УДК 659.443
Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2014. Вып. 2
А. А.Бузинова
ИНФОГРАФИКА В ВИЗУАЛЬНЫХ PR-ТЕКСТАХ: ТИПОЛОГИЯ, ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Инфографика являет собой устойчивый тренд в области коммуникационных технологий, является востребованным и актуальным, но пока еще малоизученным инструментом коммуникации. В данной работе рассматриваются понятия «визуальный контент» и «инфографика», описываются инструменты и средства создания инфографики как визуального контента для PR-текста, предлагается классификация инфографических материалов и рекомендации по их разработке. Библиогр. 20 назв.
Ключевые слова: визуальная коммуникация, визуальный контент, визуальный PR-текст, ин-фографика.
INFOGRAPHICS IN VISUAL PR-TEXTS: TYPOLOGY, DESIGN TECHNIQUES
A. A. Buzinova
St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya emb., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
Infographies can be described as a steady trend in the field of communication technology, currently it is popular and relevant in the media industry, but still has not been researched properly as a particular communication tool. This paper discusses the concept of "visual content" and "infographics", describes tools and means of creating infographics visual content for PR-text, also the author proposes a classification of infografics materials and recommendations for their design. Refs 20.
Keywords: visual communication, visual content, visual PR-text, infographics.
Введение
В современной медиаиндустрии инфографика занимает заметное место, хоть и является довольно новым направлением деятельности [1]. Парадоксально, что, будучи одним из самых древних приемов визуализации информации, инфографика пока еще остается малоизученным инструментом коммуникации. Как правило, ин-фографическая проблематика рассматривается учеными как область графического дизайна, как о самостоятельной дисциплине о ней говорят достаточно редко. Тем не менее за последние 5 лет были опубликованы такие работы, как «Изобразительная статистика. Введение в инфографику» В. Лаптева [2], «Визуальное мышление. Как "продавать" свои идеи с помощью визуальных образов» Д. Роэма [3], «Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений» М. Смикикласа [4] и др., что свидетельствует о тенденции к самоопределению новой дисциплины. В 2011 году он-лайн-журнал Infographer.ru опубликовал результаты своего исследования, которые продемонстрировали рост количества запросов в интернете по слову «инфографика» в 8 раз в период с 2008 по 2011 год [5]. О растущем интересе к графическому представлению информации говорит также и возникновение большого количества онлайн-порталов, посвященных инфографике. Также появились ресурсы, которые позволяют даже пользователям, не имеющим специальной подготовки, самостоятельно визуализировать любые данные. Инфографика сегодня активно встраивается в поток информационных продуктов, функционирующих на медиарынке, а порой превращается в самостоятельный жанр — в печатных изданиях и на телевидении появляются
рубрики, предлагающие читателю инфографические иллюстрации, некоторые СМИ вовсе отказываются от традиционных текстов в пользу инфографики. Стоит отметить, что появление в повседневной жизни человека мобильных устройств и интернета изменило характер процессов, отвечающих за восприятие. Увеличилась частота обращения к информационным ресурсам, количество информации, циркулирующей в коммуникационном пространстве, возрастает с каждым днем. Современная аудитория предпочитает сжатый, компактный контент большим массивам информации, а инфографика как нельзя лучше подходит под это описание [6].
Таким образом, можно говорить о том, что инфографика являет собой устойчивый тренд в области коммуникационных технологий, является востребованной и не должна быть оставлена без внимания, когда речь идет об инструментарии специалиста по связям с общественностью. В данной работе мы рассмотрим возможности использования инфографики в РИ-деятельности, основываясь на результатах исследования 112 современных РИ-текстов, в которых присутствовала инфографическая составляющая.
