Анализ показывает, что сфера образования - это одна из тех сфер в нашей стране, которая получила активный импульс к инновационному развитию. При этом важный класс инновационных образовательных технологий представляют собой информационные технологии.
Эти технологии решали задачи повышения успешности в обучении, вовлеченности в учебный процесс, улучшения понимания изучаемого материала, формирования функциональной грамотности, проектной грамотности, теоретического мышления, экологического и экономического мышления, коммуникативности, социальной активности, гражданского сознания, толерантности, самоопределения и др.
Когда стали переходить на инновационный путь развития другие сферы деятельности, в том числе и производство, то оказалось, что для этих сфер необходимо развивать свои инновационные подходы и свои лидеры.
Хотя можно отметить и общие черты, поскольку предприятия должны определять требования к выпускникам вузов, которые будут у них работать. Существуют исследования, позволяющие определить такие требования.
Проведя анализ, можно определить разницу в терминах «инновационные образовательные технологии» (технологии, являющиеся результатом деятельности инновационных педагогов) и «инновационное образование» (инновационные идеи создаются обучаемыми).
По-видимому, наиболее эффективный метод внедрения инновационных программ - это модульный подход. Традиционно курс обучения содержит одну или несколько дисциплин, объединенных целостностью научной области. В отличие от них, модульные программы нацелены на обучение целостному комплексу навыков, умению быть полностью готовым к практическому выполнению некоторых видов деятельности.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: АКТУАЛЬНОСТЬ, СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
© Золотов C.B.
г. Знаменск
В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.
Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать.
Цель информатизации общества - создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий.
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [3].
Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:
1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40-60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСХ который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.
6-й этап - «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet [4].
Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего университета в любое время и в любой точке пространства. Помимо доступности учебного материала, необходимо обеспечить обучаемому возможность связи с преподавателем, получение консультации в он-лайн или офф-лайн режимах, а также возможность получения индивидуальной «навигации» в освоении того или иного предмета. «Студенты будут стремиться к гибкому режиму обучения, модульным программам с многочисленными поступлениями и отчислениями, которые позволят накапливать зачетные единицы, свободно переводиться из одного вуза в другой с учетом предыдущего опыта, знаний и навыков. По-прежнему важной для студентов останется возможность личного развития и профессионального роста; программы получения степени и короткие курсы, возможно, будут пользоваться одинаковым спросом; резко возрастет потребность в программах профессионального обучения и аспирантских программах».
Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:
- на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
- на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации [4].
Все эти возможности собственно дидактического и методического ха-рактера действительно неоспоримы. Необходимо принять во внимание, что использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется определенными свойствами:
- возможностью обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией;
- наличием условий для развития творческого мышления;
- условиями для превращения обучения посредством телекоммуникационной сети в социальный коллективный процесс;
- концентрацией внимания всех участников взаимодействия посредством сети на самой информации а не на внешних личных атрибутах автора;
- условиями для создания «виртуального класса», расширения возможностей группового и проектного обучения [2].
Широкое внедрение информатизации в качестве орудия познания человека означает появление новых форм мыслительной, мнемонической, творческой деятельности, что можно рассматривать как существенное развитие психолого-педагогических процессов. Информатизация вынувдает на новом уровне ставить и решать непростые и еще более усложнившиеся сегодня задачи общего образования - повышение уровня традиционной подготовки школьников.
По данным анкетирования 194 учителей и учащихся московских школ применение информационных технологий в ходе организации образовательного процесса позволяет: увеличивать темп урока - 5,15 %; лучше иллюстрировать урок - 21,13 %; повышать мотивацию учеников на уроке -
23,2 %; улучшить качество подготовки учителя к уроку - 24,23 %; сократить время на подготовку к уроку - 8,76 %; помочь ученикам в выполнении домашнего задания - 17,53 %. Однако, любое средство, используемое в учебном процессе, является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение в одном из них обусловливает изменения во всех других. Как новое содержание требует новых форм его организации, так и новое средство предполагает преобразование всех других компонентов дидактической системы [5].
Таким образом, информационные технологии приносят возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения - «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам - к креативной модели (когда в учебной аудитории с помощью нового технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или процесс, студенты под руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения на поставленные задачи). Специалисты считают, что развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнительности и взаимокоррелирования, что, в свою очередь, позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды - глобальном, измерении, существующем в реальном времени и ассоциирующем в себе всю совокупность образовательных технологий.
Список литературы:
1. Заславская О.Ю. Автоматизированные информационные системы и технологии в управлении образовательным процессом // Оптимизация и моделирование в автоматизированных системах: межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 2004.
2. Компьютерные информационные системы управленческой деятельности: учебн. пособие / Под ред. проф. Г. А. Титоренко; ВЗФЭИ. - М.: Экономическое образование, 1993.
3. Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. C.B. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 1995.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
5. Хуторской A.B. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - РАО, М., 2000.