_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №1 2015
ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ В ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТАМ И ВРАЧАМ
Владислав Маркович Нусинов, директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Медицинский информационно-аналитический центр»:
МИАЦ занимается формированием единой информационно-аналитической системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем организации современных компьютерных технологий межотраслевой системы сбора, обработки, анализа и представления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья населения округа, лекарственного обеспечения, материально-технической базы учреждений здравоохранения округа, а также обеспечением информационной поддержки принятия решений.
Какие задачи ставит перед собой БУ «Медицинский информационно-аналитический центр»?
Центр имеет достаточно большой спектр задач.
Основные задачи — сбор аналитики, медицинская статистика, анализирование и предоставление соответствующей информации в органы как федерального, так и местного уровня.
Другое направление — информатизация, автоматизация, оптимизация — то, что позволит более комфортно, экономично и эффективно использовать ресурсы медицинских организаций для предоставления качественных медицинских услуг. Это комплекс направлений, таких как организация, создание организационных структур и контроль на всех этапах.
Кроме того, есть еще другие направления — мониторинги деятельности медицинских организаций в части подготовки документации для ремонтов. То есть вся «немедицинская» тематика.
И последнее нововведение — это организация работы контакт-центра, отвечающего за все направления деятельности МИАЦ, связанные с вопросами обращений граждан и медицинских работников, и учебного центра, созданного с целью организации повышения квалификации работников медицинских организаций всех специализаций и направлений.
Очень большой объем задач. Поговорим о сервисах, которые позволяют помочь записаться на прием к специалистам. Какие механизмы существуют?
На сегодняшний день есть восемь вариантов записи к врачу. Есть федеральные сервисы — это портал государственных услуг, где идет регистрация с помощью СНИЛСов, после регистрации можно получить доступ ко всем госу-
дарственным сервисам, в том числе и записи к врачу. Есть региональный портал такого уровня, и есть портал отраслевой, у нас он называется Регистратура86.рф. Там реализованы как возможность регистрации в личном кабинете, так и возможность просто записи к врачу.
Кроме этого, есть мобильное приложение на платформе Android, причем приложений тоже два — одно узконаправленно и служит только для записи к врачу, другое имеет более широкий функционал — и вызов врача, и получение справки, и вызов скорой помощи, и функционал этот будет наращиваться.
Еще есть возможность записаться через терминалы, которые стоят в медицинских организациях, и, наконец, контакт-центр. Сотрудники центра запишут на приём по телефону, проконсультируют и окажут техническую поддержку всем пользователям интернет регистратуры. Они также готовы предоставить информационно-справочные услуги по вопросам расписания работы врачей, адреса и телефоны медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Кроме того, в контакт-центре консультации и техподдержку могут получить медицинские работники.
С какими проблемами сталкиваетесь и какие пути решения видите?
К примеру, как не парадоксально, как мы не старались увеличить глубину записи, в ответ получали до 80 процентов неявки. То есть человек записавшись за две недели на приём к специалисту, когда есть свободный талон, все равно шел в живую очередь в регистратуру и не отказывался от того талона, который за ним был закреплён. Это первая проблема, которую мы выявили, используя существующий механизм. Один из вариантов решения этого вопроса за-
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
крепить за контакт-центром получение звонков или смс-сообщений по подтверждению талона. Считаем, что уже на этом этапе может освободиться большой процент талонов.
Кроме того есть задача, сформулированная директором Департамента здравоохранения ХМАО-Югры Филимоновым Александром Вячеславовичем — это распределение пациен-топотока, потому что пациент у нас по старой привычке идет только в регистратуру. То есть информированность пациента на входе в медицинскую организацию сегодня слабовата.
Мы разработали определенный отраслевой стандарт сигнальной информации, дабы выделить участки терминалов самозаписи, участки направлений. Потому что по большому счету есть доврачебная практика, куда должны направляться пациенты, минуя даже регистратуру, если у него реальные проблемы. Есть участковые, которые соответственно должны работать со своими пациентами. И есть узкие специалисты, к которым пациент приходит уже целенаправленно.
Поэтому работа складывается из всех этих направлений — и организации, и подготовки и изучения. Сказать, что она будет проведена в течение недели-месяца невозможно, скажу лишь только, что задача понятна, сформулирована, и надеюсь, что в ближайшем будущем пациенты увидят улучшение.
Один из примеров — сегодня в Окружной клинической больнице в Ханты-Мансийске появился Wi-Fi (для ориентирования есть большая сигнальная информация о свободной Wi-Fi-зо-не) и на персональном мобильном устройстве отображается сразу страница доступа, где для пациента есть вся необходимая информация, начиная от прав пациента, времени обращения, времени приема врачей. Однако ссылки на все порталы и справочную информацию, Интернет-сервисы не всем сразу даются, хотя мы старались максимально упростить интрефейс, чтоб было доступно. Поэтому, если на стадии регистрации возникли сложности, что-то не получается с записью, есть возможность позво-
нить в контакт-центр, где специалисты пошагово приведут к возможности получения услуги в ближайшее время.
Каковы ближайшие реализуемые нововведения?
Как я уже говорил, у нас два мобильных приложения. Одно приложение — «Электронный кабинет пациента», содержит информацию о жизненно необходимых лекарственных средствах, их стоимости. Сегодня мы заканчиваем разработку и внедрение услуги получения лекарственных рецептов, выписок и т.д. Естественно, приложение будет синхронизировано с кабинетом пациента на портале. Вообще очень много направлений для удобства пациента создается в МИАЦ, в части предоставления информации, выписок, рецептов. Все будет делаться с согласия (заявления) пациента, медицинской организации и с соблюдением всех требований безопасности.
Ваша медицинская организация сегодня разрабатывает и внедряет автоматизированные системы, призванные помочь не только пациентам, но и врачам?
Все верно. Автоматизация у нас даже имеет название пациентоориентированной медицины, но не в последнюю очередь это и удобство самих медицинских работников, потому что значительная часть времени приёма тратится на заполнение медицинской карты пациента, а не на его осмотр. Чем проще будет эта процедура, чем больше автоматизирована электронная карта, тем более продуктивно будет использовано время приема. Сегодня заканчивается разработка одного из таких сервисов — портала по анкетированию диспансеризации. Согласно Федеральной программе у нас каждый год проходит диспансеризация определенных групп, что требует достаточно много времени. С помощью разрабатываемого механизма пациент может заранее подготовиться и заполнить анкету, чтобы у него на опрос и осмотр специалистом ушло меньше времени.