Визуализация в современных коммуникациях
Визуализация является неотъемлемой составляющей процесса восприятия информации. Известно, например, что мозг с помощью зрения получает больше информации, чем с помощью всех остальных чувств вместе взятых [7, р. 24]. До недавних пор термин «визуализация» интерпретировался как «процесс построения визуального образа в сознании человека» [8, р. 2364]. Сегодня это понятие трансформировалось, и чаще под ним понимается «графическое представление данных или идей» [7, р. 2]. От этого определения визуализации мы и будем отталкиваться в наших дальнейших рассуждениях. Визуализация превратилась из внутреннего инструмента человеческого разума во внешний механизм, поддерживающий процессы принятия решений мозгом и помогающий осуществлять процессы коммуникации. По мнению американского профессора К. Веара, визуализация обладает следующими способностями:
— предоставляет возможность считывать большие объемы данных. Важная информация, которая может состоять из тысяч составляющих, мгновенно доступна для считывания;
— позволяет считывать те свойства исследуемого объекта, существование которых изначально не предполагалось;
— часто помогает вскрыть возможные проблемы с данными, полученными в ходе исследования;
— облегчает считывание и понимание разных планов данных: очевидных для исследователя и мелких, не очевидных;
— облегчает формирование гипотез [7, р. 4].
Автор книги «Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений» М. Смикиклас выдвигает схожие тезисы: «визуальное представление данных обладает несколькими характеристиками, способствующими простоте восприятия: краткость, близость к сути, действенность и вовлеченность» [4, с. 31]. Принимая во внимание утверждения К. Веара и М. Смикикласа, можно сделать вывод о том, что критическим вопросом при визуализации любого рода исследований является
трансформация данных в сообщение, легко воспринимаемое человеком и влияющее на принятие оптимальных решений. Инструменты и способы такой обработки данных так или иначе связаны с деятельностью графических дизайнеров, таким образом, визуализацию данных, создание инфографики можно определить как область графического (или коммуникативного) дизайна.
Семиотический подход к визуальной коммуникации, который развивали в своих работах У Эко, Р. Барт, А. Бергер, Ф. Меггс, Д. Кроу, Г. Кресс, Е. Жердев, И. Стор, Г. Лола и др., предполагает, что восприятие и осознание визуальной информации реципиентом очень сильно зависят от его социально-культурных характеристик, поэтому зачастую визуальная информация может быть интерпретирована неверно, т. е. коммуникация будет неэффективной. Однако существуют исследования, результаты которых если не опровергают утверждения вышеперечисленных ученых, то заставляют задуматься о масштабах неизученного в области когнитивистики. Мы склонны согласиться с профессором К. Веаром, приводящим в своей книге «Визуализация информации: восприятие для дизайна» доказательства того, что изображения не всегда относительны и зависимы от культурного контекста, и описывающим некоторые исследования, которые показали, что люди легко могут интерпретировать изображения без подготовки и тренировки. Ярким примером может служить эксперимент двух ученых, вырастивших собственную дочь до двухлетнего возраста так, что она ни разу не видела ни одной картинки и не знала, что картинки могут что-то представлять и означать. Но тем не менее к двум годам ребенок имел широкий словарный запас и легко мог узнать предметы в линейных рисунках и в черно-белых фотографиях [7, р. 8]. Эксперимент подтвердил тот факт, что базовое понимание изображенных предметов не требует специального обучения. Это дает нам основание предполагать, что передача информации с использованием изображений может быть эффективной и удобной формой коммуникации, успешной в любом социально-культурном контексте.
Принимая во внимание утверждение А. Бергера о том, что целью любой визуальной коммуникации является создание образа [9, с. 69], а образ является основным действующим агентом воздействия на сознание целевой общественности, о чем пишет в своей статье «Манипулятивные технологии» Е. Доценко [10, с. 683], мы можем утверждать, что визуальная коммуникация в связях с общественностью играет важную роль.
Работа с визуальным каналом коммуникации подразумевает визуализацию информации, которая затем будет распространяться в печатном или электронном виде. Для визуализации образов РИ-специалисты сегодня используют широкий арсенал приемов и инструментов из различных дисциплин:
• изобразительного искусства (графики, рисунка, иллюстрации);
• фотографии (в том числе искусства коллажа);
• киноискусства;
• современной полиграфии;
• дизайна, в том числе веб-дизайна;
• современных компьютерных технологий (как на программном, так и на аппаратном уровне).
