одного раза в год. Однако следует учесть, что эффекты воздействия антропогенных факторов окружающей среды, особенно малой интенсивности, на городскую популяцию носят часто неспецифический характер и нередко перекрызаются более мощными воздействиями других факторов. Многие из таких эффектов могут быть выявлены лишь при достаточно длительном динамическом наблюдении как за состоянием среды, так и за изменениями здоровья населения. Поэтому режим работы и временные характеристики функционирования системы сбора данных с учетом целевой функции АИС являются приемлемыми и обеспечивают выполнение стоящих перед ней задач.
Опыт создания системы сбора данных АИС или отдельных ее подсистем, а также техническая документация могут быть использованы органами практического здравоохранения и санитарного контроля, крупными промышленными предприятиями, НИИ при решении гигиенических проблем в промышленных городах.
Литература
1. Беленький В. М., Зимонт Л. Н., Кропивко С. П. //Повышение эффективности технических средств охраны труда. —М„ 1981, —С. 89—96.
2. Буштуева К. А., Случанко И. С. А1етоды и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М., 1979.
3. Воробьев Е. И., Прусаков В. М., Минченко В. А. //
УДК «16-084.3:656.2
XXVII съезд КПСС поставил перед здравоохранением страны задачи дальнейшего совершенствования и повышения качества медицинской помощи населению.
Одним из этапов в решении проблемы охраны и укрепления здоровья людей является введение всеобщей диспансеризации населения, осуществляемой территориальными поликлиниками, ме-дико-санитарными частями промышленных предприятий и ведомственными лечебно-профилакти-ческимн учреждениями [1, 2, 5]. На создаваемые в поликлиниках отделения профилактики (ОП) возлагается организационное обеспечение проведения всеобщей диспансеризации [1, 5].
Специфика работы железнодорожного транспорта как многоотраслевого хозяйства, характеризующегося рассредоточением структурных подразделений отделений дороги и рабочей силы, определяет особенности организации работы ле-
Пробле.мы создания и совершенствования автоматизированных систем охраны труда, окружающей среды и здоровья населения промышленных городов. — Ангарск, 1983. — Ч. 1. —С. 5—9.
4. Гигиена окружающей среды / Под ред. Г. И. Сидоренко. — М., 1985.
5. Догяе И. В., Зуихин В. П., Каневской Ж■ С. и др. // Гиг. и сан. — 1983. — № 6. — С. 54—56. ф
6. Зимина К. А., Шабунин П. И. и др. // Комплексный гигиенические исследования в районах интенсивного промышленного освоения. — Новокузнецк, 1982.— ,
Q 95_9ß '
7. Корнеев Ю. Е. // Гиг. и сан. — 1984. — № 6. — С. 41 — 43.
8. Литвинов П. Н., Меркурьева Р. В. // Медицинские проблемы охраны окружающей среды. — М., 1981. — С. 58—65.
9. Методические подходы к комплексному изучению окружающей среды и здоровья населения в крупных про-мышленно-энергетическнх районах с использованием автоматизированных информационных систем / Под ред. Е. М. Воробьева, В. М. Прусакова. — М; Ангарск. — 1985.
10. Ноткин Е. Л., Войтехов Д. Д., Данцср А. А. // Гиг. и сан, — 1977. — № 7. — С. 55—60.
11. Руковшиников В. О., Паниотто В. И., Чури.юв H.H.// Опросы населения.—М., 1984.
12. Руководство по социальной гигиене и организации . здравоохранения / Под ред. А. И. Виноградова. — M.áf Í 1974. т
13. Чеченин Г. И. // Комплексные гигиенические исследования в районах интенсивного промышленного освоения.— Новокузнецк, 1982.— С. 104—106.
14. Austin IV. В.. Phillips С. F. // Amer, industr. Hyg. Ass. J.—1983.— Vol. 44, №9.—P. 638—642.
15. Soto R. J., Kala и D. A. et al. //Ibid. — № 6. — P. 389— 394.
Поступила 06.10.87
чебно-профилактических учреждений, многообра- * зие профилактических осмотров и требует развития передвижных форм проведения осмотров на линейных станциях.
Целью настоящего исследования явилось изучение опыта работы ОП поликлиники железнодорожной больницы в условиях проведения всеобщей диспансеризации обслуживаемого населения.
