Научная статья на тему 'Становление и развитие процессов информатизации оптовой торговли в России'

Становление и развитие процессов информатизации оптовой торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куба М. В.

Сектор оптовой торговли состоит из разных видов бизнеса, объединенных общим признаком хранением больших количеств товаров на складах и наличием большого числа его закупщиков розничных продавцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие процессов информатизации оптовой торговли в России»

Куба М.В.,

Омский институт (филиал) РГТЭУ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОПТОВОЙ

ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Сектор оптовой торговли состоит из разных видов бизнеса, объединенных общим признаком - хранением больших количеств товаров на складах и наличием большого числа его закупщиков -розничных продавцов. Развитие розницы привело в последние годы к росту доходов оптовиков, которые получили возможность обновить свои программные и аппаратные ресурсы. Одновременный рост клиентской базы и развитие бизнеса вынудили ускорить темпы информатизации [4].

Оптовый бизнес за 2004-2007 гг. наращивал обороты, что позволяло ему больше средств расходовать на информатизацию, после кризиса 2008 г. произошел небольшой спад, однако уже в конце 2009 г. спрос на информационные технологии (далее ИТ) вновь стал проявлять тенденцию к устойчивому росту.

Особенностью оптовых предприятий, выгодно отличающей их от других секторов торговли, является устойчивость и положительность динамики ИТ-расходов. Динамика доли затрат предприятий оптовой торговли в общих затратах на ИТ достаточна стабильна. За 2004-2007 гг. она находилась в коридоре от 2,9-3,6%, при этом ее доля превышала 3%. Общий объем затрат предприятий оптовой торговли на ИТ демонстрировал в этот период непрерывный рост с переменными темпами. Затраты на ИТ с 2004 по 2007 гг. возросли с 3,7 до 7,2 млрд. руб., что даже с поправками на инфляцию говорит об уверенном росте и реализации определенных стратегий информатизации (рис.1). Среди основных статей особо высокими темпами растут ИТ-услуги — на 60-70% в год. При этом их доля в структуре затрат превышает 25% [2,4] .

Рассмотрим, какие факторы стимулируют, а какие сдерживают процесс информатизации оптовой торговли (Таблица 1) [2].

Очевидно, что пока будет повышаться объем заказов от розничных продавцов, пока товарная номенклатура будет расширяться, без закупки новых модулей информационных систем, способных эффективно управлять базами данных заказчиков, не обойтись. Грамотное управление дебиторской и кредиторской задолженностями невозможно без автоматической привязки цен на продукцию к объемам отгрузки каждому заказчику, без взаимосвязи произведенных оплат со стороны заказчика и выставленных в его адрес отгрузочных документов.

8 7 6 5 4 3 2

О

■ Доля ИТ-затрат предприятий оптовой торговли в обшрх ИТ-затратах в экономике, %

□ Доля ИТ-затрат предприятий оптовой торговли в прибыли, %

□ Обш^й объем ИТ-затрат предприятий оптовой торговли, млрд .руб Рис. 1 - Динамика ИТ-затрат в секторе оптовой торговли.

Таблица 1- Факторы стимулирования и сдерживания процессов информатизации оптовой торговли.__________________________________________________________________________________

Тип фактора Факторы роста затрат Факторы сдерживания затрат

Прямые Рост заказов со стороны розничных продавцов Повышение закупочных цен заводов-изготовителей

Рост конкуренции Рост расходов на зарплату продавцов и менеджеров

Рост товарной номенклатуры Рост прочих затрат

Косвенные Рост доходов населения Насыщение потребительского рынка

Приоритет потребления над сбережением Повышение цен на других рынках

Желание менеджеров сократить воровство на складах

Рост конкуренции ведет к желанию сильных игроков убрать с рынка конкурентов. Неграмотное управление отгрузками и финансовыми потоками, необоснованное увеличение доли одного или группы дебиторов в общей сумме дебиторской задолженности в какой-то момент может привести к образованию кассовых разрывов и, как следствие, исков о банкротстве. Причем такие иски могут быть спланированы конкурентами с целью произвести недружественное поглощение.

Эффективный способ защититься от конкурентов - потратить деньги на закупку новых модулей ERP-систем. Это позволит не только поднять финансовую дисциплину, но и снизить воровство на складах. Закупка новых телекоммуникаций, развитие интернета дает небольшим оптовым компаниям рыночные преимущества перед более крупными игроками. Небольшие оптовые компании не могут позволить себе сильно играть ценами, поскольку их обороты не создают существенного эффекта масштаба, но могут выиграть на скорости совершения сделки и качестве предоставляемых услуг [2].