В том случае, если РИ-информация распространяется в визуально-вербальной форме, т. е. представлена в виде текста и/или изображений разных типов, как пра-
вило, можно говорить о том, что контент РИ-текста создан средствами графического дизайна. Такой контент мы предлагаем называть визуальным. В своем исследовании «Визуальный контент современного РИ-текста» 2013 г. мы предположили, что если основываться на функциях визуальных объектов и их отношении к тем или иным художественным средствам графического дизайна, весь визуальный контент, функционирующий в корпусе современных РИ-текстов, можно разделить на 4 типа: изобразительный, оформительский, служебный и инфографический [11]. В исследовании, которое было основано на структурном анализе 160 современных отечественных и зарубежных РИ-текстов, приведены характеристики каждого из четырех типов контента, однако нам представляется важным рассмотреть подробнее инфо-графический контент, так как именно инфографика сегодня считается наиболее перспективным направлением деятельности графических дизайнеров, а также наиболее актуальным и успешным инструментом коммуникации в РИ, рекламе, журналистике [6].
Типы и виды инфографики в PR-текстах
Недавнее исследование Б. Миллер и Б. Барнетт подтвердило, что инфографика, будучи комбинацией изображений и текста, является эффективным инструментом коммуникации: «Сам по себе текст или графическое представление данных — хорошие, но не совершенные методы коммуникации. Язык письма позволяет создать бесконечное число комбинаций слов, на основе которых можно провести глубокий анализ, но успешность этого метода сильно зависит от способности читателя к обработке этой информации. Графическое изображение данных проще воспринимается, но менее эффективно, когда необходимо описать абстрактные и сложные идеи. Комбинирование текста и графики позволяет использовать преимущества обоих средств передачи информации, сделав менее заметными их недостатки» [12].
Определений, данных инфографике практикующими специалистами по коммуникациям, много, и они схожи в том, что представляют инфографику как визуализированное сообщение, нагруженное некими данными. Например, «Инфогра-фика — это эффективный способ комбинирования текста, картинки и дизайна для представления сложной информации» [13] или «Инфографика — это визуальное отображение данных, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию» [14] и т. д.
Видеокурс «Журналистика в эпоху данных», подготовленный специалистами Стэндфордского университета, подробно описывает возможности современной инфографики и перспективы развития этого направления визуализации информации [15]. Если руководствоваться утверждениями лекторов курса, то можно считать, что инфографика, которая более детализирована, чем фотография, и гораздо быстрее, чем видео, доносит до реципиента суть сообщения, успешно расширяет основы традиционного пресс-релиза, так как позволяет расставить нужные акценты, не подвергая текст лишним репарациям. Это особенно актуально при работе в социальных сетях, когда внимание зрителя легко может переключиться на что-то стороннее, а инфографика, в отличие от обычного текста, очень быстро воспринимается, упрощает сложную информацию и влияет на сознание зрителя моментально. Специалист по дизайну, визуализации и генеративному искусству А. Коблин утверж-
дает, что инфографика будет уместна почти в любом сообщении, она максимально эффективно передает цифры и проценты, инфографическое изображение может заменить громоздкий текст, такой как:
— описание результатов маркетинговых исследований,
— статистические данные,
— сравнительные исследования,
— сообщения, направленные на многоязыковую аудиторию и т. п. [15].
Для того чтобы дифференцировать типы инфографического контента в РИ-текстах и определить их специфику, мы собрали собственную базу визуальных РИ-текстов с инфографическими иллюстрациями, состоящую из 112 экземпляров отечественного и зарубежного происхождения (соотношение российских текстов к зарубежным 50:50). Все материалы опубликованы не ранее 2011 года, распространялись как в электронном, так в печатном виде и относятся к разным отраслям. Таким образом, мы обеспечили максимальную диверсификацию выборки. Преимущественно в базе представлены инфографические материалы, субъектом которых являются крупные успешные компании, поскольку предполагается, что такая компания имеет достаточный бюджет для создания качественного коммуникационного продукта, что важно для нашего исследования. Структурный анализ с последующим сравнительным анализом позволил нам выделить 5 критериев для типологизации инфографического контента. Затем мы проверили образцы выборки на предмет соответствия классификации специалиста по инфографике А. Скворцова, так как его классификация представляется нам наиболее полной и адекватной. Важно отметить, что классификация верифицирована множеством примеров из практики ведущего отечественного агентства «Меркатор», специализирующегося на визуализации информации, основателем и руководителем которого и является А. Скворцов. На завершающем этапе исследования мы использовали ту же выборку для изучения приемов организации информации в инфографических иллюстрациях и описали возможные способы применения разных видов инфографики РИ-специалистами в практической деятельности.
