Научная статья на тему 'Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс профессии «Автомеханик»'

Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс профессии «Автомеханик» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1055
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ОПЫТ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCES / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кремзюк Евгения Павловна

В статье описывается опыт работы педагогический коллектив профессионального лицея № 10 над постепенным изменением содержания, методов воспитания и обучения, созданием эффективной образовательной среды, способствующей реализации профессиональных программ, формированию общих и профессиональных компетенций в группах обучающихся по профессии «автомеханик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кремзюк Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing Competence Approach into the Study Process of Mechanical Operator Students

The article gives an overview of the work of the pedagogical team of the Vocational Lyceum № 10 at Nobokuznetsk on the gradual changing of the content, teaching and training methods, elaboration of the efficient educational environment improving vocational curricula realization, forming basic and professional competences in groups of students of profession pitman; serviceman.

Текст научной работы на тему «Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс профессии «Автомеханик»»

объемом знаний.

Проведенный опрос подтверждает способность учреждений НПО и СПО обеспечить трудоустройство выпускников, реализовать потребность в общении и самоутверждении в благоприятной среде, заполнить свободное время учащихся, что в свою очередь влияет на снижение риска асоциальных форм поведения.

Полученные результаты дают возможность определить перспективы оптимизации системы НПО и СПО и более обоснованно перейти к формированию новой системы качества образования, отвечающей требованиям инновационной экономики и современного рынка труда.

32,5

24,S

93 9 14 18,3 8,6

/ / / // //'/// ■ / / /

Рис. 8. Занятия физической культурой, спортом, туризмом (опрос обучающихся НПО и СПО, 2010 г, п = 2546 чел., в %)

УДК / UDC 377 Е. П. Кремзюк, заведующая учебной частью, ГОУ НПО

«Профессиональный лицей № 10», г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, licey102005@rambler.ru

Eugenia Kremzuk, head of the study department, «Vocational Lyceum № 10», Nobokuznetsk, Kemerovo region, Russia, licey102005@rambler.ru

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДхОДА В УЧЕБНЫЙ ПРОцЕСС ПРОФЕССИИ «АВТОМЕхАНИК»

IMPLEMENTING coMPETENcE APPRoAcH

into the study process of mechanical operator students

В статье описывается опыт работы педагогический коллектив профессионального лицея №10 над постепенным изменением содержания, методов воспитания и обучения, созданием эффективной образовательной среды, способствующей реализации профессиональных программ, формированию общих и профессиональных компетенций в группах обучающихся по профессии «автомеханик».

The article gives an overview of the work of the pedagogical team of the Vocational Lyceum № 10 at Nobokuznetsk on the gradual changing of the content, teaching and training methods, elaboration of the efficient educational environment improving vocational curricula realization, forming basic and professional competences in groups of students of profession “pitman; serviceman".

Ключевые слова, компетентностный подход, компетенции, опыт.

Key words, competence approach,

competences, experience.

Одна из наиболее востребованных профессий в нашем городе - профессия «автомеханик», квалификация - слесарь по ремонту автомобилей. В этом учебном году лицей получил статус базового образовательного учреждения в данном направлении.

На протяжении трех последних лет педагогический коллектив профессионального лицея №10 работал над постепенным изменением содержания, методов воспитания и обучения, созданием эффективной образовательной среды, способствующей реализации профессиональных программ, формированию общих и профессиональных компетенций в группах обучающихся, выбравших эту профессию. В центре ФГОС - компетентностный подход, т. е. не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть обучающийся, что-

бы решить в определенных жизненных ситуациях разные задачи. Внедрение данного подхода требует выделения ключевых компетенций, обобщенных предметных умений, прикладных предметные умений, навыков практической деятельности. В соответствии с образовательным стандартом нового поколения слесарь по ремонту автомобилей должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, осуществлять поиск информации, использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в команде.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в профессиональном лицее является залогом дальнейшего развития каждого обучающегося как будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, жизненный опыт, которые при начале обучения начинают проявляться, изменяться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, коммуникативные проблемы приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями. В начале учебного года педагог-психолог Азисова И. И. проводит входную диагностику I курса для определения уровня развития познавательной сферы и личностных качеств обучающихся, определения индивидуальнопсихологических особенностей человека, его личностных, деловых и поведенческих качеств. В результате диагностики мы можем говорить об уровне развития познавательных процессов (память, мышление), личностных особенностей обучающихся лицея: тип характера, уровень тревожности, склонности к импульсивному поведению, уровне развития организаторских способностей. На основе результатов психолог разрабатывает программы, направленные на развитие и коррекцию уровня сформирован-ности общих и профессиональных компетенций на II, III, IV курсах, планирует индивидуальные

