Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
ИНФОРМАЦИОННАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВРАЧА-
ПЕДАГОГА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Ферузахон Камолиддиновна Исканджанова
Старший преподаватель Ташкентской медицинской академии
feruza022@mail .ш
Данный научный тезис посвящен изучению информационной и педагогической компетенций врачей-педагогов в медицинских ВУЗах. В работе были использованы методы анализа научной литературы, опроса врачей-педагогов и студентов медицинских ВУЗов. Результаты исследования показали, что информационная и педагогическая компетенции являются необходимыми для врачей-педагогов, обучающих студентов медицинского ВУЗа. Большинство врачей-педагогов оценивают свою информационную компетенцию на высоком уровне, однако, в отношении педагогической компетенции наблюдается недостаток знаний и опыта. Студенты также подтвердили необходимость наличия педагогической компетенции у врачей-педагогов для успешного обучения. Основными рекомендациями работы является улучшение подготовки врачей-педагогов в области педагогики и использование современных информационных технологий в медицинском образовании.
Ключевые слова: информационная компетенция, педагогическая компетенция, врач-педагог, медицинское образование.
Ushbu ilmiy tezis tibbiyot oliy o'quv yurtlari tibbiyot o'qituvchilarining axborot-pedagogik kompetensiyalarini o'rganishga bag'ishlangan. Ishda ilmiy adabiyotlarni tahlil qilish, tibbiyot oliy o'quv yurtlari shifokor-o'qituvchilari va talabalari o'rtasida so'rov o'tkazish usullaridan foydalanilgan. Tadqiqot natijalari shuni ko'rsatdiki, tibbiy universitet talabalariga dars beradigan tibbiyot o'qituvchilari uchun axborot va pedagogik kompetensiyalar zarur. Aksariyat tibbiyot o'qituvchilari o'zlarining axborot kompetentsiyasini yuqori darajada baholaydilar, ammo pedagogik kompetentsiyaga nisbatan bilim va tajriba etishmasligi mavjud. Talabalar, shuningdek, muvaffaqiyatli o'qish uchun tibb o'qituvchilarining pedagogik malakasi zarurligini tasdiqlad:
АННОТАЦИЯ
ANNOTATSIYA
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
Pedagogika yo'nalishi bo'yicha tibbiyot o'qituvchilarini tayyorlash va tibbiyot ta'limida zamonaviy axborot texnologiyalaridan foydalanishni takomillashtirish ishning asosiy tavsiyalaridan iborat.
Kalit so'zlar: axborot kompetensiyasi, pedagogik kompetentsiya, shifokor-o'qituvchi, tibbiy ta'lim.
This scientific thesis is devoted to the study of informational and pedagogical competencies of medical teachers in medical universities. Methods of analysis of scientific literature, survey of doctors-teachers and students of medical universities were used in the work. The results of the study showed that informational and pedagogical competencies are necessary for medical teachers teaching students of a medical university. Most medical teachers assess their information competence at a high level; however, there is a lack of knowledge and experience in relation to pedagogical competence. The students also confirmed the need for pedagogical competence of medical educators for successful learning. The main recommendations of the work are to improve the training of medical teachers in the field of pedagogy and the use of modern information technologies in medical education.
Keywords: information competence, pedagogical competence, doctor-teacher, medical education.
В настоящее время медицинские ВУЗы сталкиваются с необходимостью совершенствования образовательного процесса. Одним из ключевых факторов в этом процессе является роль врачей-педагогов, которые являются основными преподавателями в медицинских ВУЗах. В связи с этим возникает вопрос о том, какие компетенции необходимы для эффективной работы врачей-педагогов в медицинских ВУЗах. Один из наиболее важных аспектов - это развитие информационных и педагогических компетенций.
Выпускник медицинского вуза обычно должен пройти последовательно несколько этапов обучения: магистратура, клиническая ординатура, докторантура, после которой он и может стать ассистентом кафедры, т. е. преподавателем.
Врач, клинический ординатор и магистры осваивают азы специальности и приобретает минимальный клинический опыт. Докторант обучается навыкам планирования и выполнения научных исследован оформления диссертационной работы, написания статей
ABSTRACT
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
получает первый опыт учебной работы — ведение занятий в студенчески х группах под руководством опытных педагогов.
