Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования'

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михаэлис В. В., Михаэлис С. И., Самсонов B. C.

В статье излагаются результаты теоретического и экспериментального исследования по вопросам создания информационно-образовательной среды в учреждении начального профессионального образования и влияния этой среды на качество подготовки учащихся профессионального Лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михаэлис В. В., Михаэлис С. И., Самсонов B. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования»

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Михаэлис В.В.*, Михаэлис С.И.4, Самсонов B.C.*

Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

В статье излагаются результаты теоретического и экспериментального исследования по вопросам создания информационно-образовательной среды в учреждении начального профессионального образования и влияния этой среды на качество подготовки учащихся профессионального Лицея.

Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых задач, среди которых особо выделены необходимость повышения качества и доступности образования, усиление связи между разными уровнями образования, интеграции в мировое научно-образовательное пространство. Модернизация системы начального профессионального образования (НПО) должна создать условия для подготовки подрастающего поколения к профессиональной деятельности в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, позволяющий использовать и развивать новые методы в науке и производстве. Данный фактор, на наш взгляд, является определяющим и для конкурентоспособности выпускников учреждений начального профессионального образования. Большую роль в его реализации будет играть активная информатизация образования.

Профессиональная успешность человека во многом зависит не только от его успехов в усвоении отдельных отраслей наук, но и от его способности к междисциплинарному синтезу, системной интеграции научных и практических знаний. Важную роль в формировании этих способностей играет применение информационных технологий, открывающих следующие возможности обучения:

- совершенствование методологии отбора содержания профессиональной подготовки специалистов;

- улучшение планирования, организации, управления, контроля качества учебного процесса;

* Старший преподаватель кафедры «Информатика» ИрГУПС, кандидат педагогических наук.

* Доцент кафедры «Информатика» ИрГУПС, кандидат педагогических наук.

" Профессор кафедры ВТ и информатики БГУ, доктор педагогических наук, профессор.

- повышение качества обучения, его индивидуализация;

- появление новых форм взаимодействия педагога и обучаемого в процессе обучения, приводящее к изменению содержания их деятельности.

Вопросы информатизации образования привлекли внимание многих педагогов (И.Н. Антипов, С.А. Бешенков, Т.А. Бороненко, Ю.С. Брановский,

A.Я. Ваграменко, Т.Б. Захарова, A.A. Кузнецов, К.Г. Кречетников, В.В. Лаптев, C.B. Панюкова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, B.C. Самсонов, Т.Л. Шапошникова и другие), в том числе в системе начального и среднего профессионального образования (Н.В. Василенко, H.A. Горелышева, В.В. Шап-кин). Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали работы П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, Г.М. Варковецкой, Н.И. Думченко, Э.Ф. Зеера, Г.И. Кругликова, В.П. Казанской, Н.В. Кузьминой, Н.И. Макиенко, A.M. Новикова, М.П. Сибирской, В.А. Скакун,

B.Л. Худякова, В.Д. Шадрикова, М.Е. Щукина, Ю.А. Якубы. Проблеме становления конкурентоспособной личности посвящены исследования В.И. Андреева, В.А. Горского, В.В. Ильина, Н.В. Кузьминой, проблеме формирования профессионально-педагогической среды - труды В.Я. Барышникова, Е.П. Белозерцева, Л.В. Загрековой, Л.И. Новиковой, В.И. Слободчико-ва, Г. Г. Шекк.

Согласно положениям Федеральной целевой программы «Электронная Россия» [5], «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [2], сегодня нужны такие методы обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали производительность учебного труда учащегося и педагога. Использование специальных программных средств информационно-образовательной среды учебного заведения позволит придать изучаемой информации такую форму, благодаря которой она быстрее и лучше воспринимается или делается более пригодной для использования в тех или иных конкретных образовательных целях.

Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни человека. Обобщенное представление о причинах актуализации роли информации в общественном развитии дает получившая широкую известность концепция американского ученого А. Тоффлера. Вопросам работы с информацией уделяли значительное внимание В.Г. Афанасьев, Б.В. Бирюков, Н. Винер, В.З. Коган, А.Н. Кочергин, В.И. Корогодин, А.Г. Мовсесян, Ю.И. Оноприенко, В.Н. Спицнадель, А.П. Суханов, К. Эр-роу, К. Шеннон и др.