Однако прежде чем закупать новые программные продукты, руководству компании в первую очередь следует оценить возможности в сфере информатизации, а именно определить финансово-экономические положение предприятия, объем свободных средств, которые могут быть перераспределены в пользу тех или иных программ и проектов. На рост или снижение этих возможностей указывает индекс прибыльности бизнеса, отмечающий изменение уровня прибыли от года к году. Показателем объема свободных средств также является рентабельность бизнеса -товаров, услуг, активов. При принятии решения руководству оптовых компаний следует помнить, что полная информатизация с учетом региональных подразделений длится долго и стоит дорого (около 10 млн. долларов), а оценить экономическую эффективность внедрения информационной системы - задача методологически сложная и до конца не решенная. После проведения указанных мероприятий решается вопрос какие ИТ использовать [5].

В настоящее время основную роль в информатизации оптовых предприятий играют традиционный набор ИТ: кабельные сети, системы безопасности электропитания,

кондиционирования, видеонаблюдения, телекоммуникационная инфраструктура и прочее, информационные системы, управляющие цепочками поставок, системы автоматизации складов (SCM, MRP и WMS-системы), а также закупка и внедрение модулей, основными из которых являются управление продажами, управление ассортиментом, управление закупками, импортная логистика, внутренняя логистика, управление складами. Последний из процессов информатизации наиболее адаптирован под оптовый бизнес. Рассмотрим, как каждый из компонентов модулей отдельно может помочь или помешать бизнесу оптовика [1,3].

Управления продажами - позволит отслеживать в единой базе данных объем партии, отгруженной розничному продавцу, стоимость партии, дату отгрузки, номер договора, дату договора, номер склада, филиал, ответственное лицо (исполнитель), наличие или отсутствие отгрузочных документов. Соответственно, против каждой отгрузки будут проставлены соответствующие статусы, которые будут использоваться при формировании сводных отчетов.

Управление ассортиментом - позволит контролировать качество продукции и сроки годности. Соответственно против каждой имеющейся на складе ассортиментной позиции должны стоять - дата покупки, группа товаров, краткое описание потребительских свойств, а главное -факт наличия или отсутствия сертификатов. Большинство опций должно заводиться не в ручную, а выбираться из интегрированного в систему справочника.

Управление закупками - позволит быстро сформировать заказ заводу-изготовителю. Модуль должен отражать номер договора поставки с заводом-изготовителем, дату договора поставки, все приложения и дополнительные соглашения к договору, наличие задолженности завода-изготовителя по поставкам (сумма авансов), номер поставки, прогнозную дату поставки, объем поставки, цену поставки, общую стоимость поставки, номер филиала, номер склада, на который будет осуществлена отгрузка, факт наличия или отсутствия отгрузочных документов.

Логистика - позволит планировать грузопотоки. Модуль должен содержать всю информацию о наличии мест на складах и свободном транспорте.

Управление складами - позволит управлять свободным пространством склада, не допускать наличия незагруженных площадей на одном складе при нехватке места на другом складе.

Бухгалтерский и налоговый учет - модуль, в принципе мало отличающийся для всех торговых организаций [1].

Таким образом, информатизация занимает существенное место в формировании тренда развития оптового бизнеса. Затраты на ИТ растут с каждым годом. Они позволяют максимально уменьшить «человеческий фактор», влияет на торгово-административный процесс. Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых услуг, маркетинговая политика оптовых сетей все теснее взаимодействуют с рынком информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная российская оптовая сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе. Основное ее преимущество состоит в том, что при правильно выбранной стратегии внедрения нового программного обеспечения, происходит ускорение совершения

сделок и внутренних бизнес-процессов, что, в конечном счете, позволяет уменьшить необходимые минимальные остатки на складах. Уменьшение минимального остатка, сокращение запасов автоматически означает снижение объема денежных средств, замороженных в запасах, а значит, повышает рентабельность бизнеса. Изменение объема запасов в денежном выражении может рассматриваться как критерий эффективности внедрения новых систем.

Литература

1. Поможет ли информатизация оптовикам? //Обзор «Информационные технологии в торговле 2008» [Электронный ресурс] URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2008/articles/ wholesale 3.shtml (дата обращения: 17.02.2011).

2. Предприятия оптовой торговли на рынке ИКТ - масштабы обязывают// Обзор «Информационные технологии в торговле 2008». [Электронный ресурс] URL: http://www.cnews.ru/ reviews/free/trade2008/articles/wholesale.shtml (дата обращения: 17.02.2011).

3. Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития.

[Электронный ресурс] URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=34046 (дата обращения: 15.02.2011).

4. Структура расходов на ИТ в секторе оптовой торговли: ось ИТ-консалтинга //Обзор «ИТ в

торговле 2007». [Электронный ресурс] URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2007/

articles/structure.shtml (дата обращения: 15.02.2011).

5. У оптовиков есть резервы для ИТ-проектов // Обзор «Информационные технологии в торговле 2008». [Электронный ресурс] URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2008/articles/ econom_tech2.shtml (дата обращения: 16.02.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.