Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-технологии / технический прогресс / студенты различных направлений подготовки / IT technologies / technical progress / students of various fields of training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

В статье рассматривается специфика управления современной образовательной организацией посредством применения различных инновационных технологий. При этом уделяется внимание IT-технологиям, которые представляют особую важность технического прогресса. Рассматривается организационно-управленческая деятельность в рамках применения таких технологий в процессе внедрения и развития данных технологий в образовательно-воспитательной деятельности современного педагога. Определяются стратегии внедрения и развития IT-технологий в современный образовательный процесс. Результатом исследования стал комплексный аналитический вывод, основанный на проведенном анкетировании, направленный на будущих педагогов, управленцев в сфере образования, а также студентов различных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the specifics of managing a modern educational organization through the use of various innovative technologies. At the same time, attention is paid to IT technologies, which are of particular importance for technological progress. Organizational and managerial activity within the application of such technologies in the process of introduction and development of these technologies in the educational and educational activities of a modern teacher is considered. Strategies for the introduction and development of IT technologies in the modern educational process are determined. The result of the study was a comprehensive analytical conclusion based on the survey conducted, aimed at future teachers, managers in the field of education, as well as students of various fields of training.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р года. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180402/400951e 1 bec44b76d470aldeda8bl7е988с 587d6/

7. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, O.A. Зайцева [и др.]. - Москва: НАФП, 2019. - 84 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается специфика управления современной образовательной организацией посредством применения различных инновационных технологий. При этом уделяется внимание IT-технологиям, которые представляют особую важность технического прогресса. Рассматривается организационно-управленческая деятельность в рамках применения таких технологий в процессе внедрения и развития данных технологий в образовательно-воспитательной деятельности современного педагога. Определяются стратегии внедрения и развития IT-технологий в современный образовательный процесс. Результатом исследования стал комплексный аналитический вывод, основанный на проведенном анкетировании, направленный на будущих педагогов, управленцев в сфере образования, а также студентов различных направлений подготовки.

Ключевые слова: IT-технологии, технический прогресс, студенты различных направлений подготовки.

Annotation. The article discusses the specifics of managing a modern educational organization through the use of various innovative technologies. At the same time, attention is paid to IT technologies, which are of particular importance for technological progress. Organizational and managerial activity within the application of such technologies in the process of introduction and development of these technologies in the educational and educational activities of a modern teacher is considered. Strategies for the introduction and development of IT technologies in the modern educational process are determined. The result of the study was a comprehensive analytical conclusion based on the survey conducted, aimed at future teachers, managers in the field of education, as well as students of various fields of training.

Key words: IT technologies, technical progress, students of various fields of training.

Введение. Система образования предусматривает проявление особого интереса к себе со стороны различных смежных структур, которые дополняют и расширяют ее возможности как в функциональном, так и деятельностном планах. При этом сама образовательная структура также оказывает влияние на социальные институты, как и они на нее, что иллюстрирует принцип цикличности и тесной взаимосвязи всех элементов социокультурного пространства между собой. Так, будучи структурой гибкой и поддающейся изменениям, образование постоянно нуждается в пополнении базы возможностей оказания влияния на социум. Важными инструментами при этом являются продукты технического и информационного прогресса, которые представляют собой активные механизмы управления социальным мышлением.

При этом современные информационные технологии представляют собой на сегодняшний день не только инструменты, которые дополняют и обогащают систему образования, а также многие её структурные элементы по типу научно-образовательного знания, но и являются регулятором новых порядков знания его определенных структур. Информационные технологии в социальном плане открывают возможности для расширения и обогащение виртуального пространства, в рамках которого реализовывается виртуальная коммуникация. Отношение к этому представителей различных социальных институтов разнится, поскольку виртуальное пространство подходит не для всех. Однако образовательная структура проявляет особый интерес применения подобных технологий в организации и управлении образовательным процессом, что актуализирует исследование их влияния на все виды образовательного процесса. Кроме того, внедрение таких технологий в образовательную среду обусловливается модернизацией всех других сфер. Дело в том, что образование тесно связано со всеми социальными институтами, существующими на сегодняшний день [1]. Связь необходимо поддерживать регулярно и продуктивно и для этого необходимо использовать технологии информационного характера. Важно понимать, что как и любые другие, IT обладают рядом преимуществ и недостатков, которые необходимо учитывать при выборе тех или иных элементов.

