Научная статья на тему 'Информационная безопасность таможенных органов: Актуальные направления совершенствования административно-правового обеспечения'

Информационная безопасность таможенных органов: Актуальные направления совершенствования административно-правового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ADMINISTRATIVE-LEGAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клименко Сергей Николаевич

В статье рассмотрены проблемы административно-правового обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации в условиях реализации Стратегии развития таможенной службы. В ходе исследования учтены и проанализированы относящиеся к теме выводы ученых Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, С.Е. Чаннова, А. А. Стрельцова, данные Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клименко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY OF THE CUSTOMS AUTHORITIES: CURRENT TRENDS IN IMPROVING THE ADMINISTRATIVE-LEGAL SUPPORT

The article the author pays attention to the problems of improving the administrative-legal support of information security for the customs authorities of the Russian Federation. In the cource of study the relevant conclusions by such scholars as D.Bahrah, I.Bachilo, S.Channova, A.Streltsov were taken into account. Also the vocabulary of the Russian language dictionary with definitions by S.Odzegov and NShvedova were taken into account and analysed

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность таможенных органов: Актуальные направления совершенствования административно-правового обеспечения»

УДК 342.9:35.078

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Клименко Сергей Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры административного и таможенного права; Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС, аспирант, е-шаП: sergklim08@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы административно-правового обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации в условиях реализации Стратегии развития таможенной службы. В ходе исследования учтены и проанализированы относящиеся к теме выводы ученых Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, С.Е. Чаннова, А.А. Стрельцова, данные Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

Ключевые слова: информационная безопасность; административно-правовое регулирование; административно-правовое обеспечение

INFORMATION SECURITY OF THE CUSTOMS AUTHORITIES: CURRENT

TRENDS IN IMPROVING THE ADMINISTRATIVE-LEGAL SUPPORT

Klimenko Sergey N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, the Department of administrative and customs law, е-mail: sergklim08@mail.ru

In the article the author pays attention to the problems of improving the administrative-legal support of information security for the customs authorities of the Russian Federation. In the cource of study the relevant conclusions by such scholars as D.Bahrah, I.Bachilo, S.Channo-va, A.Streltsov were taken into account. Also the vocabulary of the Russian language dictionary with definitions by S.Odzegov and N.Shvedova were taken into account and analysed

Keywords: information security; administrative legal regulation; administrative-legal support

Для цитирования: Клименко С.Н. Информационная безопасность таможенных органов: актуальные направления совершенствования административно-правового обеспечения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3 (59). С. 44-48.

Информационная сфера является основным системообразующим фактором жизни государства. Развитие индустрии информационных технологий, масштабы проникновения их в повседневную жизнь и влияние на все сферы деятельности человека настолько велики, что проблема информационной безопасности в современном мире стала первостепенной, а принятие мер, направленных на её обеспечение, в том числе для государственных органов, учреждений и граждан, является жизненной необходимостью.

В информационной сфере возрастает значение такой функции государства, как правовое обеспечение информационной безопасности ввиду очевидной потребности в защите прав и интересов личности, общества, страны. Указанная задача - необходимая составляющая национальной безопасности России.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации, являющаяся одним из важнейших элементов системы обеспечения безопасности государства, выстраивает свою политику в области обеспечения информационной безопасности таким образом, чтобы усилия, направленные на защиту каждого объекта информатизации таможенных органов, были переориентированы на комплексное обеспечение информационной безопасности [1].

Практика показывает, что реализовать эффективность этой политики без достижения необходимого уровня защищённости информации невозможно. Одного средства (мероприятия) и даже их совокупности недостаточно, учитывая, что элементы ведомственной системы обеспечения информационной безопасности таможенных органов должны рассматриваться как часть единой системы. При этом следует сохранять

оптимальное соотношение организационных, правовых, технических, оперативно-розыскных, экономических и иных мер.

Задачи, сформулированные в Стратегии национальной безопасности [2] в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации [3], направлены, прежде всего, на реализацию конституционных прав и свобод граждан РФ в сфере информационной деятельности; развитие и защиту отечественной информационной инфраструктуры, интеграцию России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере, совершенствование правового обеспечения управленческой деятельности.

Совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности таможенных органов РФ подразумевает создание правовой основы для реализации основных направлений политики Федеральной таможенной службы в области противодействия угрозам в информационной сфере и предполагает развитие системы административно-правового регулирования отношений в области противодействия этим угрозам, упорядочение соответствующего правотворческого процесса [1]. Законодательство в сфере информационной безопасности таможенных органов условно можно разделить на две группы.

