Научная статья на тему 'Об основных правовых принципах взаимодействия налоговых и таможенных органов Российской Федерации'

Об основных правовых принципах взаимодействия налоговых и таможенных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
904
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПРИН ЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / COOPERATION / TAX AUTHORITIES / CUSTOMS AUTHORITIES / PRINCIPLES OF COOPERATION / LEGAL PRINCIPLES / FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенов Кирилл Олегович

Введение: несмотря на довольно продолжительный процесс осуществления взаимо действия между налоговыми и таможенными органами в Российской Федерации, дан ная проблема не нашла своего отражения в юридической науке и в законодательстве. Цель: исследование и формулирование основных принципов взаимодействия налоговых и таможенных органов. Методологическая основа: для достижения поставленной автором цели использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, анализа, синтеза, индукции, дедукции, комплексный, системный, а также формально-логический, нормативно-логический методы юриспруденции. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно объективного существования правовых принципов взаимодействия налоговых и таможенных ор ганов как субъектов финансового права и их финансово-правовой природы; выделены основные принципы взаимодействия налоговых и таможенных органов РФ. Вывод: взаимодействие налоговых и таможенных органов РФ основано на ряде правовых принципов, устанавливающих основы их совместной финансовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенов Кирилл Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE BASIC LEGAL INTERACTION PRINCIPLES OF TAX AND CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Background: despite rather a long process of interaction between the tax and customs authorities in the Russian Federation, results of the research of this problem have not been reflected in legal science and legislation. Objective: to research and define the basic principles of interaction between tax and customs authorities of the Russian Federation. Methodology: the author uses the general scientific and specific scientific methods of knowledge while making the research: dialectic, analysis, synthesis, induction, deduction, complex, system. Formal and logical, standard and logical methods of law were also applied. Results: the author’s position about the objective existence of the principles of interaction between tax and customs services as subjects of financial law is reasoned; the author also defines the basic principles of interaction between tax and customs services of the Rus sian Federation. Conclusions: the interaction between the tax and customs services of the Russian Federation is based on a number of legal principles establishing the basis for their joint financial activities.

Текст научной работы на тему «Об основных правовых принципах взаимодействия налоговых и таможенных органов Российской Федерации»

3. Бит-Шабо И.В. Бюджетные учреждения как субъекты финансового права: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 23 с.

4. Писарева Е.Г. Государственные учреждения в системе субъектов финансового права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. 59 с.

References

1. Dreval L.N. Subjects of Russian Financial Law: Theoretical and Legal Research: extended abstract of diss. ... doc. of law. M., 2009. 61 p.

2. Pisareva E.G. Legal Status of Public Institutions in the Field of Finance / ed. N.I. Chlmicheva. M.: Yurlitinform, 2011. 216 p.

3. Bit-Shabo I.V. Budgetary Institutions as Subjects of Financial Law: extended abstract of diss. ... cand. of law. Saratov, 2004. 23 p.

4. Pisareva E.G. State Institutions in the System of Subjects of Financial Law: extended abstract of diss. ... doc. of law. Saratov, 2011. 59 p.

УДК 347.73

К.О. Семенов

ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: несмотря на довольно продолжительный процесс осуществления взаимодействия между налоговыми и таможенными органами в Российской Федерации, данная проблема не нашла своего отражения в юридической науке и в законодательстве. Цель: исследование и формулирование основных принципов взаимодействия налоговых и таможенных органов. Методологическая основа: для достижения поставленной автором цели использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, анализа, синтеза, индукции, дедукции, комплексный, системный, а также формально-логический, нормативно-логический методы юриспруденции. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно объективного существования правовых принципов взаимодействия налоговых и таможенных органов как субъектов финансового права и их финансово-правовой природы; выделены основные принципы взаимодействия налоговых и таможенных органов РФ. Вывод: взаимодействие налоговых и таможенных органов РФ основано на ряде правовых принципов, устанавливающих основы их совместной финансовой деятельности.

Ключевые слова: взаимодействие, налоговые органы, таможенные органы, принципы взаимодействия, принципы права, финансовый контроль.

