Научная статья на тему 'Правовое поле коммуникативной интеграции евразийского экономического союза в контексте европейского опыта'

Правовое поле коммуникативной интеграции евразийского экономического союза в контексте европейского опыта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU) / ЕВРОСОЮЗ (ЕС) / EUROPEAN UNION (EU) / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / ЕДИНЫЙ ЦИФРОВОЙ РЫНОК / SINGLE DIGITAL MARKET / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Венидиктов Сергей Викторович

В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования информационного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, анализируются принципы коммуникативной интеграции стран-участниц исходя из задач стратегического развития ЕАЭС. Исследуются возможности использования в рамках ЕАЭС опыта Европейского союза в формировании единого информационного пространства (единого цифрового рынка) и создании правовых условий для его эффективного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TERRAIN OF COMMUNICATION INTEGRATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN THE CONTEXT OF EUROPEAN EXPERIENCE

The article deals with the problems of legal regulation of information exchange within the framework of the Eurasian Economic Union, analyzes the principles of communication integration of the member countries on the basis of the objectives of the strategic development of the EEU. The prospects of European Union experience adaptation to the EEU in the formation of a single information space (a digital single market) and the creation of legal conditions for its effective functioning are examined.

Текст научной работы на тему «Правовое поле коммуникативной интеграции евразийского экономического союза в контексте европейского опыта»

УДК 340

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА

© 2016 С. В. Венидиктов

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования информационного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, анализируются принципы коммуникативной интеграции стран-участниц исходя из задач стратегического развития ЕАЭС. Исследуются возможности использования в рамках ЕАЭС опыта Европейского союза в формировании единого информационного пространства (единого цифрового рынка) и создании правовых условий для его эффективного функционирования.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Евросоюз (ЕС), интеграция, информационное пространство, единый цифровой рынок, коммуникация, средства массовой информации.

LEGAL TERRAIN OF COMMUNICATION INTEGRATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN THE CONTEXT OF EUROPEAN EXPERIENCE

© 2016 S. Venidiktov

Summary. The article deals with the problems of legal regulation of information exchange within the framework of the Eurasian Economic Union, analyzes the principles of communication integration of the member countries on the basis of the objectives of the strategic development of the EEU. The prospects of European Union experience adaptation to the EEU in the formation of a single information space (a digital single market) and the creation of legal conditions for its effective functioning are examined.

Keywords: Eurasian economic union (EEU), the European Union (EU), integration, information space, a single digital market, communication, media.

Евразийский экономический союз как международная организация региональной экономической интеграции обеспечивает свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, а также проведение скоординированной единой политики в различных отраслях экономики. В Соглашении о ЕАЭС используется понятие «гармонизация законодательства», предусматривающее сближение законодательных систем государств, направленное на установление подобного (сопоставительного) нормативного правового регулирования. Исходя из того, что ЕАЭС не является образованием политическим, законодательная унификация затрагивает в первую очередь функционирование единого экономического пространства, где существуют механизмы регулирования, основанные на рыночных принципах и использовании гармонизированных и унифицированных правовых норм, и имеется единая инфраструктура.

К числу необходимых элементов инфраструктуры ЕАЭС, обеспечивающих устойчивость экономических шагов интеграции, должен относиться информационный, связанный со стратегической возможностью создания единого информационного пространства. Между тем, вопрос унификации «внеэкономических» сфер жизнедеятельности социума, в том числе информационной, в документах ЕАЭС прямо не поднимается. Единственное упоминание о коммуникативном сотрудничестве содержится в ст. 23 «Информационное взаимодействие в рамках Союза» раздела 5 части 2 Договора, где применяется довольно расплывчатая формулировка о необходимости разработки и реализации «мероприятий, направленных на обеспечение информационного взаимодей-

ствия с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках Союза»1, Как следует из содержания статьи, речь идет о государственных информационных ресурсах и системах, деятельность которых должна координироваться через согласованную политику государств-членов в сфере информатизации и информационных технологий. Принципы информационного взаимодействия в рамках ЕАЭС, а также порядок создания и развития интегрированной информационной системы определяются Приложением 3 к Договору, из которого следует, что медиасистема в общем понимании не является объектом регулирования в рамках ЕАЭС. Основными же принципами называются доступность и полнота информации, ее своевременность, соответствие уровня развития современных информационных технологий, обеспечение равного доступа к информации, открытость интегрированной системы для всех категорий пользователей.

