Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩИЙ ПРОЦЕСС СОЮЗА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / ТРАНСГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОВЕРИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS INFORMATION TECHNOLOGIES / COMMON UNION PROCESS / INFORMATION EXCHANGE / TRANSBOUNDARY SPACE OF TRUST / INTEGRATED INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вологдина Е.С.

Статья посвящена некоторым аспектам правового регулирования применения информационных технологий в Евразийском экономическом союзе. Представлен анализ содержания положений основных нормативно-правовых актов в исследуемой сфере. Особое внимание акцентируется на вопросах совершенствования информационного взаимодействия между государствами-участниками Союза с использованием информационных технологий и трансграничного пространства доверия. Рассуждая о трансграничном пространстве доверия, автор акцен- тирует внимание на базовых принципах взаимодействия, порядке создания и дальнейшего совершенствования информационных систем. В результате проведенного анализа правовых актов автором отмечается, что со- вместная работа информационных систем государств-членов Союза с информационными системами Евразийской экономической комиссии реализована за счет создания безопасной системы межгосударственного электронного взаимодействия, использования универсальных систем информационного обмена, а также унификации и гармо- низации отдельных форм электронных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вологдина Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: LEGAL ASPECT

The article is devoted to some aspects of the legal regulation of the application of information technologies in the Eurasian Economic Union. The analysis of the content of the provisions of the substantive regulatory legal acts in the analyzed area is presented. Special attention is placed an emphasis on the issues of improving information interaction between the member states of the Union implementing information technologies and the transboundary space of trust. Arguing on the transbound- ary space of trust, the author focuses on the basic principles of cooperation, the order of creation and further development of information systems. As a result of the analysis of legal acts the article author notes that the joint work of information systems of the member states of the Union with information systems of the Eurasian Economic Commission is implemented through the establishment of a secure system of intergovernmental electronic interaction, the use of universal information exchange systems, as well as the unification and harmonization of certain forms of electronic documents.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 349:681

Вологдина Е.С.,

старший преподаватель кафедры Административного права и таможенного дела Юридического факультета Забайкальского государственного университета

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Статья посвящена некоторым аспектам правового регулирования применения информационных технологий в Евразийском экономическом союзе. Представлен анализ содержания положений основных нормативно-правовых актов в исследуемой сфере. Особое внимание акцентируется на вопросах совершенствования информационного взаимодействия между государствами-участниками Союза с использованием информационных технологий и трансграничного пространства доверия. Рассуждая о трансграничном пространстве доверия, автор акцентирует внимание на базовых принципах взаимодействия, порядке создания и дальнейшего совершенствования информационных систем. В результате проведенного анализа правовых актов автором отмечается, что совместная работа информационных систем государств-членов Союза с информационными системами Евразийской экономической комиссии реализована за счет создания безопасной системы межгосударственного электронного взаимодействия, использования универсальных систем информационного обмена, а также унификации и гармонизации отдельных форм электронных документов.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, информационные таможенные технологии, общий процесс Союза, информационный обмен, трансграничное пространство доверия, интегрированная информационная система

Vologdina E.,

Senior Lecturer of Chair of Administrative Law and Customs Affairs of the Law Faculty of Trans-Baikal State University

REVISITING THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: LEGAL ASPECT

The article is devoted to some aspects of the legal regulation of the application of information technologies in the Eurasian Economic Union. The analysis of the content of the provisions of the substantive regulatory legal acts in the analyzed area is presented. Special attention is placed an emphasis on the issues of improving information interaction between the member states of the Union implementing information technologies and the transboundary space of trust. Arguing on the transbound-ary space of trust, the author focuses on the basic principles of cooperation, the order of creation and further development of information systems. As a result of the analysis of legal acts the article author notes that the joint work of information systems of the member states of the Union with information systems of the Eurasian Economic Commission is implemented through the establishment of a secure system of intergovernmental electronic interaction, the use of universal information exchange systems, as well as the unification and harmonization of certain forms of electronic documents.