Анализ источников, в которых отражается использование информационных технологий в учебном процессе профессионального лицея, а также региональный педагогический опыт позволяют констатировать, что в прак-

тике начального профессионального образования доминируют традиционные методы и средства обучения, сохраняется классическая структура учебного процесса, в которой остается мало места дидактическим инновациям и компьютерным технологиям обучения. Причинами этого, с одной стороны, является отсутствие разработанных методик внедрения программных средств учебного назначения и контроля знаний для учреждений начального профессионального образования, а также соответствующей литературы по их созда-нию. С другой стороны, существует проблема психологической готовности и методической подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения к использованию новых технологий обучения и контроля.

На современном этапе развития общества образование должно не только давать учащимся необходимые знания об информационной среде и умения использовать ее возможности, но и формировать у них новое мышление, основанное на понимании определяющей роли информационных процессов в жизни природы, человеческого общества, а также самого человека.

Поэтому, рассматривая проблемы развития информационного общества, нельзя не затронуть вопросы становления личности нового типа, нового человека, живущего в информационной среде и владеющего всем спектром информационных технологий, обладающего информационной культурой.

Место личности в процессах информатизации рассматривает в своих работах ряд ученых (Н.С. Злобин, В.Ж. Келле, Ю. Шрайдер, Р. Гилярев-ский, К. Литинян, Б. Споране, Д.А. Чекалов). Они отмечают, что в информационную эпоху востребован иной тип личности, чем в индустриальную: гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к любым изменениям, самостоятельный, инициативный; личность с компонентами творческого стиля мышления: умения анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять и устранять противоречия, находить новые решения и прогнозировать возможные варианты развития таких решений.

Знание современных информационных технологий становится неотъем -лемым условием деятельности специалиста. Активное развитие информационных технологий в последние годы, их применение для решения разнообразных задач не могло не затронуть и образовательный процесс системы начального профессионального образования. Современные информационные технологии стали одним из важнейших инструментов его модернизации.

Особенностью теоретического обучения в учреждениях профессионального образования является то, что оно состоит из двух циклов дисциплин: общеобразовательного и профессионального (производственного), последний включает два подцикла: общетехнический и специальный. Основными формами практической подготовки специалиста являются производственное обучение, осуществляющееся в учебно-производственных мастерских, лабораториях, и производственная практика, проводимая в цехах предприятий, для которых и ведется подготовка рабочих кадров. Возраст учащихся учреждений

НПО относится к периоду ранней юности или старшему школьному возрасту (от 14-15 до 17 лет). Поэтому при внедрении информационных технологий в образовательный процесс учреждений начального профессионального образования должны учитываться психологические и физиологические особенности подросткового возраста (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, И.С. Кон, М. Кле, В.А. Крутецкий, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн).

Инновационные технологии профессиональной подготовки можно классифицировать следующим образом (Г.И. Кругликов):

- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии и т.д.);

- технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии программированного обучения, компьютерные технологии обучения, технологии уровневой дифференциации и др.);

- технологии развивающего обучения (личностно ориентированное развивающее обучение, системы с направленностью на развитие творческих качеств личности и др.) [3].

К настоящему времени накоплен определенный опыт использования информационных технологий как средства обновления образовательного процесса, отбора и проектирования содержания обучения, организации контроля над деятельностью обучаемых на теоретических и практических занятиях, в ходе производственного обучения. Вместе с тем потенциал информационных технологий реализуется в образовательном процессе не в полной мере.

Оптимальным способом создания в учреждениях НПО информационно-образовательной среды является реализация комплекса мероприятий, включающего моделирование и использование новых педагогических технологий; научное обоснование оптимального соотношения между сложившимися традициями и введением инноваций в структуру и содержание начального профессионального образования; обеспечение информационной поддержки, практическое внедрение комплекса программно-методических средств, ориентированных на изучение спецдисциплин.

Обобщая разработки современных отечественных исследователей по проблемам образовательной среды, можно прийти к выводу, что общим подходом для них является понимание образовательной среды как совокупности компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования. В широком смысле образовательная среда представляет собой объект деятельности, связанный с целеполаганием образования в целом и содержания педагогического процесса как производной от общего содержания образования, его социально ценной культурной направленности. Именно так образовательная среда трактуется в многочисленных публикациях П.Р. Атутова, Б.М. Бим-Бада, В.П. Беспалько, М.Н. Берулавы, И.Д. Фрумина, В.Д. Шадрикова и других.

