Научная статья на тему 'Создание образовательной среды на основе информационных технологий в учреждении начального профессионального образования'

Создание образовательной среды на основе информационных технологий в учреждении начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михаэлис В. В.

В статье рассматриваются вопросы создания образовательной среды на основе информационных технологий в учреждениях начального профессионального образования. Дается определение информационно-образовательной среды, ее роль в процессе формирования умений приобретать новые профессиональные знания с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of creating an educational area on the basis of information technologies in professional schools

The questions of creating an educational model on the basis of information technologies in professional schools are viewed in the article. The definition of informational educational area, its role in the process of creating the ability to get new professional knowledge with the usage of information technologies are represented.

Текст научной работы на тему «Создание образовательной среды на основе информационных технологий в учреждении начального профессионального образования»

82 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2007/10

В. В. Михаэлис Россия, Улан-Удэ, Бурятский государственный университет

Создание образовательной среды на основе информационных технологий в учреждении начального профессионального образования

В статье рассматриваются вопросы создания образовательной среды на основе информационных технологий в учреждениях начального профессионального образования. Дается определение информационно-образовательной среды, ее роль в процессе формирования умений приобретать новые профессиональные знания с использованием информационных технологий.

К К Mihaeiis

Model of creating an educational area on the basis of information technologies

in professional schools

The questions of creating an educational model on the basis of information technologies in professional schools are viewed in the article. The definition of informational educational area, its role in the process of creating the ability to get new professional knowledge with the usage of information technologies are represented.

Знание современных информационных технологий становится неотъемлемой частью любой предметной области. Активное развитие информационных технологий в последние годы, их применение для решения разнообразных задач не могло не затронуть и образовательный процесс системы начального профессионального образования. Современные информационные технологии стали одним из важнейших инструментов модернизации профессиональных лицеев и училищ.

Одним из путей создания в учреждении начального профессионального образования образовательной среды на основе информационных технологий является комплекс мероприятий по его информатизации, включающий моделирование и использование новых педагогических технологий, научное обоснование оптимальности соотношения между сложившимися традициями и введением инноваций в структуру и содержание начального профессионального образования; обеспечение информационной поддержки, практическое внедрение комплекса программно-методических средств, ориентированных на изучение спецдисциплин.

К настоящему времени накоплен определенный опыт использования информационных технологий как средства обновления образовательного процесса, отбора и проектирования содержания обучения, организации контроля над деятельностью обучаемых на теоретических и практических занятиях, в ходе производственного обучения. Вместе с тем потенциал информационных технологий реализуется в образовательном процессе в ограниченной степени.

В связи с этим задача учреждений начального профессионального образования состоит в том, чтобы создать условия, при которых в процессе обучения формируются умения приобретать новые профессиональные знания с использованием информационных технологий.

Доктор педагогических наук О.В. Зимина, анализируя проблемы применения в учебном процессе новых информационных технологий, отмечает, что к настоящему времени сформировалась новая среда обитания человека, которую философы называют инфосредой. Эта среда образуется конспектами лекций и практических занятий, печатными и электронными учебными пособиями, монографиями, компьютерными программами и базами данных, а также ресурсами сети Internet [4, с, 22].

Анализ исследований и материалов конференций по проблемам информатизации образования показывает, что существует целый ряд авторских трактовок, определяющих специфику образовательной среды, основанной на компьютерных технологиях.

В.В. Мтаэлис. Создание образовательной среды на основе информационных технологий в учреждении шального профессщмального образования_

Так, В.А. Красильникова, анализируя понятийный аппарат, сформировавшийся в процессе информатизации образования, дает следующее определение: «Информационно-образовательная среда - многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам» [5, с.25].

Подход к построению модели образовательной среды на основе информационных технологий в учреждении начального * профессионального образования позволяет выделить ее элементы: цели, содержание, мотивы, деятельность преподавателя, деятельность учащихся, дидактические средства, обеспечивающие эту деятельность, результат обучения.

