Научная статья на тему 'Информатизация Российской оптовой торговли'

Информатизация Российской оптовой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация Российской оптовой торговли»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

ШАРИПОВА Н.А.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского ВЕНТЕР Ю.А.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Оптовая торговля характеризуется хранением огромного количества товаров на складах и наличием многочисленных закупщиков - розничных продавцов. В последние годы развитие розницы привело к росту доходов оптовиков, которые получили возможность обновить свои программные и аппаратные ресурсы. Рост клиентской базы и развитие бизнеса ускорили темпы информатизации.

Наращивание оборотов оптового бизнеса за 2005-2008 гг. позволило больше средств расходовать на информатизацию, кризис 2008 г. привёл к небольшому спаду, однако в конце 2009 г. спрос на информационные технологии (далее ИТ) стал проявлять тенденцию к росту [1].

Факторы, стимулирующие и сдерживающие процесс информатизации оптовой торговли, представлены в таблице 1 [2].

Без закупки новых информационных систем, способных эффективно управлять базами данных заказчиков, не обойтись, пока будет повышаться объём заказов от розничных продавцов и расширяться товарная номенклатура. Без автоматической привязки цен на продукцию к объёмам отгрузки каждому заказчику, без взаимосвязи произведённых оплат со стороны заказчика и выставленных в его адрес отгрузочных документов невозможно грамотное управление дебиторской и кредиторской задолженностями.

Таблица 1. Факторы, стимулирующие и сдерживающие процессы информатизации оптовой торговли

Тип фактора Факторы роста затрат Факторы сдерживания затрат

Прямые Рост заказов со стороны розничных продавцов Повышение закупочных цен изготовителей

Рост конкуренции Рост расходов на зарплату продавцов

Рост товарной номенклатуры Рост прочих затрат

Косвенные Рост доходов населения Насыщение потребительского рынка

Приоритет потребления над сбережением Повышение цен на иных рынках

Желание менеджеров сократить воровство на складах

Закупка новых модулей БКР-систем, телекоммуникаций, развитие Интернета предоставляют рыночные преимущества и являются эффективным способом защиты от сильных конкурентов. Также это позволит снизить уровень воровства на складах [3].

Руководству компании, прежде чем закупать новые программные продукты, следует оценить возможности в сфере информатизации, определить финансово-экономическое положение предприятия, объём свободных средств, которые могут быть перераспределены в пользу тех или иных программ и проектов. Принимая решения, руководству оптовых компаний следует помнить о том, что полная информатизация с учётом региональных подразделений занимает длительное время, а также является дорогостоящей процедурой (около 10 млн долларов), а оценка экономической эффективности внедрения информационной системы - методологически сложная задача. После принимаются решения, какие ИТ использовать [2].

Основную роль в информатизации оптовых предприятий играют следующие ИТ:

• кабельные сети;

• системы безопасности электропитания;

• системы кондиционирования;

• видеонаблюдение;

• телекоммуникационная инфраструктура;

• информационные системы, управляющие цепочками поставок;

• системы автоматизации складов (SCM, MRP и WMS-системы);

• модули управления продажами, управления ассортиментом, управления закупками, импортная логистика, внутренняя логистика, управление складами.

Последняя группа модулей информатизации наиболее адаптирована под специфику оптового бизнеса [4].

Модуль «управление продажами» позволяет отслеживать в единой базе данных:

104

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

• объём партии, отгруженной розничному продавцу;

• стоимость партии;

• дату отгрузки;

• номер договора;

• дату договора;

• номер склада;

• ответственное лицо (исполнителя);

• наличие или отсутствие отгрузочных документов.

Использование модуля «управление ассортиментом» позволяет контролировать качество продукции и сроки годности. Напротив каждой ассортиментной позиции должны стоять:

• дата покупки;

• группа товаров;

• краткое описание потребительских свойств;

• факт наличия или отсутствия сертификатов.

Модуль «управление закупками» позволяет быстро сформировать заказ заводу-изготовителю. Отражает:

• номер договора поставки с заводом-изготовителем;

• дату договора поставки;

• все приложения и дополнительные соглашения по договору;

• наличие задолженности завода-изготовителя по поставкам (сумма авансов);

• номер поставки;

• прогнозную дату поставки;

• объём поставки;

• цену поставки;

• общую стоимость поставки;

• номер склада, на который будет осуществлена отгрузка;

• факт наличия или отсутствия отгрузочных документов.

Логистика позволяет планировать и управлять грузопотоками. Модуль содержит полную информацию о наличии мест на складах и свободном транспорте.

Управление складами позволяет управлять свободным пространством склада, не допускать наличия незагруженных площадей на одном складе при недостаточном месте на другом складе [3].

Информатизация занимает существенное место в развития оптового бизнеса. Сегодня ни одна крупная российская оптовая сеть не может обойтись без использования ИТ. Информатизация позволяет минимизировать «человеческий фактор», влияет на торгово-технологический процесс. При правильно выбранной стратегии внедрения нового программного обеспечения происходит ускорение совершения сделок и внутренних бизнес-процессов, что в итоге сокращает запасы на складах и повышает рентабельность бизнеса.

Литература

1. У оптовиков есть резервы для ИТ-проектов // Обзор «Информационные технологии в торговле 2008». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2008/articles/ econom_tech2.shtml (дата обращения: 16.02.2016).

2. Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития [Электронный ресурс]. -URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=34046 (дата обращения: 15.02.2016).

3. Предприятия оптовой торговли на рынке ИКТ - масштабы обязывают// Обзор «Информационные технологии в торговле 2008» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cnews.ru/ reviews/free/trade2008/articles/ wholesale.shtml (дата обращения: 17.02.2016).

4. Поможет ли информатизация оптовикам? //Обзор «Информационные технологии в торговле 2008» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2008/articles/ wholesale_3.shtml (дата обращения: 17.02.2016).

5. Birukov V.V., Metelyov S.E., Ploskonosova V.P. Economy of Оmsk region: priorities of development strategy. -Omsk, 2007.

6. Бирюков В.В., Метелев С.Е., Плосконосова В.П. Экономика Омского региона: приоритеты стратегии развития. - М., 2006.

7. Соловьев А.А., Метелев С.Е., Федоров А.Э. Защита информации и информационная безопасность. -Омск, 2011.

8. Метелев С.Е., Калинина Н.М., Елкин С.Е., Чижик В.П Экономика предприятия (торговли и общественного питания). - Омск, 2011.

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.