На наш взгляд, без координации деятельности СМИ невозможно выполнение ряда упомянутых в Договоре о ЕАЭС принципов. К таким принципам можно отнести: 1) уважение к особенностям политического строя государств - членов союза (предполагает невозможность осуществления медийной агрессии, согласованной с властями, корректную и толерантную реакцию на внутриполитические процессы в государствах-партнерах); 2) обеспечение учета национальных интересов сторон (требует адекватного, объективного и симметричного информирования аудитории в пределах ЕАЭС относительно возможных экономических противоречий, вызванных закономерной незрелостью и несбалансированностью механизмов взаимодействия рыночных систем); 3) соблюдение принципов добросовестной конкуренции (означает стремление к труднодостижимому балансу между интересами национальных производителей товаров и услуг и конкурентами из союзных стран в рекламной сфере). Координация информационной составляющей правовых систем является не только общей задачей интеграционного объединения, но и непременным условием эволюции национальных рынков в условиях глобализации экономики: «Информационная сфера, являясь средой и средством реализации государственной управленческой политики, предполагает ее целенаправленную определенность, наличие некоторой доктрины, идеологии, достаточно четких приоритетов развития общества. От четкости выделения этих приоритетов во многом зависит эффективность госу-

2

дарственного управления» ,

В работах некоторых исследователей (например, А.Г.Рихтера"1) отмечается, что в основе законодательства интеграционных объединений на постсоветском пространстве может и должно лежать законодательство Российской Федерации. Мы с подобным подходом не согласны: десятилетия самостоятельного развития государств ЕАЭС сформировали различные медийные модели, которые нуждаются не в унификации, а в координации. Формирование единого информационного пространства не подразумевает создания единой правовой базы для внутренних медийных рынков - таковая нужна лишь в сферах «перекрестного влияния» СМИ.

Отметим, что в определенном смысле работа по созданию правовой базы деятельности СМИ ЕАЭС началась еще 20 лет назад, когда в рамках СНГ был принят ряд документов в области массмедиа. I !апримср, в 1996 г. была принята Концепция формирования

1 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 в ред. от 08.05.2015 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/coiis_ с1ое_ГАШ_163855/ (дата обращения: 04,01.2016).

2 Райков А. Н. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы // Информационное общество. - 1996. - Вып. 6. - С. 3-13.

3 Рихтер А. Г. Свобода массовой информации в постсоветских государствах: регулирование и саморегулирование журналистики в условиях переходного периода: дис. ... д-ра филол. наук / А. Г. Рихтер; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2007. - 685 с.

информационного пространства Содружества Независимых Государств4. Несмотря на то, что Концепция носила рекомендательный характер, в ней содержалась стройная система взглядов на цели и приоритеты межгосударственного информационного взаимодействия. И хотя правовая база единого информационного пространства СНГ так и не была создана, в пространстве ЕАЭС сохраняют актуальность ее основные принципы: «добровольность и взаимопомощь, экономическая взамовыгодность, правовая гарантированность и ответственность за принятые обязательства»5. В 2005 г. было принято Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ, в котором вновь был актуализирован вопрос о необходимости развития различных форм медийного взаимодействия с целью установления «в мировом сообществе объективного и полного представления о социально-политической, экономической и культурной жизни стран Содружества; создания с учетом национального законодательства условий для деятельности СМИ любой Стороны на территории каждой из сторон»6. В плане мероприятий по реализации основных положений Концепции дальнейшего развития СНГ (2007) содержались конкретные рекомендации для СМИ (создание межгосударственных медиа, развитие механизмов информационного обмена и др.)7.

Вопросы цифровой повестки ЕАЭС актуализировались в 2016 г. В апреле в Москве при министре по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям К. Минасян состоялся круглый стол, в ходе которого представители бизнес-сообщества, университетов и научно-исследовательских центров РАН высказали необходимость формирования цифрового пространства ЕАЭС. Последнее необходимо для ускоренного внедрения актуальных бизнес-моделей и современных стандартов, для углубления гуманитарной интеграции*.

