Научная статья на тему 'Компыерная математическая среда Mathcad в профессиональном выборе учащихся учреждений начального профессионального образования'

Компыерная математическая среда Mathcad в профессиональном выборе учащихся учреждений начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА MATHCAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Елена Владимировна, Везиров Тимур Гаджиевич

В работе рассматривается один из аспектов использования компьютерной математической среды MathCad в профессиональном выборе учащихся учреждений начального профессионального образования, на основе которого разработан авторский элективный курс с использованием блочно-модульной технологии. Приводятся результаты опытно экспериментальной работы по внедрению авторского элективного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушева Елена Владимировна, Везиров Тимур Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компыерная математическая среда Mathcad в профессиональном выборе учащихся учреждений начального профессионального образования»

3. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс [Текст] / Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк; авторизован, перевод с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007, - 224 с.

4. Коротаева, Е. В. О ситуации успеха в учебной деятельности [Текст] / Е. В.Коротаева // Русский язык в школе. - 2003. - № 1. — С. 30-34.

5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): [Текст] Учебное пособие /И. Ю.Кулагина. - 3-є изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176 с.

6. Леонтьев, А. А. Педагогика здравого смысла // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: [Текст] Избр. психологические труды / А. А.Леонтьев. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - С. 379-405.

7. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу / Перевод с англ. А. М, Татлыбаевой; вступ, статья Н. Н. Акулиной. — СПб.: Евразия, 1999, - 478 с.

8. Маслоу, А. Г, Психология бытия [Текст] / А.. Г. Маслоу. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 304 с.

9. Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Г. Маслоу / Под общ. ред. Г. А. Балла, Д. А, Леонтьева. - М.: Смысл, 1999. - 424 с.

10. Психология: [Текст] Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. - М.: Политическая литература, 1990. -492 с.

11. Роберт, И. В. Современные информационные технологи в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

12.Чепурная, Л. Р. Безотметочная система обучения в начальной школе [Текст] / Л. Р. Чепурная // Начальная школа + до и после. - 2003. - № 12. -С. 20-23.

УДК 178.01

Е. В. Якушева, Т. Г. Везиров

КОМПЬТЕРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА МАТНСАВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с реформированием образования в России, активными процессами информатизации как ведущего направления модернизации образования, усиления роли информации как стратегически важного ресурса возрастает значимость подготовки преподавателя в области эффективного использования средств информационных технологий. Средства информатизации должны стать для учащихся одними из средств формирования качес-

твенно нового типа мышления, естественным инструментом, который они смогут использовать в своей учебной и повседневной деятельности. В этих условиях особая роль отводится преподавателю, первостепенное значение приобретает качество его профессиональной подготовки [2].

В образовании подготовки кадрового потенциала в стране можно выделить следующие противоречия:

-между потребностями муниципальных образовательных систем в квалификации кадров и их подготовки на всех уровнях образования;

- между современными требованиями к уровню компентентности для работы с информационными системами в образовании и уровнем подготовки будущего специалиста в области инфокоммуникационных технологий;

- несоответствие профиля подготовки молодого специалиста к характеру предстоящей работы.

Во весь рост встала проблема опережающего роста профессиональной компетенции кадров начального профессионального образования (НПО). С целью успешного решения этой проблемы происходит смещение акцента в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного решения, творческих способностей и качеств. Осуществляется переход от репродуктивного к творчески-продуктивному типу обучения, призванному обеспечить рывок в повышении качества подготовки специалиста. Особенно остро стоит вопрос преобразован и я подсистемы НПО, которая длительное время замыкалась у нас только на подготовке квалифицированных рабочих и имела весьма низкий общественный престиж [3].

Государственный образовательный стандарт НПО содержит высокие требования к качеству знаний специалистов в области математического образования и информационных технологий.

Обновление содержания математического образования в системе НПО направлено на усиление:

- методологической составляющей, включающей сведения о научных методах познания;

- практической и прикладной направленности, предполагающей раскрытие связей между математическими знаниями, повседневной жизнью человека и предполагаемой будущей профессией учащихся;

- деятельностного подхода в обучении, увеличении самостоятельности учащихся в приобретении знаний, работе с различными источниками информации.

Именно поэтому изучение математики в общеобразовательных и начальных профессиональных учреждениях должно осуществляться в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г, № 1756-р о принятии «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», главной целью которой является достижение нового качества общеобразовательной и профориентационной подготовки

учащихся, где помимо базового курса рекомендуется внедрять элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Они реализуются за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. Абсолютное большинство таких курсов носит узко специализированный характер. До настоящего времени еще не получили должного развития такие элективные курсы математики с применением информационных технологий, которые носят общий профориентационный характер.