Структура предприятий и организация медицинского обслуживания Гудермесского железнодорожного узла СКЖД МПС типичны для железнодорожных узлов такой категории. Введению всеобщей диспансеризации предшествовала большая организационная работа — проведено разукрупнение территориальных и цеховых терапев- ^ тических участков, что позволило снизить нагрузки на терапевтическую службу; укреплено лабо-
С. П. Найденов
ОПЫТ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВСЕОБЩЕЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ УЗЛЕ
Северо-Осстинскнй медицинский институт, г. Орджоникидзе
раторно-диагностическое подразделение, из имеющихся штатов создано ОП поликлиники.
Успешное осуществление всеобщей диспансеризации требует полицевого учета обслуживаемого контингента [3, 4]. На первом этапе осущест-^ена перепись работающих на предприятиях железнодорожного транспорта и прикрепленного населения, в кабинете централизованного учета
I ежегодной диспансеризации населения (КЦУД) составлена картотека ф. 131-86 на перфокартах ф. К-5 с краевой перфорацией.
Возрастно-половой состав обслуживаемых кон-тйнгентов определяет участие врачей-специалистов при проведении массовых профилактических медицинских осмотров (МПМО), объем инструментальных и лабораторных обследований.
Эти данные позволяют планировать необходимый объем электрокардиографических обследований, измерение внутриглазного давления, а также участие врача акушера-гинеколога в предстоящих осмотрах и нагрузки лаборантов при проведении цитологических обследований.
I Одной из главных задач ОП при осуществлении всеобщей диспансеризации работающих на железнодорожном транспорте является совмещение МПМО с многочисленными предварительными при поступлении на работу и периодическими медицинскими осмотрами. Учитывая, что на этапе перехода к всеобщей диспансеризации населения основное внимание уделяется группе работающих, мы провели анализ объема и структуры периодических медицинских осмотров. Установлено, что из всех работающих комиссией ВЭК по представлению предприятий ежегодно осматриваются согласно приказам МПС 16 ЦЗ — 15,2 %, К-22507/Г-777 — 17,7 %, 29 ЦЗ —0,2 %, согласно приказу Минздрава СССР — 6,7 %. Таким образом, для решения задачи всеобщей диспансеризации в течение календарного года необходимо дополнительно осмотреть 60,2 % работающего контингента в объеме, предусмотренном приказом Минздрава СССР № 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения».
Наряду с периодическими медицинскими осмотрами важное значение в обеспечении безопасности движения поездов имеют предрейсовые медицинские осмотры локомотивных бригад, которые также способствуют выявлению и включению в группы ежегодного диспансерного наблюдения лиц, страдающих различными заболеваниями [6]. Данные предрейсовых медицинских осмотров анализируются цеховыми терапевтами, вносятся в карты ф. 025-у и учитываются при проведении периодических медицинских осмотров и МПМО в объеме всеобщей диспансеризации.
Рациональная организация очередности включения в систему постоянного диспансерного наблюдения групп работающих имеет важное методическое значение. Поэтому в ОП составляются программа и план проведения всеобщей диспансеризации и издается приказ по железнодо-
рожному узлу об очередности проведения МПМО на предприятиях.
Использование современной вычислительной техники в масштабе узловой больницы ограничено возможностями материально-технической базы. В связи с этим на втором этапе ОП определяет диспансерный скрининг с помощью автоматизированной системы (АС) ДОН. Массовое анкетирование проводится по специально разработанной анкете, включающей 231 вопрос, и занимает 15—20 мин. Анкеты отсылаются и обрабатываются группой медико-технической информации на ЭВМ дорожного вычислительного центра СКЖД МПС. Результаты анкетирования, внесенные в по-лицевые карты доврачебного обследования, анализируются врачами, осуществляющими МПМО, и это позволяет выработать предварительную целевую индивидуальную направленность в выявлении у обследуемых лиц факторов риска заболеваний и патологических состояний.
Осуществление МПМО работающих на предприятиях железнодорожного узла является третьим этапом проведения всеобщей диспансеризации. Значительное увеличение объема профилактических медицинских осмотров требует перестройки режима и реорганизации работы поликлиники. Наряду с проводимыми в поликлинике предварительными при поступлении на работу и периодическими медицинскими осмотрами МПМО в объеме всеобщей диспансеризации осуществляется выездной бригадой врачей и среднего медицинского персонала 3 раза в неделю непосредственно на предприятиях железнодорожного узла. Бригада состоит из терапевта цехового врачебного участка, хирурга, стоматолога, акушера-гинеколога, медицинской сестры КЦУД, медицинской сестры кабинета функциональных исследований и лаборанта. Количество осматриваемых, согласно приказу Минздрава СССР № 770 от 30.05.86, за 3 ч работы составляет в среднем 25—30 человек.