Мы убеждены, что в рамках Евразийского экономического союза может быть использован опыт Европейского союза в формировании единого информационного пространства и создании правовых условий для его эффективного функционирования. В его основе - осознание экономических выгод информационной интеграции, обусловленность политического взаимодействия экономической целесообразностью, нерушимость государственного медийного суверенитета, наличие развитой инфраструктуры, гибкая и согласованная внешняя информационная политика"1.

4 Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ: официальный сайт. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/page.php?id=7548 (дата обращения: 04.04.2016).

5 Залесский Б. Л. Средства массовой информации и формирование единого информационного пространства Содружества Независимых Государств 11 Информационное поле современной России: практики и эффекты: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Казань, 20-22 октября 2011 г. / под ред. В. 3. Гарифуллина, Р. П. Баканова. - Казань: Казан, ун-т, 2011. -С. 251-258.

6 Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] И Исполнительный комитет СНГ: официальный сайт. - Режим

доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=3994 (дата обращения: 25.04.2016).

Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (5 октября 2007 г., г. Душанбе) [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ: официальный сайт. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/page.php?id=18763 (дата обращения: 04.04.2016). к В ЕАЭС сформируют единое цифровое пространство [Электронный ресурс] // ТОО «PROFIT Online». - Режим доступа: http://proflt.kz/news/30091/V-EAES-sformiruut-edinoe-cifrovoe-prostranstvo/ (дата обращения: 23.06.2016).

4 Сиротский А. И. Объективная основа интеграции // Экспертиза. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, Единое экономическое пространство - развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве (исторические, экономические, правовые, политологические, региональные аспекты): аналитический вестник международных исследований БГУ. - 2012. - № 1. -С. 19-27.

Последние шаги на пути к информационной интеграции в Европе представляют собой удачную модель сочетания экономических интересов (выгоды от формирования единого цифрового рынка1" оцениваются экспертами в сотни миллиардов евро ежегодно), социальных приоритетов (создание сотен тысяч новых рабочих мест), инновационных технологий (единый рынок охватывает все сегменты медиасферы) и объективных информационных запросов гражданского общества (единое информационное поле ЕС давно стало реальностью и требует новых подходов).

Показательно, что Европейская экономическая и политическая интеграция столкнулась с проблемой цифрового онлайн-взаимодействия, несмотря на практически полное снятие барьеров в «традиционном» межгосударственном сотрудничестве. Существующие поныне в Европейском союзе правовые барьеры в сфере развития Интернета и цифровых технологий обусловливают коммуникационные пробелы, приводят к ограничениям в деятельности компаний, неполному доступу граждан к информационным ресурсам, к товарам и услугам. В данном случае на первое место в градации приоритетов выходит не столько медиакоммуникативное взаимодействие, сколько коммуникация в экономической сфере. В настоящее время с точки зрения развития онлайн-сервисов европейские рынки остаются преимущественно национальными; только 7 % малого и среднего бизнеса в ЕС работают с зарубежными потребителями.

В 2015 г. в числе десяти приоритетов дальнейшей интеграции ЕС Европейской комиссией было названо развитие единого цифрового рынка (DigitalSingleMarket) — пространства, предусматривающего свободное перемещение товаров, услуг и капитала, а также свободный доступ граждан и бизнеса (вне зависимости от национальности и региона) к информации, в первую очередь к онлайн-сервисам. Стратегия развития Единого цифрового рынка сводится к трем направлениям: оптимизация доступа к цифровым товарам и услугам, создание благоприятной среды для развития цифровых сетей и сервисов, признание информационных технологий основой экономического роста. В этой части исследования мы проанализируем основные положения концепции единого цифрового рынка и возможности ее адаптации к условиям евразийского пространства.