Разработанный нами элективный курс «Компьютерная математическая среда МаЛСас! в профессиональном выборе учащихся учреждений начального профессионального образования», в основе которого лежит блочно-модульная технология, достаточно удачно решает эту проблему.

Изучая этот курс, учащиеся проходят через основные профориентационные элементы взаимодействия формирующейся личности с информационными технологиями и компьютерными математическими системами (в нашем случае с системой МаЛСас!). Переход на бл очно-модульную систему обучения связан с решением ряда задач, к ним о тносятся:

— конкретизация содержания учебного материала, связь теоретического и производственного профессионального обучения;

— определение состава обязательных знаний и трудовых навыков, на которых основывается деятельность будущего специалиста по заданной профессии;

— выявление скрытых и явных внутри предметных и межпредметных связей, их значения для усвоения учебного материала;

— анализ существующих способов формирования профессиональных навыков обучающих в профессиональных образовательных учреждениях (опыт существующий в нашей стране и за рубежом);

— обоснование возможности и необходимости использования блочномодульного обучения при формировании профессиональных навыков у обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях данного профиля.

Сущность блочно-модулъного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы с модулем самостоятельно, с определенной помощью преподавателя решает конкретные цели учебно-познавательной деятельности. Основное время учащийся работает самостоятельно, учится ставить перед собой конкретные цели, планировать их достижение, организовывать свою работу в соответствии с составленным планом, контролировать достигнутые результаты, оценивать свою работу. Таким образом, программа элективного курса учитывает требования к профессиональной подготовке учащегося на конкретном этапе его обучения с элементами опережающей подготовки, с учетом профильных и личностных предпочтений.

Разработанный нами элективный курс ««Компьютерная математическая среда МаЙгСас! в профессиональном выборе учащихся учреждений началь-

ного профессионального образования»” апробирован в Профессиональном лицее № 3 г. Карачаевска, овладение которого происходило по следующему перспективно-тематическому планированию, включающему следующие модули:

1. Знакомство с МаШСас!. Приемы и методы работы с документами, выражениями, уравнениями и неравенствами (29 ч.)

2. Графики функций (9 ч.)

3. Дифференциальное и интегральное исчисление (15 ч.)

4. Программирование (5 ч.)

5. Программная среда МаШСаё в твоей профессии (7 ч.)

6. Зачетное занятие (3 ч.)

Немаловажным этапом при изучении элективного курса является вопрос контроля знаний. Нами были использованы следующие типы контроля знаний: оперативный, текущий, рубежный и итоговый контроль знаний. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных видов контроля.

Оперативный контроль: цель - активизация познавательной деятельности учащихся, выделение главного в изучаемом материале и постановке проблемы. Перед учащимися ставится постановка проблемных вопросов с двумя вариантами ответа «да» и «нет». Также можно предложить учащимся самим составить нетрудные примеры оперативного контроля.

Текущий контроль является ступенью перехода от одной стадии обучения к следующей (от одного модуля к другому). Время, отводимое на текущий контроль не должно превышать 10-15 мин, поэтому при его проведении не следует давать более пяти вопросов. Как правило, это вопросы первого и второго уровня знаний (найти правильный ответ и решить типовую задачу).

Рубежный контроль предполагает проверку усвоения наиболее важных модулей курса. Количество вопросов в сравнении с текущим контролем знаний увеличивается и может достигать десяти. При этом возрастает и их сложность. Поэтому время на проведение рубежного контроля возрастает и может составить 1 академический час. Если учащийся с первого раза не справился с контрольным заданием, можно разрешить ему вторую попытку. Однако при подведении итогов требования к работе повышаются. Иллюстрацией этому является следующая таблица оценок при различном количестве правильных ответов на 10 вопросов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты проверки рубежного контроля

Оценка Неуд. Удов. Хор. Огл.

1 -и раз <5 5-6 7-8 9-10

2-й раз <7 8-9 9 10

3-й раз <9 9 10 -

Итоговый контроль знаний обычно проводится в виде экзамена после изучения элективного курса целиком. Экзаменационные билеты должны охватывать все разделы изучаемого элективного курса и их количество должно превышать число учащихся в группе. Экзаменационная оценка является квалификационной.