Keywords: Eurasian Economic Union, customs information technologies, common Union process, information exchange, transboundary space of trust, integrated information system

Процесс информатизации в деятельности таможенных органов является неотъемлемой частью общероссийской практики. Государства-члены Евразийского экономического союза проводят согласованную политику в области информатизации

и информационных технологий в целях координации и обеспечения создания благоприятных условий эффективного взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов. Качество решаемых задач во многом зависит от единообразного при-

Как цитировать статью: Вологдина Е.С. К вопросу о применении информационных технологий в государствах-членах Евразийского Экономического Союза: правовой аспект // Вестник Академии права и управления. 2019. № 1(54). с. 119-123

менения в практической деятельности современных средств информационных технологий. В этой связи становится актуальным изучение различных аспектов правового регулирования отношений, возникающих при применении информационных технологий в государствах-членах Евразийского Экономического союза.

Особое значение имеют акты Союзных государств, например, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, где применение информационных систем и информационных технологий таможенными органами государств-участников регламентировано главой 48 Таможенного кодекса.

Так, согласно положений статьи 370 Таможенного кодекса ЕАЭС, таможенные органы на регулярной основе в электронной форме обмениваются информацией - сведениями из деклараций на товары, таможенных документов, предварительных решений о классификации товаров, содержащимися в информационных ресурсах таможенных органов государств-членов и не относящимися к сведениям, составляющим государственную тайну (государственные секреты) [6].

Данная статья определяет формат данных, структуру сведений, подлежащих обмену, регламент такого обмена, сроки и способы, а также лиц, ответственных за подготовку, передачу и получение информации. В связи с этим, при заявлении сведений о товарах и транспортных средствах международной перевозки в электронной форме, участник внешнеэкономической деятельности имеет возможность предоставить документы, используя информационную систему таможенных органов при помощи информационных операторов, с которыми у таможенных служб государств-членов Союза заключены соглашения об информационном взаимодействии. Это, несомненно, направлено на создание оптимальных условий межгосударственного сотрудничества в информационной сфере.

Таким образом, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза содержит нормы, позволяющие использовать более конструктивные формы «трансграничного сотрудничества» между государствами-членами Союза. Следует отметить, что разработку, внедрение и модернизацию информационных таможенных технологий при совершении таможенных операций законодатель относит на национальный уровень правового регулирования. Кроме того, принимаемые индивидуальные акты таможенными службами государств-членов Союза позволяют решать многие задачи, которые связаны с эффективным осуществлением таможенного администрирования.

В настоящее время актуальны положения Договора «О Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года. Договор предусматривает порядок

информационного взаимодействия государств-членов Союза в рамках реализации «общих процессов». Под термином «общий процесс в рамках Союза» следует понимать систему правовых, научных, методических и информационных ресурсов, которая описывает процессы межгосударственного взаимодействия в рамках Евразийского экономического Союза [1]. Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 14 апреля 2015 г. №29 утвержден перечень «общих процессов» и содержит 75 моделей. В этой связи отметим, что информационное взаимодействие между государствами-членами происходит в рамках Модели «общих процессов Евразийского Экономического союза». Структура модели состоит из «областей охвата» - макроэкономических, технологических и интеллектуальных ресурсов стран Союза, таких как: экономика и финансовая политика, электронный документооборот, торговля, конкуренция и антимонопольное регулирование, техническое регулирование, таможенное сотрудничество, энергетика и инфраструктура, промышленность и агропромышленный комплекс. В каждую из названных «областей охвата» входят общие процессы Союза, которые в свою очередь, состоят из операций и процедур, регламентированных международными актами и национальным законодательством государств-участников Евразийского Союза. Закрепление такого положения подтверждает действующий механизм информационного взаимодействия между государствами-членами Союза.

Не менее интенсивная работа проводится в области разработки и реализации мероприятий, которые направлены на создание благоприятных условий информационного обмена, с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках Союза [1]. Одним из таких мероприятий является активная работа по созданию и развитию интегрированной информационной системы Союза на основе расширения функциональных возможностей действующей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли [4]. В связи с этим, интегрированная информационная система объединяет не только информационные системы Евразийской экономической Комиссии, но территориально распределенные государственные информационные ресурсы и уполномоченные органы.

Кроме того, положениями рассматриваемого Договора введено принципиально новое понятие «трансграничное пространство доверия», по которым следует понимать совокупность, согласованных государствами-членами Союза, правовых, организационных и технических условий, с целью обеспечения реализации принципа доверия при межгосударственном обмене электронными документами и

данными между уполномоченными органами государств-участников [1].

Базовые принципы взаимодействия, порядок создания и дальнейшего совершенствования информационной системы регламентированы Протоколом об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии (Приложение №3 к Договору о ЕАЭС), что детализирует положение статьи 23 Договора в части реализации мероприятий информационного взаимодействия и «трансграничного пространства доверия» Евразийского экономического союза.