Первое направление (оптимизация доступа к цифровым товарам и услугам) имеет целью ликвидацию различий между онлайн- и офл айн-тор го влей в трансграничном разрезе. Для преодоления коммуникационных барьеров в международной интернет-торговле Еврокомиссия предлагает реализовать ряд мер, в том числе - в медийном пространстве: 1) совершенствование системы доставки товаров, что позволит сделать более привлекательными покупки в других странах ЕС (более 60 % интернет-компаний заявляют о завышенной стоимости доставки товаров до потребителя, что значительно сужает границы потенциального рынка); 2) упрощение электронной коммерции, особенно в отношении малого и среднего бизнеса, что требует гармонизации торгово-контрактного законодательства и потребительского права (сейчас в ЕС только 15 % интернет-магазинов, занимающихся реализацией потребительских товаров, работают с зарубежными партнерами); 3) пересмотр директив в сфере спутникового и кабельного вещания (включение в них интересов онлайн-вещания, повышение трансграничного доступа к вещательным сервисам в Европе); 4) отмена геоблокировки, которая не позволяет потребителям использовать сервисы в других странах ЕС или необоснованно перенаправляет их на местные ресурсы с высокими ценами; 5) модернизация законодательства в сфере авторского права, ведущая к достижению баланса между интересами потребителей и авторов, поддерживающая культурное многообразие (Еврокомиссия также планирует усилить борьбу с принимающими промышленные масштабы нарушениями прав интеллектуальной собственности); 6) упрощение правил взимания НДС, что облегчит торговлю в рамках ЕС для бизнеса

10 The Commission and its Priorities/European Commission [Электронный ресурс]. - Режим доступа: h t tp : //ее. е urop а. eu/i ndex_en. htm (дата обращения: 13.01.2016).

(особенно для малого), а также приведет к унификации ценовой политики и повышению привлекательности для потребителей местных товаров.

Информатизация торговли и расширение доступа малого бизнеса к трансграничной активности - существенный фактор повышения экономической активности индивидов на уровне элементарных структур гражданского общества, расширения гражданской коммуникации в экономическом пространстве ЕАЭС.

Снятие торговых барьеров в евразийском пространстве является одним из приоритетов экономической политики Беларуси. Система изъятий и ограничений существует и в цифровом пространстве. Например, в Беларуси зарегистрировано 12 тыс. интернет-магазинов, из них менее 5 % работают с зарубежными странами. Торговля через Сеть составляет лишь 1,5 % всего розничного торгового оборота и дает только 0,5 % национального ВВП (хотя за последние 4 года количество интернет-магазинов в Беларуси выросло в 3,5 раза)11. Актуальными в пространстве ЕАЭС остаются проблемы геоблокировки и создания межгосударственных вещательных сетей. Вопросы авторского права находятся в ведении Евразийской экономической комиссии, которая в 2015 г. представила информационный ресурс по реализации общих процессов интегрированной информационной системы ЕАЭС по регистрации, правовой охране и использованию товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС12. В настоящее время идет обсуждение проекта внедрения унифицированного товарного знака «Сделано в ЕАЭС» (аналогично европейскому «Сделано в ЕС»), который будет способствовать повышению субъективной привлекательности произведенных на интегрированном пространстве товаров и услуг, а также формированию массового сознания «союзного потребителя».

Второе направление стратегии Единого цифрового рынка в ЕС непосредственно затрагивает деятельность средств массовой информации: оно связано с развитием правовой базы для высокоскоростной и защищенной инфраструктуры, создающей условия для инвестирования, честной и равной конкуренции. В этой сфере предусматривается:

1. Создание соответствующего телекоммуникационного законодательства, т. к. все цифровые услуги и контент зависят от доступности высокоскоростной безопасной инфраструктуры (в настоящее время законодательство ЕС не в полной мерс отражает изменения в коммуникационной системе и в потребительском поведении, в результате чего национальные цифровые рынки остаются изолированными),

2. Пересмотр Еврокомиссией в 2016 г. нормативной базы деятельности СМИ, определение новых подходов к структуре и понятию медиа в XXI в., т. к. аудиовизуальный сектор стремительно изменяется с развитием новых технологий, приходом новых биз-нес-моделей и сервисов.

