УДК 339,924:002:004(1-67)
DOI: 10.24151/2409-1073-2019-4-42-48
Единое информационное пространство Евразийского экономического союза: предпосылки создания и измерение развития
The state of the common information space of the Eurasian economic Union: prerequisites for creation and features of development
К.В. Якушенко K.V. Yakushenka
Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь Belarusian National Technical University, Minsk, Republic of Belarus [email protected]
Рассматриваются предпосылки и перспективы формирования, особенности развития единого информационного пространства на базе экономического пространства в условиях евразийской ин-теграции.Обозначаются вопросы создания интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза и факторы, способствующие информированности государств-членов Союза. Доказывается первостепенное значение количественного измерения развития информационного пространства для повышения качества межгосударственных информационных обменов и приводится рейтинг по интегральным показателям государств-членов.
Ключевые слова: единое информационное пространство, евразийская интеграция, информационная политика, информационная инфраструктура, интегральные индексы, измерение развития.
Abstract. The article discusses the prerequisites for the creation and development of a single information space in the conditions of Eurasian integration. The issues of creating an integrated information system of the EAEU member states, problems and prospects of forming a single information space are also discussed. The integral indices of measuring the development of the information space are described and the rating indicators for the EAEU member States are given.
Keywords: œmmon information space, the Eurasian integration, information policy, information infrastructure, integral indices, measurement of development.
Процесс формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) показал, что объединение рыночного пространства, сопровождаемое тенденциями глобализации и регионализации, создает условия для экономического развития государств-членов ЕАЭС. Интеграционное объединение получает синергетический эффект от сращивания потенциалов национальных экономик,
© Якушенко К. В.
который усиливает его интеграционные возможности в мировой экономике. Однако сращивание государств в экономическом направлении требует перехода к совершенно иной системе взаимодействия, основанной на использовании информационных потоков и современных цифровых технологий в тех или иных направлениях развития ЕАЭС. Такая система обусловливает
интеграцию информационного пространства и пространства экономического. Само собой разумеется, что единое информационное пространство (ЕИП) изначально формируется на базе именно экономического пространства, входит в его структуру. В качестве исходного тезиса используем следующее положение: поскольку информационное пространство развивается в рамках системообразующего экономического пространства, информационные процессы должны описываться с экономической точки зрения. В связи с этим правомерно рассмотрение экономических явлений как информационных процессов, обусловленных отношениями обмена информационными сигналами между субъектами в процессе хозяйственной деятельности в условиях перехода к новой экономике.
Из вышесказанного следует, что научное рассмотрение предпосылок создания и индексов количественного измерения информационного пространства ЕАЭС имеет важное значение, поскольку повышает информированность участников экономической деятельности. Информированности способствует сокращение трансакционных издержек и рисков, усиление трансформации существующих политических и экономических институтов и стабилизации экономической системы интеграционного объединения в целом, обеспечение работы механизма регулирования перемещения в пространстве четырех свобод (на внутреннем рынке ЕС), взаимоприемлемого для всех государств-членов ЕАЭС.
Все это формирует новые источники экономического развития при условии участия государства в региональных интеграционных объединениях. Вопрос о необходимости качественного информационного взаимодействия в рамках единой группировки ставится еще в постсоветском пространстве при реформировании структур Содружества Независимых Государств (СНГ). На первоначальном этапе речь идет о выработке единой информационной политики внутри интеграционного объединения СНГ.
Правительства государств-участников подписывают соглашения: «Соглашение о сотрудничестве в области информации» от 9 октября 1992 г.; «Соглашение о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности межгосударственной телерадиокомпании «Мир» от 24 декабря 1993 г.1. Во исполнение «Соглашения об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений» (24 сентября 1993 г.) утверждено «Положение о порядке получения и использования информации государств-участников Содружества» от 15 ноября 1993 г. Ратифицирована «Концепция формирования информационного пространства СНГ» (утверждена решением Совета глав правительств стран-участниц СНГ в Москве 18 октября 1996 г.), на основании которой предполагалось строить ЕИП СНГ. В Концепции сформулированы: «приоритетные цели и интересы проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ; принципы и организационные основы сотрудничества государств-участников СНГ в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг; механизмы и условия реализации согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию межгосударственных информационных обменов» [1]. На тот момент ЕИП СНГ определяется как «совокупность национальных информационных пространств государств-участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности» [1].
