Научная статья на тему 'Информатизация учебного процесса и управления в образовательном учреждении'

Информатизация учебного процесса и управления в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация учебного процесса и управления в образовательном учреждении»

образования. Таким образом, Совет является государственно-общественным. В настоящее время состав Совета насчитывает 15 человек, его председателем является министр образования и науки Республики Марий Эл.

Основной задачей Совета является выработка рекомендаций и предложений по основным направлениям информатизации системы образования Республики Марий Эл. К компетенции нового органа, в частности, относятся:

- определение основных принципов проведения политики в сфере информатизации системы образования на территории Республики Марий Эл;

- согласование проектов республиканских целевых программ в сфере информатизации системы образования, отчетов о ходе их реализации;

- согласование ежегодных планов Министерства образования и науки Республики Марий Эл по вопросам информатизации системы образования;

- разработка предложений по объемам финансирования мероприятий в сфере информатизации системы образования.

За время существования Совета на его заседаниях рассмотрены следующие ключевые вопросы:

- о результатах работы Министерства образования и науки Республики Марий Эл в области информатизации системы образования и приоритетных направлениях деятельности;

- о результатах внедрения проекта «Электронная учительская» и направлениях его развития;

- о результатах апробации проекта «Муниципальный портал» и направлениях его развития;

- о роли методических служб, как важнейшего инструмента в обеспечении информатизации образовательного процесса;

- о состоянии системы дистанционного обучения в Республике Марий Эл;

- об использовании ИКТ в системе специального (коррекционного) образования, в системе дополнительно -го образования детей, в системе начального и среднего профессионального образования Республики Марий Эл

- о предоставлении государственных и муниципальных услуг в системе образования Республики Марий Эл;

- о преподавании курса «Информатика и ИКТ» в системе общего образования Республики Марий Эл: проблемы и решения;

- о реализации республиканской программы «Развитие информационного общества в Республике Марий Эл (2010-2014 годы)» по направлению «ИКТ в образовании».

Учитывая сложность и разноплановость рассматриваемых вопросов, для обеспечения надлежащего качества проведения экспертизы проектных решений, подготовки заключений и рекомендаций, на подготовительном этапе заседаний Совета привлекается широкий круг экспертов, технических специалистов и представителей ИТ-компаний. Такая организация работы позволяет обеспечить принятие оптимальных решений с учетом лучших практик.

Проведенные заседания Совета позволили определить направления эффективного использования и развития существующего потенциала информационно-коммуникационной среды системы образования Республики Марий Эл и подготовить предложения по их совершенствованию.

В целом, за два года работы Совета удалось не только сохранить, но и улучшить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти, общественными организациями, коммерческими структурами.

Создание Совета позволило обеспечить системный подход к комплексной проблеме информатизации системы образования, сформировать координационную группу, группу единомышленников и профессионалов, работающих по этому направлению в роли «мозгового центра».

В. И. Щелканова

Таштагольский горный техникум, г. Таштагол

Информатизация учебного процесса и управления

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции фундаментальное значение имеет информатизация образования.

Использование педагогическим коллективом техникума в учебном процессе информационных технологий открыли новые возможности совершенствования методологии и стратегии отбора содержания образования, повышения эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения. Широкое применение информационных технологий в профессиональной деятельности стали ключевым элементом на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Такие информационные

средства, как электронные учебники, мультимедийные презентации и видеоролики, тестовый контроль знаний способствовали изменению акцентов в обучении и воспитании.

Одним из основных направлений методической работы преподавателей техникума является создание учебно-методической документации нового поколения, ориентированной на формирование самостоятельной познавательной деятельности обучаемого. Важное место в создании занимает разработка электронных средств обучения и оптимальное их сочетание с традиционными компонентами учебного процесса.

На проведенном методическом совете по теме «Информационная образовательная среда как средство повышения эффективности обучения» был сделан вывод, что современные технологии позволят преподавателям оперативно подготовить разнообразные наглядные пособия по дисциплинам, которые могут включать мультимедийные курсы, учебные видеофильмы и наглядную информацию.

На педагогических советах по темам «Активизации познавательной деятельности студентов через творчество преподавателя» и «Интеграция информационных технологий в учебном процессе как форма учебноисследовательской работы со студентами» преподаватели показали высокий уровень информационной культуры, которая предоставляет им реальную возможность использовать информационные технологии в обучении.

Методические советы по темам «Применение компьютерных технологий при контроле знаний студентов», «Педагогическое творчество: содержание, методы и формы», «Исследовательская деятельность студентов по специальным дисциплинам с применением информационных технологий», педагогические семинары по темам «Развитие творческой личности студента через использование информационных технологий в учебном процессе», «Проектный метод с использованием информационных средств и коммуникационных технологий» способствовали дальнейшему использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Предметными цикловыми комиссиями на заседаниях систематически рассматриваются вопросы по повышению мотивации студентов к обучению через использование в обучении компьютерной техники и ресурсов сети Интернет, использованию информационных технологий при контроле знаний студентов и нестандартных формах и методах обучения студентов.

В настоящее время в техникуме проводится работа по созданию информационного образовательного про -странства, приоритетом которого является создание электронных образовательных ресурсов и информационного обеспечения научных исследований.

Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки как преподавателей, так и администрации в области применения информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Одним из важнейших аспектов является информатизация управления образованием, в том числе совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных программных средств. Мониторинг рынка соответствующих программных продуктов показал, что система комплексной автоматизации учебного процесса «в8-Ведомости» по сравнению с аналогами обладает рядом преимуществ: модульной архитектурой, простотой освоения и удобством настройки, интуитивно понятным интерфейсом и широкими возможностями по конфигурированию системы. В результате внедрения системы комплексной автоматизации в техникуме автоматизированы формирование личных карточек студентов, хранение и оперативное использование информации о составе и успеваемости студентов, хранение информации о преподавательском составе, ведение приказов о приеме, переводе, увольнении, печать отчетов и сопутствующих документов, хранение и редактирование информации об учебной нагрузке преподавателей, учебных планов на год, библиотечный учет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.