3. Переосмысление роли онлайн-платформ (поисковых систем, социальных медиа, сайтов электронной коммерции, ценового анализа и т. п.), для оптимального функционирования которых Еврокомиссии нужно комплексно рассмотреть вопросы легальности использования информации, механизмов перехода с одной платформы на другую, а также проблему незаконного контента в интернете.

4. Рост доверия к онлайн-сервисам, связанный с реализацией Директивы по сетевой и информационной безопасности (Networkand Information Security Directive определяет обязательства в обеспечении кибербезопасности в т, н, «критической» инфраструктуре:

11 Интернет-торговлю загоняют в рамки [Электронный ресурс] // БДГ Деловая Газета. - Режим доступа: http://bdg.by/news/authors/internet-torgovlyu-zagonyayut-v-ramki (дата обращения: 23.04.2016).

12 Состоялась презентация информационного ресурса по реализации общих процессов интегрированной информационной системы ЕАЭС [Электронный ресурс] // Национальный центр интеллектуальной собственности. - Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by/index.php?option=com_ сотеп1<$Ые\¥=аглс1е<$^=9]4%ЗА2015-08-27-11-06-10&Иеп^=96 (дата обращения: 23.04.2016).

энергетической, финансовой, медицинской, транспортной сфере (сокрытие информации

^ 1 г

об ИБ-инцидентах влечет за собой санкции правительства '), принятие Закона о защите персональных данных (более 70 % пользователей Интернета в ЕС заявляют о недостаточной степени конфиденциальности при работе в Сети).

Подобные задачи решаются в настоящее время и в рамках Евразийского экономического союза. Например, преодолению изолированности национальных мобильных сетей способствовало значительное снижение тарифов на роуминг в начале 2016 г.14 (анализ, проведенный белорусскими операторами сотовой связи, показал, что на государства ЕАЭС приходится до 70 % международных звонков). Экономический эффект снижения тарифов на роуминг для граждан ЕАЭС должен составить около 27 млн евро в год, социальным эффектом должно стать расширение возможности для гуманитарной интеграции государств.

Весьма перспективным для ЕАЭС будет тщательное изучение предложений Евро-комиссии по пересмотру правовых основ функционирования массмедиа. Однако, как показали события начала 2016 г., когда Евросоюз высказал опасения относительно социальных последствий принятия в Польше закона о СМИ, позволяющего правительству напрямую назначать руководство общественных телерадиокомпаний, единство в информационной политике отсутствует и в ЕС1". Желание установить государственный контроль над общественным вещанием (в Польше таковое занимает до 30% рынка, что превосходит показатели в других государствах Евросоюза) воспринимается как угроза фундаментальным ценностям европейской интеграции.

Вопросы информационной безопасности приобретают актуальность как в связи с развитием нового коммуникационного пространства в ЕАЭС, так и в связи с формированием глобального информационного общества. Однако обсуждение стратегических задач государственной политики в области информационной безопасности, решения вопросов противодействия современным вызовам и угрозам в информационной среде в формате ЕАЭС локализовано преимущественно в академической среде, несмотря на то, что «информационная безопасность все более и более затрагивает интересы личности, человека, простого гражданина, пользующегося электронными услугами, электронными платежами, зависимого от надежности защиты его персональных данных»16.

Помимо европейских директив евразийское сообщество должно ориентироваться на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН А/ЯЕЗ/65/41 от 8 декабря 2010 г, «Достижения в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной безопасности», ориентированную на ликвидацию угроз мировой информационной безопасности. Государства — члены ООН взяли на себя обязательства; 1) не применять информационно-коммуникационные технологии в целях нарушения международного мира и безопасности, 2) не вмешиваться во внутренние дела других государств для подрыва их политической, экономической и социальной стабильности; 3) исполнять обязательства по воз-

1 Страны ЕС утвердили Закон о кибербезопасности [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ main.aspx?guid= 198793 (дата обращения: 12.01.2016).

14 МТС снижает тарифы на роуминг в странах ЕАЭС и вносит изменения в порядок обслуживания абонентов [Электронный ресурс] // СООО «Мобильные ТелеСистемы». - Режим доступа: http://mts.by/news/95881/ (дата обращения: 24.03.2016).

