Научная статья на тему 'Инфляция: понятие, сущность, определение'

Инфляция: понятие, сущность, определение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8303
1139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ / СУТЬ ИНФЛЯЦИИ / КОЛЕБАНИЕ ЦЕН / INFLATION / ECONOMY / INFLATION DEFINITION / THE ESSENCE OF INFLATION / PRICE FLUCTUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галоян Микаел Робертович

Рассматривается понятие и особенности инфляции. На основе результатов научных исследований предпринимается попытка описать сущность инфляции и дать наиболее приемлемое определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inflation; the concept, the essence, the definition

Discusses the concept and features of inflation. Based on rezultatov scientific research tries to describe the essence of inflation and to determine the most acceptable concept of the term.

Текст научной работы на тему «Инфляция: понятие, сущность, определение»

УДК 336.01 ББК 65.01

ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МИКАЕЛ РОБЕРТОВИЧ ГАЛОЯН,

аспирант Национальной академии наук Республики Армения E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством Рецензент: кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства в области науки и техники, директор «НИИ Образования и науки» Н.Д. Эриашвили Научный руководитель: доктор экономических наук Ю.М. Суварян

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается понятие и особенности инфляции. На основе результатов научных исследований предпринимается попытка описать сущность инфляции и дать наиболее приемлемое определение.

Ключевые слова: инфляция, экономика, определение инфляции, суть инфляции, колебание цен.

Abstract. Discusses the concept and features of inflation. Based on rezultatov scientific research tries to describe the essence of inflation and to determine the most acceptable concept of the term.

Keywords: inflation, Economy, inflation definition, the essence of inflation, price fluctuation.

Термин «инфляция» произошел от латинского корня «шйайо» — набухание, вздутие, распухание. И соответственно, относительно денежной массы можно говорить об увеличении «вздутии» последней. Инфляция — это процесс обесценивания денег, вследствие переполнения каналов товарного обращения денежной массой.

Инфляция — это величина, характеризующая макроэкономическую нестабильность в экономике, которая, как уже было отмечено, выражается в повышении общего уровня цен. При этом цены могут повышаться неравномерно, цены на некоторые товары могут резко подскочить, на другие повышаться более медленно, а на остальные товары цены могут не изменяться.

Инфляция сопровождается «инфляционным ожиданием», что отражается в поведении и психологии покупателя и продавца. Таким образом, очередная инфляция заставляет покупателя увеличивать количество текущих покупок, а продавца — как можно медленнее реализовывать продажу своих товаров. Эти противоположные действия приводят

к стихийному росту цен, противопоставляют спрос предложению и отрицательно сказываются на экономике. Часто обуздание «инфляционного ожидания» бывает сложнее, исходя исключительно из решения экономических проблем.

В экономической литературе есть множество определений, которые раскрывают причины и последствия инфляции или же представляют ее другие характеристики. Хотя ни одно из них не представляет инфляцию с ее проявлениями, причинами, последствиями, влиянием на внешний мир и методами измерения полностью.

Ниже приведенные определения, конечно, дают разностороннее, целостное представление о таком явлении, как инфляция, но каждое из них, в свою очередь, считается неполным, так как упускает из виду ту или иную характеристику явления.

Бронфенбреннер и Гольцман различают четыре определения инфляции1:

1. Инфляция появляется при наличии избыточного спроса, когда « большое количество денег преследует небольшое количество товаров».

№ 4 / 2016

Вестник экономической безопасности

251

2. Инфляция — это увеличение денежных запасов или прибыли из расчета на душу населения.

3. Инфляция — это рост уровня цен с дополнительными коэффициентами и условиями, она не предусмотрена полностью и приводит к дальнейшему росту цен (посредством продаж), не увеличивает занятость, и реальный результат выше, чем какой-то « безубыточный» темп роста. Это — монетаристское явление, измеряется на основе изменения цен, не включая косвенные налоги и субсидии, она является необратимой.

4. Инфляция — это падение внешней стоимости денег, выраженное в обесценивании стоимости валюты или золота при увеличении избыточного спроса.

Первые два подхода приводят к условию превосходства темпов роста целостного предложения относительно целостного спроса (или предложения денег) и совпадают с известной формулировкой М. Фридмана: «инфляция всегда и везде является монетарным явлением... и может возникать в условиях роста денег относительно роста ВВП»2. Третье определение непосредственно представляет проявления инфляции, некоторые свойства, методы измерения и, в отличие от первых двух, не объясняет ее причины. Что же касается четвертого определения, оно придает особое значение развитиям внешнего мира.

Согласно другому автору: «инфляция — это явление, когда твои деньги не имеют той покупательной способности, как тогда, когда у тебя не было такого количества денег» (автор неизвестен)3. Это определение относится исключительно к демонстрации роста цен и ничего не говорит о его причинах и последствиях.

Лайдлер и Паркин определяют инфляцию, как « процесс беспрерывного роста цен или, что является тем же самым, падения стоимости денег»4. Это также представляет демонстрирование роста цен.

Такое разнообразие формулировок исходит из-за проблемы неполноты имеющихся определений. По этому поводу теоретик инфляции Фриш отмечает, что задачи, связанные с инфляцией, возникают не в процессе объяснения этого явления, а уже в процессе его формулирования5. Несколько его ком-

ментариев дополняют вышеприведенные последние определения, делая их более точными и детальными.

• Инфляция не является одноразовым или кратковременным повышением общего уровня цен. Также нельзя считать инфляцией рост цен в процессе подъема экономики, что нейтрализуется в периоды упадка снижением цен. Только необратимый рост цен можно квалифицировать как инфляцию.

• Рост цен на отдельные товары также нельзя считать инфляцией, поскольку инфляция — это повышение общего уровня цен, средний показатель всех цен.

• Некоторые не считают инфляцией рост годового общего уровня цен ниже 1%. Инфляцией можно считать такое повышение общего уровня цен, при котором хозяйствующие субъекты пробуют уточнить свои ожидания. Однако, это субъективная оценка.

Фактически, если принять критерии, схожие с определением, (одновременно проявления, причины, последствия, измерение, влияние внешней среды и т.д.) то можно сказать, что в литературе не существует целостного, точного определения инфляции.

В современных учебниках инфляция определяется, как «повышение общего уровня цен».

Д. Ренсон в энциклопедии, опубликованной популярным экономическим журналом «Fortune», определяет инфляцию, как снижение покупательной способности, которое обычно сопровождается повышением цен на товары и услуги»6.

1 Bronfenbrenner M., Holzman F., A Survey of Inflation Theory, American Economic Review, 53(4), September 1963, p. 599.

2 Friedman M. The Counter-Revolution in Monetary Theory, Institute of Economic Affairs, Occasional Paper 33, 1970, p. 24.

3 MacFarlen H. and Mortimer-Lee P. Inflation over 300 years, Bank of England Quarterly Bulletin, May 1994, p. 157.

4 Laidler D., Parkin M. Inflation - A Survey, Economic Journal, 1975, December 85, p. 741.

5 Frisch H. Theories of Inflation, Cambridge Surveys of Economic Literature, Cambridge University Press, Cambridge, 1990, p. 9.

6 The Fortune Encyclopedia of Economics, edited by Handerson D., A Time Warner Company, 1993, p. 211.

252

Вестник экономической безопасности

№ 4/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.