© Семенов Кирилл Олегович, 2019

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: fsk.leader@yandex.ru © Semenov Kirill Olegovich, 2019

Postgraduate student, Financial, banking and customs law department (Saratov State Law Academy) 233

K.O. Semenov

ABOUT THE BASIC LEGAL INTERACTION PRINCIPLES OF TAX AND CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Background: despite rather a long process of interaction between the tax and customs authorities in the Russian Federation, results of the research of this problem have not been reflected in legal science and legislation. Objective: to research and define the basic principles of interaction between tax and customs authorities of the Russian Federation. Methodology: the author uses the general scientific and specific scientific methods of knowledge while making the research: dialectic, analysis, synthesis, induction, deduction, complex, system. Formal and logical, standard and logical methods of law were also applied. Results: the author's position about the objective existence of the principles of interaction between tax and customs services as subjects of financial law is reasoned; the author also defines the basic principles of interaction between tax and customs services of the Russian Federation. Conclusions: the interaction between the tax and customs services of the Russian Federation is based on a number of legal principles establishing the basis for their joint financial activities.

Key-words: cooperation, tax authorities, customs authorities, principles of cooperation, legal principles, financial control.

Преимущественная часть государственного дохода формируется за счет поступлений от взимания таможенных и налоговых платежей1. В современных условиях весьма актуальным является вопрос о минимизации существующих финансовых потерь и более экономном и эффективном использовании материальных и денежных средств государства за счет улучшения деятельности фискальных органов. Одним из способов достижения этого является обеспечение надлежащего взаимодействия субъектов финансового контроля в целях совместного устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины, в том числе в налоговой и таможенной сферах.

Взаимодействие налоговых и таможенных органов в большей степени нацелено на совершенствование механизма реализации положений, регулирующих отношения в области косвенного налогообложения, а также на усиление результативности финансового контроля в совместных сферах деятельности, которое может проявляться в различных формах как правотворческой, так и правоприменительной деятельности.

Исследуя правовые основы взаимодействия налоговых и таможенных органов, следует отметить, что их отношения строятся на совокупности основополагающих принципов, большая часть из которых, в настоящее время, прямо не закреплена в налоговом и таможенном законодательстве, но их выделение и последующее закрепление в нормативных правовых актах является необходимым условием эффективной совместной деятельности налоговых и таможенных органов.

Принцип является одной из основополагающих категорий права. В словаре русского языка понятие «принцип» означает основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки [1, с. 409]. В юридической науке принципы обыкновенно рассматриваются как основополагающие идеи, установки [2, с. 4].

1 См.: Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета. URL: https://www. 234 minfin.ru/common/upload/library/2017/12/main/fedbud_year.xlsx/ (дата обращения: 25.05.2018).

Учитывая, что отношения налоговых и таможенных органов урегулированы нормами права, необходимо обратиться к определению термина «принцип права», которое дают многие исследователи в сфере юридической науки.

В теории права В.Л. Кулапов определяет принципы права, как «законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях» [3, с. 133]. В.Н. Хропанюк полагает, что это «основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни» [4, с. 213].

Д.А. Смирнов определяет принципы права как «отправные начала, руководящие положения, составляющие главное содержание права, обладающие императивностью, направляющие и синхронизирующие весь механизм правового регулирования общественных отношений» [5, с. 13]. Он указывает, что принципы служат своеобразной призмой, через которую необходимо рассматривать все изменения и дополнения, вносимые в действующие нормы на предмет их своевременности, необходимости и целесообразности [6, с. 4].

В соответствии с позицией А.Л. Захарова, назначение принципов права заключается в том, что они: 1) позволяют уяснить смысл законодательства; 2) служат основой объединения отдельных норм в единую систему норм отрасли права; 3) восполняют пробелы в законодательстве и т.д. [7, с. 61].

Таким образом, научное исследование принципов взаимодействия налоговых и таможенных органов и их логическое выведение из норм действующего законодательства представляется необходимой задачей по достижению положительного влияния на процесс взаимодействия указанных органов, поскольку от определения данных принципов зависит эффективность их правоприменительной деятельности и, как следствие, своевременное и полное формирование государственных доходов.

