Научная статья на тему 'Информационная безопасность в Евразийском экономическом союзе: правовой аспект, проблемы и перспективы в условиях цифровой трансформации'

Информационная безопасность в Евразийском экономическом союзе: правовой аспект, проблемы и перспективы в условиях цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Информационная безопасность / цифровые трансформации / информационное пространство / Евразийский экономический союз. / Information security / digital transformations / information space / Eurasian Economic Union.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вологдина Екатерина Сергеевна

В статье анализируются вопросы правового обеспечения информационной безопасности в Евразийском экономическом союзе (далее ЕАЭС, Союз) под влиянием процессов цифровой трансформации. Особое внимание акцентировано на проблемах и перспективах обеспечения информационной безопасности, поскольку последние приобретают особую значимость и требуют выработки инновационного подхода для создания единого безопасного информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вологдина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Security in the Eurasian Economic Union: Legal Aspect, Problems and Prospects in the Context of Digital Transformation

The article analyzes the issues of legal support of information security in the Eurasian Economic Union (further – EAEU, Union) under the infl uence of digital transformation processes. Particular attention is focused on the problems and prospects of information security, since they acquire special signifi cance and require the development of an innovative approach to create a single secure information space.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность в Евразийском экономическом союзе: правовой аспект, проблемы и перспективы в условиях цифровой трансформации»

УДК 004.056

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-57-60

Е. С. ВОЛОГДИНА

Информационная безопасность в Евразийском экономическом союзе: правовой аспект, проблемы и перспективы в условиях цифровой трансформации

В статье анализируются вопросы правового обеспечения информационной безопасности в Евразийском экономическом союзе (далее ЕАЭС, Союз) под влиянием процессов цифровой трансформации. Особое внимание акцентировано на проблемах и перспективах обеспечения информационной безопасности, поскольку последние приобретают особую значимость и требуют выработки инновационного подхода для создания единого безопасного информационного пространства.

Ключевые слова: информационная безопасность, цифровые трансформации, информационное пространство, Евразийский экономический союз.

E. S. VOLOGDINA

Information Security in the Eurasian Economic Union: Legal Aspect, Problems and Prospects in the Context of Digital Transformation

The article analyzes the issues of legal support of information security in the Eurasian Economic Union (further - EAEU, Union) under the influence of digital transformation processes. Particular attention is focused on the problems and prospects of information security, since they acquire special significance and require the development of an innovative approach to create a single secure information space.

Keywords: information security, digital transformations, information space, Eurasian Economic Union.

В 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН поддержала инициативу российской резолюции правил обеспечения информационной безопасности на международном уровне («Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»). Правила установили положение о том, что: «Государства должны сотрудничать в разработке и осуществлении мер по укреплению стабильности и безопасности в использовании информационно-коммуникационных технологий и предупреждению совершения действий в сфере информационно-коммуникационных технологий, признанных вредоносными или способных создать угрозу международному миру и безопасности» [3]. В связи с этим актуализированы вопросы развития международной информационной безопасности, специфика которых связана с неоднозначностью в подходах регулирования информационных отношений в разных странах, что определяет наличие явного дисбаланса международной информационной политики. Проблема

ВОЛОГДИНА Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры административного права и таможенного дела юридического факультета Забайкальского государственного университета.

формирования системы международной информационной безопасности является одной из актуальных тем в исследованиях ученых [1; 6; 7]. Столь выраженная значимость заявленной темы исследования обусловлена проблемами правовой регламентации формирования системы информационной безопасности в условиях евразийской интеграции и вызвана необходимостью выработки инновационного подхода для создания единого безопасного информационного пространства.

Особенность правового регулирования информационной безопасности в Евразийском экономическом союзе связана с происходящими процессами цифровой трансформации. Обращаясь к положениям стратегического документа Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года», необходимо отметить, что «государства - члены ЕАЭС в своих стратегиях и программах (на национальном уровне) развития экономик активно решают ряд задач по выработке ответа вызовам цифровой трансформации экономики» [2]. В Российской Федерации основы обеспечения информационной безопасности отражены в программно-доктринальных и стратегических актах Президента РФ, определяющими из которых в настоящее время являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» и «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности». При этом интеграционный фактор обеспечения дополнительной информационной устойчивости стран - участниц Союза в ответ на глобальные вызовы цифровых инноваций задействован не в достаточной степени. Как следствие, проблема отсутствия согласованной информационной политики государств - участников ЕАЭС, может стать препятствием для достижения синергетических эффектов в развитии цифровой экономики и формирования единого цифрового пространства Союза.

