Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ'

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / НОРМАТИВНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Часовских Н.С.

В работе обоснована необходимость формирования у школьников самостоятельности при обучении математики. С этой целью автор статьи ставит своей задачей включить в обучение концептуальный принцип самостоятельности, который должен определять в целом вектор современного развития школьника. При этом данный принцип должен иметь определенный инструментарий, который может быть представлен в виде содержательных, нормативных и процессуальных дидактических функций, позволяющих технологизировать процесс формирования и развития самостоятельности в процессе обучения учащихся в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTONOMY AS A BASIC COMPETENCE IN TEACHING MATHEMATICS IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENTAL EDUCATION

The article justifies a necessity of formation of students‘ autonomy in learning mathematics.To this end, the authors of the article are included in the task didactics conceptual principle of autonomy that should determine the overall direction of development of modern education. This principle must have some tools that can be represented as a substantive, normative and procedural didactic features that tehnology the process of formation and development of self-reliance in the learning process of students at school.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

5. Зубов, Ю. С. Информатизация и информационная культура / Ю. С. Зубов // Проблемы информационной культуры : сборник статей. - Москва, 1994. - С. 6-11.

6. Основы информационной культуры // Интуит: национальный открытый университет. - URL: https://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture/14219 (дата обращения 20.01.2020). - Текст: электронный.

7. Информационные революции. Информатизация общества. - URL: https://studfile.net/preview/5780951/ (дата обращения 20.01.2020). - Текст: электронный.

8. Кочеток, Н. Г. Информационная культура педагога // Образовательный портал : электронный журнал Экстернат.РФ. - URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/10521-Informatsionnaya_kultura_pedagoga.html (дата обращения 20.01.2020). - Текст: электронный.

УДК 378.02.372.8

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ AUTONOMY AS A BASIC COMPETENCE IN TEACHING MATHEMATICS IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENTAL EDUCATION

Часовских Н. С., канд. пед. наук, доцент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск nikolayaltay@rambler.ru

Аннотация. В работе обоснована необходимость формирования у школьников самостоятельности при обучении математики. С этой целью автор статьи ставит своей задачей включить в обучение концептуальный принцип самостоятельности, который должен определять в целом вектор современного развития школьника. При этом данный принцип должен иметь определенный инструментарий, который может быть представлен в виде содержательных, нормативных и процессуальных дидактических функций, позволяющих технологизировать процесс формирования и развития самостоятельности в процессе обучения учащихся в школе.

Ключевые слова: самостоятельность, дидактический принцип, принцип самостоятельности, нормативные и процессуальные дидактические функции.

Аbstract. The article justifies a necessity of formation of students' autonomy in learning mathemat-ics.To this end, the authors of the article are included in the task didactics conceptual principle of autonomy that should determine the overall direction of development of modern education. This principle must have some tools that can be represented as a substantive, normative and procedural didactic features that tehnol-ogy the process of formation and development of self-reliance in the learning process of students at school.

Key words: autonomy, didactic principle, the principle of autonomy, normative and procedural didactic function.

Изменяющиеся с течением времени цели обучения всегда ведут к изменению и принципов обучения. Дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию подрастающего поколения; своевременно реагировать на них, строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы общее направление движения к цели. Современное образование не должно сводиться лишь к усвоению положений отдельных наук, а должно быть направлено на развитие творческой личности, уровень которой должен определяться степенью ее самостоятельности. Но для этих целей должно быть соответствующее дидактическое обеспечение. Такую роль может выполнять принцип самостоятельности [6; 2]. При этом он должен выступать в роли концептуального дидактического принципа, обладать всеобщностью воздействия на всю систему образования, на весь педагогический процесс и определять сущность всей системы образования в целом.

Как известно, перечней принципов достаточно много. Но каждый новый автор не доволен своими предшественниками и предлагает свой перечень, пока не появится новый. Такая картина, по мнению Ю. К. Бабанского, «возможна потому, что принципы обучения не были предметом последовательного, системного исследования. Также не выработаны и критерии отнесения той или иной нормативной идеи к принципам» [1, с.33].

Сама идея концептуального принципа самостоятельности может быть отнесена к принципам обучения, потому что она представляет собой одно из универсальных руководящих положений современного образования, которые относятся ко всему процессу обучения в целом, распространяется на все учебные предметы, без них невозможно формировать личность, ее компетентность и она не может быть заменена никакими другими принципами.

Однако, чтобы данный принцип обладал инструментальностью, необходимо разработать для него сущностные, нормативные и процессуальные функции. Но дидактические принципы могут быть однозначно понимаемыми только в контексте конкретной педагогической системы. В данной работе эти функции определяются для личностно-ориентированной педагогической системы развивающего обучения, в которой в качестве основополагающего принципа должен входить принцип компетентности, определяющий вектор практико-ориентированного обучения.

Использование возможностей такой системы ставит своей целью моделирование системы работы учителя-математика, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики.