В основу построения образовательной среды на основе информационных технологий могут быть положены критерии отбора учебного материала предметов общеобразовательного и профессионального циклов и содержании производственного обучения, обеспечивающих логическую структуру построения учебного процесса и межпредметных связей.

Созданию образовательной среды способствуют предпосылки процесса информатизации образования, которые можно разделить на внешние и внутренние. К внешним предпосылкам мы относим:

- общественно-политические: демократизация и интеллектуализация общества; информатизация всех сфер жизнедеятельности человека, приводящая к существенному, качественному ее изменению; необходимость формирования информационной культуры личности;

- производственно-экономические: широкая автоматизация производства и компьютеризация рабочих мест; появление новых технологий и отраслей производства; необходимость высокой конкурентоспособности выпускников, адекватной новым экономическим условиям;

научно-технические: рост парка персональных компьютеров; стремительная модернизация поколений компьютеров и совершенствование их технических характеристик; высокая адаптивность программного обеспечения к пользователю.

Среди внутренних предпосылок следует выделить:

- методологические: обновление целей и задач обучения; экспоненциальное обновление и накопление научных знаний; разработка современных концепций обучения;

- дидактические: отбор актуального содержания образования детерминированного целями и задачами обучения, необходимость повышения эффективности учебного процесса; компьютеризация обучения; дистанционное обучение;

- учебные: особенности учебно-познавательной деятельности учащихся; индивидуализация обучения; объективное оценивание результатов обучения.

Образовательная среда включает четыре компонента: мотивационный, педагогический (состоящий из организационно-методического, информационно-знаниевого, контролирующего блоков и блока организации самостоятельной работы учащихся), информационный, информационно-технологический. Каждый из них направлен на реализацию различных форм обучения и стратегий освоения основной образовательной программы начального профессионального образования, способствующих решению поставленных учебных задач.

1. Мотивационная основа обучения необходима для повышения уровня усвоения знаний в предметной области, формирования готовности и способности учащихся к выполнению заданий творческого характера, повышения эффективности обучения с помощью компьютерных технологий обучения, а также создания положительного психологического настроя при таком обучении.

84 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2007/10

2. Педагогический компонент представлен следующими блоками:

- организационно-методическим, включающим в себя информацию о целях, задачах дисциплины, являющейся звеном обучающей системы, ее связи с другими дисциплинами, входящими в учебную программу специальности; характеристику содержания тем учебной программы, порядок и рекомендации по изучению дисциплины (с помощью электронного учебного курса, традиционным способом или в их комбинации), формы отчетности и контроля;

- информационно-знаниевым, включающим систему знаний и умений учащегося, составляющего основу его профессиональной деятельности, а также определяющие свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;

организации самостоятельной работы учащихся;

- контролирующим блоком, представленным контролирующими программами для проверки усвоения учебной информации.

3. Информационный компонент выражается изменением роли информации в процессе обучения и характеризуется широким использованием информационных дидактических материалов, представленных в электронной библиотеке учебного заведения, и ресурсов и возможностей сети Internet в учебном процессе.

4. Информационно-технологический компонент включаег средства обучения, используемые в обучающей среде (в частности, использование новых информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей).

Подобная разбивка на компоненты не является жесткой, задачи и функции, а также их содержание пересекаются и взаимно дополняют друг друга.

Составной частью образовательной среды являются учащиеся, преподаватели и мастера производственного обучения, взаимодействие которых осуществляется как непосредственно в процессе обучения, так и опосредованно с помощью современных телекоммуникационных средств.

