КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990
УДК 613.6:1665.6:681.518
В. М. Прусаков, Г. П. Галков, С. К. Ткаченко, Я■ А. Лещенко
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ,
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
Институт биофизики Минздрава СССР, Москва
6
Возможные изменения здоровья работающих на современных предприятиях могут явиться результатом совместного влияния производственных, социальных, бытовых и других факторов [7, 14]. Поскольку интенсивность воздействия каждого из факторов в отдельности невелика, то их комплексная оценка может быть получена лишь в результате специальных углубленных исследований, например с помощью автоматизированных информационных систем (АИС), использующих большие массивы информации и методы многомерного статистического анализа.
Целью настоящей работы явилось изучение информативной чувствительности показателей здоровья, учитываемых АИС, к воздействию производственных факторов и социально-бытовых условий. АИС создана и прошла опытную эксплуатацию в рамках целевой программы «Ангара» [5, 6]. В качестве объекта исследования выбраны два завода: нефтеперерабатывающий и гидрирования, где состав неблагоприятных производственных факторов примерно одинаков, однако уровни их воздействия различны. В качестве воздействующих изучали следующие факторы: химический, физический, организационно-технический [1, 17], социально-психологический [13], социально-бытовые условия: в качестве отклика — характеристики здоровья: заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ) и данные об обращаемости за медицинской помощью, иммунный статус [20], функциональное состояние организма в период производственной деятельности.
Химический фактор на изучаемых заводах оценивали по содержанию в воздухе рабочей зоны углеводородов, окиси углерода, сероводорода, спиртов, толуола, ксилола, бензола и фенолов. Количественные показатели загрязнения воздушной среды в технологических цехах, выраженные в виде суммарной кратности отношения к ПДК [21], составляли 0,25—3,6 (при допустимой, равной 1). Во всех цехах уровень производственного шума превышал предельно допустимый. Температурный режим производственных помещений в теплый период года соответствовал нормативным требованиям, в холодный период температура воздуха в 5 из 11 цехов была ниже допустимых уровней.
Исследования характеристик организационно-технического фактора (13 показателей), отра-
жающих особенности взаимодействия в системе человек—машина, выявили их различия у рабочих основных профессий: операторов и машинистов. Так, для операторского труда установлены более высокие показатели уровня автоматизации технологического процесса, времени оперативной работы, времени активного наблюдения и меньшая продолжительность работы вне операторной. Труд машинистов характеризуется существенно меньшим объемом перерабатываемой информации и, наоборот, большей долей двигательной активности, иногда со значительными физическими усилиями. Кроме того, пребывание машинистов на рабочих местах в компрессорных, насосных и на наружных площадках обусловливает их тесный контакт с неблагоприятными производственными факторами.
Анализ социально-психологических условий трудовой деятельности обнаружил довольно высокие показатели социально-психологического климата в трудовых коллективах как по интегральному коэффициенту, так и по трем основным характеристикам: социально-трудовой активности, уровню взаимоотношений и стилю руководства.
Социально-бытовые условия (15 признаков) организованных контингентов технологических цехов и заводов в целом имеют положительные и в основном однородные характеристики. По отдельным социальным признакам отмечены существенные различия у операторов и машинистов. Кроме того, у лиц в возрасте 40 лет и старше установлен более высокий индекс социально-гигиенического благополучия. Это обусловлено социальной и профессиональной зрелостью таких работников, лучшей обеспеченностью жильем, меньшим распространением вредных привычек.
Анализ заболеваемости с ВУТ и обращаемости за медицинской помощью проводили без учета случаев обращений за скорой медицинской помощью, а также по поводу абортов и ухода за больными и детьми. Величину показателей заболеваемости, стандартизованных по полу и возрасту, оценивали по отношению к среднему уровню, рассчитанному в целом для всего контингента рабочих нефтехимического комплекса. При этом показатели заболеваемости на каждом из двух изучаемых заводов в целом не отличались от среднего уровня. В то же время отмечены существенные различия заболеваемости в коллективах отдельных технологических цехов, • что
позволило выделить цехи с низкими, средними и повышенными уровнями заболеваемости рабочих.
Иммунный статус работающих технологических цехов и заводов характеризовался одновременно наличием явлений раздражения иммунной системы и угнетения клеточного, гуморального иммунитета и фагоцитарной активности нейтрофилов. Это следует расценивать как отражение воздействия комплекса производственных факторов малой интенсивности. Профессиональными группами, в которых чаще встречались отклонения показателей иммунитета, являются слесари и операторы, в наибольшей степени контактирующие с неблагоприятными факторами. В целом характер отклонений иммунологических показателей свидетельствует о неспецифическом влиянии условий труда на здоровье работающих.