По нашему мнению, использование выездной формы проведения МПМО в настоящий момент является оправданным и рациональным, поскольку такие осмотры осуществляются при непосредственном участии администрации предприятий.
Выявленные в процессе проведения МПМО у обследованных контингентов заболевания и состояния предболезни требуют организационно-технических решений по улучшению условий труда, техники безопасности, профилактики профессиональных болезней. Индивидуальные и обобщенные по предприятиям данные МПМО обсуждаются на заседаниях врачебно-инженерных бригад, где дается комплексная санитарно-гигие-ническая характеристика цехов и участков предприятий, составляются планы-графики реализации врачебных рекомендаций по улучшению условий работы, рассматриваются вопросы проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. В результате проведенных
МПМО в ОП формируются группы диспансерного наблюдения. По нашим данным, группа здоровых (Д1) составила 11,8 %. практически здоровых (ДН)—52,7% и больных (ДШ)—35,5%. В каждой из этих групп на основе данных автоматизированного скрининга и результатов МПМО выделены подгруппы лиц с факторами риска возникновения производственных, бытовых и генетических заболеваний.
Организационные формы всеобщей диспансеризации в отношении этих групп наблюдения различны, но они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Для группы здоровых (Д1) контрольные наблюдения планируются 1 раз в год, при этом проводятся диагностические исследования, тесты, функциональные пробы и на завершающем этапе — врачебный осмотр. В группе практически здоровых (ДН) профилактические мероприятия имеют целью предупреждение заболеваний, индивидуальное наблюдение осуществляется 1—2 раза в год, при этом большое внимание уделяется борьбе с употреблением алкоголя, курением, избыточной массой тела и т. д.
В группе больных (ДШ) в зависимости от стадии компенсации процесса выделены подгруппы: а) полной компенсации, б) субкомпенсации, в) декомпенсации (в основном неработающее прикрепленное население). В этой группе проводятся постоянные индивидуальные лечебные мероприятия.
Возрастающий объем работы при проведении всеобщей диспансеризации ставит задачи научной организации труда врачей, медицинских сестер с целью высвобождения их времени на приеме для непосредственного контакта с больными. Решая эту проблему, мы перевели карты ф. 030-у на перфокарты и организовали единую картотеку в КЦУД по производственному принципу. Это позволило освободить врачей и медицинских сестер от ведения медицинской документации, составления отчетных данных, повысило персональную ответственность за выполняемую работу.
Функция ОП на четвертом этапе всеобщей диспансеризации определяется необходимостью активного динамического медицинского наблюдения за выделенными диспансерными группами с реализацией профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий. Решение поставленных задач возможно при комплексной организации работы врачебно-инженерной бригады с администрацией, профсоюзной организацией в объеме программ «Здоровье», разработанных на промышленных предприятиях железнодорожного узла. Основные проблемы, которые требуют решения с привлечением ОП, — это соблюдение кратности и сроков проводимого противорецидивного, санаторно-курортного лечения, осуществление в необходимом объеме рекомендуемого диетического питания, проведение индивидуальной работы с группой лиц, часто и длительно болеющих.
Ответственность за проведение пятого, заклю-
чительного этапа всеобщей диспансеризации возлагается на заведующего ОП и руководителя лечебно-профилактического учреждения. На этом этапе осуществляется анализ качества и эффективности проводимой диспансерной работы. Постепенный перевод предприятий железнодорожного узла на хозяйственный расчет делает боле'е актуальным вопрос об определении экономической эффективности проводимых профилактиче- ' ских и лечебно-оздоровительных мероприятий. Количественным выражением улучшения состояния здоровья работающих является снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Однако имеющиеся в настоящий момент учетные медицинские формы не позволяют провести полицевой анализ этих показателей. В связи с этим в больнице разработана и внедрена «Карта-приложение» к ф. 131-у-86, которая содержит выкопированньге данные о каждом случае временной утраты трудоспособности работающего. «Карта-приложение» изготовлена типографским способом, подклеивается с обратной стороны к «Карте учета диспансеризации» ф. 131-у-86 и храц! I нится в единой картотеке в КЦУД. Кодирование заложенных в «Карте-приложении» данных осуществляется минирейтерами соответствующего цвета. Такое построение картотеки, по нашему мнению, позволяет оперативно контролировать состояние заболеваемости с временной утратой трудоспособности в группах диспансерного наблюдения, проводить анализ экономической эффективности всеобщей диспансеризации на предприятиях и в целом по железнодорожному узлу.
