Коваль Л.Н.
Канд. пед. наук, доцент, кафедра физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске Алексеева Е.Н.
Канд. пед. наук, доцент, кафедра физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске Богданов О.Г.
Ст. преподаватель, кафедра физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске
МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Инновационные обновления образовательного процесса затрагивают все стороны подготовки учителей адаптивной физической культуры. Научно-исследовательская деятельность в адаптивной физической культуре становиться одним из основных компонентов в профессиональной подготовке специалистов среднего звена. Овладение дисциплинами будущими педагогами адаптивной физической культуры невозможно без накопленных исследовательских умений. Итоговой характеристикой
качества полученных знаний и умений в результате освоения курса станет готовность студентов к самообразованию.
Ключевые слова: компетенции, самообразование студентов,
профессиональный модуль, междисциплинарный курс.
Keywords: competence, self-education students, professional module, an interdisciplinary course.
Вопрос о качестве подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры стоит очень остро на современном этапе развития общества. В свое время Я.А. Коменский заметил, что «каждому возрасту делать то, к чему он способен, и всю жизнь человек будет иметь, чему учиться, что делать, в чем преуспеть и откуда собирать плоды жизни» [3, 404]. Реализация профессиональных качеств личности педагога адаптивной физической культуры будет происходить через творческий потенциал, заложенный в виде фундамента знаний, умений и навыков. При этом самосовершенствование и самообразование личности выходит на первый план. Успешность специалиста по адаптивной физической культуре зависит от уровня овладения профессиональной компетентностью, педагогическим мышлением и профессиональными позициями [5, 12].
В настоящее время переместился акцент в сторону самообразования. Считаем, что специалист получивший образование должен развиваться самостоятельно как личность, несущая в себе мировоззренческие, интеллектуальные качества, реализуемые через технологию целостного педагогического процесса по адаптивному физическому воспитанию.
Непрерывное образование молодежи в области адаптивной физической культуры, обеспечит широкий доступ к знаниям, рост квалификации, взаимообусловленность практического опыта, методов научного познания и постоянно развиваемых профессиональных способностей. В связи с этим качество образования можно рассматривать в двух аспектах:
результирующем и процессуальном. В результирующем аспекте качество образования определяется как система знаний, умений и навыков
специалиста, востребованных профессиональной средой, в процессуальном - характеристика самого образования, как средство удовлетворения потребности отдельных граждан, организаций, государства [5, 10].
По данным ВОЗ с каждым годом увеличивается количество детей и подростков с ограниченными возможностями. Как показывает практика, что наиболее действенным методом физической и социальной реабилитации является физическая культура и спорт. В связи с этим возникла необходимость в подготовке специалистов, которые занимались физической реабилитацией детей с различными патологиями в развитии.
Специалист адаптивной физической культуры должен быть компетентным в вопросах эффективного использования средств физической культуры в оздоровлении населения, поддержания здоровья, физической реабилитации детей, относящихся к разным нозологическим группам. Деятельность педагогов сопряжена со многими трудностями, которые затрудняют эффективное решение задач физического воспитания для лиц с ограниченными возможностями. Эти проблемы связаны с психологическими, коммуникативными вопросами, а также с организационно-методическими и дидактическими трудностями, возникающие в процессе профессиональной деятельности. В решении этих вопросов помогает изучение курса «Основы научно-методической деятельности в адаптивной физической культуре», дает студентам уверенность в собственных силах и повышение самооценки.
Технологии профессионального роста преподавателя адаптивной физической культуры заложены в федеральном государственном образовательном стандарте, в основных профессиональных образовательных программах и планах подготовки специалиста среднего профессионального образования в виде профессиональных модулей и междисциплинарных курсов.
Профессиональный модуль «Методическое обеспечение процесса адаптивного физического воспитания» включает междисциплинарный курс
«Основы научно-методической деятельности в адаптивной физической культуре», который предполагает обучение студентов организации и проведения научно-исследовательской деятельности в физическом
воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Теоретикометодологическое обоснование физического воспитания детей данной категории интегрирует знания дисциплин: «Теория и история физической культуры», «Частные методики адаптивного физического воспитания».
В связи с инновационными обновлениями образовательного процесса научно-исследовательская деятельность учителя адаптивной физической культуры становиться одним из основных компонентов в профессиональной подготовке специалистов среднего звена.
Овладение дисциплинами основной профессиональной образовательной программы, будущими педагогами адаптивной физической культуры, невозможно без накопленных исследовательских умений. Под научно-исследовательской деятельностью студентов понимается
«деятельность, связанная с поиском ответа на творческую,
исследовательскую задачу с заранее не известным решением. Она включает в себя следующие этапы: постановку проблемы, изучение теории,
посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы» [1, 8].