тренинги, моделирование ситуаций профессиональной направленности, помогает преподавателям и мастерам производственного обучения использовать полученные сведения как в индивидуальной работе, так и для развития профессионально важных качеств по профессии «автомеханик», а также выбирать педагогические технологии обучения, разрабатывать сюжетные и ролевые игры.

Будущие автомеханики показывают первые успехи в овладении компетенций на занятиях общеобразовательного цикла, например, преподаватель истории Косачева Г. В. перед изучением темы «Избирательное право» предоставляет возможность обучающимся провести опрос среди своих родителей и знакомых: регулярно ли те ходят на выборы и почему? При обсуждении на уроке данной проблемы обучающиеся пришли к выводу: чтобы реализовать свои избирательные права, нужно подробно познакомиться с кандидатами. В группах был составлен алгоритм действий. Обучающиеся предложили изучить портреты кандидатов, биографии, программы, партийную принадлежность, личные качества. Затем в группах был проведен анализ собранной информации, каждый определил для себя: за кого можно отдать свой голос. В ходе урока, где проводилась дискуссия по теме «Роль одного голоса» обучающиеся на практике увидели, какую роль может сыграть голос одного избирателя на выборах. Такие занятия способствуют формированию активной гражданской позиции у будущих избирателей. Галина Викторовна планирует и настоящую встречу с кандидатом в депутаты, бывшим выпускником лицея, которая поможет увидеть не только профессионала, но и человека, способного брать на себя ответственность. Историческое краеведение

- это еще один пример обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, во внеклассной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, формирования ключевых компетенций в системе гражданского и патриотического воспитания лицеистов. Работа в поисково-исследовательской группе, созданной в лицее Косачевой Г. В., способствует формированию коммуникативных компетенций, т. к. обучающимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, организатором, исполнителем, представлять

результаты деятельности группы. Автомеханики группы АМ-109 отмечают, что благодаря таким занятиям «научились выступать публично» на уроках спецдисциплин, «вспоминать то, что, кажется, совсем не знали». Выпуск альманаха по итогам поисковой работы - совместная работа педагога и обучающихся.

Анализ учебного процесса в лицее показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые формируют умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Для более глубокого понимания смысла понятия «мотивация труда» преподаватель экономики Машнева Л. И. проводит ролевую игру. Все участники игры должны выразить свою точку зрения по поводу обсуждаемого вопроса, а не относительно мнения других участников. Очевидно, что вопрос, выносимый на обсуждение (как можно заставить человека трудиться добросовестно?), не имеет однозначного ответа. Каждый находит его для себя сам. Перед началом игры преподаватель распределяет роли директора станции технического обслуживания, действующей на территории лицея, главного инженера, бухгалтера, директора по кадрам, председателя профсоюзной организации.

Постановку задачи осуществляет директор: например, «В настоящий момент, когда в стране экономический кризис, наше предприятие получило большой заказ. Справиться с этой задачей мы сможем только при условии повышения производительности труда. Мы собрались для того, чтобы решить эту проблему. Необходимо повысить производительность труда работников путем усиления их мотивации. Рассмотрим и выберем из основных форм мотивации те, которые мы сможем использовать на нашем предприятии: заработная плата, рабочая среда, стабильность, полезность работы, интерес к работе, собственное развитие». Далее следуют выступления участников. Участники совещания делают доклады (доклады должны быть заранее подготовлены к данному уроку). Каждый из докладчиков рассматривает главные побудительные силы, играющие роль в мотивационном процессе: потребности, мотивы, стимулы и мотивирование.