Деятельность стран Евразийского экономического союза в сфере обеспечения информационной безопасности, не вызывает сомнения, о чем свидетельствует активная работа по комплексной защите информации в рамках функционирования единой интегрированной системы Союза. Так, в целях унификации подходов к обеспечению информационной безопасности Коллегией ЕЭК разработаны перечень стандартов и рекомендаций, применяемые при защите веб-сервисов, защиты информации с использованием средств криптографической защиты, электронной цифровой подписи, сервисов доверенной третьей стороны. В финансовой системе ЕАЭС успешно разрешены некоторые вопросы обеспечения информационной безопасности, например, сложились единые стандартизированные подходы по регулированию вопросов кибербезопасности в финансовой сфере, киберустойчивости и надзору за возможными угрозами и рисками.

Кроме этого, Концепция общего финансового рынка Евразийского экономического союза установила положение о том, что в случае выявления угроз информационной безопасности финансовые регуляторы направляют в Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России уведомления, содержащие общие характеристики и основные параметры компьютерных атак.

Одной из приоритетных задач обеспечения информационной безопасности на евразийском пространстве является внедрение современных систем идентификации, включая нейросети, технологии распознавания лиц. Предполагается, что данная задача найдет активное применение в таможенной сфере. В этой связи особое значение заслуживают положения Стратегии развития таможенной службы до 2030 года [4]. Для реализации сформулированной задачи необходим действенный усовершенствованный механизм эффективного противодействия угрозам национальной безопасности, в том числе информационной. Отметим, что целый ряд направлений по цифровизации таможенной сферы обозначен в Плане мероприятий на период 2021-2024 гг. по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [5], утвержденном Министерством финансов РФ и Правительством РФ, но отдельно (например, в виде раздела) вопросы правового регулирования исследуемого направления в указанном плане не освещены.

Таким образом, широкий спектр проблем и угроз информационной безопасности в современных условиях требует дальнейшего развития интеграционного сотрудничества для противодействия глобальным вызовам цифровой трансформации и обеспечения качественного и устойчивого экономического роста государств - участников Евразийского экономического союза в целях ускоренного перехода экономик на новый технологический уклад, формирования новых инду-стрий и рынков, развития трудовых ресурсов, синхронизации цифровых инноваций. В данном контексте речь идет уже не только о применении информационно-коммуникационных технологий, а предполагается использование новых бизнес-процессов, цифровых моделей. Что предполагает развитие и совершенствование организационно-методических основ обеспечения информационной безопасности интеграционных объединений.

Список литературы

1. Бороздин А. Н., Коварда В. В. Анализ системы обеспечения защиты информации в процессе цифровизации ее оборота в рамках ЕАЭС в аспекте повышения экономической безопасности // Вестник Евразийской науки. 2020. № 4. URL: https://esj.today/PDF/41ECVN420.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

2. Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года: решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12. URL: www.eaeunion.org (дата обращения: 18.03.2021).

3. О принятии Генассамблеей ООН российской резолюции по международной информационной безопасности. URL: https://www.mid.ru/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezopasnost//asset_publisher/UsCUTiw2pO53/content/id/3437775 (дата обращения: 05.09.2021).

4. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р // Собр. законодательства РФ. 2020. № 22. Ст. 3572.

5. План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: утв.

Правительством РФ 23 мая 2020 г. № 1388-р. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.09.2021).

6. Талимончик В. П. Информационная безопасность в контексте всеобъемлющей системы международной безопасности // Правоведение. 2008. № 2. С. 103-110.

7. Чеботарева А. А. Обеспечение информационной безопасности личности: роль международной информационной безопасности и стратегического партнерства // Вестник академии права и управления. 2016. № 1(42). С. 48-51.

УДК 339.543+339.168.8

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-60-66

И. В. ГОНЧАРУК

Уполномоченный экономический оператор в трансграничной торговле: мировой опыт и российская практика

В работе рассмотрены рекомендации Всемирной таможенной организации и российская практика по взаимодействию таможенных администраций с компаниями, выполняющими функции уполномоченного экономического оператора трансграничной торговли, и перспективы использовании таможенных складов для нужд электронной торговли.

Ключевые слова: электронная торговля, трансграничная торговля, таможенное администрирование трансграничной торговли, маркетплейсы, интернет-магазины, оператор интернет-торговли, почтовый оператор.

I. V. GONCHARUK

Authorized Economic Operator in Cross-border Trade: World Experience and Russian Practice

The paper considers the recommendations of the WCO and the Russian practice on the interaction of customs administrations with companies serving as authorized economic operator of cross-border trade, and the prospects for using customs warehouses for the needs of electronic commerce.

Keywords: electronic commerce, cross-border commerce, customs administration of cross-border trade, online marketplaces, online stores, internet trader, postal operator.

Развитие технических достижений человечества в области сотовой связи и Интернета формирует современный этап развития международной торговли

ГОНЧАРУК Ирина Владимировна, канд. геогр. наук, научный сотрудник научно-исследовательского отдела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.