Физиологическими исследованиями у рабочих основных профессий (операторы и машинисты) обнаружены существенные изменения в течение смены показателей, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. По интегральной оценке физиологических параметров в большинстве случаев работа машинистов и операторов соответствует IV (нормальной) и V (предельной) категориям напряженности труда [16].
Влияние факторов среды на показатели здоровья работающих оценивали с помощью многофакторного анализа, выявившего количественные зависимости изучаемых показателей от контролируемых производственных и социальных факторов. Так, установлена зависимость заболеваемости с ВУТ от производственного шума, влажности воздуха в холодный период года, времени активного наблюдения за процессом.
Показатели иммунного статуса зависят от более широкого спектра факторов: уровня производственного шума, влажности воздуха в теплый период, уровня умственной нагрузки, времени активного наблюдения, коэффициента активности, сложности и стабильности работы технологических установок, резервного времени на управляющие воздействия, интегральной оценки напряженности труда, времени нахождения вне операторной.
Выявлена зависимость показателей функционального состояния организма от факторов производственной среды (производственный шум, температура и влажность воздуха в теплый и холодный периоды), характера труда (уровень автоматизации, время активного наблюдения, сложность технологической установки, резервное время, уровень эмоциональной и умственной нагрузок) и социальных характеристик (число членов семьи и семейное положение).
Необходимо отметить, что для показателей заболеваемости с ВУТ, иммунного статуса и функционального состояния органйзма получены как1прямые, так и обратные регрессионные за-
висимости от перечисленных выше факторов. По мнению ряда авторов [11, 12], такое явление может наблюдаться при воздействии факторов малой интенсивности, вызывающих неспецифические изменения в организме работающих.
Для сравнительной оценки информативности отклика на воздействие факторов при проведении регрессионного анализа использованы следующие критерии: спектр взаимосвязей, процент прямых зависимостей и теснота связи.
Спектр взаимосвязей — это отношение среднего числа независимых факторов, вошедших в регрессионную модель, к общему числу факторов, участвующих в анализе. Использование данного критерия становится понятным в связи с расшифровкой роли производственных и социальных факторов в формировании показателей здоровья. Так, по мнению Н. В. Лебедевой и соавт. [18], к наиболее чувствительным следует отнести те показатели здоровья, которые зависят от большего количества воздействующих факторов.
Процент прямых зависимостей характеризуется количеством логически обоснованных связей (с точки зрения предметной области) между фактором й откликом. Как считают Н. Ф. Измеров и соавт. [12], если при идентичных уровнях воздействия среды какой-либо показатель здоровья имеет:-большее число прямых связей по сравнению с другими, то он обладает и большей чувствительностью.
Теснота связи между величинами факторов и откликов определяется по среднему значению коэффициента множественной корреляции (/?).
С учетом указанных критериев первое место по чувствительности к различным уровням воздействия и характеру труда занимают показатели функционального состояния организма, второе — иммунного статуса и третье — заболеваемость с ВУТ (см. таблицу).
Такой вывод вполне согласуется с общепринятым мнением о большой лабильности параметров, характеризующих функциональное состояние организма, и в частности центральной нервной и сердечно-сосудистой систем [2, 10, 15,
19, 20, 22, 23].
Высокая чувствительность показателей иммунного статуса к производственным факторам также доказана целым рядом авторов [3, 4, 8, 9, 17].
Характеристика информативности отклика на основе регрессионного анализа
Величина критерия
Показатель отклика спектр взаимосвязей (кратность) прямые связи, % теснота связи (Я)
Функциональное состояние 3,50 71,4 0,76
Иммунный статус 2,83 47,1 0,75
Заболеваемость с ВУТ 1,25 40,0 0,53
Эти два вида показателей хотя и определяют донозологическое состояние организма, однако не дают представления о конечном итоге его деятельности. В то же время заболеваемость с ВУТ, отражающая клинические проявления деятельности различных систем и органов, является своего рода интегральным и достаточно известным показателем состояния здоровья ра-# ботающих.
Таким образом, выявленные изменения в состоянии здоровья работающих (явления раздражения и угнетения отдельных звеньев иммунной системы, наличие обратных связей с производственными факторами) следует.рассматривать как результат воздействия комплекса факторов малой интенсивности. Показатели заболеваемости с ВУТ применительно к целям и задачам АИС охраны труда и здоровья рабочих оказались достаточно чувствительными и информативными для оценки степени влияния неблагоприятных факторов малой интенсивности, что позволяет использовать их для практики создания АИС гигиенического назначения.