Сорокина Т. Г. на уроке физики «Биологическое действие радиоактивных излучений» с группой автомехаников показывает приемы организации формирования ценностно-смыс-

ловой компетенции: способность видеть и понимать опасность радиационного излучения для живого организма; общекультурной: осознание роли физики в жизни человека; нфор-мационной: умение самостоятельно отбирать и передавать необходимую информацию физического характера; коммуникативной: умение работать в группе, выступать публично; компетенции личного самосовершенствования: осознание собственной роли в борьбе за мирное сосуществование и экологическую безопасность планеты Земля.

Выпускники системы начального профессионального образования должны не только в полной мере овладеть профессиональным мастерством, специальными и общетехническими знаниями, но и иметь высокий уровень общего образования. Они должны видеть и понимать мир с точки зрения физических процессов, происходящих вокруг них. Урок проводится в виде семинара, на котором обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, систематизировать, развивать самостоятельную познавательную активность. События 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС в СССР и 11 марта 2011 года на АЭС «Фукусима-1» и «Фукуси-ма-2» в Японии заставляют задуматься над проблемой защиты от радиации, а также возможностью использования радиации во благо человечества. Заинтересованность обучающихся данной темой программы поможет им иначе взглянуть на окружающий мир, осознать невозможность дальнейшего радиоактивного загрязнения, а при необходимости защититься от пагубного действия радиации.

Семинару предшествовала большая подготовительная работа. Группе обучающихся были выданы вопросы, отражающие мирное и военное использование энергии атома, трагедию Чернобыльской катастрофы, радиоактивное загрязнение среды вследствие техногенной катастрофы в Японии в марте 2011 года. В сообщениях обязательно должен звучать мотив, призывающий людей участвовать в борьбе за мир. Другая группа обучающихся получила задание подготовить электронную презентацию урока, фрагменты которой использовались на протяжении всего урока. Прозвучали сообщения о положительном влиянии радиоактивного излучения на живой организм, о защите живого организма от радиации. Сообщения ребят сопровождались показом видеофильма. В конце

семинара проведена самостоятельная работа, позволяющая дать оценку и анализ достижения каждого автомеханика.

Опыт преподавателей показывает, что одной из интереснейших образовательных технологий, поддерживающих комптентностный подход в образовании, является метод проектов — способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом. Преподаватель биологии Суханова О. Б. использует именно этот метод. Мотивацией для работы над проектом «Клумбы» стала необходимость озеленения территории лицея. Представители разных профессий вовлечены в активный творческий процесс, особенно автомеханики (Ольга Борисовна является классным руководителем группы автомобилистов). Совместно с преподавателем обучающиеся ставят задачи: изучить литературу о растениях Кузбасса, нарисовать эскизы клумб, выбрать семена. В теплицах лицея готовится посадочный материал, проводится наблюдение за фазами прорастания цветов. До глубокой осени можно любоваться результатом проектной деятельности, кроме этого, обучающиеся на занятиях демонстрируют компьютерные презентации исследований, фоторепортажи, рефераты.

Наряду с общими компетенциями, обучающиеся, освоившие ОПОП НПО, должны обладать профессиональными компетенциями: диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы; выполнять работы по различным видам технического обслуживания; разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности; оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. А также иметь практический опыт проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами, выполнения ремонта автомобилей.

Современное автомобилестроение стало требовать специалистов более высокого уровня, хорошо знакомых с информационными технологиями. Усложнение конструкции автомобиля привело к более требовательному исполнению технологии ремонта. Теперь для того, чтобы четко выполнить поставленную задачу, автомеханику придется не только поработать с технологической картой. Для облегчения этой работы созданы специальные програм-

мы. Теперь и поиск запасных частей облегчен за счет создания программы-каталога. Такие программы используют преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения, преподаватели информатики. Заранее подготовленная презентация по данной теме «Кривошипно-шатунный механизм» позволяет преподавателю Сопину В. В. более динамично изложить материал, что, несомненно, увеличивает интерес к уроку и намного уменьшает процент обучающихся, не включившихся в процесс обучения. А создание анимационных роликов преподавателем и обучающимися позволяет более достоверно изложить процесс работы отдельного механизма и системы в целом. Задания на дом, требующие выполнения на компьютере, позволяют с большим интересом подойти к поставленной задаче на теоретическом занятии, т. к. исключают рутинную подготовку рукописным способом.