Доктор педагогических наук О.В. Зимина, анализируя проблемы применения в учебном процессе новых информационных технологий, отмечает, что к настоящему времени сформировалась новая среда обитания человека, которую философы называют инфосредой. Эта среда образуется конспектами лекций и практических занятий, печатными и электронными учебными пособиями, монографиями, компьютерными программами и базами данных, а также ресурсами сети Internet [1].

На основе социокультурных, профессиональных требований к выпускнику, будущему рабочему-специалисту, и тенденций развития производства, образования, основных законов, закономерностей, принципов процесса обучения и развития личности была разработана модель информационно-образовательной среды учреждений начального профессионального образования (рис. 1). Данная модель может являться средством анализа процесса информатизации учреждений начального профессионального образования, происходящего в настоящее время, и инструментом создания информационно-образовательной среды конкретного учебного заведения.

Таким образом, можно дать следующее определение информационно-образовательной среды учреждений начального профессионального образования: информационно-образовательная среда учреждений начального профессионального образования - это многоаспектная реальность, включающая современные технологии обучения и программно-методические средства обучения, построенные на основе компьютерных информационных технологий, позволяющая повышать качество общетеоретической и профессиональной подготовки будущих рабочих, способствующая формированию информационной культуры учащихся и успешной адаптации выпускников к жизни в информационном обществе. Такая среда поддерживает процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения как для учащихся, так и мастеров производственного обучения и преподавателей, а также предоставляет возможность непрерывного роста учащегося в общеобразовательном и профессиональном планах [4].

В рамках разработанной модели информационно-образовательной среды обучение предмету можно предложить в виде технологии, включающей следующие компоненты:

- предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала;

- мотивация и организация учебной деятельности учащихся;

- действие средств обучения в ходе аудиторных занятий, самостоятельной работы, внеклассных мероприятий;

- контроль качества усвоения материала;

- коррекция.

Процессу формирования информационно-образовательной среды в учреждениях НПО должно предшествовать выполнение определенных организационно-педагогических условий, под которыми понимается совокуп-

ность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Цель создания информационно-образовательной среды:

повышение и укрепление интереса учащихся к информатике, повышение познавательного интереса к компьютерным технологиям; повышение творческой и познавательной активности по предметам общеобразовательного и специального циклов; формирование основ информационной культуры личности учащегося НПО; успешная адаптация выпускников к жизни в информационном обществе

о и « и § §

-1 л

й и ^

Й й- ¡3 § .Я « ¡3 И 8

^ Ю

Психолого-педагогический компонент

Мотивационный блок

Организационно-методический блок

Информационно-знаниевый блок

Блок организации самостоятельной работы учащихся

Блок контроля

Информационно-технологический компонент Информационный компонент

СО О

и £ 8 8

& В « &

Учебный материал общеобразовательных дисциплин

Учебный материал, связанный с техническим оснащением промышленных предприятий

Учебный материал об организации и экономике производства

Учебная информация о сырье и материалах и их свойствах Теоретические основы технологических процессов

О Я £

г о <и

2 я а

® ¡^ о

^ о 3

Г Я ^

Доступность научных сведений пониманию учащихся соответственно их развитию, образованию и подготовленности

Систематичность и доступность научных сведений

Сочетание различных видов компетенций, имеющих универсальное значение в подготовке рабочих

Соответствие учебного материала современному уровню науки, техники, организации и экономики производства конкретной отрасли

Последовательность

формирования профессиональных и предметных компетенций

Повторяемость упражнений для формирования основ профессионального мастерства

Повторяемость явлений в различных отраслях производства, связанных с техникой, технологией, организацией и экономикой производства, и

профессиональных явлений, присущих конкретному производству

Результат: сформированность профессиональных и предметных компетенций, мотивов учения, труда, интереса, самостоятельности, ответственности, информационной культуры личности учащихся

Рис. 1. Модель информационно-образовательной среды профессионального лицея

К таким условиям мы отнесли: системное внедрение информационных технологий в различные виды учебной деятельности, а также повышение квалификации педагогических кадров в области информационных технологий (педагогические условия); материально-техническое оснащение профессионального лицея средствами информатизации (технические условия); наличие административно-управленческого ресурса, способствующего созданию, функционированию и развитию информационно-образовательной среды (организационные условия).

