Научная статья на тему 'Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации'

Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1032
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБСТАНОВКА / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / INFORMATION SECURITY / NATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL SITUATION / LEGAL SUPPORT / GUARANTEES OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яхъяева Меседу Исмаиловна

Рассматриваются вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Анализируется целесообразность принятия новой Стратегии национальной безопасности РФ. Делается вывод о необходимости усиления защищенности информационного пространства России от современных киберугроз.Issues of ensuring information security of the Russian Federation are considered. It is said that it is expedient to adopt a new national security Strategy of the Russian Federation. It is concluded that it is necessary to strengthen the protection of the Russian information space from modern cyber threats.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яхъяева Меседу Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 342.7 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10060

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Меседу Исмаиловна ЯХЪЯЕВА, магистрант кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета E-mail: Hadizhat.kurbanalieva@mail.ru

12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

З.М. МУСАЛОВА, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук

Научная специальность:

Научный руководитель:

Аннотация. Рассматриваются вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Анализируется целесообразность принятия новой Стратегии национальной безопасности РФ. Делается вывод о необходимости усиления защищенности информационного пространства России от современных киберугроз.

Ключевые слова: информационная безопасность, национальная безопасность, международная обстановка, правовое обеспечение, гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Annotation. Issues of ensuring information security of the Russian Federation are considered. It is said that it is expedient to adopt a new national security Strategy of the Russian Federation. It is concluded that it is necessary to strengthen the protection of the Russian information space from modern cyber threats.

Keywords: information security, national security, international situation, legal support, guarantees of constitutional rights and freedoms of man and citizen.

Информационная безопасность основана на национальных интересах государства и народа. Национальная безопасность представляет собой безопасность народа, проживающего на территории определенного государства, а также власти и окружающей среды1. В России основной субъект обеспечения информационной безопасности представлен государством.

31 декабря 2015 г. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина была утверждена и введена в действие обновленная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. В основу Стратегии были заложены положения ранее действовавшей Стратегии 2009 г., принятой в период правления Д.А. Медведева.

Политическая целесообразность принятия новой Стратегии была продиктована обострившейся международной обстановкой, что стало своего рода ответом Западу на введение санк-

ций в отношении России, а также отразила приоритетные задачи и планы руководства страны в отношении внешней и внутренней политики.

Исходя из положений п. 113 Стратегии созданию и обеспечению информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов уделяется самое пристальное вни-мание2. Интерпретируя положения Стратегии, становится очевидным, что методологически важным элементом национальной безопасности является информационная безопасность. Сама Стратегия комплексно ориентирована на вопросы национальной безопасности в различных сферах.

Основополагающим концептуальным документом в области информационной безопасности является Доктрина информационной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. Этот документ отразил позицию официальной власти касательно таких

№ 2/2020

понятий, как функции, задачи и принципы обеспечения информационной безопасности РФ.

Так, Л.Л. Ефимова подчеркивает, что Доктрина информационной безопасности РФ отображает официальные взгляды на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ3.

Из положений Доктрины вытекает четыре фундаментальных тезиса, составляющих сущность национальных интересов в области информационных отношений. К ним можно отнести:

■ гарантированность прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею, обеспечение интеллектуального и духовного развития России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурных и научных возможностей нашего государства;

■ осуществление информационного сопровождения как внутренней, так и внешней государственной политики страны;

■ поступательное развитие информационных технологий в соответствии с последними достижениями в сфере «digital»;

■ создание комплексной системы защиты информационных ресурсов: как тех, которые уже функционируют на территории РФ, так и тех, которые планировались создаваться в долгосрочной перспективе.

Как следует из общего смысла Доктрины, дефиницией информационной безопасности является состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государ-ства4.

В соответствии с Доктриной проблемы, препятствующие созданию информационной безопасности, теоретически подразделяются на следующие виды:

■ угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

■ угрозы информационному сопровождению официальной государственной политики России, которые могут повлечь за собой нарушение работы государственных СМИ, а также концентрацию информационного рынка России в руках частных лиц или негосударственных структур;

■ вероятность возникновения препятствий в деятельности информационных и телекоммуникационных средств и систем.

К одному из типов угроз следует отнести массовую «утечку умов» в лице оттока специалистов по ГЪ-технологиям за рубеж.

Разработка и внедрение качественно новых правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является крайне важным приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации зиждется, прежде всего, на точном и неукоснительном следовании принципам законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационном пространстве.

Как представляется, в рамках принципа законности органы государственной власти федерального уровня и органы государственной власти субъектов при решении тех или иных вопросов, возникающих в сфере киберпространства, должны руководствоваться исключительно нормами закона и подзаконных актов, а не исходить из политической целесообразности и настроений в высших политических кругах.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Обеспечение реализации гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина касательно деятельности в информационной сфере является важной задачей государства в области информационной безопасности.

Разумное соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, а также использование форм общественного контроля над деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обозримом будущем будет способствовать закреплению приоритета их интересов в различных областях и сферах жизни общества.

В связи с этим мы полностью разделяем точку зрения Президента В.В. Путина, озвученную им на заседании коллегии Федеральной службы безопасности 5 марта 2018 г., согласно которой «....государство и государственные органы должны работать над усилением защищенности информационного пространства России от современных киберугроз»5.

№ 2/2020

Совершенно очевидно, что в нынешних реалиях этот вопрос является первостепенным для государственной политики России.

1 Украинцев В.Б., Лепетикова И.Ю., Васнева Е.В. Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации / / Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 2 (117). С. 51.

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СПС «Консультант Плюс»

3 Ефимова Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. М.: ЮНИТИ, 2016. С. 239.

4 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 // СПС «Консультант Плюс»

5 Жизнь, права и безопасность граждан должны быть надежно защищены»: о чем говорил Путин на заседании коллегии ФСБ // RT на русском / URL: https:// russian.rt.com/russia/article/488954-putin-zasedanie-kollegiya-fsb (Дата обращения: 20.02.2020)

Библиографический список

1.О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от

31.12.2015 г. № 683 // СПС «Консультант Плюс»

2. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 // СПС «Консультант Плюс»

3. Жизнь, права и безопасность граждан должны быть надежно защищены»: о чем говорил Путин на заседании коллегии ФСБ // RT на русском / URL: https://russian.rt.com/russia/ article/488954-putin-zasedanie-kollegiya-fsb (Дата обращения: 20.02.2020)

4. Ефимова Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. М.: ЮНИТИ, 2016.

5. Украинцев В.Б., Лепетикова И.Ю., Вас-нева Е.В. Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 2 (117). С. 50—53.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

№ 2/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.