Научная статья на тему 'Информатизация стратегического управления в сфере образования'

Информатизация стратегического управления в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Д. В.

В настоящее время в сфере образования (как на уровне органов управления, так и в крупных университетах) повышается актуальность задач информационной поддержки стейкхолдеров и стратегического менеджмента. Для решения этих задач могут применяться относительно новая управленческая концепция управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM), а также соответствующий класс информационных систем. Такие системы направлены на совершенствование способности организаций анализировать текущую ситуацию и управлять своим развитием, обеспечивая взаимодействие всех заинтересованных лиц в рамках единой среды управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация стратегического управления в сфере образования»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Б СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Д. В. ИСАЕВ,

кандидат экономических наук Государственный университет — Высшая школа экономики

e-mail: disaev@hse.ru

В настоящее время в сфере образования (как на уровне органов управления, так и в крупных университетах) повышается актуальность задач информационной поддержки стейкхолдеров и стратегического менеджмента. Для решения этих задач могут применяться относительно новая управленческая концепция управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM), а также соответствующий класс информационных систем. Такие системы направлены на совершенствование способности организаций анализировать текущую ситуацию и управлять своим развитием, обеспечивая взаимодействие всех заинтересованных лиц в рамках единой среды управления.

Ключевые слова: образование, стратегическое управление, информационные системы.

Коды классификатора JEL: I21, M15.

Сфера образования представляет собой сложную организационно-экономическую систему, стратегическое управление которой является крайне важной и достаточно сложной задачей. Для успешного развития в долгосрочной перспективе крупные образовательные учреждения (университеты) и сфера образования в целом должны иметь четко сформулированную стратегию и обоснованные целевые показатели, а их системы планирования, управленческого учета и контроля должны быть направлены на достижение стратегических целей.

В настоящее время особое значение приобретают вопросы стратегического управления крупными университетами, что объясняется следующими факторами:

Д повышение роли науки и образования в обеспечении национальной конкурентоспособности в долгосрочной перспективе;

Д динамичность современной академической среды, появление новых научных и образовательных направлений;

Д повышение сложности университетского управления, необходимость налаживания межфакультетских и межвузовских связей;

Д появление новых интегрированных образовательных учреждений, включая общенациональные (федеральные) университеты, которые представляют собой крупные научно-образовательные комплексы;

Д географическая распределенность многих университетов.

Также следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к повышению самостоятельности вузов и их преобразованию в форму автономных образовательных учреждений. Такие вузы отличаются не только большей финансовой самостоятельностью, но и большей ответственностью за результаты своей коммерческой деятельности. Для этого уже есть серьезные предпосылки: во многих вузах внебюджетные средства составляют существенную часть финансирования.

Все это ставит вузы перед необходимостью повышения качества и эффективности управления, перехода к регулярному стратегическому менеджменту.

© Исаев Д. В., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

В то же время стратегическое управление в российских вузах в силу исторических причин до сих пор не получило столь же серьезного развития, как в западных университетах. Так, Е. А. Князев отмечает следующие особенности стратегического управления в российских вузах [2]:

Д стратегическое управление часто воспринимается как вынужденная обязанность, редко — как глубоко и полностью осмысленный выбор;

Д миссия университета не отражает его уникальность, является всеохватывающей и универсальной, часто сводится к стереотипам, лозунгам и штампам;

Д стратегия вуза несфокусирована, размыта, вместо выбора «своего» направления развития отражает желание быть «всем и для всех»;

Д информационно-аналитическое обеспечение стратегического менеджмента носит фрагментарный, «любительский» характер, часто — отсутствует вообще;

Д специальные инструменты и техники стратегического управления, как правило, не применяются.

Впрочем, последние две особенности нельзя считать присущими только университетскому управлению, поскольку с аналогичными проблемами сталкиваются и коммерческие компании. В корпоративном секторе так же, как и в университетах, имеет место проблема «стратегического разрыва» — дезинтеграции системы стратегий и планов, направленных на их реализацию [3]. Поэтому существенную помощь вузам может оказать опыт корпоративного управления, который может быть адаптирован с учетом специфики университетов.

