Научная статья на тему 'Информатизация в сфере государственного управления в России'

Информатизация в сфере государственного управления в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2083
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романовская Екатерина Дмитриевна, Зигура Надежда Анатольевна

В статье анализируется процесс информатизации государственного управления, происходящий в Российской Федерации. Также предложен вариант по совершенствованию этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация в сфере государственного управления в России»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 1 2 Романовская Е.Д. , Зигура Н.А.

'Романовская Екатерина Дмитриевна - магистрант;

2Зигура Надежда Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье анализируется процесс информатизации государственного управления, происходящий в Российской Федерации. Также предложен вариант по совершенствованию этого процесса.

Ключевые слова: информатизация, административное право, информационное общество, история, государственное управление.

В современном мире происходит информатизация всех сфер деятельности, в том числе правовой, формируется единое информационно-правовое пространство.

В России в начале работы над реализацией процесса информатизации были разработаны и приняты различные программы и концепции направленные на информатизацию учреждений и организации. Но для полноценного реализации информатизации требовалось создание автоматизированных информационных сетей на разных уровнях управления, в особенности на уровне подразделений. Реализация таких сетей поспособствовало бы организации электронного документооборота в службах и подразделениях.

В 90-е годы в России управление государством происходило в большей степени стихийно. Первая попытка произвести изменения в сфере государственного управления была в 1997 году, именно тогда была подготовлена концепция реформы, однако она не была обнародована.

Только в 2003 году Указом президента Российской Федерации [1] была инициализирована административная реформа, которая осуществлялась на основе конституционных норм, для оптимизации деятельности органов государственной власти. Именно она должна сделать систему публично-властных структуру более понятной и близкой населению. Несомненно, и до начала административной реформы, и в настоящее время органы власти оказывали и оказывают необходимые услуги населению, но чтобы получить их часто приходилось стоять в больших очередях и не редко сталкиваться с преградами, такими как, например, коррупция.

Несмотря на трудности с финансированием программы, в 2003 году реализацию программы начали активно осуществлять в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Был опубликован список сведений, которые Правительство Российской Федерации обязано публиковать посредствам информационно -телекоммуникационной сети Интернет [2]. Так же не осталось без внимания внедрение электронного документооборота в органах власти и информационно-коммуникативных технологий в процессы управления федеральными целевыми программами.

В 2006 году большое внимание уделялось обеспечению национальной безопасности и противодействию угрозам терроризма, но так же не забывались проблемы связанные с использованием и развитием информационных систем,

ресурсов и технологий. Еще одной проблемой являлось дублирование работ, так как это увеличивало расход бюджетных средств.

В этом же году была принята новая редакция федеральной целевой программы [3], что привело к сложностям в финансировании работ проводимых в рамках программы. Остро встала проблема с наличием требуемого оборудования, которое смогло бы обеспечить автоматизацию главных процессов в государственном регулировании на всех уровнях. Поэтому появились острая необходимость в приобретении технического оборудования и создании целевых современных программно -технических комплексов для реализации определенных задач.

Начало для процесса информатизации органов власти было инициировано 6 мая 2008 года, когда было одобрено распоряжение Правительства Российской Федерации с «Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства» [4]. Ранее распоряжением Правительства № 157-р [5] в план действий были добавлены два новых мероприятия, связанные непосредственно с информационными технологиями: предоставление информации о государственных услугах и самих услуг в электронном виде и предоставление государственных услуг с помощью многофункциональных центров. На практике стало заметно, что государственное управление является системным процессом и неразрывно связано с информационными технологиями.

Еще одно важное событие произошло 7 февраля 2008 году, президент Российской Федерации утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации» [6], которая закрепляла цели, принципы и основные направления науки, государственной политики в области применения и развития информационно-коммуникативных технологий для успешного развития информационного общества в России. Стратегия была направлена на повышение эффективности государственного регулирования и местного самоуправления, взаимодействия общества с органами исполнительной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе с использование электронного правительства.

15 декабря 2009 года был запущен Портал по оказанию государственных и муниципальных услуг в тестовом режиме по адресу www.gosuslugi.ru, а с 1 января 2010 года он начал функционировать в штатном режиме.

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года [7], Федеральным законом № 227-ФЗ от 27 июля 2010 года[8], распоряжением Правительства Российской Федерации №1555-р от 17 октября 2010 года[9] и №1993-р от 17 декабря 2009 года[10] федеральные органы исполнительной власти, внебюджетные фонды и организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления переходят на оказание государственных и муниципальных услуг и функций в электронном виде.

