_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 34
Демидова Юлия
специалист кафедры социальных технологий Института управления, НИУ
«БелГУ», Россия, г. Белгород Научный руководитель - ассистент Панина Инна Васильевна
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена изучению правовых и организационных основ правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации, а также выявлению основных недостатков и путей их решения в таможенной сфере. Рассмотрены ведущие направления правоохранительной деятельности таможенных органов.
Ключевые слова
глобализация, административное правонарушение, таможенный орган, таможенный кодекс.
Глобализация международных экономических связей, интеграция российской экономики в международное экономическое пространство обусловила увеличение роли и значения таможенного регулирования как одного из ключевых механизмов государственного управления внешнеторговой деятельностью. Участвуя в реализации экономической политики государства, органы Федеральной таможенной службы Российской Федерации обеспечивают защиту национальных интересов и экономической безопасности государства в пределах своей компетенции. В этой связи изучение правовых и организационных основ правоохранительной деятельности таможенных органов приобретает особую значимость [6].
Государство обязывает все свои органы, учреждения, должностных лиц уважать и соблюдать законные права и свободы всех граждан, проживающих на его территории. Это позволяет говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смысле слова.
В широком смысле - это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. Обеспечивая режим законности, реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, они тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, т.е. способствуют охране прав от нарушений.
В узком смысле правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия.
Правоохранительной деятельности таможенных органов посвящена отдельная статья в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее ТК ТС). В ней раскрываются основные полномочия и функции таможенного органа, а так же регламентируются специальные его полномочия. Так, согласно п. 1 ст. 7 ТК ТС таможенным органам присвоен статус органа дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях производство по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.
Таким образом, реализация правоохранительной функции в таможенных органах возлагается на оперативные подразделения, подразделения дознания и административных расследований, подразделения силового обеспечения (СОБР, ООДС и ТО).
Правовую основу организации деятельности правоохранительных подразделений образуют Конституция РФ, ТК ТС, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также иные нормативные правовые акты в области таможенного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
дела.
Ключевыми элементами системы источников таможенного права России являются [2]:
а) внутреннее таможенное законодательство;
б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.
Существенное влияние на осуществление правового регулирования таможенных отношений определяет судебная практика и общая практика административной юстиции, накопленная главным образом при разрешении таможенных споров.
Таким образом, таможенные органы выполняют функции государственного управления, а также по контролю за использованием, соблюдением, исполнением и применением норм государственного, административного, таможенного, гражданского и иных отраслей права в таможенной сфере деятельности.
В качестве ведущих направлений правоохранительной деятельности таможенных органов можно выделить следующие [4]:
1) деятельность по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела;
2) деятельность по обеспечению собственной безопасности;
3) деятельность службы таможенной охраны, включающая в себя комплекс мер, необходимых
для:
- охраны таможенной границы Российской Федерации, административных зданий, организаций и предприятий, подчиненных ФТС России, и других объектов таможенной инфраструктуры;
- соблюдения режима зоны таможенного контроля;
- защиты должностных лиц таможенных органов и членов их семей от противоправных посягательств;
4) деятельность по контролю за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности при реализации ими полномочий в рамках борьбы с правонарушениями в области таможенного дела.
Таможенные органы, являясь подсистемой правоохранительных органов, при решении своих задач взаимодействуют с организациями и гражданами, а также другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [3].
В настоящее время можно выделить ряд проблем при осуществлении правоохранительной деятельности таможенных органов, которые достаточно важны и требуют незамедлительного реагирования, такие как [7]:
• недостаточное информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации;
• критически низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.
Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям. Поэтому в Правительстве Российской Федерации достаточно давно назрела необходимость реорганизации и оптимизации таможенных органов, в том числе речь идет и об упразднении правоохранительных подразделений данной службы. Так в России в начале 2016 г. «Указом Президента РФ Федеральная таможенная служба была передана в ведение Министерства финансов РФ», вплоть до этого времени ФТС России подчинялась непосредственно Правительству РФ. Тем не менее, можно отметить, что всеми прогнозируемого объединения ФТС с ФНС России не произошло, за таможенными органами, как и раньше, закреплена правоохранительная функция [5].
Проанализировав Стратегию развития таможенной службы до 2020 года, можно выделить, что к одному из приоритетных направлений в данной сфере относится совершенствование правоохранительной деятельности, усиление качества борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х
сфере таможенного дела для повышения уровня экономической безопасности государства [4].
Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что основные усилия таможенных органов направлены, в первую очередь, на борьбу с административными правонарушениями и уголовными преступлениями, обеспечение экономической безопасности государства, а также защиту экономических интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Деятельность должностных лиц правоохранительных подразделений осуществляется в тесном взаимодействии и с другими подразделениями ФТС России. На протяжении многих лет опыт совместной работы, несомненно, подтверждается результатами деятельности подразделений по борьбе с административными правонарушениями и уголовными преступлениями на должном уровне. В этой связи целесообразно дальнейшее развитие правоохранительных подразделений в структуре таможенных органов Российской Федерации, оптимизация правовых и организационных основ в сфере таможенного регулирования. Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о ТК ТС, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического союза от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 08.05.2015) // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615; 2015. № 38. Ст. 5214.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 - ФЗ (ред. от 09.03.2016) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; Российская газета. 2016. № 51.
3. О таможенном регулировании в РФ: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311 - ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4388.
4. О Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575 - р (ред. от 15.04.2014) // СЗ РФ. 2013. № 2. Ст. 109; 2014. № 18 (часть IV).
5. Указ Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». URL: http://consultant.ru
6. Миллеров Е. В. Режим функционирования таможенной территории в теории административно-правовых режимов: монография. Ростов н/Д, 2015.
7. Мясников А. П., Миллеров Е. В. К вопросу о повышении эффективности реализации функций таможенных органов по защите общественной нравственности путем расширения административно- и уголовно-процессуальной юрисдикции // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 3.
© Демидова Ю., 2016
УДК 343.16
Дибиров Юсуп Сайбулаевич
ст. преподаватель кафедры административного и финансового права ФГБОУ ВО «ДГУ»
г. Махачкала, РФ
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Аннотация
В статье рассматривается административно-правовой статус прокуратуры как государственного органа. Исследуются также особенности административно-правового статуса прокуратуры, отличающие его от административно-правового статуса органов государственной власти. Анализируется правовая основа субординационных отношений между нижестоящими прокурорами и вышестоящими.
Ключевые слова
Правовой статус, административно-правовой статус, прокуратура, регламент