В результате исследования мы выделили несколько закономерностей. Остановимся на них подробнее.
Инфографика в РИ-текстах, по нашему мнению, может быть разделена на следующие типы.
1. По количеству составляющих:
— элементарная — одиночный график, таблица, простая карта, диаграмма или схема;
— составная — сложная иллюстрация, состоящая из разнородных элементов, объединенных общим замыслом.
2. По качеству детализации:
— низкого разрешения — предназначенная для публикации в интернете, для телевидения, для интерактивных презентаций;
— высокого разрешения — предназначенная для печати.
3. По качеству образов:
— буквальная — данные визуализированы с использованием реалистичных образов;
— метафорическая — данные визуализированы с использованием выдуманных персонажей, рисованных изображений, с переносом смысловых значений на образы, не имеющие отношения к субъекту коммуникации.
4. По характеру данных:
— энциклопедическая — использовались данные, полученные в результате теоретического исследования, описание фактов;
— репортажная — использованные данные были получены путем практического исследования, описание событий.
5. По кинетическим характеристикам:
— традиционная — статичная;
— мультимедийная — интерактивная.
А. Скворцов считает, что существует 3 класса инфографики:
— объяснения (инфографика схематично изображает процессы, явления, визуализирует причинно-следственные связи);
— презентация информации (инфографика представляет данные, чаще всего цифры и зависимости, облекая их в удобную для реципиента форму);
— иллюстрации (инфографика сопровождает текст, иллюстрируя его, дополняя своими образами) [16].
Наше исследование подтвердило теорию вышеупомянутого специалиста. Действительно, инфографика в нашей выборке РИ-текстов соответствует данной классификации. Чаще всего в нашей выборке встречаются инфографические композиции — презентации информации. Таких материалов в базе 77,28%. Этот факт демонстрирует характер коммуникации: очевидно, что чаще всего у РИ-специалистов возникает необходимость донести до аудитории какие-то факты, числовые значения, сравнительные характеристики, имеющие отношение к субъекту РИ. Реже требуются объяснения процессов и событий (материалов с подобными иллюстрациями в нашей базе 13,14%), реже всего встречаются сопровождающие текст иллюстрации, напоминающие комиксы (подобных материалов 9,28%).
По способам визуализации инфографика традиционно разделяется на следующие виды:
— диаграммы;
— графики;
— таблицы;
— карты [17].
Однако с появлением новых технологий и специальных программ для обработки информации на первый план выходит инфографика, представляющая собой сложные иллюстрации, такую инфографику мы предлагаем называть альтернативной. Подобный подход к организации информации актуален для РИ-специалистов, так как иллюстрация легко может вместить в себя большой пласт релевантной информации, но при этом сообщение останется интересным и привлекающим внимание. Именно поэтому в современной практике РИ часто используются альтернативные визуальные тексты, представляющие собой инфографические иллюстрации. Приведем примеры успеха инфографической иллюстрации.
В 2012 году небольшая американская компания '^>гё$1хеат, разрабатывающая программное обеспечение для поискового маркетинга, включилась в дебаты по по-
воду эффективности Facebook как рекламной платформы. Таким образом, компания хотела привлечь немного внимания к своей деятельности, но вместо того, чтобы опубликовать результаты нехитрого исследования с помощью традиционного пресс-релиза, они предпочли рассказать целую историю в инфографике. Наглядное сравнение рекламных возможностей площадок Facebook и Google's Display Network оказалось настолько удачным, что через несколько дней инфографику опубликовали такие крупные новостные порталы, как USA Today, CNN, Fast Company, The Economist, Fox Business и др., а через неделю Гугл выдавал более 13 000 статей, где упоминалась компания WordStream, значительная часть которых содержала инфо-графическую иллюстрацию и ссылку на сайт компании [18].
