Научная статья на тему 'Коммуникационная площадка в реализации плана мероприятий («Дорожной карты») развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2018 годы'

Коммуникационная площадка в реализации плана мероприятий («Дорожной карты») развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2018 годы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ОПОРНЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ / ДЕТИ / ИМЕЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шереметьева В.В.

Являясь ведущим звеном информационно-коммуникационной составляющей системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа Югры БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» с целью решения задач государственной политики в сфере здравоохранения обеспечивает межведомственное взаимодействие в реализации Плана мероприятий «дорожной карты» развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2018 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шереметьева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникационная площадка в реализации плана мероприятий («Дорожной карты») развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2018 годы»

УДК 364.048.6

КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА В РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНОЙ КАРТЫ») РАЗВИТИЯ СЕТИ ОПОРНЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАБОТУ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ

ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2016-2018 ГОДЫ

Шереметьева В.В.,

врач-методист Учебного центра БУ «Медицинский информационно-аналитический центр»

Являясь ведущим звеном информационно-коммуникационной составляющей системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» с целью решения задач государственной политики в сфере здравоохранения обеспечивает межведомственное взаимодействие в реализации Плана мероприятий «дорожной карты» развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2016-2018 годы.

Ключевые слова: сеть опорных реабилитационных и образовательных центров, дети, имеющие особенности развития, система здравоохранения

Одной из важных сфер деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом, является защита прав детей на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.

По информации, представленной федеральной службой государственной статистики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, численность детей-инвалидов не уменьшается, а ежегодно увеличивается (таблица 1). На 1 января 2016 года из 382 478 человек детского населения (от 0 до 17 лет) имеют статус «дети-инвалиды» — 5 564 человек (1,45% от числа детского населения).1

Таблица 1

Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии (по состоянию на 1 января) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

2012 г. чел. 2013 г. чел. 2014 г. чел. 2015 г. чел. 2016г. чел.

4541 4675 4825 5144 5564

1 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/

шsstat/m/statistics/populatюn/disaЫИties;

Дети с ограниченными возможностями здоровья — тема повышенного внимания Правительства региона.2 В интересах детей с особенностями развития и их родителей Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры был утверждён план мероприятий («дорожная карта») развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2016-2018 годы.

Управление реализацией мероприятий «дорожной карты» в части медицинского аспекта осуществлял Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Медицинский информационно-аналитический центр» являлось коммуникационной площадкой. Непосредственным исполнителем — Учебный центр БУ «Медицинский информационно-аналитический центр».

С целью обеспечения оптимальных условий осуществлялось решение задач по организационному, техническому и информационно-аналитическому сопровождению мероприятий.

2 http://www.childrenspace.by/o-nas.html

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №4 2017

При формировании тематического содержания занятий важное значение отводилось мероприятиям, направленным на обеспечение условий по повышению профессиональной компетенции специалистов в вопросах оказания медико-социальной помощи детям с особенностями развития и их семьям.

В этом контексте важное значение в реализации обучающих мероприятий возлагалось на скоординированное взаимодействие социальных, медицинских, образовательных служб. Основными направлениями работы были определены:

• проведение лекций в режиме видеоконфе-ренцсвязи;

• проведение творческих мастерских «Азбука радости»;

• создание и обеспечение функционирования информационно-образовательного раздела на официальном сайте Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Рис. 2. Творческая мастерская. Работа закрытой группы семинара-тренинга «Техника АРТ-терапии»

Югры 44 человека, специалисты медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 41человек, Представители общественных организаций родителей — 9 человек.

В 2017 году в мероприятиях «дорожной карты» приняли участие 347 человек, из них специалисты организаций, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 88 человек, специалисты организаций, подведомственных Департаменту образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 103 человека, специалисты медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 150 человек, Представители общественных организаций родителей — 6 человек (диаграмма 1).

Рис. 1. Творческая мастерская «Азбука Радости»

В период с сентября 2016 года по ноябрь 2017 года совместно с медицинскими организациями, подведомственными Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры были проведены обучающие мероприятия (таблица 2).

Всего в мероприятиях приняли участие в 2016 году 142 человека, из них специалисты организаций, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 48 человек, специалисты организаций, подведомственных Департаменту образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа —

Рис. 3. Участники семинара-тренинга «Социально-психологическаяреабилитация и абилитация семей, воспитывающих детей с особенностями развития»

Таблица 2

Количественные показатели мероприятий («дорожной карты») в период с сентября 2016г. по октябрь 2017 г.

U О

№ п/п

Наименование мероприятия

Соисполнители

Участники мероприятий

Специалисты организаций, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры

Специалисты организаций, подведомственных Департаменту образования и молодёжной политики Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры

Специалисты медицинских организаций,

подведомственных Департаменту здравоохранения Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры

и

п п

о

2016 год

1.

