С. МОЧЕНОВ, проректор по информатизации
Информатизация различных процессов, связанных с учебной, научной, административной и другими видами деятельности, имеет в ИжГТУ давнюю историю. Еще в начале 1960-х гг. в Ижевском механическом институте на базе одной из первых отечественных вычислительных машин «Минск-1» была разработана подсистема управления для мотоциклетного производства Ижевского машиностроительного завода. Причем передача данных для обработки осуществлялась по телефонным линиям связи на расстояние более пяти километров. Это было большим достижением для того времени.
Становление приборостроительного факультета, кафедры вычислительной техники, создание вычислительного центра института, научно-исследовательского отделения технической кибернетики, студенческих конструкторских бюро - важные шаги в формировании научно-технических и препо-
Информатизация — ключ к повышению качества подготовки специалистов
давательских кадров института. В период 1960-80-х гг. в институте активно развивались такие направления науки и техники, как техническая кибернетика, распознавание образов, искусственный интеллект. С применением вычислительных комплексов решались сложнейшие задачи производственного и научного характера. Можно с уверенностью сказать, что в этот период закладывался фундамент для дальнейшего развития и распространения на всех факультетах идеи активного использования вычислительной техники в образовательном и научном процессах.
Вычислительная техника сыграла значительную роль в становлении научного потенциала ИжГТУ. Выполнение научных исследований, подготовка диссертаций по ведущим направлениям науки и техники, научно-исследовательская работа студентов, внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в учебный процесс, автоматизация административной и хозяйственной деятельности, учет и контроль, внедрение технических средств обучения и контроля знаний студентов - все это способствовало повышению качества подготовки специалистов и базировалось на активном применении средств вычислительной техники. Наш университет по праву считается кузницей высококвалифицированных инженерно-технических кадров для Удмуртии и других регионов страны.
С развитием микропроцессорной техники, персональных компьютеров, ИКТ появляются новые возможности и возникают новые требования к организации основных сфер деятельности
университета, а также соответствующие направления деятельности. Университет является уже не просто автономным образовательным учреждением, но активным звеном в образовательной системе региона, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Информатизация становится одним из главных направлений развития университета, определяющих его статус.
Продвижение информационных технологий в вузе требует напряженной работы по выполнению самых разнообразных проектов и организационных процедур, связанных с интеграцией ИТ в учебные планы, оснащением компьютерной техникой, приобретением и разработкой специального обучающего программного обеспечения, обучением преподавательских и инженерных кадров, развитием системы телекоммуникаций.
Информатизация вуза означает новый подход к проблеме качества образования, эффективности научной деятельности. Изменяется характер самого учебного процесса, который требует большей самостоятельности студентов при освоении образовательной программы, приобретения навыков работы с современными программными пакетами и информационными системами, качественно нового потребления информационных ресурсов. Необходимым становится создание постоянно обновляемых профессиональных систем знаний, на которых базируются учебный и научный процессы. Решение этих задач невозможно без качественного управления всеми процессами в вузе, без автоматизированного доку-ментообеспечения управления.
Современная доктрина образования предусматривает создание условий для всеобщего образования населения,
обеспечение реального равенства прав граждан на повышение образовательного уровня на протяжении всей жизни. Важная роль в этом процессе отводится организации дистанционного и открытого образования, базирующихся на современных ИТ-технологиях и использовании средств глобальной сети Интернет. Дистанционное образование - синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения - предполагает использование широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и технических средств, необходимых для доставки учебного материала, организации его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся.
Технический университет постепенно вступает в новую фазу своего развития, преобразуется в интегрирующий образовательный и научный центр, способный удовлетворить практически любые запросы потребителя в области образования, науки, культуры, превращается в открытую систему для пополнения знаний каждого желающего, становится открытым исследовательским университетом. Мировое сообщество переходит к построению виртуальных образовательных структур, к созданию университетов нового типа, к пониманию открытого, опережающего, непрерывного, доступного, массового обучения.
Приобретение статуса открытого (распределенного) университета требует разработки профессиональных систем знаний, удовлетворяющих международным стандартам. Необходима разработка и внедрение механизмов, стимулирующих эту деятельность, целенаправленная организация процесса повышения квалификации сотрудников в области информационных технологий при наличии соответствующей инициативы и ответственности каждо-
го сотрудника и преподавателя университета. Наличие обширных международных связей позволяет университету включиться в совместную работу с зарубежными партнерами по осуществлению масштабных проектов в области науки, техники, образования.