Бабурин Ю. Б. на уроках по устройству автомобиля позволяет обучающемуся самостоятельно освоить технологию работы двигателя внутреннего сгорания. В ходе выполнения данного задания обучающийся анализирует рабочий цикл четырехтактного бензинового двигателя, схему работы газораспределительного механизма, типы газораспределительных механизмов. Видеосюжет помогает выбрать алгоритм действий по ремонту неисправностей. В результате решения данной задачи автомеханик самостоятельно получает знания о назначении, типах газораспределительных механизмов.

На уроках производственного обучения обучающиеся продолжают отрабатывать соответствующие умения и навыки по устройству современного технологического оборудования. Для этого в лабораториях лицея по устройству автомобилей представлено компьютерное оборудование для проведения практических занятий, электронные пособия

- практикумы автомеханика по ремонту автомобилей, действующие макеты автомобилей, а также макеты и стенды по устройству автомобилей, выполненные самими ребятами. Используя модель двигателя внутреннего сгорания, обучающиеся изучают принципы действия рабочего цикла четырехтактного бензинового двигателя (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск), а также дизельного двигателя. С помощью стетоскопа, компрессометра автомеханики

диагностируют все неисправности кривошипно-шатунного механизма: износ коренных и шатунных подшипников, износ поршней и цилиндров, износ поршневых пальцев, поломку и залегание поршневых колец; разбираются с основными причинами неисправностей - выработка установленного ресурса двигателя, нарушение правил эксплуатации двигателя (использование некачественного масла, увеличение сроков технического обслуживания, длительное использование автомобиля под нагрузкой и др.). Современные информационные технологии - самый доступный и удобный инструмент в этом случае, способствующий развитию технического мышления, развитию интереса к достижению современной науки и техники, повышению мотивации к освоению выбранной профессии. И Сопин В. В., и Бабурин Ю. Б. систематически посещают учебную, производственную практику обучающихся, корректируют процесс обучения с учетом особенностей набранных групп автомехаников.

Ресурсы лицея позволяют вести подготовку обучающихся групп автомехаников по второй профессии (всего лицензия включает 43 образовательные программы професси-

ональной подготовки]. Это обусловлено необходимостью реализации образовательных потребностей обучающихся повысить конкурентоспособность выпускников. Обучаясь еще одной профессии, наши выпускники продолжают формировать свою профессиональную компетентность, осознают необходимость непрерывного образования, тем более что требования государственно-частных партнеров лицея повышаются. Каждый год отдел кадров ЕВРАЗ ЗСМК, НОУ РЦПП просит предоставлять рейтинг профессионально важных качеств обучающихся, заканчивающих обучение, в наступившем учебном году - списки выпускного курса с рейтингом успеваемости по общеобразовательным предметам, общетехническим и специальным дисциплинам, производственной практики, результатами анкетирования выпускников. Для работодателя это важный показатель качественной подготовки лицеистов, способных к результативной деятельности.

1 Меськов В. С., Мамченко А. А. Когнитивно-компетентностная парадигма образования // Школьные технологии. - 2011. - № 3. - С. 46-62.

2. Строкова Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6. - С. 9-16.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010, № 555.

УДК / ийС 377 Н. В. Ананьина, преподаватель общетехнических дисциплин,

ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, metkab-spo@yandex.ru

Nathalie Ananyina, basic technical disciplines teacher, secondary vocational organization «Kuznetsky Industrial College», Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, metkab-spo@yandex.ru

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБщИх И

профессиональных компетенций обучающихся в условиях фгос

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

model of the graduate as means to develop basic and professional competences of students in conditions of the federal state educational standards

Статья затрагивает проблему повышенного спроса на высокий уровень квалификации и компетентности выпускников учреждений профессионального образования на фоне низкой трудоустроенности выпускников СПО по специальности в современных условиях. Инструментом решения данного противоречия автору

видится внедрение ФГОС нового поколения: результатом подготовки должна стать не столько система знаний, умений и навыков, сколько соответствие выпускника СПО интегрированной модели, выстроенной в соответствии со стандартами нового поколения и требованиями работодателей. В статье описан опыт разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.