Образовательная среда в качестве компонентов содержит печатные и электронные учебные и методические пособия, а также компьютеры с программным обеспечением, отвечающим специально разработанным требованиям. При этом печатные и электронные учебные и методические пособия по каждой учебной дисциплине и обучающие (или тестирующие) программы могут быть объединены в соответствующую предметную учебную «коллекцию». В такой образовательной среде цели обучения определяются по отношению как к студенту, так и программному обеспечению используемых компьютеров, а также к умению студента использовать компьютер для выполнения учебных работ, причем это касается как промежуточных учебных целей по каждой дисциплине учебного цикла, так и конечных целей обучения специалиста в соответствии с теми задачами, которые ему предстоит решать в его профессиональной деятельности. В соответствии с имеющимися целями, которые ставятся перед системой «учащийся-компьютер» в процессе обучения, создается специальная методика контроля эффективности их взаимодействия и контроля успешности достижения целей учащимся.

Образовательная среда является ресурсом информации и посредником между преподавателями и учащимися. Среда, в которой находятся участники учебного процесса, должна быть удобной и привычной, обеспечивать чувство интеллектуального комфорта, чтобы в ней было легко ориентироваться, чтобы она помогала учить и учиться по завету Я.А. Коменского: всему, всесторонне, без излишних трудностей и с гарантией успеха.

Таким образом, стоящую перед профессиональной школой задачу развития и совершенствования общетеоретической и профессиональной подготовки будущих рабочих можно решить при объединении усилий специалистов в решении актуальных проблем воспитания и развития учащихся на основе интеграции специальных дисциплин и информатики и создания обучающей среды на основе педагогически продуманного применения информационных технологий.

П.Ф. Мулонов. Приемы исполнения основных вкоов штриховки при изображении объемной формы 85

Литература

]. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах; метод. пособие/А.П. Беляева. - М: Высш.шк., 1991. - 208 с.

2. Ванюшин А.В. Внедрение мультимедиа-технологий в УНПО/А.В. Ванюшин// Профессиональное образование. - 2003. - №7. -С. 10

3. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда: проблемы формирования и организации учебного процесса' Е.Н. Зайцева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ifets.ieee.org/ russian/ depository/ v6J2/htm!/s3.htnil.

4. Зимина O.B. Дидактические аспекты информатизации высшего образования/ О.В. Зимина// Вестник Московского университета. Серия 20, ПедагогичеСкое образование. - 2005, - №1. - С. 17-66.

5. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат/ В.А. Красил ь н и кова//И нфор м ати ка и образование, -2003. • №4. - С.21-27

П.Ф. Мулонов

Россия, Улан-Удэ, Бурятский государственный университет

Приемы исполнения основных видов штриховки при изображении объемной формы

В статье содержится обязательный базовый объем знаний, где штрихи в процессе рисования нужно рассматривать как процесс активного изучения натуры, как процесс познания.

Изобразительное творчество всегда нацеливает личность художника на внимательное, подробное изучение внешних качеств и свойств предмета, на глубокий анализ конструктивного строения объекта изображения, побуждает к философскому осмыслению натуры в целом.

P.F. Mulonov

The methods for performing the main kinds of touches when

picturing a volume form

The article gives the compulsory primary knowledge on touches in the process of drawing. The latter should be taken as both the process of the thought study of shill life or model and the process of cognition.

The pictorial art makes the artist thoroughly study the natural features and properties of the object and it makes the artist realize and comprehend the object to be deflected upon the whole from the philosophic point of view.

Работа руки - это работа ума художника. Рука, технический прием есть не что иное, как передатчик мысли художника. Штрих, линия, пятно есть отражения мыслей.

Н.Н.Ростовцев

Уроки изобразительного искусства - всегда встреча с прекрасными произведениями искусства, погружение в таинственный мир образов души человека, это всегда удивительная радость общения с натурой.

Под словом «рисунок» мы подразумеваем ясное, выразительное и лаконичное выражение основной формы.

Рисунок - средство выражения мыслей, чувств, фантазии, представлений в любой композиционной и проектной работе.

В данной статье мы рассматриваем одно из выразительных средств искусства рисунка: прием исполнения штриховки, с помощью которого художник может убедительно и выразительно передавать объем изображаемого предмета, а также его освещенность, погруженность в тень и в воздушную среду, подчеркнуть пластику формы предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.