Все это предопределяет возможность эффективного применения в сфере образования современных методов и информационных систем управления — как для информационного обеспечения стратегического менеджмента, так и для информационной поддержки стейкхолдеров.

За долгую историю своего развития теория и практика управления породили целый ряд разнообразных подходов, методов и моделей, нацеленных на повышение эффективности управления и предусматривающих применение информационных технологий. В качестве примеров можно привести такие известные концепции, как управление ресурсами предприятия (ERP), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) и управление цепочками поставок (SCM). Перечисленные концепции достаточно хорошо известны и описаны в литературе, а их названия совпадают с названиями соответствующих классов информационных систем.

90-е годы прошлого века ознаменовались интенсивным развитием аналитических систем, что в результате привело к их интеграции — как методологической (функциональной), так и технологической. Так появилось новое направление, получившее название Business Performance Management (BPM), что на русский язык обычно переводится как «управление эффективностью бизнеса»1. Основная направленность таких систем — улучшение способности компании оценивать свое состояние и управлять эффективностью своей деятельности на всех уровнях, путем объединения собственников, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления [5].

Business Performance Management — это методология, направленная на оптимизацию реализации стратегии и состоящая из набора интегрированных циклических аналитических процессов, которые поддерживаются соответствующими технологиями и имеют отношение как к финансовой, так и к операционной информации. BPM позволяет предприятию определять, измерять и управлять эффективностью своей деятель-

1 В литературе также применяются синонимы: «управление эффективностью деятельности предприятия» (Enterprise Performance Management, EPM), «управление эффективностью деятельности корпорации» (Corporate Performance Management, CPM), «стратегическое управление предприятием» (Strategic Enterprise Management, SEM).

ности, направленной на достижение стратегических целей. Ключевые финансовые и операционные процессы BPM включают планирование, консолидацию и отчетность, анализ ключевых показателей эффективности и их распространение в рамках организации [4].

В качестве основных процессов, охватываемых BPM-системами, можно выделить следующие [4]:

Д формализация стратегии (strategize);

Д планирование (plan);

Д мониторинг и анализ (monitor and analyze);

Д корректирующие воздействия (take corrective actions).

В части формализации стратегии BPM-системы позволяют менеджерам разрабатывать стратегии и доводить их до подразделений компании, выявлять возможности создания стоимости и формировать системы метрик, позволяющих оценивать эффективность бизнеса и ее динамику.

В части планирования BPM-системы позволяют менеджерам всех подразделений компании устанавливать свои локальные цели, разрабатывать и моделировать сценарии планирования, разрабатывать программы и бюджеты, поддерживающие бизнес-стратегии, а также формировать целевые значения определенных показателей для различных временных периодов.

В части мониторинга и анализа BPM-системы позволяют оценивать индивидуальную и групповую эффективность с применением соответствующих ключевых показателей на всех организационных уровнях, а также предоставляют пользователям дополнительную информацию, помогающую им предпринимать те или иные действия.

В части корректирующих воздействий BPM-системы помогают менеджерам своевременно реагировать на возникающие ситуации и отклонения.

Приведенная классификация построена в соответствии с циклом стратегического управления: первые две группы процессов связаны с формированием и реализацией стратегий (целеполагание и трансформация стратегий в планы), вторые две группы — с обеспечением обратной связи (контроль, корректировка целей и планов). В этом отношении классификация достаточно детально отражает структуру функциональных областей BPM. Однако, с другой стороны, она вряд ли подходит для классификации информационных систем, обеспечивающих перечисленные функции. Дело в том, что конкретные программные продукты, как правило, реализуют не одну, а сразу несколько ключевых функций, относящихся к разным функциональным областям и используемых на разных стадиях цикла стратегического управления.