При освоении профессионального курса «Основы научно-
методической деятельности в адаптивной физической культуре» деятельность студентов и деятельность педагога взаимообусловлены. Каждая из взаимодействующих сторон педагогического процесса «выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны» [2, 215]. Преподаватель дает информацию, мотивирует, помогает студентам в постановке целей, высказывает идей и предположения. Студенты, получая информацию, определяют цели,
вырабатывают план действий и формулируют задачи. В тоже время, педагог руководит деятельностью студентов, проводит наблюдения за действиями студентов, дает советы. Студенты анализируют полученную информацию в ходе процесса исследования. Педагог слушает и задает целесообразные вопросы, оценивая роль и усилие каждого участника. Студенты отчитываются, участвуют в оценке действий путем коллективного обсуждения и ищут оптимальные решения для поставленных задач. Педагог оценивает качество использованных источников, формы представления результатов, оценивает потенциал студентов в использовании полученных данных в профессиональной деятельности. Итоговой характеристикой
качества полученных знаний и умений в результате освоения курса станет готовность студентов к самообразованию.
Целью освоения курса «Основы научно-методической деятельности в адаптивной физической культуре» является:
• получение студентами необходимых систематизированных
знаний и навыков научно-исследовательской и методической работы по проблемам адаптивной и оздоровительной физической культуры,
образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
Учебные задачи курса «Основы научно-методической деятельности в адаптивной физической культуре» решают следующие проблемы:
• обеспечение научного и методического осмысления основ адаптивного физического воспитания и спорта;
• овладение системными знаниями для организации и проведения научно-методической работы в сфере оздоровительной и адаптивной физической культуры;
• формирование научного представления о видах научнометодических работ, методике организации и проведения педагогических исследований в адаптивном физическом воспитании;
• освоение методов применения технических средств и компьютерной техники в процессе планирования, проведения и контроля за занятиями избирательно-оздоровительной направленности;
• практическая реализация знаний посредством выполнения и оформления результатов научно-исследовательской работы по проблемам адаптивного физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья;
• формирование готовности студентов к самостоятельному исследованию и использованию полученных знаний в практической профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины «Основы научно-методической деятельности в адаптивной физической культуре» студент должен
знать:
• теоретические основы методической деятельности в области адаптивного физического воспитания детей, подростков и молодежи;
• источники, способы обобщения, представления и
распространения педагогического опыта;
• логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
• основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования:
уметь:
• с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области адаптивного физического воспитания детей, подростков и молодежи;
• адаптировать имеющиеся методические разработки;
• готовить и оформлять отчеты, рефераты конспекты;
• использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
• оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
• определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
иметь практический опыт:
• изучения и анализа профессиональной литературы по проблемам адаптивной физической культуры;
• подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
• оформления портфолио педагогических достижений;
• участия в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания;
• презентаций педагогических разработок в виде отчетов, рефератов и выступлений.
Понимая, что современному обществу необходимы специалисты, обладающие инициативностью, творческой направленностью мы сделали попытку создать модель профессиональной готовности учителя адаптивной физической культуры. Педагогические функции мы разделили на: целеполагающие и организационно-структурные. В свою очередь,
организационно-структурная деятельность педагога включает коммуникативную, конструктивно-организаторскую и исследовательскую функции, напрямую реализуемые при изучении курса «Основы научнометодической деятельности в адаптивной физической культуре».
Изучение данного курса направлено на формирование у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 1-13; ПК 3.1—3.4, представленных в ФГОС СПО по специальности 050142 Адаптивная физическая культура. Знания, умения и навыки, определенные
Государственным образовательным стандартом являются квалификационной
характеристикой специалистов в области адаптивной физической культуры и образуют систему профессиональных компетенций.
Под профессиональными компетенциями понимается квалификационная характеристика специалиста и степень развития его профессионально важных качеств. Рассматривая компетенции, которыми должны овладеть студенты в результате изучения курса «Основы научнометодической деятельности в адаптивной физической культуре», можно объединить в одну глобальную - исследовательскую компетенцию, необходимую каждому творческому педагогу. Критериями данной компетенции выступают: мотивация и познавательная активность;
способность к преодолению когнитивных трудностей; самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; ценностные ориентации; идентичность; эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности; знание сущности и технологии основных методов исследования [4, 23].