Рассмотрение вопроса о принципах взаимодействия налоговых и таможенных органов, как субъектов финансового права, невозможно без характеристики принципов финансового права, лежащих в основе правового регулирования их совместной деятельности. Так, в основе финансовой деятельности государства также определяют исходные начала, отражающие специфику данного вида государственной деятельности [8, с. 35].

К числу основных принципов финансового права ученые относят плановость и законность финансовой деятельности; гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей и т.д. [9, с. 46]

Содержание указанных принципов основано на положениях Конституции РФ, как общих, так и относящихся именно к финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Из этого следует, что в принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы.

Учитывая, что совместная деятельность налоговых и таможенных органов как финансовый и налоговый контроль, является частью финансовой деятельности государства, процесс взаимодействия данных органов основан на общеправовых принципах, а также отраслевых принципах финансового и налогового права.

С учетом важности совместной деятельности налоговых и таможенных органов в Российской Федерации целесообразно сформулировать основные принципы их взаимодействия:

1. Законность совместной деятельности налоговых и таможенных органов. Данное начало выступает фундаментальным принципом взаимодействия налоговых и таможенных органов.

Законность — общеправовой конституционный принцип, состоящий, применительно к взаимодействию органов государственной власти, в неукоснительном подчинении закону и исполнении органами государственной власти Конституции РФ, законов и подзаконных нормативно-правовых актов.

Частью 2 ст. 80 Конституции РФ2 устанавливается, что Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Законодательное регулирование взаимодействия налоговых и таможенных органов в Российской Федерации осуществляется, в частности, п. 4 ст. 30 Налогового кодекса РФ (часть первая)3 (далее — НК РФ), ст. 222 Федерального закона от 3 августа 2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28 ноября 2018 г. № 452-ФЗ)4! иными правовыми актами, а также Соглашением о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы5 (далее — Соглашение о сотрудничестве), в котором закреплены основные цели, задачи, направления совместной деятельности налоговых и таможенных органов, их взаимные права и обязанности.

Таким образом, совместная деятельность налоговых и таможенных органов предельно регламентирована законами и нормативными правовыми актами различной юридической силы, в связи с чем, указанные органы обязаны при взаимодействии друг с другом руководствоваться принципом законности совместной деятельности налоговых и таможенных органов, который исходит из отраслевого принципа законности финансовой деятельности.

2. Конфиденциальность. Одной из основных форм взаимодействия налоговых и таможенных органов является обмен информацией, полученной в рамках их финансовой деятельности, который осуществляется в целях финансового контроля.

В рамках совместной деятельности налоговых и таможенных органов принцип конфиденциальности необходим для соблюдения должностными лицами специально установленного правового режима защиты полученной информации в целях ее неразглашения третьим лицам либо ее утраты, а также необходимости ее использования только в целях служебной деятельности.

^ 2 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря

1 1993 г.) (с учетом изм. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собр. £ законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

3 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 19 февраля 2018 г. № 34-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2018. № 9, ст. 1291.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32, ч. 1, ст. 5082; 2018. № 49, ч. 1, ст. 7524.

5 См.: Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. № 0169/1, № ММ272/1 (в ред. от 5 сентября 2016 г.). Документ и внесенные изменения официально опубликованы не были. Доступ из справ.-правовой

236 системы «КонсультантПлюс».

Правовой основой для обеспечения обмена информацией между налоговыми и таможенными органами служит Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 23 апреля 2018 г. 102-ФЗ)6! ст. 16 которого регламентируется необходимость защиты информации, в том числе соблюдения конфиденциальности информации ограниченного доступа.

Так, например, в силу положений ст. 103 НК РФ при осуществлении информационного обмена необходимо обеспечивать защиту информации, представляющей налоговую тайну. Статьями 273, 306 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7 закрепляется приоритет защиты государственной, банковской, налоговой тайны и иной информации ограниченного доступа.