Например, BSC-системы, поддерживающие разработанную Р. Капланом и Д. Нортоном методологию Balanced Scorecard [1], позволяют структурировать цели развития (с учетом как финансовых, так и нефинансовых показателей), доводить целевые показатели до нижестоящих звеньев, а также формировать общекорпоративную систему мотивации, стимулирующую достижение этих целей и обеспечивающую координацию усилий отдельных подразделений и бизнес-единиц. Таким образом, BSC-системы включают в себя все компоненты раздела «формализация стратегии». В то же время совокупность индикаторов дает менеджерам возможность оценить, насколько успешно компания продвигается в заданном направлении и насколько его текущая деятельность соответствует утвержденной стратегии. Эти функции соответствуют разделу «мониторинг и анализ». Наконец, BSC-системы позволяют создавать уведомления и поддерживают процессы корректировки целей, что соответствует разделу «корректирующие воздействия».

Аналогичные рассуждения применимы и к системам корпоративного планирования и бюджетирования. Прежде всего, такие приложения содержат всю необходимую для планирования функциональность, включая ведение аналитических направлений

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

и классификаторов, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия, учет трендов, анализ отклонений и т. п. Такие системы учитывают потребности крупных организаций, позволяя составлять бюджеты для каждой бизнес-единицы и для каждого структурного подразделения, при этом консолидация информации может осуществляться на любом из уровней организационной структуры. Перечисленные функции представляют раздел «планирование». Кроме того, системы планирования и бюджетирования позволяют производить план-факт анализ на основе информации из транзакционных систем (раздел «мониторинг и анализ»), а также осуществлять корректировку планов и бюджетов (раздел «корректирующие воздействия»). Наконец, современные системы этого класса содержат развитые организационные функции, позволяющие вовлечь в бюджетный процесс десятки и даже сотни специалистов, обеспечивая тем самым коллегиальность стратегического управления (функциональность раздела «формализация стратегии»).

Многие из аналитических функций заложены в системах бизнес-интеллекта (BJ-приложениях). Они способны собирать необходимую информацию из различных и, скорее всего, разнородных источников (транзакционных систем, хранилищ данных и др.), структурировать ее в соответствии с предметными категориями и, таким образом, обеспечивать единый взгляд на управленческую информацию, столь необходимый менеджерам. В частности, приложения, построенные на основе OMP-систем, позволяют организовать многомерный анализ данных и часто используются в качестве платформы для других приложений, например, систем планирования и бюджетирования. BJ-приложения также позволяют формировать запросы и отчеты, строить системы метрик, создавать панели индикаторов, управлять уведомлениями. Можно сделать вывод, что функциональность BJ-приложений относится сразу к трем разделам классификации — «формализация стратегии», «мониторинг и анализ» и «корректирующие воздействия».

В то же время существуют системы, возможности которых относятся всего к одной из функциональных компонент, приведенных в классификации. Примером могут служить системы консолидации финансовой отчетности, функциональность которых относится к разделу «мониторинг и анализ». Системы консолидации позволяют организовать сбор финансовой отчетности филиалов, отделений, дочерних и зависимых компаний, выполнить корректирующие проводки, обеспечить консолидацию финансовой информации в соответствии с требованиями национальных или международных стандартов и сформировать полный комплект финансовой отчетности.

Исторически концепции управления эффективностью бизнеса и системы управления этого класса появились как реакция на актуальные проблемы коммерческих компаний. Однако с течением времени они стали все шире применяться и в некоммерческой сфере, от отдельных некоммерческих организаций до государственного и муниципального управления. В этом нет ничего удивительного, поскольку и задачи взаимоотношений с заинтересованными лицами, и задачи стратегического менеджмента для некоммерческих организаций не менее актуальны, чем для бизнеса. Поэтому слово «бизнес» в аббревиатуре BPM не должно вводить в заблуждение: его следует считать частью исторически сложившегося термина, но никак не свидетельством того, что BPM-системы могут применяться исключительно для коммерческих компаний. По сути, здесь мы наблюдаем ситуацию, аналогичную системам управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP): несмотря на присутствие слова «предприятие», системы этого класса уже доказали свою применимость в некоммерческих структурах.

Рассмотрим вопросы применения BPM-систем в социальной сфере на примере органов управления сферой образования и крупных университетов.