Семинар «Психологическая поддержка родителей, имеющих детей с ранним детским

аутизмом» (в режиме ВКС)

БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница», медицинский психолог Е.В. Кай-нарян

зав. отделением психо-

лого-педагогической помощи, зав. отделением реабилитации детей п подростков с ограниченными возможностями, психологи, логопеды, врачи-педиатры, социальные педагоги, воспитатели, учитель

40

зам. директора, методисты, учителя, социальные педагоги, психологи

36

врачи-педиатры, медицинские психологи, психологи медицинские сестры

Представители общественных организаций родителей

21

101

Творческая мастерская «Азбука Радости»

2.1. Мастер-класс «Движение н

развитие»:

1.1.Медицинская реабилитация детей с АЦП в период от младенчества до 2-х лет.

1.2. Адаптированная физическая культура как средство реабилитации детей, имеющих отклонения состояния здоровья.

БУ «Окружная клиническая больница» детская поликлиника, врач не-вролог A.B. Старикова

БУ «Реабилитационный центр для детей и под ростков с ограниченны мп возможностями «Лучик», пнструктор-мето диет по адаптивной физ-культуре С.М. Москвин

Главный специалист-эксперт отдела организации социального обслуживания семьи и детей, врач-педиатр, зав.

отделением дневного пребывания, воспитатели, инструкторы-методисты

психолог-консуль-тант, учитель-логопед, педагог-психолог, преподаватель

Главный внештатный специалист по медицинской реабилитации у детей, врач-невролог, врачи-педиатры, врач-физиотерапевт, врач по ЛФК

20

41

I—1

Ul

№ п/п Наименование мероприятия Соисполнители Участники мероприятий всего

Специалисты организаций, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры Специалисты организаций, подведомственных Департаменту образования и молодёжной политики Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры Специалисты медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры

2.2. Мастер - класс для детей с АЦП и участников мероприятия «Мы вместе»:

2.1.Изготовление славянской куклы нз соломы. МБУ дополнительного образования «Детская школа искусств», преподаватель художественного отделения A.C. Ппсаренко Главный специалист-эксперт отдела организации социального обслуживания семьи и детей, врач-педиатр, зав. отделением дневного пребывания, воспитатели, инструкторы-методисты психолог-консуль-тант, учитель-логопед, педагог-психолог, преподаватель Главный внештатный специалист по медицинской реабилитации у детей, врач-невролог, врачи-педиатры, врач-физиотерапевт, врач по ЛФК

2.2. Нетрадиционная техника рисования «Разноцветные ладошки» МБУ дополнительного образования «Детская школа искусств», преподаватель художественного отделения C.B. Золотарева

Представители общественных организаций родителей 5

2017 гол

1. Творческая мастерская «Азбука Радости» межведомственный семи-нар-практикум «Основные техники Арт - терапии» (в режиме ВКС) БУ «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница», заведующий кабинетом медицинской профилактики — врач — психиатр К.А.Ковалев, медицинский психолог диспансерного отделения Е.А. Белозерцева врач-педиатр,зав. отделением, воспитатель, логопед, инструктор по труду реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями, методисты, психологи, педагоги, социальные педагоги, специалист по социальной работе 63 воспитатели, педагоги —психологи, социальные педагоги, учитель логопед, учитель дефектолог, учитель начальных классов, учитель технологии п ИЗО 62 врачи —методисты, врачи —педиатры, медицинские психологи, медицинские сестры, специалисты по социальной работе, социальные педагоги 75 202

Представители общественных организаций родителей 2

I I

О го û J=

ы >

>

ОО

о о

X

>

ю

№ п/п

Наименование мероприятия

Соисполнители

Участники мероприятий

Специалисты организаций, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специалисты организаций, подведомственных Департаменту образования и молодёжной политики Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры

Специалисты медицинских организаций,

подведомственных Департаменту здравоохранения Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры

и

п п

о

с

7

с с

7

I

Семинар — тренинг

«Социально-психологическая реабилитация и абилитация семей, воспитывающих детей с особенностями развития» для специалистов медицинских организаций (очно-заочная форма обучения)

Руководитель Проекта «Интенсив в Романово», г. Москва, клинический психолог, психотерапевт, Т.В. Хозпева

заведующий педиатрическим отделением детской поликлиники, участковый педиатр, социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог, медицинские психологи, логопед

22

Лекция в режиме ВКС по теме: «Муковпсцпдоз. Как научиться с ним жить»

БУ «Сургутская окружная клиническая больница» заведующий педиатрическим отделением O.A. Буренкова, врач-пульмонолог Е.Б. Цпбпна»