Проведенная работа по введению всеобщей ежегодной диспансеризации населения в течение 1985—1986 гг. дала следующие результаты (по сравнению с 1984 г.): охват диспансерным наблюдением увеличился с 261,9 до 365,2 на 1000 населения; процент охвата всеми профилактич^ скими осмотрами к числу работающих составил 94,7; заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 100 работающих снизилась в случаях на 2,5 %, в днях на 7 %; заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 100 диспансерных больных на узле снизилась в случаях на 37,9 % и в днях на 46,8 %.
Выводы. 1. Анализ работы узловой железнодорожной больницы МПС показывает, что в настоящее время созданы условия для поэтапного осуществления всеобщей диспансеризации работающих и прикрепленного контингента. Важным звеном является существующая на транспорте система многочисленных периодических медицинских осмотров, охватывающих значительный контингент работающих.
2. Решение поставленной задачи по осуществлению всеобщей диспансеризации населения требует совершенствования материально-технической базы больницы, повышения качества и эффективности работы на основе комплексного решения проблемы лечебно-профилактическими и
санитарно-гигиеническими учреждениями при участии администрации и профсоюзных организаций предприятий.
3. Организационное обеспечение всеобщей диспансеризации населения на железнодорожном уз-^е осуществляется ОП поликлиники, основными задачами которого являются полицевой учет об-
). служиваемого населения, проведение МПМО, организация и ведение картотек ф. 131-у-86 и ф. 030-у, анализ качества и эффективности всеобщей диспансеризации.
4. Использование диспансерного скрининга АС ДОН позволяет проводить анкетирование без организации анамнестического кабинета в ОП поликлиники.
Литература
1. Ветров М. Ю. Организация медицинских осмотров и диспансерного наблюдения в медико-санитарных частях машиностроительных предприятий: Метод, рекомендации. — М., 1983.
2. Демченкова Г. 3., Полонский М. Л. Теоретические и организационные основы диспансеризации населения. — М„ 1987.
3. Догле Н. В.. Юркевич А. Я. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. — М., 1984.
4. Методические рекомендации по организации централизованной картотеки учета ежегодной диспансеризации всего населения в лечебно-профнлактнчсском учреждении сельского района — МЗ СССР. — М., 1985.
5. Профилактические осмотры и диспансеризация работающих на железнодорожном транспорте: Информ. письмо. — М„ 1985.
6. Прохоров А. А., Суворов С. В., Грибанов О. И. Руководство по гигиене на железнодорожном транспорте. — М., 1981.
Поступила 11.12.87
Методы исследования
УДК 616-053.2:572.521-02:614.7-07:007.5
В. М. Прусаков, Н. Н. Зарубин, В. А. Минченко, Л. И. Конакова,
Т. П. Мелькова
МЕТОД И Ч ЕС К И Е ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СВЯЗИ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
Институт биофизики Минздрава СССР, Москва
^ В системе управления здоровьем населения и оптимизации окружающей среды автоматизированная информационная система (АИС) рассматривается как новый дополнительный информационно-советующий орган [3, 4].
Важнейшим элементом такой АИС следует считать подсистему, изучающую зависимость физического развития детей от факторов окружающей среды.
Исследования физического развития как показателя состояния здоровья детей широко проводятся при изучении, например, влияния загрязнения воздушного бассейна на детское население [2]. По мнению ряда авторов, физическое развитие детей является интегральным показателем качества окружающей среды. Исследование его изменений под влиянием факторов среды с целью управления здоровьем детей — одна из важнейших задач гигиены [6, 7].
В данной статье излагается опыт разработки указанной выше подсистемы физическое развитие — окружающая среда. Рассматриваются не-
которые методические вопросы выбора цели и объекта исследования; организации системы сбора, обработки, анализа и оценки данных, реализованные в АИС и испытанные в режиме опытной эксплуатации ее.
Главной целыо подсистемы АИС физическое развитие — окружающая среда является обеспечение органов управления и контроля всех уровней достоверной, научно обоснованной информацией для проведения мероприятий по улучшению показателей развития детей и состояния окружающей среды. Наиболее полно эта цель достигается при решении следующих основных задач (подцелей): 1) гигиеническая оценка влияния (или вклада) факторов окружающей среды на (в) формирование физического развития детей;
2) гигиеническая оценка эффективности внедрения реализованных и (или) планируемых (возможных) мероприятии по улучшению состояния окружающей среды и физического развития;
3) выбор и рекомендация органам управления наиболее оптимальных вариантов достижения це-