Другой пример использования инфографики для описания сложной истории — иллюстрация, спроектированная для компании курьерской доставки FedEx. FedEx организовала доставку двух гигантских панд из китайского заповедника в парижский зоопарк, и подробное описание всего события уместилось в одну компактную иллюстрацию. Кроме иллюстрации в интернете также появились традиционный пресс-релиз и видео-ролик, но именно инфографика позволила истории получить такое широкое освещение в сети: «Проще говоря, образ, который рассказывает всю историю, легче копировать, чем полностью текстовую статью...», — прокомментировал ситуацию Дж. Ланкоу, руководитель отдела инфографики дизайн бюро Column Five Media [18].
Однако успех инфографической иллюстрации в PR-тексте всегда обусловлен ее качественными характеристиками. Согласимся с мнением А. Скворцова — чтобы информация была воспринята и верно интерпретирована реципиентом, инфогра-фическая иллюстрация должна обладать такими характеристиками, как:
1) содержательность — иллюстрация должна содержать ценную информацию, не быть декоративной;
2) смысл — иллюстрация должна быть релевантной и адекватной контексту сообщения;
3) легкость восприятия — иллюстрация должна легко считываться, не затруднять восприятие сообщения;
4) аллегоричность — иллюстрация должна быть построена на знакомых реципиенту образах, визуализированных оригинально и неожиданно [16].
Приемы организации информации в инфографических иллюстрациях
Так как инфографическая иллюстрация предполагает множество разных способов представления данных, часто PR-специалисту сложно определить, каким приемом организации информации воспользоваться в том или ином случае. Способы визуализации будут зависеть в первую очередь от целей коммуникации, что становится очевидным из классификации приемов организации информации, предложенной американскими специалистом по инфографике Д. Эштоном, которую мы рассмотрим подробно далее и прокомментируем каждый прием с точки зрения возможностей для PR-специалиста, основываясь на материалах из нашей базы.
1. Визуализация повествования, комикс — облегчает восприятие длинных историй, удобна для работы в социальных сетях, так как легко распространяется пользователями и не требует дополнительных материалов, удобна для работы с большим
объемом информации. Однако требует привлекающего внимание заголовка, так как глубокая детализация может быть непривлекательной для целевой общественности на первый взгляд. Исходя из результатов исследования нашей базы визуальных РИ-текстов с инфографическим контентом, мы можем предположить, что такой тип визуализации данных подойдет для РИ-текстов, связанных с описанием событий, например для пост-релизов или для освещения мероприятий он-лайн в режиме реального времени.
2. Флоу-чарт, или схематическое представление — отличается простым дизайном и легко демонстрирует причинно-следственные связи. Удобно для визуализации ответов на вопросы, часто используется в развлекательных целях, так как просто облекается в юмористическую форму. Также часто используется для коммуникации в социальных сетях из-за компактности и многообразия художественных приемов. РИ-текст, сопровождаемый схематическим представлением, может быть применен для работы с имиджем субъекта РИ, так как с помощью схемы легко представить преимущества и компетенции субъекта. Подобные инфографические иллюстрации также могут быть использованы в презентациях, сопровождающих речи, и на веб-сайтах.
3. Таймлайн, или шкала времени — удобна, когда есть необходимость продемонстрировать изменения, происходящие с течением времени. Создает иллюзию динамики в изображении, так как вынуждает зрителя следовать взглядом в заданном изображением направлении. На наш взгляд, данный прием подходит для сопровождения им таких жанров РИ-текстов, как бэкграундер (расширенная информация текущего характера о субъекте РИ, на практике, как правило, обозначается как «история успеха») и биография, так как предполагает организацию информации в хронологическом порядке. Наглядное представление дает и визуализация важных РИ-событий, шкала времени позволяет сделать эту специфическую информацию уникальной и актуальной для целевой общественности.
4. Инфографическая справка — сложная инфографическая иллюстрация, в дизайне которой очень важна техническая сторона организации информации. Отличается большим количеством данных, как правило числовых значений, которые необходимо расположить так, чтобы облегчить считываемость и сократить объем сообщения. Часто в основе дизайна таких иллюстраций лежит таблица. Подобный дизайн удобен для представления результатов исследований, отчетных данных, статистики. РИ-специалист может пользоваться инфографической справкой для сопровождения таких материалов, как годовые отчеты, спонсорские пакеты, информационные пакеты.