В ходе апробации мы стремились установить, как будет изменяться профессиональное определение учащихся, согласно требованиям, предъявляемым методологией нашего элективного курса.

Во время эксперимента были выделены контрольная и экспериментальная группы примерно одинаковые по уровню начальной подготовки. При этом экспериментальная группа обучалась по предложенной нами методике, а контрольная по традиционной схеме: лекция - практическое занятие -лабораторная работа. Эксперимент проводился в рамках обычного педагогического процесса в соответствии с обычным расписанием, при этом сами обучающиеся об эксперименте не предупреждались.

На занятиях элективного курса решались задачи прикладного характера, связанные непосредственно с будущей профессиональной деятельностью учащихся. Преимущества таких занятий перед традиционными были замечены как преподавателями, так и учащимися. Нами были выявлены также те разделы математики, которые необходимо изучать учащемуся непрерывно для того, чтобы повысить уровень не только к математике, информатике, но и к их будущей профессиональной деятельности.

Главную роль здесь играет уровень усвоения учебного материала, т. е. степень овладения деятельностью, достигнутая обучающимися в результате обучения.

Для определения показателей усвоения учебного материала мы обратились к уровням усвоения предложенные В. П. Беспалько:

- первый уровень - знание-знакомство репродуктивная деятельность с «подсказкой», «узнавание» объектов, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации;

- второй уровень - знания-копии предполагает репродуктивное воспроизведение и применение полученной информации. На этом уровне учащиеся без помощи извне воспроизводят ранее усвоенную информацию и решают типовые задачи.

- третий уровень предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в процессе самостоятельной деятельности. Эта деятельность названа эвристической, как и уровень усвоения;

- четвертый уровень -знания-трансформации- предлагает возможность творческого применения полученной информации посредством самостоятельного конструирования собственной деятельности. На этом уровне испытуемый демонстрирует умение выполнять исследовательскую и изобретательскую деятельность.

В ходе эксперимента учащиеся должны были достичь 3-го и 4-го уровней усвоения.

Обработка информации, полученной в ходе тестирования, проводилась на основе методики, предложенной В. П. Беспалько, с использованием методов математической статистики, что оказывается верным лишь в случае, если мера оценки является объективной [1].

На основании проведенных заданий были получены данные об успеваемости учащихся контрольной и экспериментальной групп, которые представлены в (табл. 2). Метод получения итоговой оценки состоял в вычислении коэффициента усвоения (КУ) и среднего бала в пределах каждого уровня, исходя из критерия КУ=а/п, где а - сумма набранных баллов, п -общее количество заданий, и сопоставлении средней оценки с пределами по данному уровню.

Таблица 2

Данные успеваемости учащихся контрольной и экспериментальной групп

Коэффициент усвоения э

Уровень усвоения

Средний балл

12 3 4

□ контрольная группа

13 экспери менталь ная группа

Уровень усвоения учебного материала контрольной и экспериментальной групп

Как видно из диаграммы показатели в экспериментальных группах выше, чем в контрольных группах, что подтверждает положительную динамику

обучения, развития готовности учащихся к использованию информационных технологий в обучении и профессиональной деятельности.

По результатам полученных данных можно утверждать, что предложенная методика обучения учащихся является эффективной, так как положительно влияет на профессиональную ориентацию и качество профессиональной подготовки, существенно повышая ее уровень.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний [Текст] / В, П. Беспалько. - М.: Сов.Педагогика, 1968.

2. Везиров, Т. Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: [Текст] дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Т. Г. Везиров. - Ставрополь: СГУ, 2002. - 301 с.

3. Венедиктова, Т. А. Творческое развитие педагога профлицея [Текст] / Т. А. Венедиктова, А. Т. Глазунов. - М.: Изд. центр АПО, 2000. - 115 с.

УДК 37.013

И. Н. Титова

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЦЕЯ

Кардинальные изменения в системе образования, диктуемые перестройкой всех сфер жизни общества, предполагают изменения и в образовательном процессе. При переходе общества к информационной стадии развития традиционно сложившаяся урочно-лекционная система передачи знаний учащимся не может полностью удовлетворить информационные потребности личности. Поэтому значительная часть знаний может формироваться в процессе самообразовательной деятельности. Способность личности к осуществлению самообразовательной деятельности возможна через формирование умений самообразовательной деятельности. Для успешного формирования умений самообразовательной деятельности старшеклассников нам необходимо было выявить факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

«Фактор» - это существенное обстоятельство, движущая сила в каком-либо процессе, явлении [1, с. 756].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.