15 ЕС готов оспорить в суде новый закон Польши о СМИ [Электронный ресурс] // Би-би-си. Русская служба. - Режим доступа: http://www.bbe.com/russian/news/2016/01/160103_еи_ро!апд_ mediaJaw (дата обращения: 24.03.2016).

16 Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества [Электронный ресурс] // ОЕЬР1: информационный портал. - Режим доступа: http://rus.delfl.ee/daily/ еиго ора/е \rosoyuz-zapusti 1-оЬгог ч1егшЁэттаси-у-гозяу Бкл 11-зпи?1ё=73654221 (дата обращения: 24.04.2016).

держанию от применения силы или угрозы силой в ходе разрешения международных споров, возникающих в цифровой сфере17. В Беларуси внешние и внутренние угрозы информационной безопасности проанализированы в Концепции национальной безопасности (2010 г.). В России приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года». В рамках ЕАЭС действуют также Концепция информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 года, Концепция информационной безопасности Республики Армения (2009 г.) и Концепция информационной безопасности Кыргызской Республики (2008 г.).

Наконец, третье направление стратегии единого цифрового рынка связано с инвестированием в информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), проведением исследований и внедрением инноваций для повышения конкурентоспособности промышленности, развития публичных сервисов и повышения медийной грамотности граждан. В этой связи правовое регулирование со стороны Еврокомиссии направлено:

1) на внедрение цифровых технологий в промышленности с целью перехода к «умным» индустриальным системам (приобрело особую актуальность после обсуждения в рамках Давосского экономического форума 2016 г. концепции Четвертой промышленной революции и ее последствий для государств, бизнеса, промышленности и рядовых потребителей 1К);

2) разработку новых стандартов и поддержание их совместимости (в настоящее время стандарты в области кибербсзопасности, облачных технологий, BigData («большие данные» - обработка и храпение больших объемов данных) нередко определяются неевропейскими странами, что подрывает их долгосрочную конкурентоспособность);

3) извлечение максимальной выгоды из цифровой экономики и облачных технологий, для чего Еврокомиссия готовится предложить законопроекты в области «свободного потока информации» и создания ЕигорсапС1ош1 - европейской облачной среды (В1ёОа1а становится катализатором экономического роста, распространения инноваций, но актуализирует вопросы права собственности, защиты информации и стандартизации);

4) развитие массовой медиаинформационной компетентности, раскрытие для граждан преимуществ электронных сервисов и навыков деятельности в цифровой среде (внедрение высококачественных публичных онлайн-сервисов в инклюзивном электронном обществе может экономить миллиарды евро).

Указанные направления развития единого цифрового рынка в Европе последовательно реализуются через принятие соответствующих директив, соглашений, иные механизмы правового регулирования. Например, в июле 2015 г. Еврокомиссия, Европарламент и Совет Европы достигли договоренности об отмене платежей в роуминге с июня 2017 г. (несмотря на снижение цен на роуминг на 80 % в сравнении с 2007 г.), а также о строгой политике нейтралитета в Интернете, гарантирующей равный доступ каждого европейца к ресурсам Сети (провайдерам запрещается блокировать или замедлять работу сайтов). Планируется, что эти меры будут предшествовать амбициозной программе пересмотра телекоммуникационного законодательства ЕС, которая начала реализовываться в 2016 г.

30 апреля 2016 г, были официально опубликованы новые правила функционирования Интернета - наиболее проработанный и комплексный документ такого рода в мировой практике. В итоге в законодательстве ЕС были закреплены принципы сетевого нейтралитета, то есть равные права для всех производителей и потребителей контента,

1 Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) [Электронный ресурс] // Совет безопасности Российской Федерации: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ni/documents/6/l 12.html (дата обращения: 25.04.2016).

18 Schwab К. The Fourth Industrial Revolution. What It Means and How to Respond [Электронный ресурс] // Foreign Relation Magazine. - Режим доступа: https://www.foreignaffairs.coin/articles/ 2015-12-12/fourth-industrial-revolution (дата обращения: 25.03.2016).