В 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. №1815-р была утверждена государственная программа Российской федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Целью этой программы является получение гражданами и организациями преимуществ от использования информационно-коммуникативной инфраструктуры благодаря тому, что организован равный доступ к информационными ресурсам, развивается цифровой контент, используются инновационные технологии, направленные на максимизацию эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 365 [11] Минкомсвязь Российской Федерации назначена федеральным исполнительным органом власти, который производит оценку мероприятий по информатизации и согласованию расходов на информатизацию органов государственной власти. В связи с этим, Минкомсвязью России в 2013 году были приняты все необходимые и методические документы для координации информатизации. Таким образом были обеспечены

80

консультативная и методическая поддержки для органов власти по вопросом проведения информатизации.

В 2017 году была принята стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы [12]. В котором говорится, что необходимо обеспечить поэтапных переход государственных органов и органов местного самоуправления к использованию электронного правительства в своей работе. Так же заметна тенденция к продвижению российских криптоалгоритмов, средств шифрования, программных средств, технического оборудования при электронном документообороте между органами власти и не только.

В целом данная стратегия направлена на получение технических преимуществ государству и гражданам, при использовании и обработке информации, так же при получении знаний, освоении новых рынков и экономическом развитии.

Стоит отметить, что если придать информатизации приоритетный статус и ориентироваться на него в процессе законотворчества и правоприменения, то можно будет наблюдать снижение бюджетных расходов, ограничение коррупции и уменьшение социальной напряженности.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // Российская газета. 25.07. 2003. № 148.

2. Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 17.02.2003. № 7. Ст. 658.

3. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» // Собрание законодательства РФ. 21.09.2009. № 38. Ст. 4476.

4. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // Собрание законодательства РФ. 19.05.2008. № 20. Ст. 2372.

5. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р» // Собрание законодательства РФ. 18.02.2008. № 7. Ст. 633.

6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. № 20. Ст. 2901.

7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4179.

8. Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4196.

9. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 26.10.2009. № 43. Ст. 5155.

10. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» // Собрание законодательства РФ. 28.12.2009. № 52 (2 ч.). Ст. 6626.

11. Постановление Правительства РФ от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» (вместе с «Положением о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», «Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении») // Собрание законодательства РФ. 31.05.2010. № 22. Ст. 2778.

12. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. № 20. Ст. 2901.

СДЕЛКИ, ВЛЕКУЩИЕ ОКАЗАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОДНОМУ ИЗ КРЕДИТОРОВ ПЕРЕД ДРУГИМИ Метелькова Ю.М.

Метелькова Юлия Михайловна - магистрант, направление: юриспруденция, профиль: цивилистика: материальные и процессуальные аспекты, Вятский Государственный университет, г. Архангельск

Аннотация: статья посвящена анализу одного из способов защиты прав кредиторов в деле о банкротстве - оспаривание подозрительных сделок должника. В статье уделяется внимание сделкам, влекущим оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими.

Ключевые слова: несостоятельность, должник, кредитор.

Возможность оспаривания сделок должника в рамках процедуры банкротства была предусмотрена законодателем в целях борьбы с недобросовестным должником, который желает вывести свои активы (скрыть имущество), тем самым уменьшает будущую конкурсную массу.

Законодатель ввел в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) статью, которая содержит положения об оспаривании сделок совершенных с предпочтением.

Институт оспаривания сделок должника, совершенных с предпочтением, предусмотрен для защиты прав кредиторов, а также для «уравновешивания» их прав. Оспаривание служит в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, никто из которых по общему правилу не вправе удовлетворять свои требования в большей мере, чем другие кредиторы [7, с. 106].

Сделки с предпочтением представляют собой сделки связанные с нарушением или возможностью нарушения порядка удовлетворения требований кредиторов (очередности требований). Статья 61.3 Закона о банкротстве предусматривает возможность оспаривания сделок, если уже есть нарушения прав кредиторов или оно будет в будущем.

Для того чтобы признать сделку совершенной с предпочтением недействительной необходимо наличие хотя бы одного из условий, указанных в пункте 1 статьи 61.3 Закона о банкротстве:

1. сделка направлена на обеспечение исполнения обязательства должника или третьего лица перед отдельным кредитором, возникшего до совершения оспариваемой сделки;

2. сделка привела (приведет) к изменению очередности удовлетворения требований кредитора по обязательствам, возникшим до совершения оспариваемой сделки;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.