Если рассматривать Концепцию как базу для формулировки механизма ЕИП СНГ, то можно выделить основные задачи взаимодействия государств-участников, задачи по достижению эффективности в информационной сфере, в социальных и культурных связях. Более того, проработаны этапы формирования, предварительные блоки взаимодействия, основная нормативно-правовая документация [1]. Важный
1 Ратифицировано Федеральным Законом РФ от 3 августа 1995 г. № 124-ФЗ.
аспект решения основных задач — создание совместных интеграционных органов взаимодействия: Координационного совета по информатизации (за ним закреплялось создание автоматизированной системы информационного обмена между государствами) и Совета руководителей государственных информационных агентств стран СНГ (формирование и координация информационной государственной политики). Необходимо отметить некоторую квазинаправленность Концепции: не указаны конкретные мероприятия для решения большинства задач и неэффективными оказались интеграционные органы. Однако Концепция положила начало информационному взаимодействию между государствами-участниками интеграционного объединения в постсоветском пространстве.
При этом ряд проектов, согласованных в Концепции, запущены и действуют до настоящего времени. Так, межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (МТРК «Мир») сегодня — четко структурированная организация с головной структурой в Москве и представительствами в странах СНГ. Телерадиокомпания может считаться интеграционной, так как вещает в едином формате на информационном пространстве СНГ (исключая Туркменистан), передает информацию о проблемах постсоветского региона. В рамках МТРК «Мир» работают информационно-аналитический телеканал «Мир 24» (с 2013 г.) и телеканал «Мир HD» (с 2014 г.) [2, с. 43]. Очевидно, что одного проекта недостаточно для создания ЕИП интеграционного объединения и проведения согласованной информационной политики интеграционного объединения.
В содержании Концепции 1996 г. прослеживается идея распространения: «Решение проблем информационного взаимодействия должно опережать во времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере» [1]. Вместе с тем сама концепция формирования информационного пространства интеграционного объединения и построения своеобразных наднациональных органов по продвижению
единой информационной политики СНГ является прогрессивной и передовой на современном этапе интеграционных процессов. Необходимость дальнейшего развития идеи информационного взаимодействия в рамках ЕАЭС и формирования единого информационного пространства интеграционного объединения [3] высказана Президентом РФ В. Путиным 31 мая 2016 г. на встрече глав государств ЕАЭС (г. Астана).
Необходимо отметить экономический характер интеграционного объединения ЕАЭС в соответствии с его целями: «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики» [4]. С учетом этого обсуждается вопрос формирования ЕИП, возводящего интеграцию на совершенно новый уровень и обеспечивающего эффективное экономическое взаимодействие, поскольку ЕИП призвано предоставить равные условия для всех членов ЕАЭС и нивелировать препятствующие обмену информацией границы.
Обозначим важный этап формирования ЕИП, который должен предварять интеграцию в рамках Таможенного союза. Это Трансграничное информационное взаимодействие, под которым подразумеваем информационное взаимодействие любого рода между акторами. Так, для ЕАЭС предварительный этап — обеспечение информационного взаимодействия во всех сферах ЕАЭС посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и трансграничного пространства доверия (см. в [4], ст. 23). На предварительном этапе формирования ЕИП ЕАЭС выстраивается информационное взаимодействие в рамках созданной интегрированной информационной системы, «обеспечивающей интеграцию территориально распределенных государственных информационных ресурсов
и информационных систем уполномоченных органов, а также информационных ресурсов и информационных систем Союза» (см. в [4], ст. 23). Согласно Стратегии развития трансграничного пространства доверия, утвержденной Евразийской экономической комиссией в сентябре 2016 г., интеграция предполагает «совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами-членами с целью обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами» [5].
Основные направления сотрудничества намечены в документе «О регулировании отношений сторон в сфере информационно-коммуникационных отношений и информационного взаимодействия Договора о Евразийском экономическом союзе (2014)», расширяющем возможности интегрированной информационной системы ЕАЭС по созданию единых информационных платформ взаимодействия государств-членов ЕАЭС (большей частью в торговле внутри ЕАЭС, а также за его пределами). К ним относятся таможенное и техническое регулирование; тарифное и нетарифное регулирование торговли (с определением и распределением ввозных пошлин); использование санитарных и фитосанитарных мер; статистика; макроэкономическая, энергетическая, промышленная, агропромышленная, валютная политика и др.
