. Бабанского, «возможна потому, что принципы обучения не были предметом последовательного, системного исследования. Также не выработаны и критерии отнесения той или иной нормативной идеи к принципам» [1, с.33].

Сама идея концептуального принципа самостоятельности может быть отнесена к принципам обучения, потому что она представляет собой одно из универсальных руководящих положений современного образования, которые относятся ко всему процессу обучения в целом, распространяется на все учебные предметы, без них невозможно формировать личность, ее компетентность и она не может быть заменена никакими другими принципами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.