Научная статья на тему 'Информатизация образовательной деятельности как фактор подготовки компетентного специалиста'

Информатизация образовательной деятельности как фактор подготовки компетентного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шереметьева В.В.

Внедрение информационных технологий в здравоохранение Ханты-Мансийского автономного округа Югры носит системный и последовательный характер. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Медицинский информационно-аналитический центр», являясь ведущим звеном информационно-коммуникационной составляющей системы здравоохранения Югры, с целью обеспечения достижения целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения осуществляет образовательную деятельность. Важной составляющей которой являются позитивные качественные изменения информационной и пользовательской компетентности в сфере информатизации здравоохранения у работников медицинских организаций ХМАО-Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шереметьева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация образовательной деятельности как фактор подготовки компетентного специалиста»

РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

УДК 37.03

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Шереметьева В.В.,

врач-методист программно-методического отдела Учебного центра БУ «Медицинский информационно-аналитический центр»

Внедрение информационных технологий в здравоохранение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры носит системный и последовательный характер. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Медицинский информационно-аналитический центр», являясь ведущим звеном информационно-коммуникационной составляющей системы здравоохранения Югры, с целью обеспечения достижения целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения осуществляет образовательную деятельность. Важной составляющей которой являются позитивные качественные изменения информационной и пользовательской компетентности в сфере информатизации здравоохранения у работников медицинских организаций ХМАО-Югры.

Информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию»

А.П. Ершов

Формирование и дальнейшее повышение уровня профессиональной компетентности находится в прямой зависимости от меняющейся социально-экономической ситуации и интеграции современных инноваций в трудовую деятельность. Термин «информационная компетентность» определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных, информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».

Медицинская информатика, информационно-коммуникационные технологии открыли новые возможности для медицины, а также для реализации права человека на получение квалифицированной медицинской помощи в любом месте и в любое время. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом технологий и средств информатизации, определяет развитие информационно-коммуникативной компетентности ведущим фактором образовательной политики непрерывного медицинского образования.

Выполняя миссию по внедрению современных информационных технологий для повышения качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения, бюджетным учреждением Хан-

ты-Мансийского автономного округа — Югры «Медицинский информационно-аналитический центр» был создан Учебный центр (26 декабря 2014 года).

С целью реализации Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы», новых реальностей и потребностей образовательного пространства была разработана и утверждена Концепция развития Учебного центра.

Деятельность Центра направлена на создание эффективной системы профессиональной подготовки работников здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с медицинским и немедицинским образованием, что, в свою очередь, обеспечивает достижение поставленных целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения.

Согласно учебному плану Учебным центром проводятся различные курсы повышения квалификации работников медицинских организаций.

В рамках развития системы менеджмента качества в соответствии с Международным стандартом ISO 9001:2008 в БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» реализуется программа по порядку межструктурного взаимодействия в Учреждении. С целью обеспечения получения актуальной практически значимой информации о современных тен-

денциях системы здравоохранения Российской Федерации, округа, запущено издательство регионального информационно-методического журнала «Здравоохранение Югры: опыт и инновации».

Одной из основных задач повышения квалификации в области информационных технологий является совершенствование профессиональной деятельности специалиста на основе непрерывности и поступательности развития его личности в условиях оптимизации системы управления ресурсами с использованием современных организационных, медицинских и информационных технологий. В соответствии с вышесказанным, освоение дополнительных профессиональных программ имеет интегрированный характер в части «информационной культуры», направленный на позитивные качественные изменения информационной и пользовательской компетентности в сфере информатизации здравоохранения.

В рамках программно-методической деятельности мы выделили основные позиции: модульность построения программ и практико-ориентированность.

• Модульность построения программ

На данный период разработаны обучающие модули для специалистов со средним медицинским образованием: «Участие в организационно-аналитической деятельности по сохранению и поддержанию здоровья населения», в процессе разработки модуль для специалистов с высшим медицинским образованием: «Коммуникационное и информационное взаимодействие в профессиональной деятельности». Содержание модулей включает все аспекты информатизации основных направлений профессиональной деятельности медицинских работников.

• Практикоориентированность предполагает обучение с использованием обучающих программ (демоверсий) автоматизированных рабочих мест (АРМ) работников здравоохранения.

Предоставление образовательной услуги включает элементы дистанционного обучения.

Это обеспечивает реализацию принципов непрерывного медицинского образования: ^ в удобной для специалиста форме, ^ в удобном для специалиста месте, ^ в удобное для специалиста время.

Современный этап развития непрерывного медицинского образования характеризуется

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №2 2015

внедрением в учебный процесс информационных технологий (симуляционных, цифровых, телемедицинских). Определяя данные технологии приоритетными направлениями развития Центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для высокотехнологичной медицинской отрасли, лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений. При реализации мероприятий обозначенных направлений могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления, привлекаться специалисты, активно участвующие в решении проблем по информационному обеспечению и развитию медицинских информационных систем здравоохранения ХМАО-Югры, которые возможно станут инициаторами новых проектов.

Таким образом, содержание программ дополнительного профессионального образования, нацеленных на применение средств информационных технологий, ведет к созданию условий для развития у слушателей профессионального мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности в области информационных технологий, что обеспечивает эффективное внедрение и развитие информационных технологий в здравоохранении.

Список литературы

1. Информатика : учебник / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. -384 с. : ил.

2. Информатика. Практикум / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. -336 с. : ил.

3. Арабидзе, Г.Г., Киденцова, С.И. Тенденции развития оценки и компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 2. - С. 57-64.

4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/ content/obshcheobrazovatelnaya-podgotovka-po-informatike-v-sisteme-meditsinskogo-obrazovaniya#ixzz30SkySvYn.

5. Методология информатизация образования Автор: И.В. Роберт, директор Института информатизации образования РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.

© Шереметьева В.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.