Таким образом, можно констатировать, что концепция создания интегрированной информационной системы является логическим продолжением правотворческих процессов государств-членов Евразийского экономического сотрудничества в формировании единого информационного пространства. Скоординированная работа государств-членов Союза позволила установить основные цели создания интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза [4], которые будут направлены:

- на информационную поддержку интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза [1], прежде всего, это сферы экономики и финансовой политики, таможенного сотрудничества, электронного документооборота, технического регулирования, торговли.

- на расширение практики использования электронного обмена данными как между органами государственной власти государств-членов Союза, так и государственными органами с гражданами и хозяйствующими субъектами.

Проведенный анализ правовых актов позволил отметить, что совместная работа информационных систем государств-членов Союза с информационными системами Евразийской экономической комиссии реализована за счет создания безопасной системы межгосударственного электронного взаимодействия, использования универсальных систем информационного обмена, а также унификации и гармонизации отдельных форм электронных документов.

Поэтому, Комиссия Евразийского Экономического Союза одновременно выступает в роли заказчика и координатора работ по созданию интегрированной системы и интеграционного сегмента.

С целью приведения к единообразию не только организационно-технических возможностей интегрированной системы, но и поддержания надлежащего уровня защиты информации, Комиссия выступает в роли координатора в разработке проектов технологических, методических, организационных документов.

В связи с этим, государства-участники Евразийского Союза - Республика Армения, Республика Бела-

русь, Кыргызская Республика и Российская Федерация активно пользуются программным обеспечением интеграционных шлюзов, разработанное Комиссией ЕАЭС, за исключением Республики Казахстан - здесь подобное программное обеспечение разработано самостоятельно. Таким образом, субъектами уполномоченными по созданию национальных сегментов являются органы исполнительной власти государств-членов Союза:

- в Республике Армения - Аппарат Правительства ;

- в Республики Беларусь - Министерство связи и информатизации ;

- в Республики Казахстан - Министерство информации и коммуникаций;

- в Российской Федерации - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций ;

- в Кыргызской Республики - Государственный комитет информационных технологий и связи.

На сегодняшний день в соответствии с утвержденным Распоряжением Совета Комиссии Евразийского экономического союза от 13 января 2017 г. №6 Планом мероприятий на 2017-2018 годы, активно выполняются мероприятия по созданию и развитию интегрированной системы.

Согласно Плану значительная часть проводимых мероприятий направлена на совершенствование информационного взаимодействия, а также на развитие архитектуры интегрированной информационной системы с целью обеспечения применения систем «прослеживаемости» товаров, формирование и развитие электронной нормативно-справочной информации, а именно: электронных классификаторов и справочников Союза. Поэтому, в целях дальнейшего совершенствования интегрированной системы Евразийской Комиссией создан единый информационный сегмент - Платформа для формирования и предоставления доступа к общим информационным ресурсам. Кроме того, в сети Интернет внедрен информационный портал под названием «Портал общих информационных ресурсов и открытых данных», который обеспечивает доступ государств-членов Союза к общим информационным ресурсам. Портал включает: информационные ресурсы Евразийской экономической комиссии, формируемые на основе информационного взаимодействия государств-членов ЕАЭС; открытые данные по основным направлениям деятельности Евразийского экономического союза, и предоставляет современные сервисы для работы с информацией. Кроме того, в настоящее время в работе Портала усматривается ведение 48 общих информационных ресурсов, таких как: цифровые реестры, перечни, справочники, классификаторы. Возможность доступа к указанным ресурсами предоставлена не только государственным органам государств-членов Союза, но и гражданам и хозяйствующим субъектам.

Все это позволяет утверждать действие «трансграничного пространства доверия», в рамках которого происходит информационный обмен документами между субъектами электронного взаимодействия.

Для эффективного функционирования и развития «трансграничного пространства доверия» созданы нормативно-правовая и технологическая основа. Так, в целях применения нормативно-правовой основы утвержден План мероприятий по реализации Стратегии развития трансграничного пространства доверия в рамках ЕАЭС [3].