Далее нами дается характеристика формируемых компетенций студентов в процесс изучения курса «Основы научно-методической деятельности в адаптивной физической культуре»
Код компетенции: ОК-1
Содержание компетенции: Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
В результате освоения компетенции студенты:
- с помощью руководителя должны демонстрировать умение определять тему исследования, выдвигать рабочую гипотезу, ставить задачи исследования;
- могут применять методы исследований, используемые в сфере
адаптивной физической культуры и спорта: беседа, интервью,
анкетирование, педагогический эксперимент, подобранные вместе с руководителем;
- обладают умениями навыками проведения практических исследований в области адаптивной физической культуры и спорта.
Код компетенции: ОК-2
Содержание компетенции: организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания о научном построении методической работы;
- могут применять методы познания в профессиональной деятельности для подготовки рефератов, отчетов, конспектов, докладов;
- обладают умениями самостоятельно ставить задачи, определять варианты решения, анализировать полученные данные.
Код компетенции: ОК-3
Содержание компетенции: Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знание научно-прикладных проблем и основные пути внедрения средств физической культуры в повседневный быт человека, имеющие отклонения в здоровье;
- могут применять практические результаты исследований для совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью физической реабилитации и развития детей;
- обладают приемами использования результатов исследования и практических рекомендаций для рациональной организации труда с использованием многообразных средств физической культуры и спорта.
Код компетенции: ОК-4
Содержание компетенции: осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания методик физической реабилитации с использованием многообразных средств физической культуры;
- могут применять методы математической обработки информации, теоретического экспериментального исследования;
- обладают умениями оперировать основными понятиями дисциплины.
Код компетенции: ОК-5
Содержание компетенции: использовать информационно-
коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания рационального применения компьютера и средств получения информации для учебно-воспитательного процесса с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
- могут применять полученную информацию в процессе физкультурноспортивной деятельности для организации работы в специальных группах;
- обладают умениями оформлять, полученные результаты, как научноисследовательскую работу.
Код компетенции: ОК-6
Содержание компетенции: Работать в коллективе и команде,
взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знание научно-прикладных проблем, педагогических аспектов воспитания и развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- могут применять практические результаты исследований для совершенствования учебно-воспитательного процесса, коррекции физического развития и физической подготовленности;
- обладают приемами использования результатов исследования и практических рекомендаций для рациональной организации труда с использованием многообразных средств физической культуры и спорта.
Код компетенции: ОК-7
Содержание компетенции: Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания о принципах построения учебных занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
- могут создавать условия в практической деятельности для мотивации учащихся к занятиям физическими упражнениями в целях коррекции физического развития и физической подготовленности;
- обладают умениями организации и проведения методов педагогического наблюдения за детьми дошкольного и школьного возраста, а также способами контроля за качеством учебных занятий.
Код компетенции: ОК-8
Содержание компетенции: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания профессиональной терминологии;
- могут применять полученные навыки в написании индивидуальных творческих работ;
- обладают умениями оформления портфолио педагогических достижений.
Код компетенции: ОК-9
Содержание компетенции: осуществлять профессиональную
деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать умение анализировать научно-методическую литературу - уметь обосновать содержание предмета для конкретного образовательного учреждения и осуществить отбор учебного материала, адекватного целям и задачам предмета;
- могут применять результаты педагогических наблюдений и вносить коррективы для оптимизации учебно-воспитательного процесса;
- обладают умениями осуществлять отбор учебного материала, адекватного целям и задачам обучения.
Код компетенции: ОК-10
Содержание компетенции: осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания научно-методической литературы по проблемам формирования основ здорового образа жизни;
- могут применять результаты полученных исследований для формирования положительной мотивации занимающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- обладают умениями интерпретировать полученные знания для рационального использования урочных и внеурочных форм физкультурноспортивных занятий с целью профилактики различных заболеваний.
Код компетенции: ОК-11
Содержание компетенции: строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания профессиональной терминологии при выборе направления и планировании исследования;
- могут применять правовые знания в своей будущей профессии;
- обладают умениями обобщать результаты исследований,
формулировать выводы и практические рекомендации в соответствии с законодательством.
Код компетенции: ОК-12
Содержание компетенции: владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать умения определять ресурсы, средства и методы контроля за физическим и функциональным состоянием с целью разработки и внедрения индивидуальных программ;
- при помощи руководителя могут определять цели, задачи, планировать исследовательскую деятельность, а также применять методы врачебно-педагогических наблюдений для оценки физического и функционального состояния занимающихся;
- обладают умениями использовать методы прогнозирования в повышении эффективности физкультурно-спортивных занятий.