На базе интегрированной информационной системы и национальных сегментов государств-членов ЕАЭС принят ряд решений: об оперативном информационном взаимодействии; о формировании единого пространства межгосударственного электронного взаимодействия в рамках ЕАЭС и за его пределами; об осуществлении юридически значимого межгосударственного обмена данными и электронными документами между акторами. Одновременно с этим электронная форма взаимодействия (обмена информацией) выбрана для уполномоченных органов, для Евразийской экономической комиссии и международных
организаций. Задача интегрированной системы — предоставлять акторам интеграционного объединения возможность экстерриториально получать в рамках своих прав и полномочий доступ к общим, единым информационным ресурсам в любое время, при условии обеспечения уровня защиты информации, установленного правами ЕАЭС и законодательством государств-членов ЕАЭС.
Сегодня интегрированная информационная система масштабируется, часть средств с оперативного бюджета Евразийской экономической комиссии выделяется на развитие системы. Основную информационную связь акторы пространства осуществляют через Единые реестры интегрированной информационной системы в электронной форме, что способствует получению необходимой информации без дополнительных препятствий и барьеров на различных уровнях он-лайн взаимодействия (программные средства 828, 020, В2в, В2В).
Вполне понятно, что в дальнейшем совершенствовании межгосударственного взаимодействия необходимо учитывать мировые тенденции развития экономики, в частности направление развития процессов цифровизации и цифровой трансформации экономики. В связи с этим для ЕАЭС принципиально важно не ограничиваться использованием интегрированной информационной системы, а проводить всеобъемлющую цифровую трансформацию объединения [6]. В Решении Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» оговаривается самостоятельность государств-членов ЕАЭС при разработке политики цифровизации экономических процессов, при реализации соответствующих мероприятий по обеспечению национальной безопасности цифровой повестки.
На национальном уровне действуют программы развития цифровой экономики: Повестка цифровой трансформации
Армении до 2030 г.; Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества Республики Беларусь (2016—2020); Государственная программа «Цифровой Казахстан» (2017— 2022); Программа цифровой трансформации Кыргызской Республики «Таза Коом» (2017—2040); Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017—2024).
Разработка цифровой повестки ЕАЭС является важнейшим технологическим базисом развития ЕИП и обусловливается необходимостью не только предупредить риски формирования ЕИП, но также создать новые конкурентные преимущества для экономик государств-членов ЕАЭС. По результатам исследования сотрудников Международного банка реконструкции и развития, Всемирного банка, на базе Евразийской экономической комиссии созданы «Доклад о мировом развитии 2016 «Цифровые дивиденды» [7] и «Цифровая повестка ЕАЭС 2025: перспективы и рекомендации» (2017). [8]В работе анализируется опыт интеграционных объединений, выявляются возможные недостатки и преимущества внедрения цифровых повесток, рассматриваются национальные цифровые повестки государств-членов ЕАЭС.
В ходе разработки Цифровой повестки ЕАЭС было выяснено, что для получения цифровых дивидендов требуются единые подходы к формированию информационного цифрового пространства ЕАЭС. В результате анализа двух сценариев: 1) формирование разрозненных национальных цифровых пространств; 2) развитие приоритетных направлений Цифровой повестки ЕАЭС с едиными подходами к ее реализации, — определено, что второй сценарий дает больший мультипликативный эффект и более существенные цифровые дивиденды. По результатам подсчетов, «экономический эффект от реализации Цифровой повестки увеличит ВВП ЕАЭС к 2025 г. примерно на 10,6 % от общего ожидаемого роста совокупного ВВП государств-членов к 2025 году. Указанный потенциальный эффект
почти в два раза превышает возможный размер увеличения ВВП стран ЕАЭС в результате цифрового развития без реализации общей Цифровой повестки» [8].
В данном случае цифровизация и развитие интернет-экономики выступают технологическим базисом, на который накладываются принципы ЕИП. Поэтому наиболее важной задачей является повышение качества информационного взаимодействия на основе эффективного развития сферы ИКТ, что в перспективе неизбежно ведет «к совершенствованию и изменению носителя информации» [9, с. 259]. Критериями оценки могут служить следующие интегральные показатели:
- индекс готовности страны к сетевому взаимодействию в едином информационном пространстве (индекс сетевой готовности);
- индекс развития ИКТ в интеграционном объединении;
- индекс экономики знаний государств-членов;
- индекс готовности к электронному правительству государств-членов.