В первую группу нормативныхправовыхактов, определяющую меры, направленные на соблюдение конституционных прав и свобод субъектов правоотношенийв информационной сфере, развитие современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также установление правил участия Российской Федерации в международном информационном обмене, включены Конституция РФ [4], законы «О государственной тайне» [5], «О безопасности» [6], «О стратегическом планировании» [7], «О связи» [8], «Об информации» [9], «О персональных данных» [10], «О коммерческой тайне» [11].

Важную роль в административно-правовом регулировании отношений в области информационной безопасности играют также Таможенный кодекс Таможенного союза [12], законы «О таможенном регулировании» [13], «О государственной гражданской службе» [14], «О службе в таможенных органах» [15] и многие другие.

Каждый из перечисленных правовых актов в той или иной степени регулирует правовые отношения, направленные на достижение целей

обеспечения информационной безопасности, образуя основу для формирования целостной системы информационной безопасности.

Вторая группа нормативных правовых актов, которую составляют Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) [16], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [17], а также ведомственные нормативные правовые акты (в том числе правовые акты по обеспечению информационной безопасности таможенных органов), закрепляет меры предупредительно-карательного характера.

Исходя из особенностей информации как объекта правового регулирования и анализа исследованных правовых актов, основополагающими принципами правового регулирования общественных отношений в информационной сфере являются законность, свобода информации, ограничение создания и распространения отдельных видов информации, защита информации [18, с. 26-28].

Названные принципы закрепляют определенные механизмы регулирования правоотношений в сфере информационной безопасности таможенных органов, элементами которого, как известно, выступают нормы права, юридические факты, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений в обозначенной области, собственно правоотношения, реализацию прав, а также юридическую ответственность за правонарушение.

Государственная политика Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности реализуется через правотворчество, правоприменение и участие государства в развитии правосознания и правовой культуры граждан. Развитие правотворчества и правоприменения в области обеспечения информационной безопасности Федеральной таможенной службы осуществляется в соответствии с основными задачами по обеспечению информационной безопасности, установленными Концепцией обеспечения информационной безопасности [1], ввиду существующих факторов, снижающих эффективность принимаемых мер.

Анализ действующих норм законодательства в области обеспечения информационной безопасности позволяет выделить три значимые области, включающие направления, подлежащие административному регулированию.

Первая область содержит три направления, из них первое направление заключается в соблюдении основных прав всех субъектов правоотношений в сфере получения и использования информации, обрабатываемой в таможенных органах, закрепленных в Конституции РФ. Данное

направление необходимо учитывать для решения следующих задач:

- обеспечение конституционных прав и свобод субъектов правоотношений на свободный поиск и получение информации о действующих правовых актах в области таможенного дела;

- обеспечение доступа граждан и (или) организаций к достоверной информации в таможенных органах, необходимой для реализации их прав, свобод и обеспечения законных интересов;

- защиту информации ограниченного доступа, в том числе персональных данных должностных лиц и работников таможенных органов;

- защиту прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности при совершении таможенных операций.

Второе направление представляет собой информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации. Данное направление связано с доведением до общественности достоверной информации и официальной позиции в области таможенного дела, в том числе опубликованием в официальных изданиях правовых актов ФТС России, а также актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ в области таможенного дела; формированием общедоступных информационных ресурсов таможенных органов и повышением эффективности их использования.

Третье направление отражает развитие современных информационных таможенных технологий, обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования информационных ресурсов таможенных органов и предусматривает решение следующих задач:

- опубликование в официальных изданиях актов таможенного законодательства Таможенного союза, иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела и правовых актов ФТС России;

- формирование общедоступных государственных информационных ресурсов ФТС России и повышение эффективности их развития.

Вторая область - совершенствование ведомственной системы обеспечения информационной безопасности таможенных органов с учетом устойчивого роста количества нарушителей и угроз со стороны глобального информационного пространства в целом подразумевает:

- совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности таможенных органов с учётом современных динамично изменяющихся угроз и на основе анализа возможных рисков;

- совершенствование организационно-штатной структуры подразделений таможенных

органов, отвечающих за обеспечение информационной безопасности и технической защиты информации, а также защиты государственной тайны;

- внедрение и развитие образовательных программ в области информационного права для всех категорий обучения, создание и совершенствование системы подготовки кадров в этой области;

- обучение должностных лиц структурных подразделений таможенных органов по вопросам обеспечения информационной безопасности таможенных органов;

- материально-финансовое обеспечение информационной безопасности таможенных органов.

Третья область - защита информационных систем таможенных органов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информации, циркулирующей в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - ЕАИС). В этом направлении должны выполняться следующие задачи:

- обеспечение различных административно-правовых режимов информации ограниченного доступа, обеспечение таможенных органов специальными видами связи, обеспечение безопасности информации на критически важных объектах таможенных органов, противодействие иностранным техническим разведкам;

- совершенствование механизмов электронной подписи в практике деятельности таможенных органов (создание, внедрение и развитие системы ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов и инфраструктуры сертификатов открытых ключей пользователей автоматизированных информационных систем таможенных органов);

- обеспечение информационной безопасности таможенных органов при международном и межведомственном информационном обмене и информационном взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности.