Главными недостатками внедрения IT технологий являются:

- затраты на регулярное обновление оборудования, программного обеспечения, обучение сотрудников. При этом затраты отражаются и в значительном ограничении внешнего финансирования со стороны государства. Управленцу образовательной организацией необходимо понимать, что технические средства, даже самые актуальные, нуждаются в обновлении и дополнении. Они преследуют цель регулярного пополнения технической и информационной базы мирового технического потенциала. В связи с этим особенное внимание нужно уделять затратам;

- барьеры, существующие в психологии некоторых участников образовательного процесса, которые проявляются в виде недостаточной конфиденциальности, а также боязни технологий. Важнейшим психологическим барьером является недостаточный уровень теоретических и практических знаний информационного характера. Управленец должен ориентироваться на модернизацию образования и педагогического состава, который должен способствовать этой модернизации посредством применения новейших знаний и умений в рамках организации образовательного процесса;

- отсутствие или нехватка навыков в работе с подобными технологиями, а также низкая цифровая грамотность у педагогического коллектива. Здесь важно понимать, что подобные технологии должны быть направлены не только на совершенствование организационно-управленческой деятельности в образовательном процессе, но и в обогащении педагогического коллектива новейшими знаниями, а также предоставление ему возможности для повышения квалификации и цифровой грамотности.

Целью настоящего исследования было определение существующих проблем в сфере применения IT-технологий, исследование существующих стратегий внедрения таких технологий в организационно-управленческий механизм учебного заведения, а также разносторонняя аналитика опыта применения таких технологий на практике.

Изложение основного материала статьи. В рамках применения технологии необходимо учитывать значение её оценки. Она должна основываться на определённых, ранее сформированных моделях, которые в значительной степени помогают исследователям и практикам определять проблематичный ряд и оценивать эффективность применения инноваций, содействовать осмысленному выбору методики преподавания и управления образовательным учреждением. Кроме того, оценка носит критический характер и помогает выявить недостатки и преимущества в тех или иных структурах, входящих в цифровую среду [1].

Подобные технологии необходимы ещё и для мотивации сотрудников в осуществлении ими профессиональной деятельности управленческого характера в образовательном учреждении. Таким образом, оценка и рефлексия применяемых технологий позволяет сгенерировать определенный спектр проблем, которые могут повлиять на мотивацию сотрудников [2]. При этом необходимо понимать, что любые риски оправдываются конечной целью. Важно научиться управлять не только технологиями, но и модифицирующими факторами, оказывающими влияние на структуру управления образовательной организацией.

Также необходимо определить основные стратегические элементы, которые входят в структуру информационных технологий, применяемых в образовательном процессе. К таким можно отнести:

- технологии дистанционного образования, позволяющие налаживать контакт и межличностную коммуникацию с различными субъектами образовательно-воспитательной деятельности, а также передавать информацию на расстоянии;

- технологии сетевого общения, которые состоят в формировании единой цифровой среды, направленной на создание сети, которая позволяет функционировать всем элементам цифровой среды в рамках единой цепи;

- цифровые технологии управления безопасностью, направленные на регуляцию управленческой деятельностью образовательного учреждения;

- формирование материально-технической базы образовательного учреждения посредством повсеместного внедрения компьютеров с универсальным доступом для всех субъектов образовательного процесса;

- формирование новейших стратегий преподавания и обучения, воспитания и мотивации, основанных на цифровой грамотности и технической осведомлённости педагогов и управленцев образования;

- активная и регулярная подготовка персонала для управления образовательным процессом и человеческими ресурсами посредством новейших технологий и цифровых коммуникаций;

- внедрение различных онлайн-сервисов для студенческого сообщества;

- формирование концепции административных систем, направленных на систематизацию и регулирование организационно-управленческой деятельности на основе 1Т-технологий.

Исходя из такого перечня, можно сделать вывод о том, что он может применяться абсолютно в любых образовательных учреждениях различных уровней. При этом необходимо оценить существующую ситуацию посредством проведения анкетирования среди студентов различных направлений и форм подготовки, благодаря чему можно выявить необходимость в доработке и компенсации тех или иных информационных средств [1]. В ходе настоящего исследования среди студентов и выпускников было проведено анкетирование на тему «Применение 1Т-технологий в современном образовательном процессе: факторы влияния и воздействия».