Врачи — педиатры, заведующий социально-ме-дицинским отделением, медицинские сестры, социальные педагоги, психолог, социальный работник

12

социальные педагоги, медицинские сестры, фельдшера

11

врачи — терапевты подростковые, медицинские сестры, специалисты по социальной работе, медицинские психологи

26

Представители общественных организаций родителей

Лекция в режиме ВКС по теме: «Подростковый возраст-сложности в контроле сахарного диабета»

БУ «Сургутская окружная клиническая больница» заведующий педиатрическим отделением O.A. Буренкова, врач детский эндокринолог, A.B. Мпногпна

врачи — педиатры, заведующий социально-ме-дицинским отделением, медицинские сестры, социальные педагоги, социальные работники,

13

воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя

30

врачи — терапевты

подростковые, медицинские сестры, специалисты по социальной работе, медицинские психологи

27

Представители общественных организаций родителей

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №4 2017

Диаграмма 1

Итоговые количественные показатели мероприятий («дорожной карты») в период с сентября 2016 г. по октябрь 2017 г.

150

100

50

0

□ Представители общественных организаций родителей

■ Специалисты организаций, подведомственных Департаменту социального развития ХМАО-Югры

□ Специалисты организаций, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики ХМАО-Югры

□ Специалисты организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения ХМАО-Югры

150 1103 88

41 44 48 А

Ж 1 6

2016 2017

С целью оценки содержательной и организационной сторон мероприятий, реализуемых на базе Учебного центра, проводилось анкетирование участников. Вопросы предлагалось оценить по пятибалльной шкале, где 5 — высшая оценка, 1 — низшая.

Средние показатели результатов анкетирования по мероприятиям: творческой мастерской «Азбука Радости» (дата проведения 10.11.2016), межведомственный семинар-практикум «Основные техники Арт-терапии» (дата проведения 18.09-20.09.2017), семинара — тре-

нинга «Социально-психологическая реабилитация и абилитация семей, воспитывающих детей с особенностями развития» (дата проведения 10.10-12.10.2017).

По результатам анкетирования на вопрос «Насколько проведенное мероприятие соответствовало Вашим ожиданиям по тематической направленности?» 84 % участников оценили свое впечатление от мероприятия на высший балл. 16 % поставили 4 балла, ниже четырех баллов оценок не было (диаграмма 2).

Диаграмма 2

«Насколько проведенное мероприятие соответствовало Вашим ожиданиям по

тематической направленности?» 0% 0%

. 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла

Большое количество новой информации (5 баллов) получили 60 % респондентов. Хороший багаж новых знаний на мероприятиях

Практическую направленность и полезность мероприятий на отлично оценили 84 %

Большинство участников (72%) не заполнили пункт анкеты: «Какой(ие) интересующий-(ие) вас вопрос(ы) не был(и) освещен(ы) на мероприятии?», что можно охарактеризовать удовлетворенностью содержательной частью мероприятия, о чём свидетельствует оценка респондентами по соответствию ожиданиям по тематической направленности (диаграмма 2) и наличию новой информации проведенных мероприятий (диаграмма 3).

приобрели 32 % участников. 4 % опрошенных поставили 3 и 2 балла в данном пункте анкеты (диаграмма 3).

Диаграмма 3

5 баллов

■ 4 балла 3 балла

■ 2 балла

участников, на 4 балла — 16 %. 3 и 2 балл не поставил ни один респондент.

Диаграмма 4

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла

Отметили, что рассмотренные вопросы были представлены доступно и понятно 12 %. У 16 % опрошенных остались вопросы по социальной составляющей в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, по нормативно-законодательной составляющей медико-социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ (диаграмма 5).

«Наличие новой информации»

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №4 2017

Диаграмма 5

«Какой(ие) интересующий(ие) вас вопрос(ы) не был(и) освещены на

мероприятии?»

□ Не заполнили Доступно Разное

Участниками были обозначены пожелания (сохранена авторская орфография и пунктуация):

1. Информация не только фото, видео, хотелось бы посмотреть на практике.

2. Очень интересно, что были представлены не только теоретические, но и практические информационные материалы. Спасибо!

3. Помещение удобнее.

4. Чаще проводить подобные мероприятия.

5. Организовывать чаще. Какие упражнения проводить с детьми в классах, группах с детьми-инвалидами.

6. Практические обучающие материалы для мед. работников, родителей.

7. Почаще проводить такие мероприятия и желательно на базе реабилитационного центра для наглядного примера.