В самом общем виде нормативные функции принципа самостоятельности, при обучении математике, по нашему мнению, должны включать в себя следующие основные требования:

1. Раскрывать в процессе использования принципа самостоятельности на уроках математики следующую группу принципов: научности и связи теории с практикой; социальной обусловленности отношений человека к природе и стремлении к гармонизации этих отношений, а также системного, комплексного, междисциплинарного и преемственного подходов в формировании самостоятельности школьников и в дальнейшем студентов.

2. Реализовывать в процессе школьного обучения математике следующие методологические задачи: формирование научно-философского взгляда на мир и место в нем человека; приобщение к мировой философской культуре как общечеловеческой ценности; формирование способности к самостоятельному и творческому решению философско-методологических проблем.

3. Создавать условия для комплексного видения роли принципа самостоятельности в преемственном развитии человеческого общества через отрицание, содержащее в себе положительный момент, составляющий суть творчества, которое проявляется как единство отрицания и нового утверждения, как будущее, сохраняющее преемственно в себе элементы прошлого.

4. Показывать, что принцип самостоятельности непосредственно связан с диалектикой, которая представляет собой наиболее общую методологию и гносеологию научного познания. Это позволит понять, что образование должно иметь своей целью не передачу учащимся определенную систему знания, а приобщить их к методам научного мышления, которые позволяют порождать новые и опровергать прошлые научные взгляды. Научные методы самостоятельной познавательной деятельности в дидактике и методике необходимо использовать как средства обучения и как элементы содержания образования, которые должны усваиваться в процессе получения новых знаний.

5. Использовать методику и технологию реализации принципа самостоятельности в условиях педагогической системы личностно-ориентированного развивающего обучения, в которой деятельно-стный подход уступает место компетентностно-деятельностному подходу.

6. Научно обосновать, что принцип самостоятельности при обучении математике должен рассматриваться не как элемент образования, а как ведущий (концептуальный) принцип общего и профессионального образования, определяющий характер последнего и управляющий процессами формирования системы знаний, взглядов и убеждений современного человека.

7. Совершенствовать методику и технологию формирования у учащихся комплекса необходимых компетенций на уроках математики, на основе структуры учебных знаний, соответствующих развитию самостоятельности и творческой деятельности в обучении, способствующей формированию осознания вектора развития культуры и науки в человеческом обществе.

8. Согласовать учебные программы, выбор понятий, законов и теорий с учетом необходимости формирования самостоятельности учащихся в обучении.

9. С учетом принципа самостоятельности определить содержание технологии и методики лич-ностно-ориентированного развивающего обучения, в котором в качестве основополагающего принципа включить принцип компетентностного подхода для усиления характера взаимопроникновения личностного и профессионального, приводящего к образованию целостного единства, которое представляется как компетентность специалиста.

10. Разработать дидактический материал, направленный на повышение степени самостоятельности школьников в познавательной деятельности и усиления их творческой активности.

11. Разработать такую организацию усвоения информации, при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и изложения, методологию и гносеологию. Показать эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. Передать способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

12. Выполнять следующие важные функции образования:

- просветительную - помогает учащимся осознать, что создано человечеством в прошлом;

- развивающую - умение осознавать самое главное в этом мире: чтобы сохранить себя и все человечество, необходимо овладеть философским принципом отрицания с его положительным аспектом, который проявляется как творчество, позволяющее преодолевать прошлое и преемственно создавать новое;

- воспитательную - проявляется в формировании и развитии современного научного мировоззрения;

- организующую - состоит в стимулировании активной познавательной творческой деятельности с использованием самостоятельности как потенциала развития личности и ее профессиональной компетентности;

- прогностическую - заключается в развитии умения самостоятельно предвидеть возможные явления и процессы в природе и обществе [8, с. 34].

Процессуальные функции принципа самостоятельности, по нашему мнению, должны включать следующие требования:

1. Использовать реализацию принципа самостоятельности (степень самостоятельности) в образовании в качестве важнейшего критерия развития личности.

2. Рассматривать принцип самостоятельности, обучая математике, как регулятив личностно-ориентированного развивающего обучения, который в сочетании с принципами компетентности, преемственности; историзма; системности, целостности, межпредметных связей, должен регулировать содержание проектируемой деятельности, направленной на развитие личности, ее профессиональной компетентности и развития общества.

3. Формировать новую целостную систему знаний о природе и культуре, интегрированных современными достижениями в науке и организовывать диалог культур, наук, различных учебных дисциплин с позиции не голого отрицания, а вечного пути их преемственного развития.

4. Координироватьучебные дисциплины в учебных планах по использованию их с точки зрения подлинного содержания образования, которое заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, а в сообщении ему того движения, продолжая которое, оно могло бы выработать свое собственное содержание культуры.

5. Организовать поэтапный процесс повышения степени самостоятельности: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, поисковый (исследовательский).

6. Осуществлять методически целесообразное взаимодействие продуктивных и репродуктивных видов познавательной деятельности.