5. Cравнительная инфографика — удобна для сравнения явлений и цифр, позволяет представить большие объемы информации относительно компактно и дает возможность использовать широкий спектр художественных приемов. Для РИ-специалиста сравнительная инфографика полезна при работе с позиционированием субъекта РИ, так как на контрасте легко продемонстрировать особенности и уникальные компетенции субъекта.
6. Числовая инфографика — как правило, состоит из графиков и цифр, демонстрирует количественные характеристики. Удобна для разнородного контента, но требует серьезной дизайнерской работы и креативности для органичного и оригинального решения визуализации. Для РИ-практики такой прием организации информации универсален, он может быть применен для визуализации любых со-
общений для разных групп целевой аудитории, сложность и качество информации можно варьировать в зависимости от конкретных задач.
7. Фото-инфографика — в основе такого типа инфографических иллюстраций лежит фотография, которая специальным образом обработана и дополнена текстовой информацией и символами. Такая инфографика отличается реалистичностью и простым дизайном. Удобна для представления реальных объектов и наглядных объяснений, к примеру, строения или структуры. Может стать эффектным инструментом коммуникации с целевой общественностью в социальных сетях, на вебсайтах или на телевидении, так как реалистична и не требует работы воображения для интерпретации сообщения реципиентом.
8. Картографические иллюстрации — фактически представляют собой разного рода карты; удобны для описания событий с привязкой к местности, для демонстрации проектов, для объяснения пространственных взаимоотношений различных объектов. С помощью карт PR-специалист может проиллюстрировать презентацию проекта, обеспечить навигацию гостей на мероприятии, а используя технологии дополненной реальности, создавать визуально-привлекательные пространства на выставках и конференциях [19].
Таким образом, можно утверждать, что инфографика является актуальным инструментом коммуникации с целевой общественностью, обладает широкими образными и функциональными возможностями, может быть использована как в составе PR-текста, так и как его альтернативная разновидность.
В заключение кратко охарактеризуем преимущества визуального инфографиче-ского контента для PR-специалиста, основываясь на проделанной работе.
1. В силу появления новых технологий, используемых в сфере коммуникаций, в последнее десятилетие сильно возрос интерес СМИ к контенту, который легко публикуется и моментально попадает к аудитории. Инфографика моментально копируется и распространяется, а кроме того, редко требует дополнительных объяснений и комментариев. Это позволяет экономить время и стимулирует интерес со стороны журналистов.
2. Аудитория постепенно переходит на получение информации с мобильных устройств и компьютеров, информация потребляется в электронном виде. Изображения легче воспринимать с экрана, нежели текст. Иллюстративный контент имеет больше шансов быть изученным читателем.
3. Качественная визуализация привлекает внимание к той информации, которая в ином виде была бы проигнорирована читателем.
4. Социальные медиа становятся активной площадкой публичных коммуникаций — их главная особенность в «sharing & conversation» [20] — делиться информацией и обсуждать ее, для чего очень удобна инфографика.
5. Инфографика позволяет передавать сложные истории в краткой форме, что делает историю доступной для максимально широкой аудитории.
6. Инфографика в PR-текстах может быть разделена на шесть типов: по количеству составляющих (элементарная и составная), по качеству детализации (низкого и высокого разрешения), по качеству образов (буквальная и метафорическая), по характеру данных (энциклопедическая и репортажная), по кинетическим характеристикам (традиционная и мультимедийная), каждый из которых определяет характер PR-сообщения.
7. При проектировании инфографики для PR-сообщений могут быть использованы следующие приемы организации информации: визуальное повествование, флоу-чарт, таймлайн, инфографическая справка, сравнительная инфографика, числовая инфографика, фото-инфографика, картографические иллюстрации. Выбор приемов в каждом конкретном случае зависит от целей коммуникации, осуществляемой PR-специалистом.
