УДК 342.7 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10060
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Меседу Исмаиловна ЯХЪЯЕВА, магистрант кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
З.М. МУСАЛОВА, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
Научная специальность:
Научный руководитель:
Аннотация. Рассматриваются вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Анализируется целесообразность принятия новой Стратегии национальной безопасности РФ. Делается вывод о необходимости усиления защищенности информационного пространства России от современных киберугроз.
Ключевые слова: информационная безопасность, национальная безопасность, международная обстановка, правовое обеспечение, гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Annotation. Issues of ensuring information security of the Russian Federation are considered. It is said that it is expedient to adopt a new national security Strategy of the Russian Federation. It is concluded that it is necessary to strengthen the protection of the Russian information space from modern cyber threats.
Keywords: information security, national security, international situation, legal support, guarantees of constitutional rights and freedoms of man and citizen.
Информационная безопасность основана на национальных интересах государства и народа. Национальная безопасность представляет собой безопасность народа, проживающего на территории определенного государства, а также власти и окружающей среды1. В России основной субъект обеспечения информационной безопасности представлен государством.
31 декабря 2015 г. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина была утверждена и введена в действие обновленная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. В основу Стратегии были заложены положения ранее действовавшей Стратегии 2009 г., принятой в период правления Д.А. Медведева.
Политическая целесообразность принятия новой Стратегии была продиктована обострившейся международной обстановкой, что стало своего рода ответом Западу на введение санк-
ций в отношении России, а также отразила приоритетные задачи и планы руководства страны в отношении внешней и внутренней политики.
Исходя из положений п. 113 Стратегии созданию и обеспечению информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов уделяется самое пристальное вни-мание2. Интерпретируя положения Стратегии, становится очевидным, что методологически важным элементом национальной безопасности является информационная безопасность. Сама Стратегия комплексно ориентирована на вопросы национальной безопасности в различных сферах.
Основополагающим концептуальным документом в области информационной безопасности является Доктрина информационной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. Этот документ отразил позицию официальной власти касательно таких
№ 2/2020
понятий, как функции, задачи и принципы обеспечения информационной безопасности РФ.
Так, Л.Л. Ефимова подчеркивает, что Доктрина информационной безопасности РФ отображает официальные взгляды на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ3.
Из положений Доктрины вытекает четыре фундаментальных тезиса, составляющих сущность национальных интересов в области информационных отношений. К ним можно отнести:
■ гарантированность прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею, обеспечение интеллектуального и духовного развития России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурных и научных возможностей нашего государства;
■ осуществление информационного сопровождения как внутренней, так и внешней государственной политики страны;
■ поступательное развитие информационных технологий в соответствии с последними достижениями в сфере «digital»;
■ создание комплексной системы защиты информационных ресурсов: как тех, которые уже функционируют на территории РФ, так и тех, которые планировались создаваться в долгосрочной перспективе.
Как следует из общего смысла Доктрины, дефиницией информационной безопасности является состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государ-ства4.
В соответствии с Доктриной проблемы, препятствующие созданию информационной безопасности, теоретически подразделяются на следующие виды:
■ угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
■ угрозы информационному сопровождению официальной государственной политики России, которые могут повлечь за собой нарушение работы государственных СМИ, а также концентрацию информационного рынка России в руках частных лиц или негосударственных структур;
■ вероятность возникновения препятствий в деятельности информационных и телекоммуникационных средств и систем.
К одному из типов угроз следует отнести массовую «утечку умов» в лице оттока специалистов по ГЪ-технологиям за рубеж.
Разработка и внедрение качественно новых правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является крайне важным приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации зиждется, прежде всего, на точном и неукоснительном следовании принципам законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационном пространстве.
Как представляется, в рамках принципа законности органы государственной власти федерального уровня и органы государственной власти субъектов при решении тех или иных вопросов, возникающих в сфере киберпространства, должны руководствоваться исключительно нормами закона и подзаконных актов, а не исходить из политической целесообразности и настроений в высших политических кругах.
В заключение можно сделать следующие выводы.
Обеспечение реализации гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина касательно деятельности в информационной сфере является важной задачей государства в области информационной безопасности.
Разумное соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, а также использование форм общественного контроля над деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обозримом будущем будет способствовать закреплению приоритета их интересов в различных областях и сферах жизни общества.
В связи с этим мы полностью разделяем точку зрения Президента В.В. Путина, озвученную им на заседании коллегии Федеральной службы безопасности 5 марта 2018 г., согласно которой «....государство и государственные органы должны работать над усилением защищенности информационного пространства России от современных киберугроз»5.
№ 2/2020
Совершенно очевидно, что в нынешних реалиях этот вопрос является первостепенным для государственной политики России.
1 Украинцев В.Б., Лепетикова И.Ю., Васнева Е.В. Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации / / Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 2 (117). С. 51.
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СПС «Консультант Плюс»
3 Ефимова Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. М.: ЮНИТИ, 2016. С. 239.
4 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 // СПС «Консультант Плюс»
5 Жизнь, права и безопасность граждан должны быть надежно защищены»: о чем говорил Путин на заседании коллегии ФСБ // RT на русском / URL: https:// russian.rt.com/russia/article/488954-putin-zasedanie-kollegiya-fsb (Дата обращения: 20.02.2020)
Библиографический список
1.О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от
31.12.2015 г. № 683 // СПС «Консультант Плюс»
2. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 // СПС «Консультант Плюс»
3. Жизнь, права и безопасность граждан должны быть надежно защищены»: о чем говорил Путин на заседании коллегии ФСБ // RT на русском / URL: https://russian.rt.com/russia/ article/488954-putin-zasedanie-kollegiya-fsb (Дата обращения: 20.02.2020)
4. Ефимова Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. М.: ЮНИТИ, 2016.
5. Украинцев В.Б., Лепетикова И.Ю., Вас-нева Е.В. Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 2 (117). С. 50—53.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.
ISBN 978-5-238-03162-0
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.
№ 2/2020