Научная статья на тему 'Неэкономические факторы инфляции'

Неэкономические факторы инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНФЛЯЦИИ / NON-ECONOMIC INFLATION FACTORS / ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ / INFLATION EXPECTATIONS / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИНФЛЯЦИИ / INSTITUTIONAL FACTORS OF INFLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанов Джалалудин Исамутдинович

В статье рассматриваются неэкономические факторы инфляции политические, факторы социальной психологии, институциональные. Отражено их влияние на инфляцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-ECONOMIC INFLATION FACTORS

The article discusses non-economic factors of inflation : political, factors social psychology, institutional. Shows their impact on inflation.

Текст научной работы на тему «Неэкономические факторы инфляции»

УДК 336.748.12

НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНФЛЯЦИИ

Д.И. Рамазанов

Ивановский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

В статье рассматриваются неэкономические факторы инфляции - политические, факторы социальной психологии, институциональные. Отражено их влияние на инфляцию.

Ключевые слова: инфляция, неэкономические факторы инфляции, инфляционные ожидания, институциональные факторы инфляции.

Факторы инфляции в современной экономической литературы рассмотрены довольно полно, да и как сама тема инфляции в целом. Анализ существующих точек зрения на инфляцию показывает, что исследователи в большей степени тяготеют к рассмотрению экономических факторов инфляции, а неэкономические рассматриваются вскользь. Сама жизнь показывает, что экономические процессы, в том числе и инфляция, настолько сложный организм, что рассматривать их без учета множества неэкономических факторов с методологической точки зрения будет неправильным. «Лишь с очень большой долей упрощения инфляцию можно представить как незаконнорожденное дитя несовершенной бумажно-денежной системы. На самом деле инфляция представляет собой весьма сложный, многополюсный экономический феномен, в котором тесно переплетаются экономические, политические, социальные элементы» [4, с. 8]. Исторический опыт показывает, что инфляция постоянный спутник политических и социальных потрясений - войн, революций, реформ и других социальных катаклизм.

Прежде всего, необходимо разграничить экономические и неэкономические факторы инфляции. Не углубляясь в экономические факторы инфляции, можно выделить две группы факторов - это соотношение между товарной и денежной массой (монетарные факторы) и рост издержек производства (немонетарные факторы). С другой стороны, поверхностный анализ не-

экономических факторов инфляции позволяет выделить, по крайней мере, две крупные группы этих факторов - а именно политические и социальные [11], - которые в дальнейшем будут детализированы. В широком смысле неэкономические факторы нами будут пониматься как факторы, не имеющие отношения к экономическим категориям и не имеющие прямого отношения к стадиям хозяйствования - производству, распределению, обмену и потреблению. В этой связи с точки зрения инфляционных процессов, инфляция всегда будет протекать как чисто экономическое явление, которое проявляется в росте общего уровня цен, тогда как глубинные причины и факторы такого роста цен будут иметь совершенной иной окрас, чем его следствие. Таким образом, любые изменения неэкономического характера, воздействующие на состояние денежного обращения, внешне будут протекать как экономические. Также эти факторы могут «затеряться» среди экономических факторов. Необходимо иметь в виду и то, что между изменениями неэкономических факторов и самой инфляцией существует некоторый определенный временной лаг, который по-разному воздействует на степень и тяжесть инфляционных процессов. Подобное разграничение экономических и неэкономических факторов позволит более точно идентифицировать причины роста цен и соответственно более эффективно бороться с инфляцией.

Если говорить о неэкономических факторах инфляции, то на первый план мы выдвинем политические факторы, поскольку вопросы денежного обращения важная прерогатива властей, в данном случае денежных властей, ответственных за устойчивое денежное обращение в стране. Политический фактор характеризуется экзогенным (внешним) воздействие на инфляционные процессы, поскольку предложение денег целиком находится в руках Центрального банка. Широко известно выражение лидера монетаристов М. Фридмана, что инфляция изготовляется в одном единственном месте - в Вашингтоне. Политический аспект инфляции необходимо рассматривать в общей системе институциональных факторов воздействующих на инфляцию. Последние представляют собой совокупность норм (институтов) политического, правового, социального и психологического характера, оказывающих влияние на экономические процессы. При этом такие нормы могут иметь как формальный (законодательно оговоренный) характер, так и неформальный статус. Также необходимо отметить, что уровень инфляции является не только важнейшим индикатором экономики, но и баланса интересов различных социальных сил [2, с. 12]. Уровень инфляции, по сути, становится политическим индикатором, который отражает