Результаты анкетирования показали, что 47,4% опрашиваемых педагогов считают, что информационные технологии скорее негативно влияют на образовательный процесс, нежели положительно. При этом 37,8% наоборот считают, что применение подобных технологий необходимо и даже обязательно для реализации наиболее эффективной и максимально действенной педагогической деятельности любого современного педагога. В последнем случае активность проявляли в основном педагоги младше 35 лет, что подтверждает теорию неготовности более взрослого поколения к переходу на цифровой вид обучения. При этом 82,4% всех опрашиваемых студентов сходится в том мнении, что технологии дистанционного образования и другие информационные технологии являются крайне эффективным и необходимым средством получения образовательных услуг. Из них 55% считает, что наиболее важной и удобной технологией является именно дистанционное образование, которая не предполагает посещение учебного заведения, в то время как остальные практически 45% приветствует лишь частичное внедрение информационных технологий в классический образовательный процесс. Как видно, наблюдается значительная разница во мнениях, связанных с применением таких технологий. Большинство педагогов всё ещё не приветствуют новые способы передачи информации и личного опыта, а также управления образовательной деятельностью.

В рамках этого же исследования было проведено определение удовлетворенности существующей базой 1Т-технологий, применяемых в рамках обучения, что позволило нам очертить определенный круг проблем, необходимых для решения с точки зрения управленческой и организационной деятельности.

Интересно отметить, что большинство обучающихся определили достаточно низкий и неудовлетворительный общий уровень абсолютно всех аспектов и областей применения информационных технологий в вузе, в то время как педагогический состав является неудовлетворённым в отношении реализации организационно-управленческой деятельности вуза.

Студенты отмечают низкий уровень применения в практике преподавания инновационных форм и видов деятельности и низкий уровень цифровой грамотности педагогов, что свидетельствует о необходимости внедрения курсов повышения квалификации именно в этом направлении. Обучающиеся, являющиеся центром образовательного процесса, представляют собой крайне структурированное и сложное сообщество, активно реагирующее на нововведения и инновации. Именно в связи с этим необходимо обращать особенное внимание на их отношение к тем или иным изменениям в структуре образования.

Важно понимать, что педагогическое и студенческое отношение к тем или иным проблемам может разниться из-за многих существующих причин, которые формируют определенный спектр нерешённых вопросов, с которыми педагогической науке лишь предстоит столкнуться. Однако настоящее исследование доказывает, что объективность крайне важна для осуществления наиболее эффективного взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности и ее организации, управления и контроля.

Исходя из данных анкетирования, можно сделать выводы о наиболее распространённых современных технологиях в области образования, которые нашли применение и отклик у большинства обучающихся и педагогов. К таким технологиям можно отнести: применение новейших информационных технологий в качестве главного или дополнительного средства организации воспитательно-образовательной деятельности, что в значительной мере влияет на совершенствование и прогресс процесса преподавания, а также в значительной степени повышает качество и эффективность этого процесса. Как средство обучения, информационные технологии нашли наибольший отклик у студентов (как показывают вышеуказанные результаты анкетирования), однако педагоги уверены, что посредством этого теряется смысл личностного контакта педагога и обучающегося; применение таких технологий с точки зрения инструментария образовательного процесса, познавательной деятельности в рамках окружающего мира и личности. Достаточно часто информационные технологии