С 1997 г. в университете проводится активная политика, направленная на информатизацию всех сторон деятельности вуза. Разработана концепция информатизации, определены первоочередные и стратегические задачи, рассчитанные на долгосрочный период вплоть до 2010 г. Идет активное развитие телекоммуникаций, обучение преподавательского корпуса и инженерно-технического персонала предприятий города и республики новым информационным технологиям, работе с информацией в Интернете.
Сегодня можно утверждать, что многие из поставленных задач уже решены. Вместе с тем университет динамично развивается, возникают новые научные направления, внедряются новые технологии, идет оснащение новой техникой, укрепляются международные связи, осуществляется обмен студентами, университет все более приобретает статус электронного инновационного вуза, уверенно входящего в международное образовательное пространство.
В соответствии с решениями ученых советов в университете проводилась работа, направленная на дальнейшее развитие базовых процессов информатизации в учебной, научно-исследовательской, административной, финансовой областях, материально-технического обеспечения, повышения квалификации и др.
В настоящее время ИжГТУ имеет канал доступа в глобальную сеть Интернет с пропускной способностью до 4 Мбит/сек и возможностью его расширения до 100 Мбит/сек при наличии
такой возможности у провайдера. Основные усилия по развитию корпоративной сети за прошедший период были направлены на повышение качества предоставляемых услуг, защищенность и надежность ее функционирования. Оптоволоконными линиями связи объединены в единую корпоративную сеть ИжГТУ все корпуса и общежития. Установлены сертифицированные средства защиты от несанкционированного доступа, расширен серверный парк. Обновляется компьютерная техника, приобретается лицензионное ПО.
Практически все подразделения университета имеют доступ к электронной почте и Интернету. В сети функционирует более 70 локальных сетей, в том числе 61 компьютерный класс с доступом в Интернет, работают три класса свободного доступа в Интернет. Создан информационно-образовательный портал ИжГТУ. Большинство подразделений университета имеют свое представительство на портале. Развитая телекоммуникационная сеть является основой для построения единого образовательного пространства ИжГТУ и позволяет внедрять новые ИТ для совершенствования учебного, научного, административного и других процессов в вузе.
Значительное развитие за истекший период получила Научная библиотека ИжГТУ. Она получает и предоставляет в пользование читателям 270 наименований периодических журналов, в том числе 10 - реферативных, 7 - на электронных носителях. Создан фонд лицензионных электронных изданий, включающий учебные пособия, энциклопедии, которые активно используются в читальном зале. Работает электронный каталог, подключенный к корпоративной сети ИжГТУ, организован сектор электронной доставки документов, идет формирование собственных информационных ресурсов.
С сентября 2006 г. Научная библиотека является членом Национального электронно-информационного консорциума, созданного при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Читатели библиотеки получили доступ к современной зарубежной научной информации в электронной форме (бесплатно на период тестирования ресурсов) и возможность льготной подписки при поддержке РФФИ.
В то же время, поскольку литература устаревает, библиотечный фонд университета еще недостаточно укомплектован основными учебными изданиями. Для успешного выполнения задач по информатизации необходимо решить вопросы с обеспечением библиотеки дополнительным оборудованием.
ИжГТУ является опорной организацией Роспатента в Удмуртской Республике. Заключен ряд договоров с предприятиями УР по оказанию им услуг в вопросах защиты интеллектуальной собственности. Организовано оперативное обслуживание сотрудников, студентов и специалистов сторонних организаций по патентно-информационному обслуживанию. Сформирована база данных патентной информации России в электронном виде с сетевым доступом. Создан класс свободного доступа. Имеется прямой доступ через Интернет к российским и зарубежным базам данных. Совместно с Роспатентом планируется организация семинаров по вопросам интеллектуальной собственности как основы инновационных процессов в рыночной экономике.
В университете проводится большая работа по внедрению известных и разработке собственных ИТ по различным направлениям деятельности. Разработана сетевая технология поддержки и формирования электронных ресурсов.