Распределение отраслей в эко1

конечные усилия разных хозяйственно-политических групп. Проводить ценопо-вышательную политику могут те предприятия, за которыми находится мощное политической лобби. Неодинаковые темпы изменения разных цен означают реальные потери для отдельных субъектов экономики. «Тот, кто выше поднял свои цены, -выиграл, тот, кто ниже, - проиграл» [7, с. 59]. Говоря другими словами, отрасли и предприятия, которые назначают высокие цены и при этом их товары и услуги находят покупателей, получают высокие прибыли и возможности для повышенной оплаты труда. Тогда как предприятия, не имеющие возможности проводить активную ценоповышательную политику, сталкиваются с трудностями в получении прибыли и повышении заработной платы.

Нами предпринята попытка распределить отрасли по степени возможности их воздействия на ценовые процессы в экономике, которое во многом совпадает с положением отрасли на рынке. Мы ориентировались на исследование Райской Н. и др. [10, с. 16-17]. Из таблицы 1 видно, что первая и вторая группы представлены предприятиями добычи и переработки естественного сырья, которые фактически аккумулируют ренту в фонде оплаты труда, и предприятиями, занимающими монопольное положение.

Таблица 1

е по степени инфлятогенности

1) Потенциально инфлятогенные Топливная промышленность, транспорт, электроэнергетика, связь

2) Относительно инфлятогенные Черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность

3) Относительно неинфлятогенные Машиностроение, легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность стройматериалов, строительство, сельское хозяйство

4) Неинфлятогенные Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, культура, образование, наука и научное обслуживание

Все крупные монополистические объединения, которые преимущественно созданы были «сверху», т.е. государством, сосредоточены в основном в первых двух группах. В условиях ограниченных неин-

фляционных финансовых ресурсов, эти монополии по сути буду искать и находят способы инфляционного обеспечения себя ими. Все это выражается в давлении монополий на бюрократический аппарат, что

порождает коррупцию и соответствующее «стимулирование» приведет к распределению ресурсов. И если государству нечего противопоставит мощному лобби, то у него нет другого выхода как включить печатный станок.

Такое положение вещей, когда резко и неоднократно повышаются цены на продукцию, указывает на то, что отрасль является «сильной», и наоборот, снижение относительных цен характеризует отрасль как «слабую». Так в 1990—1995 гг. рост отраслевого уровня цен «сильных» отраслей значимо коррелирует с повышением заработной платы, а коэффициент корреляции составляет 0,69 [3, с. 3]. Налицо перераспределительные отношения, связанные с инфляцией, когда произошел сдвиг в заработной плате от неинфлятогенных отраслей к инфлятогенным, еще в более трудном положении оказались инфляционно уязвимые отрасли экономики.

Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. Быстрое нарастание ажиотажного спроса и медленное увеличения (вплоть до отрицательных отметок) предложения можно рассматривать фактором и инфляции спроса и инфляции издержек. Инфляцию спроса порождают инфляционные ожидания потребителей и заемщиков, а инфляцию предложения вызывают к жизни соответствующие ожидания производителей и кредиторов. Если первые, предвидя инфляционный всплеск цен, отказываются от сбережений и, демонстрируя «психоз» спроса, неуклонно наращивают свою покупательную активность (расширяя ее и получением масштабных кредитов), то вторые быстро осознают целесообразность переноса продажи товаров в будущее и (или) включения в их нынешние цены (в том числе в цену кредита) своих оценок предстоящей инфляции. Пример тому, ажиотажный спрос населения на бытовую технику и автомобили в декабре 2014 года в результате девальвации рубля, население в попытках найти «тихую гавань» скупало товара длительного пользования. Таким образом, для развертывания инфляционно-