за исключением материалов, затрагивающих интересы общества (кибербезопасность, борьба с распространением детской порнографии и т. п.), которые блокируются в результате мониторинга со стороны провайдеров.

В сентябре 2015 г. Еврокомиссия провела публичные консультации по вопросам геоблокировки и других форм территориальных ограничений, незаконного контента в Интернете и иных дисфункциональных явлений в открытой экономике. В декабре 2015 г. были пересмотрены правила действия современного цифрового договора, который упрощает онлайн-торговлю на всей территории ЕС. В настоящее время более 122 тыс. локальных бизнес-структур в ЕС готовы начать работать с зарубежьем, в результате чего общее количество потребителей, совершающих онлайн-покупки в других странах ЕС, может достичь 70 млн. Несмотря на то, что законы о защите прав потребителей в ЕС уже гармонизированы, до сих пор существуют расхождения в национальных законах о потребительских договорах, создающие дополнительные затраты для бизнеса и снижающие доверие потребителей к трансграничным покупкам. Пока не ликвидирован явный разрыв в законодательстве ЕС в области некачественного цифрового контента.

В декабре 2015 г. Еврокомиссия инициировала консультации с Европарламентом и Советом Европы по объявленной в 2012 г. реформе защиты информации. Согласно исследованиям Евробарометра, 67 % европейцев считают, что они не имеют должного контроля над размещаемой ими в сети информацией1 . Поэтому реформа направлена на упрощение доступа пользователей к личной информации в Сети, повышение мобильности данных (между сервисами и провайдерами), прояснение «права быть забытым» (уничтожение данных по желанию пользователя при отсутствии законных оснований для их сохранения) и права на оповещение в случае утраты/похищения данных.

Таким образом, сочетание экономических интересов, социальных приоритетов и инновационных технологий формирует новые условия для информационной интеграции. Единый цифровой рынок в Европейском союзе требует дальнейшей детальной проработки существующего законодательства и создания новых правовых рамок деятельности субъектов информационной сферы. В перспективе это создаст новые перспективы для развития рынка, объединяющего более 500 млн потребителей, укрепит позиции ЕС в качестве мирового лидера в развитии цифровой экономики. Принятие Еврокомиссией новой информационной стратегии приводит к осознанию необходимости дальнейшей унификации законодательства стран - участниц ЕС, создавая дорожную карту для преобразований.

Содержание концепции единого цифрового рынка в ЕС во многом созвучно принципам и положениям, содержащимся в Окинавской хартии глобального информационного общества. Среди таких принципов - открытие рынков для информационных технологий и телекоммуникационной продукции и услуг; защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии, развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, продвижение рыночных стандартов функциональной совместимости, повышение доверия потребителя к электронным рынкам, развитие эффективного и значимого механизма частной информации при обработке личных данных и др.20 В условиях ускоренного развития интеграционных процессов в евразийском пространстве использование европейского опыта перспективно по ряду причин. Во-первых, единый цифровой рынок в ЕС во многом является ответом на объективную несогласованность экономик в условиях проявления последствий Четвертой промышлен-

14 A Digital Single Market for Europe: Commission sets out 16 initiatives to make it happen [Электронный ресурс] // European Commission Site. - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-15-4919_en.htm (дата обращения: 04.01.2016).

211 Okinawa Charter on Global Information Society [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/economy/summit/2000/documents/ charter.html (дата обращения: 22.04,2016).

ной революции (ЕАЭС в обозримой перспективе неизбежно столкнется с такими же проблемами на уровне национальных систем). Во-вторых, в условиях глобализации информационно-коммуникационного пространства возникают проблемы, имеющие не локальный и не региональный, а универсальный характер (открытость, безопасность, компетентность и т. д.). Наконец, определенная совместимость «европейской» и «евразийской» моделей массового информирования, их согласованность с программными документами ООН и иных международных организаций, а также открытость информационной системы ЕС позволяют максимально оперативно производить анализ и внедрение правового опыта в государствах ЕАЭС.

Библиографический список

В ЕАЭС сформируют единое цифровое пространство [Электронный ресурс] // ТОО «PROFIT Online». - Режим доступа: http://profit.kz/news/30091/-EAE-sformiruu-edino-cifrovo-prostranstvo/ (дата обращения: 23.06.2016).