Положения Стратегии определяют цели, принципы и задачи развития трансграничного пространства доверия в Союзе для массового использования не только электронных документов, но и сервисов при межгосударственном информационном взаимодействии государств-членов. Настоящая Стратегия исключительно направлена на реализацию условий обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами [1]. В связи с этим, результатом развития трансграничного пространства доверия является возможность физических и юридических лиц получать доступ к юридически значимым сервисам в пределах государств-членов Союза, а также находясь на территории любого другого государства, заключившего договор о присоединении к «трансграничному пространству доверия». В целях реализации технологической основы функционирования трансграничного пространства доверия разработан программно-аппаратный комплекс информационного обмена электронными и проведена «оцифровка» более 75 общих процессов информационного взаимодействия. На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что государства-члены ЕАЭС проводят единую политику в области информатизации и эффективного, единообразного применения государственных информационных систем и технологий.

В стратегических документах Евразийского экономического союза большее внимание уделяется вопросам межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия. Поэтому, в целях совершенствования деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза по применению информационных технологий разработана и утверждена Стратегия развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза до 2025 года. Стратегия представляет собой комплексный, концептуальный документ, в котором изложены стратегические приоритеты развития интегрированной информационной системы Союза, а также механизмы и способы их реализации. Стратегией определены отдельные направления развития

интегрированной системы. Одним из таких направлений является нормативно-правовое. Поэтому, в рамках реализации указанного направления таможенные службы ЕАЭС проводят следующие мероприятия:

- разработку и принятие нормативных актов органов Союза, которые устанавливают порядок обеспечения информационной безопасности при межгосударственном взаимодействии, создания цифровой платформы, формирования организационной основы проведения технической экспертизы, реализуемых решений в информационной системе;

- разработку и согласование нормативных, организационно-технических документов, регулирующих процедуры межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия;

- организацию сотрудничества с некоторыми международными организациями, в сферу деятельности которых входят разработка единых стандартов и рекомендаций по формированию интегрированных информационных систем, а также выработка методологий, моделей данных и процессов в этой сфере;

- проведение анализа международной практики межгосударственного информационного взаимодействия.

Важно отметить, что в рамках Евразийского экономического союза действует среднесрочный документ стратегического характера - Цифровая повестка ЕАЭС до 2025 года. Поэтому, принимая во внимание задачи совершенствования и развития цифровой экономики и информационного взаимодействия, актуальными становятся вопросы организационно-правового обеспечения применения информационных технологий с целью дальнейшего формирования интегрированной системы Союза и в последствии единого информационного пространства.

Таким образом, стоит отметить, что происходящие процессы информатизации деятельности таможенных органов и динамика интеграционных процессов привели к изменениям законодательства в сфере информационных таможенных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений развития интеграционного объединения - Евразийского экономического союза является совершенствование нормативной правовой базы применения информационных технологий совместно с повышением эффективности их работы. Необходим действенный механизм дальнейшего совершенствования порядка информационного электронного обмена между государствами-участниками Союза и интеграции национальных информационных систем с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия, с целью создания благоприятных условий для субъектов внешнеэкономической деятельности.

Список литературы

1. Договор «О Евразийском экономическом союзе» [от 29 мая 2014 г.] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org.

2. Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22.08.2017 №100 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org.

3. О стратегии развития трансграничного пространства доверия: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.09.2016 №105 // Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org.

4. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [сайт] - URL: http://eec.eaeunion.org/ (дата обращения: 25.09.2018).

5. Официальный сайт Евразийского экономического союза [сайт] - URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 25.09.2018).

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [от 11 апреля 2017 г.] // Официальный сайт Евразийского экономического союза ww.tsouz.ru.

Reference list

1. Treaty "On the Eurasian Economic Union" [May 29, 2014] // Official website of the Eurasian Economic Commission www.eurasiancommission.org.

2. On the Development Strategy of the approval of an integrated information system of the Eurasian Economic Union in the period up to 2025: Decision by the Council of the Eurasian Economic Commission dated 22.08.2017 №100 // Official website of the Eurasian Economic Commission www.eurasiancommission.org.

3. On the strategy for the development of a cross-border trust space: The Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission №105 of September 27, 2016 // The official website of the Eurasian Economic Union www. eaeunion.org.

4. Official website of the Eurasian Economic Commission [site] - URL: http://eec.eaeunion.org/ (date of access: 25.09.2018).

5. Official website of the Eurasian Economic Union [website] - URL: http://www.eaeunion.org/ (date of access: 25.09.2018).

6. The Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix №1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) [on April 11, 2017] // Official website of the Eurasian Economic Union ww.tsouz.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.