Экспериментальная работа проводилась на базе профессионального лицея (ПЛ) № 16 и Торгово-коммерческого лицея (ТКЛ) № 12 г. Улан-Удэ. В нее были вовлечены преподаватели, мастера производственного обучения и учащиеся указанных лицеев.

В процедуру оценки качества общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих рабочих при обучении в информационно-образовательной среде нами включены следующие компоненты:

- оценка качества знаний и умений учащихся, полученная в результате текущих испытаний;

- оценка профессионального самосознания и профессиональной направленности учащихся;

- анализ уровня сформированное™ информационной культуры;

- анализ заключений работодателей о качестве подготовки выпускников.

Для успешного построения информационно-образовательной среды в учреждениях начального профессионального образования учитывалась специфика обучения в профессиональном лицее, создавались такие условия, чтобы содержание учебного материала, формы, методы обучения соответствовали реальным возможностям учащихся и являлись факторами мотивации их учебно-познавательной деятельности, а также факторами становления будущего профессионала.

При формировании информационно-образовательной среды были сделаны следующие шаги:

1. разработан и реализован план поэтапного внедрения инфокомму-никационных технологий в систему учебных занятий и воспитательных мероприятий;

2. предложена методика контроля знаний учащихся с применением инфокоммуникационных технологий; была реализована возможность использования разработанных технологий при самоподготовке учащихся всех специальностей, для предоставления возможности повышения культурного, образовательного, профессионального и коммуникативного уровня;

3. проведено расширение функциональных возможностей и границ применимости разработанных обучающих курсов с использова-

нием мультимедиа- и электронных гиперссылочных материалов, а также сетевых технологий обучения;

4. осуществлены мероприятия по повышению уровня информационной компетентности как учащихся, так и преподавателей и мастеров производственного обучения лицея, путем использования возможностей сети Internet;

5. созданы условия для непрерывного повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.

Основными направлениями реализации технологии обучения в информационно-образовательной среде являются:

- внедрение информационных технологий в учебный процесс профессионального лицея;

- разработка компьютерных обучающих и контролирующих программ по предметам общеобразовательного цикла и спецпредметам;

- консультация и обучение преподавателей и мастеров производственного обучения информационным технологиям, применяемым в учебном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью реализации технологии явилось:

1. повышение качества обучения и конкурентоспособности выпускников профессионального лицея;

2. обеспечение в профессиональном лицее высокого научно-методического уровня проведения учебных занятий и их эффективности;

3. активизация учебного процесса через внедрение информационных технологий в систему начального профессионального образования.

При проведении мероприятий, направленных на формирование информационно-образовательной среды, в лицее проводился конкурс внут-рилицейского гранта «Эврика». Были разработаны проекты, включенные в эксперимент, на темы «Ликвидация компьютерной безграмотности», «Создание демонстрационно-обучающего комплекса», «Совершенствование классно-урочной системы обучения посредством использования информационных технологий». В рамках последнего проекта был представлен урок английского языка для учащихся II курса специальностей «Повар-кондитер», «Пекарь-мастер», «Агент по туризму».

Эксперимент показал, что информационно-образовательная среда является полем для осуществления интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин. Образцом такой интеграции служит использование методических разработок по информатике в структуре уроков другого профиля. Например, на уроках алгебры достаточное количество занятий проводилось с использованием табличного процессора MS Excel (темы: «Проценты», «Модуль числа», «Графики функций», «Системы уравнений» и др.). При этом использовались задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью. При решении данных задач применение ука-

занной программы позволяет разнообразить уроки алгебры, активизировать мышление учащихся, показать возможности компьютерных программ при вычислениях, повысить интерес учащихся к использованию компьютерных технологий в целом.

Приведенное выше описание уроков отвечает блоку «Критерии отбора учебного материала» модели информационно-образовательной среды.