Вместе с тем необходимо учитывать и то, что преподаватели могут превратить вчерашнего абитуриента в специалиста. Предметы «Психология и Педагогика», как научная дисциплина, в последнее время стала включаться в учебные планы медицинских вузов. В магистратуре в нашем вузе на предметы «Педагогические технологии и педагогическое мастерство», отводится 4 кредита (120 часов), но как показывает практика, в системе повышения квалификации, многие преподаватели игнорируют этот вопрос, так как они изначально не получили необходимых педагогических и психологических знаний.
Таким образом, после 6 лет подготовки молодой врач-преподаватель, как правило, не имеет достаточного клинического, педагогического и психологического опыта, который он должен использовать при обучении студентов, а тем более врачей. Кроме этого, при прочих равных условиях, качество подготовленного врача решающим образом зависит от руководителя кафедры и уровня работы всего педагогического коллектива учреждения.
Компетентность врача-педагога — это понятие сложное, включающее в себя практический опыт, теоретические знания и умения по специальности, владение компьютерными технологиями и целый комплекс личностных качеств — критичность мышления, в том числе способность к разумной самооценке, наблюдательность и способность к анализу; потребность к самообразованию, уважительное отношение к обучающимся.
Врач-преподаватель, считается компетентным, если у него, прежде всего, есть определенный стаж работы (не только по времени, но и по существу) и хорошая практическая и теоретическая профессиональная подготовка, уровень который он должен постоянно повышать. Для этого необходимо иметь возможность участвовать в клинических разборах больных, в кафедральных заседаниях, заседаниях научных обществ, симпозиумах, активно работать на современных клинических базах, т. е. быть прежде всего хорошим врачом.
А также, у компетентного педагога должна быть психолого-педагогическая состоятельность, которая позволяет формировать правильные взаимоотношения: педагог-студент-больной- педагог, что является базой для обучения практической медицине. В этом, безусловно, велика роль профессорско-
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
преподавательского состава, чьими советами и помощью должен иметь возможность пользоваться молодой преподаватель.
В свою очередь, непременной составляющей является и техническо-информационная компетентность, позволяющая использовать в процессе обучения современные информационные и технические средства [2]
В ходе исследования, для определения уровня информационных и педагогических компетенций врачей-педагогов был использован метод анкетирования. В анкете содержались вопросы, связанные с оценкой знаний и навыков в области информационных технологий, педагогики, организации обучения.
Анализ результатов показал, что большинство врачей-педагогов имеют достаточный уровень информационных компетенций, но слабо развитые педагогические компетенции. Это говорит о том, что медицинские ВУЗы должны уделить большее внимание развитию педагогических навыков своих преподавателей.
Развитие педагогических компетенций врачей-педагогов является важным аспектом в образовательном процессе медицинского ВУЗа. Врачи-педагоги должны обладать не только высоким уровнем знаний в медицинской области, но и способностью эффективно передавать эти знания студентам. Также необходимо обращать внимание на развитие информационных компетенций врачей-педагогов, что поможет им использовать современные технологии в образовательном процессе.
Информационные и педагогические компетенции врача-педагога являются ключевыми для эффективного обучения медицинским дисциплинам в ВУЗе. Их отсутствие или недостаточное развитие может привести к неэффективному обучению студентов, а в конечном итоге - к снижению качества медицинской помощи, оказываемой пациентам. Поэтому необходимо активно развивать информационные и педагогические компетенции врачей-педагогов и улучшать методы обучения в медицинских ВУЗах.
REFERENCES
1. Брыскина О. Ф. Интернет и профессональная компетентность педагога // Электр. журнал «Вопросы Интернетобразования». — 2010. — № 10.
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
2. Елизарова А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя // Материалы конференции RELARN. — 2004.
3. Исканджанова, Ф. К. (2022). МЕТОДОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА-ПЕДАГОГА: Исканджанова Феруза Камолдиновна, Преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Ташкентская медицинская академия. Образование и инновационные исследования международный научно-методический журнал, (6.2. Махсус сон),
4. Iskandzhanova, F. K. (2022). Formation of Communicative and Expressive competencies of the Doctor-Teacher. Texas Journal of Philology, Culture and History, 12, 43-48.
5. Исканджанова, Ф. К., & Хамраева, М. Э. (2023). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРАЧА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Finland International Scientific Journal of Education, Social Science & Humanities, 11(4), 347-353.
6. Исканджанова, Ф. К. (2022). Информационная-педагогическая компетентность преподавателя (Doctoral dissertation, Италия).
163-166.