Статья 15 Соглашения о сотрудничестве учитывает вышеперечисленные положения действующего законодательства и ограничивает возможность использования полученной информации вне служебной деятельности, а также устанавливает ответственность должностных лиц таможенных и налоговых органов за разглашение указанной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, налоговые и таможенные органы при осуществлении совместной деятельности обязаны строго руководствоваться принципом конфиденциальности и предпринимать различные меры по обеспечению защищенности информации ограниченного доступа, налоговой, государственной и банковской тайны от несанкционированного доступа к ней. ш

3. Гласность. Указанный принцип находит свое определение в некоторых и нормативных правовых актах, регулирующих взаимодействие налоговых и та- а моженных органов. Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 254 Федерального закона о «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений о в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность осно- о

с

вана на принципах гласности действий должностных лиц таможенных органов; | согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах подлежат е официальному опубликованию. о

Теоретическое определение принципа гласности предложено профессором ю

Ю.Н. Стариловым, который полагает, что гласность есть «открытость госу- |

дарственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное к

информирование общества о деятельности государственных служащих (транс- а

парентность государственной службы)» [10, с. 340]. |

Исходя из указанного определения, сущность принципа гласности (откры- и

тости) при взаимодействии налоговых и таможенных органов РФ заключается №

в открытости (транспарентности) деятельности, обладающих контрольными 1

функциями — в установлении нормами права возможности информирования )

и консультирования граждан, организаций и других государственных органов 9 через средства массовой информации и иными установленными способами о процессе и результатах своей совместной деятельности, за исключением тех ви-

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч.1, ст. 3448. 2018. № 18, ст. 2572.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32, ч. I, ст. 5082. 237

дов информации, на которые распространяется специальный правовой режим хранения и доступа.

Таким образом, принцип гласности в деятельности налоговых и таможенных органов РФ реализуется посредством сочетания открытости их деятельности и вместе с тем конфиденциальности при исполнении контрольных и правоохранительных функций.

4. Безвозмездность. Статьей 3 Соглашения о сотрудничестве предусмотрено, что информационное взаимодействие сторон (налоговых и таможенных органов) осуществляется на безвозмездной основе. Применение данного принципа исключает возможность государственных органов предусмотреть незаконное взимание платы за предоставление и использование информации, находящейся в их распоряжении, что позволяет обеспечить стабильную совместную деятельность налоговых и таможенных органов и предотвращает необоснованные государственные траты на осуществление информационного обмена.

5. Оперативность. Принцип оперативности исходит из необходимости своевременного получения информации налоговыми и таможенными органами в целях устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины, допущенных в различных сферах финансового контроля.

Обмен информацией, исходя из ст. 3 Соглашения о сотрудничестве, подразделяется на плановый и оперативный, при этом оперативный обмен информацией производится по инициативе одной из сторон путем направления запроса либо в случае обнаружения признаков возможных финансовых правонарушений.

Строгая диспозиция ст. 13 Соглашения о сотрудничестве предписывает незамедлительно и в установленные сроки (не позднее 30 дней) отвечать на запросы, представленные одной из сторон. Более того, некоторые совместные нормативные правовые акты налоговых и таможенных органов предполагают сокращенные сроки исполнения запросов и поручений (10 рабочих дней), а также допускают возможность применения мер ответственности к должностным лицам органов за ненадлежащее исполнение соответствующих обязанностей8.

На основании изложенного можно сформулировать вывод о том, что в основе принципа оперативности находят свое отражение следующие идеи: 1) обязанность предоставления информации соответствующей стороной; 2) презумпция добросовестности стороны; 3) срочность передачи информации.

Вышеперечисленные положения Соглашения о сотрудничестве позволяют назвать оперативность одним из ключевых принципов взаимодействия между налоговыми и таможенными органами.

6. Взаимность. Данный принцип применительно к совместной деятельности налоговых и таможенных органов может выражаться в различных формах взаимодействия налоговых и таможенных органов, к числу основных в соответствии с Соглашением о сотрудничестве относятся: обмен информацией между налоговыми и таможенными органами; разработка совместных ведомственных правовых актов по проведению проверок организаций участников внешнеэкономической деятельности; совместное проведение контрольных мероприятий и т.д.