Код компетенции: ОК-13
Содержание компетенции: исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания для формирования всесторонне и гармонически развитой личности;
- могут реализовывать свои психофизиологические возможности для самоутверждения личности;
- обладают навыками организации двигательной деятельности на основе полученных профессиональных знаний.
Код компетенции: ПК 3.1
Содержание компетенции: выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания научно-методической литературы по теории индивидуального развития и адаптации с целью направленного использования многообразных средств физической культуры для оптимизации физического развития и подготовленности;
- могут применять результаты полученных исследований для формирования положительной мотивации занимающихся к регулярным занятиям физической культурой;
- обладают умениями четко ориентироваться в выборе инструментария для реализации конкретных задач, подлежащих решению на физкультурноспортивных занятиях.
Код компетенции: ПК 3.2
Содержание компетенции: систематизировать и оценивать
педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания системного подхода в адаптивном физическом воспитании;
- могут применять современные образовательные технологии в методической и профессиональной деятельности;
- обладают умениями анализа деятельности педагогов адаптивного физического воспитания, также использования полученных результатов педагогических экспериментов в практической профессиональной деятельности.
Код компетенции: ПК 3.3
Содержание компетенции: оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания профессиональной терминологии при подготовке отчетов, рефератов и выступлений;
- могут применять навыки речевой профессиональной культуры при защите отчетов, рефератов, выступлений, курсовых работ;
- обладают умениям составления презентации педагогических разработок.
Код компетенции: ПК 3.4
Содержание компетенции: участвовать в исследовательской и
проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны знать методы исследования;
- могут применять на практике методы исследований: анализ научнометодической литературы, педагогическое наблюдение, беседа, контрольные испытания, педагогический эксперимент;
- обладают умениями использования разнообразных приемов, сбора информации для визуального анализа и оценки результатов рационального использования средств физической культуры в практике адаптивного физического воспитания разных нозологических групп населения.
Содержание курса «Основы научно-методической деятельности в адаптивной физической культуре» включают в себя модули:
• научная и методическая деятельность в сфере адаптивной физической культуры в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов адаптивного физического воспитания;
• методологические основы научного познания и творчества в адаптивном физическом воспитании;
• методическая деятельность в адаптивной физической культуре;
• выбор направления научного исследования в адаптивной и оздоровительной физической культуре;
• этапы научно-исследовательской работы;
• поиск и накопление информации в процессе научнометодической деятельности;
• эксперимент. Виды эксперимента;
• организация и проведение эксперимента;
• обработка результатов научного исследования, методических материалов;
• оформление результатов научной и методической работы.
Содержание курса мы представили в виде трех разделов, взаимно
дополняющих друг друга: теоретико-методическая часть - обучения
профессиональным знаниям, умениям и навыкам; практическая часть содержит средства для решения теоретико-методической части;
самостоятельная работа студентов. Теоретико-методическая часть обучения профессиональным умениям и навыкам реализуется на лекционных занятиях, и включает основные дидактические единицы курса. Средства для решения теоретико-методической части изучаются на семинарских занятиях. Самостоятельная работа, построенная на знаниях основ теории и методики адаптивного физического воспитания, двигательной рекреации, физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями, способствует развитию практической и творческой готовности студентов к научно-
исследовательской деятельности, а, следовательно, профессиональному самообразованию.
Изучение курса «Основы научно-методической деятельности в адаптивной физической культуре» происходит в 5 семестре, по его окончанию проводится дифференцированный зачет. Считаем, что содержание настоящего курса развивает у студентов способность и готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, совершенствованию знаний и умений с целью применения их на практике.
Список литературы:
1. Е.Ю. Никитина - Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средства проблемного обучения [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук // Е.Ю. Никитина. - Новокузнецк. - 2007. - 24 с.
2. Железняк Ю.Д. - Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений // Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 272 с.
3. Коменский А.Я. - Избр. пед. соч.: В 2 т. // Я. А. Коменский. - М.: Педагогика. - 1982. - Т.2. - 576 с.
4. Н.П. Олесов, М.В. Хомподоева - Формирование
исследовательской компетенции у студентов физкультурного вуза // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 10. - С. 21-23.
5. О.Е. Винокурова - Основные подходы в системе управления качеством высшего профессинального образования в отрасли «Физическая культура» в условиях университетского комплекса // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 10. - С. 9-13.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050142 Адаптивная
физическая культура. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 5 ноября 2009 г. - № 529. - 50 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.firo.ru.