Литература
1. Аверьянов В. СВиноградова О. В., Капустин К. Г. и др. // Физиология человека.— 1984.— № 1.— С. 23—30.
2. Алекперов И. И., Мелкумян И. И., Замчалов А. И. // Гиг. труда.— 1983.—№ П.—С. 13—16.
3. Алексеева О. Г., Дуева Л. А. Аллергия к промышленным химическим соединениям.— М., 1978.
4. Бережной В. П. // Микробиология, эпидемиология и клиника инфекционных болезней.— Харьков, 1980.— Т. 10.— С. 20—21.
5. Воробьев Е. И., Прусаков В. М., Минченко В. А. //
Атомная энергия.— 1984.—Т. 56, № 3.—С. 149—153.
6. Воробьев Е. И., Прусаков В. М., Душутин К. К. Охрана атмосферы и нефтехимия.— Л., 1985.— С. 201—214.
7. Гигиеническое нормирование факторов производственной среды и трудового процесса / Под ред. Н. Ф. Изме-рова, А. А. Каспарова.— М., 1986.— С. 9—И.
8. Гончаренко В. Ф., Калыгина Т. А., Лукьянова Л. И. // Промышленная аллергология и иммунология.— Рига, 1981.—С. 10—12.
9. Дуева Л. А., Алексеева О. М., Гришина Т. И. // Гиг. труда.— 1982.— № 4.— С. 8—12.
10. Золина 3. М., Измеров И. Ф. Руководство по физиологии труда.— М., 1983.
11. Измайлова Н. Д., Карханин Н. П., Бондаренко Т. И. // Гиг. и сан.— 1984.— № 3.— С. 17—20.
12. Измеров И. Ф., Гурвич Е. Б., Лебедева Н. В. Социально-гигиенические и эпидемиологические исследования в гигиене труда.— М., 1985.
13. Изучение влияния социально-психологических условий трудовой деятельности на здоровье рабочих промышленных предприятий: (Метод, рекомендаций) / Под ред.
B. Ф. Галыгина, В. 3. Колтуна.— М., 1984.
14. Карамова Л. М., Пьянова Ф. 3. // Гиг. труда.— 1987.— № 4.— С. 20—22.
15. Кобалова Л. А., Солдаткина С. А., Зайцева Е. П. // Гиг. и сан.— 1985.— № 6.— С. 22—24.
16. Количественная оценка тяжести труда: (Межотраслевые метод, рекомендации).— М., 1988.
17. Ладиева Г. А., Федосов А. Ф. // Промышленная аллер- » гология и иммунология.— Рига, 1981.— С. 21—24.
18. Лебедева Н. ВГуревич Е. Б., Тихонова Г. Я. // Гиг. труда.— 1988.— № 2,— С. 28—31.
19. Лихницкая И. И. Оценка состояния функциональных систем при определении трудоспособности.— Л., 1962.—
C. 74—82.
20. Оценка иммунного статуса человека: (Метод, рекомендации) / Под ред. Р. В. Петрова.— М., 1984.
21. Пенчева П. К. 11 Гиг. и сан.— 1982.— № 9.— С. 74—76.
22. Производственная энергономика / Под ред. С. И. Горшкова.— М., 1979.— С. 88—95.
23. Столбун Б. М., Колесникова А. В. // Гиг. труда.— 1985.—№ 10.— С. 9—12.
Поступила 17.03.89
#
В. Г. ПОМОЙНИЦКИЙ, 1990 УДК 616.31-092:66)-084.3
В. Г. Помойницкий
ВОЗМОЖНОСТИ, МЕСТО И РОЛЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
Днепропетровский медицинский институт
Централизация стоматологической службы в некоторых регионах страны привела к возникновению тенденции к повышению качества и эффективности стоматологической помощи населению.
Однако некоторая обособленность, а порой и территориальная удаленность стоматологических учреждений могут ухудшить преемственность в обследовании и лечении больных врачами общего и специализированного профиля. Между тем значение интеграции всех специализированных служб существенно возрастает в условиях перехода к всеобщей диспансеризации населения.
При оценке роли стоматологических учреждений в проведении всеобщей диспансеризации мы
основывались на приказе Минздрава СССР № 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения». Согласно его положениям, стоматологи участвуют в динамическом наблюдении за лицами с выявленной патологией по специальности и больными общесоматического профиля. По специальности на диспансерном учете у врача-стоматолога должны находиться больные с 56 нозологическими формами, имеющими значительную распространенность и интенсивность. Среди пациентов терапевтического профиля стоматологом должны наблюдаться больные, страдающие 19 заболеваниями, с одновременной санацией полости рта. Совместно с ревматологом динамическое наблюдение проводится