7. Обеспечивать последовательное формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности.

8. Использовать специальный дидактический материал, имеющий содержательные и процессуальные структуры, позволяющие включать учащихся в различные виды самостоятельной деятельности.

9. Рационально использовать принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения для качественного формирования самостоятельности. Учитывать, что индивидуализация обучения формирует самостоятельность, но лишает учащихся разнообразия общения, в рамках которого проявляется креативность. Очевидна и несостоятельность только коллективных форм, в которых нередко теряется личность, а значит и ее самостоятельность. Необходимо гармоническое сочетание этих двух полярных форм и подходов, которое должно приводить к творческому развитию личности, т.е. к высшей степени самостоятельности личности. Сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения с усилением самостоятельной работы должно стать основным требованием современной общеобразовательной и профессиональной школ.

Реализация принципа самостоятельности при обучении математике должна привести к организованному целевому совершенствованию методики и технологии формирования у учащихся комплекса необходимых компетенций по предмету, на основе структуры учебных знаний, опирающихся на компетентностный подход в личностно-ориентированном развивающем обучении, а это в свою очередь приведет к формированию культуры как динамического преемственно развивающегося феномена и соответствующего нового современного стиля мышления школьников. Поэтому одна из главных дидактических целей в создании условий для творческого саморазвития личности - это запуск моти-вационно-потребностного механизма «самости» личности [5] ученика, о котором говорил А. Маслоу.

Библиографический список:

1. Бабанский, Ю. К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. - 1982. - № 11.

2. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен ; ответственный редактор и составитель П. В. Алексеев. - Москва : Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - Москва : Академия, 2001. - 208 с.

4. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения / В. В. Краевский. - Москва : Просвещение, 1977. - 264 с.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999. - 478 с.

6. Часовских, Н. С. Организация самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по общей физике в условиях развивающего обучения : специальность 13.00.02 «Теория и методика

обучения и воспитания (физика) : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Часовских Николай Сергеевич ; Горно-Алтайский государственный университет. - Горно-Алтайск, 2006. - 261 с.

7. Часовских, Н. С. Развитие познавательной самостоятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике : учебно-познавательное пособие для преподавателей и студентов / Н. С. Часовских ; под редакцией А. В. Петрова. - Горно-Алтайск, РМНКО,2006. - 160 с.

8. Часовских, Н. С. Самостоятельность как приоритетная ключевая компетенция в комплексной системе развивающего обучения / Н. С. Часовских // Информация и образование: границы коммуникаций: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск, 2017. - № 9 (17). - С. 31-37.

УДК 378.147

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА COMPUTER LITERACY AS A BASIS FOR THE FORMATION OF MODERN INFORMATION CULTURE OF MODERN MAN

Михайлов С. П., канд. физ.-мат. наук, профессор Николаева Е. Г., ст. преподаватель Рупасова Г. Б., канд. пед. наук, доцент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск bezruchenkova.e@mail.ru, guly.rup@yandex.ru

Аннотация. Неотъемлемой частью процесса информатизации общества, стала информатизация образования, представляющая собой совокупность методов, процессов и программно-технических средств, необходимых для сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации . Статья посвящена рассмотрению отдельных проблемам этого процесса.

Ключевые слова: информационная культура, компьютерная грамотность, образование, обучение , информатизация общества.

Abstract. An integral part of the process of Informatization of society has become the Informatization of education, which is a set of methods, processes and software and hardware necessary for the collection, processing, storage, distribution and use of information. The article is devoted to the consideration of certain problems of this process.

Key words: information culture, computer literacy, education, training, Informatization of society.

Информационные технологии, на сегодняшний день, стали неотъемлемой частью не только современного общества, но и образования. С каждым днем поток новой информации стремительно растет, сориентироваться, в нем всё сложнее. Запущен активный процесс информатизации общества. Неотъемлемой его частью, стала информатизация образования, представляющая собой совокупность методов, процессов и программно-технических средств, необходимых для сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации [3].

В наши дни, когда практически каждый человек пользуется всевозможными гаджетами, а так же имеет доступ в сеть Интернет, необходимо знать и соблюдать основы информационной культуры. Информационная культура, как и любая другая, имеет свои составляющие. Для нее, в числе прочих, ими являются компьютерная грамотность и информационная этика. Именно эти компоненты входят в основу современного формирования информационной культуры.

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; единство информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных (книги, журналы, газеты), так и новых информационных технологий (компьютеры, и прочие гаджеты). Информационная культура рассматривается как информационная направленность сформированной личности, имеющая стремление к познанию и использованию новых знаний и умений в области информатики, а также как одна из сторон личностного развития, а не только ограничивается знаниями и умениями работы с компьютером.

Проблемой формирования информационной культуры занимается достаточно широкий круг исследователей. К примеру, необходимость разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов доказана в работах Е. Б. Плотниковой [1].

Компьютерная грамотность - это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые особенности. Компьютерная грамотность требует не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.