ЕС готов оспорить в суде новый закон Польши о СМИ [Электронный ресурс] // Би-би-си. Русская служба. - Режим доступа: http://www.bbe.coin/russian/news/2016/01/ 160103_eu_poland_ medialaw (дата обращения: 24.03.2016).

Залесский, Б. Л. Средства массовой информации и формирование единого информационного пространства Содружества Независимых Государств / Б. Л. Залесский // Информационное поле современной России: практики и эффекты: материалы VIII Международной научно-практической конференции Казань, 20-22 октября 2011г. / под ред. В. 3. Гарифуллина, Р. П. Баканова. - Казань: Казан, ун-т, 2011. - С. 251-258.

Интернет-торговлю загоняют в рамки [Электронный ресурс] // БДГ Деловая Газета.

- Режим доступа: http://bdg.by/news/authors/interne-torgovIy-zagonyayu-ramki (дата обращения: 23.04.2016).

Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества [Электронный ресурс] // DELFI: информационный портал. - Режим доступа: http://rus.delfi.ee/ daily/euroopa/evrosoyu-zapusti-obzo-dezinformaci—rossijski-smi?id=73654221 (дата обращения: 24.04.2016).

Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) [Электронный ресурс] // Совет безопасности Российской Федерации: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/l 12.html (дата обращения: 25.04.2016).

Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (5 октября 2007 г., г. Душанбе) [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ: официальный сайт.

- Режим доступа: http://cis.minsk.by/page.php?id=18763 (дата обращения: 04.04.2016).

Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ: официальный сайт. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/page.php?id=7548 (дата обращения: 04.04.2016).

МТС снижает тарифы па роуминг в странах ЕАЭС и вносит изменения в порядок обслуживания абонентов [Электронный ресурс] // СООО «Мобильные ТелеСистемы». — Режим доступа: http://mts.by/news/95881/ (дата обращения: 24.03.2016).

Райков, А, Н, Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы / А. Н, Райков // Информационное общество. - 1996. - Вып. 6. - С, 3-13.

Рихтер, А, Г, Свобода массовой информации в постсоветских государствах: регулирование и саморегулирование журналистики в условиях переходного периода: дис. ... д-ра филол, наук / А. Г. Рихтер; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2007. - 685 с.

Сиротский, А, Н, Объективная основа интеграции / А. Н. Сиротский // Экспертиза. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, Единое экономическое пространство - развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве (исторические, экономические, правовые, политологические, региональные аспекты): аналитический вестник международных исследований БГУ. - 2012. -№ 1.-С. 19-27.

Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ: официальный сайт.

- Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php'?id=3994 (дата обращения: 25.04.2016).

Состоялась презентация информационного ресурса по реализации общих процессов интегрированной информационной системы ЕАЭС [Электронный ресурс] // Национальный центр интеллектуальной собственности. - Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by/ index. php?option=com_content&view=artiele&id=914%3A201-0-2-1-0-10&Itemid=96 (дата обращения: 23.04.2016).

Страны ЕС утвердили Закон о кибсрбезопасности [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ main.aspx?guid=198793 (дата обращения: 12.01.2016).

A Digital Single Market for Europe; Commission sets out 16 initiatives to make it happen [Электронный ресурс] // European Commission Site, - Режим доступа: http;//europa,eu/rapid/pres-release_ 1-1-4919_en.htm (дата обращения: 04.01.2016).

Okinawa Charter on Global Information Society [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/economy/summit/2000/documents/ charter.html (дата обращения: 22.04.2016).

Schwab, К. The Fourth Industrial Revolution. What It Means and How to Respond [Электронный ресурс] / К. Schwab // Foreign Relation Magazine. - Режим доступа: https://www.foreignaffairs.com/ articles/201-1-12/fourt-industria-revolution (дата обращения: 25.03.2016).

The Commission and its Priorities [Электронный ресурс] // European Commission, - Режим доступа: http://ec.europa.eu/index_en.htm (дата обращения: 13.01.2016).

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 в ред. от 08.05.2015 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 163855/ (дата обращения: 04.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.