8 См.: Письмо ФТС России № 01-11/33109, ФНС России № ММВ-20-2/58@ от 4 июня 2018 г. «О применении Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон». Документ 238 опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В данном контексте под взаимностью следует понимать двустороннее сотрудничество налоговых и таможенных органов, целью которого является обеспечение наиболее полного формирования государственных доходов посредством осуществления согласованных действий, урегулированных нормами права.

В настоящее время принцип взаимности имеет важное практическое значение. Так, ФТС России и ФНС России сравнительно успешно совместно осуществляют контроль за полнотой исчисления и уплатой таможенных и налоговых платежей и проводят скоординированные мероприятия — совместные проверки выполнения организациями и индивидуальными предпринимателями своих финансовых обязательств перед государством.

За 4 месяца 2018 г. таможенными и налоговыми органами совместно проведено 243 скоординированных контрольных мероприятия, которые в основном оказались результативными, сумма взысканных таможенных платежей в результате указанных мероприятий составила 743,4 млн руб., что на 90,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (390,9 млн руб.)9.

Таким образом, в Российской Федерации взаимодействие налоговых и таможенных органов как субъектов финансового права, основано на принципах законности их совместной деятельности, гласности и конфиденциальности, взаимности, безвозмездности и оперативности. Указанные принципы носят финансово-правовой характер, а их реализация способствует повышению эффективности совместной фискальной и правоохранительной деятельности налоговых и таможенных органов.

Библиографический список

1. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 4-16.

3. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Норма,

2008. 384 с.

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Интерстиль, Омега; Л., 2008. 384 с.

5. Смирнов ДА Правовые принципы налогообложения имущества в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. 204 с.

6. Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: теоретические и практические аспекты формирования и реализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. 58 с.

7. ЗахаровА.Л. Межотраслевые принципы права: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2003. 357 с.

8. Лопатникова ЕА. Реализация принципов налогового права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 210 с.

9. Покачалова Е.В., Химичева Н.И. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Хи-мичева, Е.В. Покачалова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 800 с.

10. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. М.: Норма,

2009. 927 с.

9 См.: Федеральная таможенная служба — информация о результатах взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с налоговыми органами и результатах скоординированных контрольных мероприятий за период январь-апрель 2018 года. URL: http://customs. ru/index. php?option=com_content&view=article&id=26550 :-2018-&catid=617:2018&Itemid=2747 (дата обращения: 25.05.2018). 239

References

1. Ozhegov S.I. Russian Dictionary. M., 1987. 796 p.

2. Baitin M.I. About the Principles and Functions of Law: New Aspects // Jurisprudence. 2000. No. 3. P. 4-16.

3. Kulapov V.L., Malko A.V. Theory of State and Law: textbook. M.: Norma, 2008. 384 p.

4. Khropanyuk V.N. Theory of State and Law. Textbook for higher education / Ed. V.G. Strekozov. M.: Interstil, Omega-L, 2008. 384 p.

5. Smirnov D.A. Legal Principles of Property Taxation in the Russian Federation: diss. ... cand. of law. Saratov, 1998. 204 p.

6. Smirnov D.A. Principles of Russian Tax Law: Theoretical and Practical Aspects of Formation and Implementation: extended abstract diss. ...doct. of law. Saratov, 2011. 58 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ZakharovA.L. The Interdisciplinary Principles of Law: diss. ... cand. of law. Samara, 2003. 357 p.

8. Lopatnikova E.A. Implementation of the Tax Law Principles: diss. ... cand. of law. M., 2011. 210 p.

9. Pokachalova E.V., Khimicheva N.I. Financial Law: textbook / edited by N.I. Khimi-cheva, E.V. Pokachalova. 6th ed., rev. M.: Norma: INFRA-M, 2017. 800 p.

10. Rossinsky B.V., Starilov Y.N. Administrative Law: textbook. M.: Norma, 2009. 927 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.