Сформирован и продолжает пополняться фонд электронных изданий, насчитывающий более 2300 наименований полнотекстовых документов и методических пособий по всем направлениям подготовки специалистов. Разработана сетевая технология доступа, и пополняется база данных «ИТ-технологий». Проведено обучение пользователей и внедрение системы электронного документационного обеспечения управления «Босс-референт» на платформе Lotus.
Поддерживается информационный портал дистанционного образования «Ижевский открытый исследовательский университет», портал открытого образования «Moodle», что предоставляет новые возможности в организации учебного процесса, повышении квалификации кадров. На основе Интернет-технологий с использованием ресурсов корпоративной сети Центром качества образования ИжГТУ проводится регулярное тестирование знаний студентов в on-line и off-line режимах с использованием тестовых материалов МОН РФ.
В практику вошла организация видеоконференций, семинаров с участием ведущих фирм в области ИКТ, проведение олимпиад и тренингов по программированию. Сборная команда ИжГТУ награждена серебряными медалями на студенческом чемпионате мира по программированию (Прага,
2004) и бронзовыми медалями (Шанхай,
2005).
Можно отметить второе и третье командные места и три именные бронзовые медали в олимпиаде в рамках Всероссийской научно-технической конференции «Средства и методы управления качеством», первое место в конкурсе научных работ среди аспирантов на межвузовской научно-технической конференции студентов и аспирантов «Микроэлектроника и информатика-
2004», диплом ВВЦ «За разработку и внедрение высокоманевренного транспортного робота» международной выставки «Интеллектуальные и адаптивные роботы» (Москва, 2326 ноября 2005 г.) и медали «Лауреат ВВЦ».
Вуз реализует дополнительную программу «Преподаватель высшей школы» для аспирантов и магистров. Создан факультет повышения квалификации преподавателей. В течение последнего года основными направлениями повышения квалификации были «Информационные технологии в образовании», «Управление качеством», «Иностранный язык для преподавателей неязыковых кафедр».
В рамках информационного взаимодействия и делового сотрудничества осуществляются проекты с крупными и средними предприятиями РФ: ФГУП «Воткинский завод», ФГУП «Ижевский механический завод», ФГУП «Уралва-гонзавод», ОАО «Газпром», ИЭМЗ «Купол», ОАО «Иж-Авто», ОАО «Ижмаш», ОАО «Сарапульский радиозавод», ОАО «Аксион», «Ижевская торгово-промышленная палата» и др.
ИжГТУ выступил в качестве одного из учредителей корпоративного университета ФГУП «ПО Уралвагонза-вод», что позволяет университету участвовать в реализации учебных и научных проектов с ведущими вузами России.
Главной задачей в области информатизации в ИжГТУ на сегодняшний день является формирование информационных ресурсов, создание и интеграция соответствующих баз данных и систем знаний по основным направлениям учебной, научной, управленческой и другим видам деятельности. Разработана архитектура Интегрирован-
ной автоматизированной информационной системы (ИАИС) вуза, определены текущие и перспективные задачи ее развития. Осуществляется разработка и апробация новых технологий извлечения, накопления и формирования знаний, создаются интерфейсы обмена данными, разрабатываются механизмы взаимодействия различных информационных систем в среде ИАИС, подключается единое хранилище данных.
В условиях востребованности ИКТ, расширения корпоративной системы и создания ИАИС в вузе значительно возросли объемы работ, связанных с поддержкой процессов, соответствующих различным направлениям информатизации. Ощущается значительная потребность в профессиональных инженерных кадрах (программистах, инженерах-системотехниках, специалистах в области ИКТ, системных администраторах и др.). Особенно остро этот вопрос стоит в подразделениях ИТ, обслуживающих весь университет, таких как Центр телекоммуникаций и технологий Интернет (ЦТТИ), Центр патентно-информационных исследований (ЦПИИ), Управление информатизации (УИ), Управление мультимедийных технологий (УМТ). Решение этой проблемы позволит развивать процессы информатизации в вузе. Необходимо активизировать усилия по повышению квалификации преподавателей и сотрудников университета в области компьютерной грамотности и современных ИТ, эффективного повсеместного применения уже работающих технологий.
Решение перечисленных и сопутствующих задач требует значительных организационных, финансовых и материальных затрат.