Анализ экспериментальной работы, направленной на реализацию модели информационно-образовательной среды, позволил нам понять, что в профессиональном лицее необходим сотрудник, названный нами координатором, имеющий опыт работы с вычислительной техникой, программным обеспечением общего и специального назначения. Координатор необходим для организации работы по внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс учреждения, разработки предложений по эффективному функционированию информационно-образовательной среды, а также поддержания ее дальнейшего функционирования.

В рамках эксперимента в конце учебного года проводился конкурс «Лицейский Internet», организаторами которого выступили преподаватель информатики и мастера производственного обучения. Конкурс проводился по следующим номинациям (темам): «Моя история знакомства с Internet», «Как Internet помогает мне учиться», «Internet в моей профессии».

В процессе создания новой образовательной среды учебного заведе-ния наше внимание было направлено на широкое и активное использование компьютерных программ в учебно-воспитательном процессе лицея, а также на оформление учащимися результатов учебной деятельности. Так, лицеисты всех специальностей, начиная с первого курса, в обязательном порядке работают с текстовым редактором MS Word, используя его для подготовки рефератов по предметам «История», «Человек и общество», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физика», «ОИВТ». Не обходится без использования текстового редактора оформление квалифика-ционных работ учащихся всех специальностей лицея. Табличный процессор MS Excel применяют в расчетах по таким предметам специального цикла, как «Экономика», «Калькуляция». По предмету черчение учащиеся используют программу AutoCAD.

В рамках самостоятельной деятельности учащиеся осуществляли работу по созданию презентационных документов. Подготовка презентации - самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, которая побуждает их творчески мыслить, самостоятельно определять свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач. Общая для всех учащихся тема - составление сборника рецептов с использованием программы создания презентаций MS PowerPoint - была сформулирована преподавателем. В итоге целенаправленной работы была сформирована медиатека, включающая сборник рецептур кухонь мира,

технологии по сервировке блюд и в дальнейшем используемая в процессе учебной деятельности. Данный факт отвечает блоку организации самостоятельной работы учащихся психолого-педагогического компонента модели информационно-образовательной среды, а также задаче формирования основ информационной культуры.

В экспериментальной работе одним из способов контроля знаний уча -щихся были применены тесты. С этой целью в эксперименте использовалась программа-оболочка «Экзаменатор», позволяющая педагогам самостоятельно конструировать тесты по предметам. Кроме того, нами с помощью программы MS Excel были составлены кроссворды, которые предполагают проверку знаний педагогом, но в большей степени самопроверку учащимися. Значительно возросла доля самостоятельной работы учащихся, связанная с написанием рефератов, выполнением практических работ, составлением отчетов по лабораторным работам с использованием компьютеров.

Эффективность внедряемой среды проверялась путем сравнения результатов начального и итогового срезов контрольной и эксперименталь -ной групп. Результаты формирующего эксперимента выявили значительную разницу в оцениваемых показателях у студентов контрольной и экспериментальной групп. Большинство учащихся экспериментальной группы получили высокую оценку почти по всем показателям. В контрольной группе у учащихся значительной динамики выявлено не было [4].

В процессе проведения эксперимента мы пришли к выводу, что к организационно-педагогическим условиям создания информационно-образовательной среды, сформулированным выше, необходимо добавить следующие: введение должности координатора; проведение занятий с максимально возможным объемом использования информационных технологий; систематический психолого-педагогической контроль учащихся; поэтапное оценивание достигнутого уровня предметной и профессиональной деятельности учащегося.

Исследование не охватывает всех вопросов, связанных с проблемами создания информационной среды в учреждениях НПО, так как эта тема очень многообразная и напрямую зависит от развития современных информационных технологий. Однако экспериментальная работа показала перспективность дальнейшей разработки данной проблемы.

Список литературы:

1. Зимина О.В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования / О.В. Зимина // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическое образование. - 2005. - № 1. - С. 17-66.

2. Концепция информатизации образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.informika.ru

3. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 272 с.

4. Михаэлис В.В. Информационно-образовательная среда учреждений начального профессионального образования как фактор повышения каче -ства подготовки выпускников: автореф. дисс. ...канд. пед. наук / В.В. Михаэлис. - Чита, 2009. - 24 с.

5. Федеральная целевая программа Электронная Россия (2002-2010 годы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mdi.ru/encycl.php? КиЪйсГО=201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.