Комплекс мероприятий, направленных на построение BPM-систем в сфере образования, должен включать разработку концепции и детальной методологии управления (с учетом лучшей зарубежной практики и отечественных наработок), проектирование и создание информационных систем управления (на основе программного обеспечения, апробированного в сфере образования), а также непосредственное внедрение таких систем управления.

Примером применения BPM-решений для стратегического управления сферой образования на уровне министерства может служить опыт Министерства образования Чили (Chilean Ministry of Education), где внедрена и успешно используется управленческая методология Balanced Scorecard, а для информационной поддержки стратегического управления применяется информационная система Oracle Hyperion Performance Scorecard. Внедрение системы позволило создать развернутую систему целевых индикаторов, включающую показатели как национального, так и регионального уровней, а также организовать ежеквартальный сбор фактических данных, позволяющих оценивать успешность развития образовательной отрасли. Это дало возможность повысить прозрачность процессов управления, создать обоснованную систему делегирования полномочий и ответственности, а также организовать поддержку корректировочных управленческих решений.

Применение BPM-систем также позволяет существенно усовершенствовать стратегическое управление университетами, что подтверждается международной практикой. Приведем несколько примеров использования линейки решений Oracle Hyperion в университетском управлении.

Стэнфордский университет (Stanford University) является пользователем решений Hyperion с 1995 года. Одна из задач — бюджетное планирование, которое реализуется на основе программного обеспечения Oracle Hyperion Planning. Бюджетные данные поступают в систему из более чем 35 отдельных структурных единиц университета, при этом бюджетная модель содержит более 40 000 центров затрат и около 10 000 бюджетных показателей. Помимо приложения для бюджетирования, университет использует ряд систем бизнес-интеллекта, а также решение для синхронизации метаданных.

Гарвардский университет (Harvard University) использует системы бизнес-интеллекта Oracle Hyperion в качестве надстройки над хранилищем данных. Это позволяет консолидировать данные, поступающие из многочисленных транзакционных приложений — систем учета, управления закупками, управления персоналом, расчета заработной платы, управления грантами и других. В результате в университете создана единая информационная среда, позволяющая обеспечить необходимую отчетность и доступ к информации.

Университет штата Вермонт (University of Vermont) успешно применяет финансовые приложения. Система Oracle Hyperion Strategic Finance обеспечивает прогноз показателей балансового отчета и отчета о прибылях и убытках на 10 лет, а также планирование привлечения инвестиций. Система Oracle Hyperion Financial Management используется для формирования и анализа финансовой отчетности университета, а также для синхронизации данных финансовой системы и ERP-системы PeopleSoft. В университете также используются система Oracle Hyperion Performance Scorecard (для управления по ключевым показателям) и OLAP-система Oracle Hyperion Essbase (для многомерного анализа информации о студентах).

Университет здравоохранения и науки штата Орегон (Oregon Health & Science University) использует Oracle Hyperion Planning для планирования и бюджетирования. В результате внедрения продолжительность формирования бюджета снизилась с 5,5 месяцев до шести недель, а ежегодная экономия университета оценивается в 1,5 млн долларов.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

Список примеров успешного использования систем управления эффективностью в зарубежных университетах можно продолжить. Однако в российских вузах такие решения, к сожалению, пока не применяются. Часто в качестве причины называют недостаточное финансирование проектов развития российских университетов. Впрочем, за последние годы ситуация меняется к лучшему: ведущим вузам уделяется должное внимание в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), других государственных инициатив в сфере образования. Разумеется, слепо копировать зарубежный опыт информатизации стратегического управления не следует, но его изучение и осмысление может принести большую пользу.

По-видимому, уже в ближайшее время в российской сфере образования будут эффективно применяться и современные методы стратегического управления, и соответствующие информационные системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-бизнес, 2003.

2. Князев Е. А. Об университетах и их стратегиях // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 4 (37).

3. Ковени М., Гэнстер Д.,Хартлен Б., Кинг Д. Стратегический разрыв: технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

4. Business Performance Management Industry Framework Document 5.0. BPM Standards Group, 2005.

5. Shaw A. Business Performance Management: Gaining Insight and Driving Performance. Hyperion Solutions Corp., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.