Для реализации указанных выше направлений предпринят ряд мер. За последние несколько лет законодателем внесены изменения в нормы, регулирующие отношения в сфере обеспечения информационной безопасности. Подверглись ревизии законы «О государственной тайне» [5], «О средствах массовой информации» [19], «Об электронной подписи» [20], «О связи» [8], «О персональных данных» [10], «Об информации» [9], «О коммерческой тайне» [11], Уголовный кодекс РФ [16], Кодекс РФ об административных правонарушениях [17] и другие.

Однако и этих мер по совершенствованию правового регулирования правоотношений

в сфере информационной безопасности, учитывая стремительное развитие информационных технологий, недостаточно.

Необходимо провести работу по корректировке и внесению изменений в следующие нормативные правовые акты:

- Законы РФ «О безопасности» [6], «Об ин-формации»[9], «О государственной тайне» [5], «О коммерческой тайне»[11], «О персональных данных»[10], «О государственной гражданской службе» [14], Кодекс РФ об административных правонарушениях [17];

- Доктрину информационной безопасности [21], Дисциплинарный устав таможенной службы [22];

- Инструкцию о порядке допуска [23], Стратегию развития таможенной службы [3], Положение о Федеральной таможенной службе [24], Правила предоставления субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС [25];

- Концепцию обеспечения информационной безопасности таможенных органов [1], Порядок проведения диспансеризации [26].

Таким образом, административно-правовое обеспечение информационной безопасности в таможенных органах, развиваясь в различных направлениях, должно исходить, прежде всего, из норм и принципов правового регулирования в рассматриваемой области и в общем виде может быть представлено следующим образом:

1) участие Федеральной таможенной службы России в правотворчестве с учетом интересов всех категорий субъектов информационной безопасности;

2) устранение пробельности правовых актов, противоречий между нормами федерального и таможенного законодательства, а также нормами международного права;

3) закрепление правовых гарантий презумпции открытости информации, затрагивающей конкретные права и интересы, в целях реализации конституционных прав на получение информации и установление соответствующих ограничений;

4) развитие системы обеспечения информационной безопасности таможенных органов путём совершенствования норм, регулирующих ответственность за правонарушения в информационной сфере;

5) изменение и совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки должностных лиц таможенных органов по вопросам обеспечения информационной безопасности;

6) развитие современных информационных таможенных технологий, обеспечение

накопления, сохранности и эффективного использования информационных ресурсов таможенных органов.

Библиографический список:

1. Приказ ФТС России от 13.12.2010 № 2401 «О решении, принятом на заседании коллегии ФТС России, о Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II), ст. 212.

3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575 ( в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 2, ст. 109.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в действ. ред.) // Российская газета от 21.01.2009. № 7.

5. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 41, ст. 8220-8235.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (в действ. ред.) // Российская газета. 2010. № 295.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании» (в действ. ред.) // Российская газета. 2014. № 146.

8. Федеральный закон Российской Федерации от

07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (в действ. ред.) // Российская газета. 2003. № 135.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в действ. ред.) // Российская газета. 2006. № 165.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (в действ. ред.) // Российская газета. 2006. № 165.

11. Федеральный закон Российской Федерации от

29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 32, ст. 3283.

12. Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза. Принято Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (в действ. ред.) // Таможенный вестник. 2010. № 2. Ст. 44.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48, ст. 6265.

14. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в действ. ред.) // Российская газета. 2004. № 162.

15. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах

Российской Федерации» (в действ. ред.) // Российская газета. 1997. № 146.

16. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ст. 4921.

17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в действ. ред.) // Российская газета. 2001. № 256.

18. Чаннов С.Е. Информационное право России. М.: «Приор-издат», 2004. 24 с.

19. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в действ. ред.) // Российская газета. 1992. № 32.

20. Об электронной подписи: Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 № 63-ФЗ (в действ. ред.) // Российская газета. 2011. № 75.

21. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № Пр-1895 (в действ. ред.) // Российская газета. 2000. № 187.

22. Указ Президента РФ от 16.11.1998 № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы

Российской Федерации» (в действ. ред.) // Российская газета. 1998. № 224.

23. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 7, ст. 762.

24. Положение о Федеральной таможенной службе. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 459 (в действ. ред.) // Российская газета. 2006. № 167.

25. Порядок предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1228 (в действ. ред.) // Российская газета. 2011. № 11.

26. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.02.2015 № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.