Резкие изменения в характере восприятия человеком информации, а также возрастающая роль социальных сетей в процессах информирования и интеракции с аудиторией открывают новые просторы для бизнеса и вместе с этим и для практики PR. Несомненно, визуальные объекты в целом, как и инфографика в частности, стремятся к тому, чтобы стать ядром инструментария современного PR-специалиста. Однако необходимо серьезное изучение принципов и законов осуществления визуальной коммуникации, ее эффектов и способов управления. Кроме того, чтобы визуальный PR-текст с инфографическими иллюстрациями получил возможность успешно функционировать в современном коммуникационном пространстве, практикующих PR-специалистов придется убедить, что визуальные и интерактивные сообщения в ближайшее время станут наиболее конкурентоспособными в борьбе за долговременные позитивные отношения с целевой общественностью.
Литература
1. Шилина М. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций // Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. Ломоносова «Медиаскоп». 2009. URL: http://mediascope.ru/node/404 (дата обращения: 21. 01.2014).
2. Лаптев В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. СПб.: Эйдос, 2012. 180 с.
3. Роем Д. «Визуальное мышление. Как "продавать" свои идеи с помощью визуальных образов». М.: Эксмо, 2010. 352 с.
4. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб.: Питер, 2014. 152 с.
5. Dobrova I. Инфографика — это тренд // Электронный журнал Infographer. 2011. URL: http:// infographer.ru/infotrend/ (дата обращения: 04.12.2013).
6. Austin T., Doust R. New Media Design. London: Routledge, 2007. 192 p.
7. Wear C. Information visualization: perception for design. Waltham: Elsevier, 2013. 512 p.
8. Shorter Oxford English dictionary (3rd ed., Vol. 2) / eds W. Little, H. W. Fowler, J. Couslon. Oxford: Oxford University Press, 1972. 3804 p.
9. Бергер А. Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 276 с.
10. Доценко Е. Манипулятивные технологии // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Самара: БахраХ-М, 2007. 751 с.
11. Бузинова А. Визуальный контент современного PR-текста // Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. Ломоносова «Медиаскоп». 2013. URL: http://mediascope.ru/ node/1412 (дата обращения: 30.12.2013).
12. Miller B., Barnett B. Newspaper infographics in the presentation of health risks. Newspaper Research Journal. Vol. 31. 2010. N 1. P. 52-68.
13. Bullas J. 7 key elements to creating successful infographics // Official page of Jeff Bullas. 2013. URL: http://www.jeffbullas.com/2013/11/29/the-7-key-elements-to-creating-successful-infographics/ (дата обращения: 21.11.2013).
14. Bullock L. 16 tools to make awesome infographics // Lilach Bullock Personal Blog. 2013. URL: http:// www.socialable.co.uk/16-tools-to-make-awesome-infographics/ (дата обращения: 04.12.2013).
15. Journalism in the age of data // Stanford University online course. 2013. URL: http://datajournalism. stanford.edu/ (дата обращения: 01.12.2013).
16. Скворцов А. Мастер-класс «Увидел и понял» // Официальный сайт агентства «Меркатор». 2012. URL: http://www.mercator.ru/works/index.php?workID=630&pageID=21 (дата обращения: 01.12.2013).
17. Frascara J. El diseño en la comunicación. Principios, métodos y practica. Mexico: Divine Egg Publicaciones: Centro de Estudios en Ciencias de la Comunicacion, 2009. 212 p.
18. Feil S. Beyond words //Adweek online magazine. 2012. URL: http://www.adweek.com/sa-article/ beyond-words-142494 (дата обращения: 05.12.2013).
19. Ashton D. Which infographic is right for you // Econsultancy agency blog. 2013. URL: http:// econsultancy.com/ru/blog/62438-which-infographic-is-right-for-you (дата обращения: 07.12.2013).
20. Nelson E. Content we love: backbone of storytelling // PR Newswire blog. 2013. URL: http://www. commpro.biz/agile-engagement/content-we-love-backbone-of-storytelling/ (дата обращения: 04.12.2013).
Статья поступила в редакцию 4 июля 2014 г.
Контактная информация
Бузинова Анна Алексеевна — аспирант; buzinova.anna@gmail.com Buzinova Anna A. — post graduate student; buzinova.anna@gmail.com