Таким образом, показатели результатов опроса свидетельствуют о положительной оценке содержательной и организационной сторон реализации межведомственных мероприятий и необходимости дальнейшего их проведения с учётом пожеланий участников. Проведение обучающих мероприятий в режиме видеоконференцсвязи обеспечило широкий охват аудитории по совершенствованию практической компетентности специалистов и в дальнейшем будет способствовать позитивным изменениям в решении вопросов обеспечения реабилитационной и абилитационной помощи как одного из основных направлений медико-социального реабилитационного процесса.

Для достижения необходимого уровня информированности родителей, воспитывающих

детей с особенностями развития и специалистов, осуществляющих работу с детьми с особенностями развития и их семьями, был разработан и размещён на официальном сайте Департамента здравоохранения (https://dzhmao.ru/) информационный раздел «Развитие сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре «Мы вместе». Данный раздел включает: информационно-методические материалы для родителей, информационные материалы по мероприятиям «дорожной карты», информацию о школах для обучения родителей навыкам ухода и реабилитации в домашних условиях за детьми, имеющими особенности развития, благотворительные фонды и общественные организации, осуществляющие деятельность по оказанию помощи детскому населению. В подразделе «Полезные ссылки» даётся информация по оказанию первой помощи, подготовке к исследованиям, по особенностям развития детей с нарушением зрения и с нарушением слуха.

К информационному разделу обратились за период 2016 года (сентябрь-декабрь) 82 пользователя, за 11 месяцев 2017 года 552 пользователя, что подтверждает интерес пользователей и актуальность использования информационного раздела.

Выполняя социальную политику государства и региона по формированию и развитию эмпатии и толерантности молодежного общества к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья был

проведён региональный заочный конкурс для студентов «Мы вместе», посвященный Международному дню инвалидов.

Актуальная тема вызвала отклик у молодежи — на конкурс было представлено 43 работы в двух номинациях:

- Фоторабота «Вместе мы сможем больше» и «Мы вместе: моя семья» — 21 работа;

- Рисунок «Вместе мы сможем больше» и «Мы вместе: моя семья» — 22 работы.

В конкурсе приняли участие студенты со средним профессиональным образованием учреждений: БУ ПО «Урайский политехнический колледж», БУ ПО «Няганский технологический колледж», БУ ПО «Лангепасский политехнический колледж», БУ ПО «Когалымский политехнический колледж», АУ ПО «Сургутский политехнический колледж», БУ ПО «Радужнинский политехнический колледж», БУ ПО «Советский политехнический колледж».

В представленных работах было отражено самое важное: чтобы нуждающиеся в помощи верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Безусловно, выполнение задач по организационному, техническому и информационно-аналитическому сопровождению мероприятий является лишь одной из составляющих частей всего обеспечивающего процесса медицинского обслуживания, реабилитации и социализации детей с особенностями развития.

Вместе с тем нельзя не согласиться, что средством достижения необходимого качества любой услуги именно этой составляющей отводиться немаловажное значение.

В заключении слова благодарности хотелось бы выразить специалистам медицинских организаций, оказывающим активное и конструктивное содействие в проведении обучающих мероприятий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница» — главному врачу Жевелик О.Д., медицинскому психологу Е.В. Кайнарян;

• БУ «Сургутская окружная клиническая больница» — главному врачу Г. Н. Шестаковой, заведующей педиатрическим отделением О.А. Буренковой, врачу детскому эндокринологу Л.В. Миногиной, врачу-пульмано-логу Цибиной Е.Б, ;

• БУ «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница» — главному врачу Качальской Я.В., заведующему кабинетом медицинской профилактики Ковалёву К.А., врачу-психиатру, медицинскому психологу Белозерцевой Е.А. Спасибо всем специалистам, обеспечивающим организацию приема на обучающие мероприятия в режиме видеоконференцсвязи специалистов организаций, подведомственных Департаменту социального развития и Департаменту образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также слаженную работу в трансляции мероприятий на базе медицинских организаций:

• БУ «Белоярская районная больница»;

• БУ «Когалымская городская больница»;

• БУ «Кондинская районная больница»;

• БУ «Лянторская городская больница»;

• БУ «Лангепасская городская больница»;

• БУ «Мегионская городская больница №1»;

• БУ «Мегионская детская городская больница «Жемчужинка»;

• БУ «Няганская окружная больница»

• БУ «Нижневартовская окружная клиническая больница»;

• БУ «Нижневартовская городская детская поликлиника»;

• БУ «Нефтеюганская районная больница»;

• БУ «Пыть-Яхская окружная клиническая больница»;

• БУ «Радужнинская городская больница»;

• АУ «Советская районная больница»;

• БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №1»;

• БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №3»;

• БУ «Урайская городская клиническая больница»;

• БУ «Югорская городская больница».

Список литературы

1. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities.

2. http://www.childrenspace.by/o-nas.html.

© Шереметьева В.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.