По индексу сетевой готовности в 2016 г. ЕАЭС занимал 41-е место (среди 139 экономик мира). Это довольно хороший результат, если учитывать, что Республика Беларусь не представлена в статистике данного индекса. Наиболее высокие позиции ЕАЭС в 2017 г. — по таким субиндексам, как «уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах», «готовность граждан, деловых кругов» и «воздействие информационных технологий» [10].
По индексу развития ИКТ Республика Беларусь является лидером среди членов ЕАЭС — 32-е место по последним данным 2017 г. При этом Российская Федерация занимает 45-е место, Казахстан и Армения — 52-е и 75-е места соответственно. Наиболее низкий индекс у Кыргызской Республики, 109-е место [10].
По индексу экономики знаний (по расчетам Европейского банка реконструкции и развития за 2018 г.) все члены ЕАЭС, кроме
Кыргызской Республики, входят в промежуточный кластер: высокую позицию занимает Республика Беларусь (11-е место). Почти равны позиции России, Казахстана и Армении — 17, 18, 21-е места соответственно. Кыргызская Республика отстает от союзников в этом рейтинге (31-е место) [11].
По индексу готовности к электронному правительству в 2016 г. ЕАЭС занимал 36-е место в рейтинге (среди 193 экономик мира), в 2018 г. — 33-е место. Наиболее высокая позиция в 2018 г. у Российской Федерации, она лидер по данному индексу — 32-е место. Белоруссия и Казахстан занимают 38-е и 39-е места соответственно, Кыргызская Республика — 91-е место.
При этом высокое значение ЕАЭС имеет по субиндексам: «развитость онлайн-сер-висов», «человеческий капитал» и «развитость ИКТ-инфраструктуры» [10; 11].
Необходимо отметить, что ЕАЭС занимает в целом уверенные позиции в четырех рейтингах (исключение для отдельных государств-членов ЕАЭС — снижение позиций по индексу развития ИКТ). Повышение рейтинга ЕАЭС по интегральным показателям дает возможность отслеживать два наиболее важных аспекта развития ЕИП интеграционного объединения:
- «создание и развитие единого информационного пространства»;
- «достижение интегрированного информационного общества» на базе развития технологий и инноваций [12, с. 35].
Таким образом, можно заключить, что формирование единого информационного пространства ЕАЭС является своеобразным продолжением идеи скоординированного информационного взаимодействия внутри интеграционного объединения СНГ. Система межгосударственного информационного обмена создается в целях свободного движения информационных ресурсов на базе сформированных технологических платформ. Сценарий развития ЕАЭС, предполагающий создание единой Цифровой повестки государств-членов, принесет больший мультипликативный эффект и дополнительные цифровые дивиденды. Оценка развития
ЕИП ЕАЭС с помощью интегральных показателей способствует повышению качества взаимодействия в транснациональных экономических структурах за счет контроля механизма цифровизации в согласованных сферах деятельности.
Литература
1. Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ: официальный сайт. URL: http:// www.cis.minsk.by/page.php?id=7548 (дата обращения 10.12.2015).
2. Сурма И. В. Единое информационное пространство СНГ: 20 лет спустя // Вопросы безопасности. 2015. № 5. С. 43.
3. Начало Заседания Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе (г. Астана, 31 мая 2016 года) [Электронный ресурс] // Президент России: официальный сайт. URL: http:// kremIin.ru/events/president/transcripts/52049 (дата обращения 20.09.2018).
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт. Режим доступа: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (дата обращения 21.11.2019).
5. Развитие трансграничного пространства доверия [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия: официальный сайт. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/inftech/dts/ Pages/default.aspx (дата обращения 20.08.2019).
6. Якушенко К. В. Единое информационное пространство региональной экономической интеграции: теория и методология механизма формирования. Минск: БГУ, 2018. 219 с.
7. Цифровые дивиденды. Доклад о мировом развитии: обзор / Группа Всемирного банка [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worIdbank. org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR20160verview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-0U0-9.pdf (дата обращения 20.08.2019).
8. Цифровая повестка ЕАЭС 2025: перспективы и рекомендации: обзор / Группа Всемирного банка [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/ 0бзор%20ВБ^ (дата обращения 05.03.2018).
9. Перспективы экономической глобализации: монография / Под ред. А. С. Булатова. М.: КНОРУС, 2019. 666 с.
10. Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государств-членов в 2017 году: международные рейтинги [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_poI/ seminar/Pages/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%B B%D0%B0%D0%B4%D1%8B.aspx (дата обращения
20.05.2019).
11. Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государств-членов в 2018 году: международные рейтинги [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия: официальный сайт. Режим доступа: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/ seminar/Pages/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%B В%В0%В0%В0%В4%Б1%8В^рх (дата обращения 20.05.2019).
12. Клочкова Е. Н. Инструментарий оценки развития информационного общества в условиях глобализации: методические подходы и причины дифференциации: монография. М.: Проспект, 2017. 208 с.
поступила 29.10.2019 Якушенко Ксения Валентиновна — кандидат экономических наук, доцент, докторант, заведующий кафедрой маркетинга Белорусского национального технического университета (220012 Республика Беларусь, г. Минск, ул. Ке-дышко, д.8, кв. 25), [email protected]
References
1. Kontseptsiya formirovaniya informatsionnogo prostranstva Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv [Ele-ktronnyi resurs] // Ispolnitel'nyi komitet SNG: ofitsial'nyi sait. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=7548 (data obrashcheniya 10.12.2015).
2. Surma I. V. Edinoe informatsionnoe prostranstvo SNG: 20 let spustya // Voprosy bezopasnosti. 2015. № 5. S. 43.
3. Nachalo Zasedaniya Vysshego Evraziiskogo eko-nomicheskogo soveta v rasshirennom sostave (g. Astana, 31 maya 2016 goda) [Elektronnyi resurs] // Prezident Rossii: ofitsial'nyi sait. URL: http://kremlin.ru/events/president/ transcripts/52049 (data obrashcheniya 20.09.2018).
4. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soyuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 15.03.2018) [Elektronnyi resurs] // Konsul'tantPlyus — nadezhnaya pravo-vaya podderzhka: ofitsial'nyi sait. Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (data obrashcheniya 21.11.2019).
5. Razvitie transgranichnogo prostranstva doveriya [Elektronnyi resurs] // Evraziiskaya ekonomicheskaya ko-missiya: ofitsial'nyi sait. URL: http://www.eurasiancom-mission.org/ru/act/dmi/inftech/dts/Pages/default.aspx (data obrashcheniya 20.08.2019).
6. Yakushenko K. V. Edinoe informatsionnoe prostranstvo regional'noi ekonomicheskoi integratsii: teoriya i metodologiya mekhanizma formirovaniya. Minsk: BGU, 2018. 219 s.
7. Tsifrovye dividendy. Doklad o mirovom raz-vitii: obzor / Gruppa Vsemirnogo banka [Elektronnyi resurs]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/ en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR20160v-erview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-0U0-9.pdf (data obrashcheniya 20.08.2019).
8. Tsifrovaya povestka EAES 2025: perspektivy
i rekomendatsii: obzor / Gruppa Vsemirnogo banka [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/dmi/SiteAssets/Obzor%20VB.pdf (data obrashcheniya 05.03.2018).
9. Perspektivy ekonomicheskoi globalizatsii: mono-grafiya / Pod red. A. S. Bulatova. M.: KNORUS, 2019. 666 s.
10. Ekonomicheskoe razvitie Evraziiskogo ekono-micheskogo soyuza i gosudarstv-chlenov v 2017 godu: mezhdunarodnye reitingi [Elektronnyi resurs] // Evraziiskaya ekonomicheskaya komissiya: ofitsial'nyi sait. Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/sem-inar/Pages/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%B-B%D0%B0%D0%B4%D1%8B.aspx (data obrashcheniya 20.05.2019).
11. Ekonomicheskoe razvitie Evraziiskogo ekono-micheskogo soyuza i gosudarstv-chlenov v 2018 godu: mezhdunarodnye reitingi [Elektronnyi resurs] // Evraziiskaya ekonomicheskaya komissiya: ofitsial'nyi sait. Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/sem-inar/Pages/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%B-B%D0%B0%D0%B4%D1%8B.aspx (data obrashcheniya 20.05.2019).
12. Klochkova E. N. Instrumentarii otsenki razvitiya informatsionnogo obshchestva v usloviyakh globalizatsii: metodicheskie podkhody i prichiny differentsiatsii: mono-grafiya. M.: Prospekt, 2017. 208 s.
submitted 29.10.2019
Yakushenka Kseniya V. — Ph.D. in Economics, associate professor, doctoral student, Head of the Department of Marketing, Belarusian National Technical University (220012 Republic of Belarus, Minsk, ul. kedyshko, 8, sq. 25), [email protected]