используются как инструменты, при этом такой подход более приемлем педагогам, нежели обучающимся. Несмотря на то, каким образом происходит познание личности и своих возможностей, потенциала, умений, обучающиеся часто сталкиваются с высокой степенью недисциплинированности и несамостоятельности для осуществления самостоятельной работы с информационными технологиями, что значительно усложняет процесс их самореализации и осознания своего места в социокультурном пространстве, в котором они развиваются; применение подобных технологий в качестве главного движущего элемента творческого развития обучающегося. Творческое развитие предполагает задействование различных мыслительных процессов и критических аспектов мышления человека. При этом творчество может проявляться не только в художественном смысле, но и в научном, техническом. Творчество не всегда может быть связано исключительно с визуальным, музыкальным, мультимедийным созданием произведения, но и с формированием концепций, стратегий, технологий и механизмов, разрабатываемых на основе тех или иных технических средств; применение информационных технологий с точки зрения автоматизации и управления, регулирования, тестирования и контроля образовательного процесса и всех его субъектов. Здесь основополагающим фактором является именно управленческая деятельность посредством технических средств, направленная на регуляцию деятельности обучающихся и профессорско-преподавательского коллектива, методики преподавания и осуществления воспитательной деятельности; формирование новой системы межличностных коммуникаций, основывающихся на применении информационных технологий в рамках передачи, хранения, получения того или иного опыта и т.д. При этом возникает особая коммуникативная культура, зависящая теперь не только от каждого отдельного субъекта, но и от целостной концепции построения всей сети, в рамках которых осуществляется коммуницирование; и наконец, интенсификация управление образовательным учреждением и его образовательным потенциалом на основе применения комплекса новейших инновационных технологий, за счёт чего достигается максимальная эффективность процесса управления и регуляции всех процессов, происходящих внутри организации.

Согласно результатам вышеуказанного анкетирования, абсолютное большинство обучающихся убеждено в несостоятельности информационно-технической базы учебного заведения, в связи с чем справедливым было бы отметить необходимость в становлении новейших концепций управления образовательной организацией посредством последних прогрессивных технологий управления. Также необходимо обратить внимание на существующие тенденции и стратегии формирования и развития таких технологий в области образования посредством активного эксплуатирования различных современных достижений технического прогресса.

Выводы. Современные информационные технологии формируют ядро цифровой культуры, являющейся главным признаком XXI века. Сегодня каждому специалисту, вне зависимости от вида реализуемой деятельности, необходимо на достаточном уровне владеть теми или иными результатами многолетнего технического прогресса и цифровизации. Так, в связи с гибкостью и изменчивостью системы образования, представляется необходимым обратить внимание именно на опыт применения и развития таких технологий с точки зрения не только организации образовательного процесса, но и его управления, регулирования и контроля.

В ходе настоящего исследования нами была выявлена определенная закономерность, которая иллюстрирует некий дуализм, заключающийся в диаметрально противоположном мнении разных субъектов образовательной деятельности одного вуза. Так, педагоги и обучающиеся не сходятся во мнениях касаемо материально-технического и организационно-управленческого оснащения образовательно-воспитательного процесса. При этом педагоги убеждены, что их уровень цифровой грамотности достаточен, в то время как обучающиеся убеждены в обратном.

Важно понимать, что подобный конфликт мнений нельзя рассматривать как исключительно негативное проявление организации образовательного процесса, а следует обратить внимание на проблемы, возникающие в процессе этого столкновения и направить все силы на их решение.

Литература:

1. Козлова, Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - Майкоп, 2019. - № 1/40. - С. 85-93

2. Серафимович, И.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление / И.В. Серафимович, О.М. Конькова, A.B. Райхлина // Открытое образование. -2019. -Т.23,№ 1. -С. 14-26

Педагогика

УДК 373.2

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Иванникова Марина Викторовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); магистрант Акишева Майя Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье проанализировано и дано определение понятию «исследовательская деятельность дошкольников». Эта дефиниция отсутствует в философских, педагогических, психологических и социологических словарях. В нормативно-правовых документах, в том числе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, конкретной формулировки выявлено не было. При этом исследовательская деятельность в современных дошкольных образовательных учреждениях является одной из ведущих, поскольку на основе проводимых наблюдений, опытов, экспериментов у детей формируются первичные представления о свойствах и взаимосвязях объектов в окружающем мире, развиваются любознательность и познавательные интересы, формируется познавательная активность. В связи с различными взглядами и подходами к понятию «исследовательская деятельность дошкольников», целью данной работы стало уточнение его значения. Для этого сначала были выделены и проанализированы структурные элементы родового понятия -«исследование», «деятельность», «дошкольники», показано их интерпретацию в различных литературных источниках и автором. Уточнены возрастные границы дошкольного возраста в периодизации Д.Б. Эльконина. Далее в табличной форме приведены некоторые подходы научного сообщества к пониманию понятия «исследовательская деятельность», проведен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.