го механизма даже не обязательны бюджетный дефицит и масштабные денежные «накачки». Высокая инфляция может быть чисто психологической (вроде биржевой паники), причем порождающие ее инфляционные ожидания выступают своего рода передаточным механизмом от инфляции спроса (когда «мы пытаемся догнать инфляцию, а она догоняет нас») к инфляции издержек и наоборот. При этом по мере приближения экономики к состоянию полной занятости любая вспышка спроса способна вызвать массовые требования профсоюзов повысить ставки заработной платы, что через наращивание издержек производства влечет за собой уменьшение совокупного предложения. С другой стороны, в условиях неопределенности и риска поведения потребителей, довольно сложно предсказать тот выигрыш или проигрыш, который может получить потребитель. Проблема заключается в том, что желание сохранить свои деньги на пике ажиотажного спроса может закончиться ничем или проигрышем в случае спада ажиотажа и снижения цен. Другими словами, в экономике не сработает «эффект храповика», который гласит, что сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде.

С точки зрения социальной психологии и общественных настроений справедлив термин «инфляционные ожидания»: если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. Ф. Кейган в своей статье «Гиперинфляция» указывает на социально-психологические аспекты борьбы с гиперинфляцией, когда важным условием является возрождение общественного доверия к национальной валюте, что стабилизирует спрос на деньги. «Многие реформы, которые в конечном счете потерпели неудачу, вначале вызывали доверие и увеличение спроса на деньги, но впоследствии происходила чрезмерная эмиссия и возвращение к высоким темпам инфляции» [13, с. 428]. Таким образом, инфляционные ожидания в экономике имеют довольно большое значение, игнорирование которых

чревато усиление инфляционных ожиданий и всплеском инфляции. На это также указывает и А. Улюкаев, говоря, что инфляция - это очень психологически мотивированный феномен, без раскрытия информации, без диалога с обществом вы не можете управлять инфляционными ожиданиями [8]. Естественное и рациональное желание субъектов упредить инфляцию и хоть как то уберечь свои деньги от инфляции ведет к новому росту цен, и такое поведение в сознании людей нарастает как снежный ком. Пример тому, так называемые «горячие деньги», если в целях борьбы с инфляцией происходит сжатие денежной массы, субъекты экономики начинают использовать часть своих резервов, расширяется бартер. В этих условия очередная эмиссия денег рассматривается как приток «горячих денег», что стимулирует избавиться от них как можно быстрее. Инфляция, по сути, зависит как от индивидуальной, так и общественной психологии современного общества. Большое значение имеет доверие населения к денежным властям и проводимой им политики, которая выражается в приоритете снижения инфляции по сравнению с другими задачами, поддержка антиинфляционной политики на всех уровнях власти, последовательность проведения антиинфляционной политики, информационная открытость и постоянное взаимодействие с другими участниками рынка [1, с. 24-25]. Эти меры позволят сформировать и сохранить низкие инфляционные ожидания.

Что же касается прогнозирования инфляционных ожиданий, то самой слабой стороной здесь являются потребители, поскольку они не имеют полной информации о ценовой динамике в отличие от производителей. Еще больше информации имеют государство и государственные органы власти, поэтому их прогнозы выглядят наиболее точными, кроме того, они имеют возможность воздействовать на инфляцию. Эта ситуация еще раз подтверждает актуальность социального аспекта инфляции. В современных условиях единственным способом снижения инфляционных ожиданий

является последовательная денежно-кредитная политика, без конъюнктурных отклонений в ту или иную сторону. Косвенным подтверждением наличия инфляционных ожиданий в обществе является приоритет инфляции в проблемах, волнующих население. Так, по данным опроса компании Ромир, в ноябре 2014 76% россиян волновала проблема инфляции, тогда как предыдущие годы людей больше всего волновали проблема бедности и низких зарплат [12].

Далее рассмотрим институциональные факторы, которые можем отнести к смешанным факторам инфляции, поскольку они имеют тесную связь с экономическими факторами и напрямую воздействуют на них и приводят к инфляционным перекосам в экономике. К таким факторам инфляции можно отнести: низкое качество и эффективность управления, большие непроизводственные расходы, проистекающие из Х-неэффективности российской экономики, наличие в хозяйственных и торговых связях большого числа посредников, которые не создают новой стоимости, но их участие приводит к удорожанию продукции. Также необходимо отметить и коррупцию, которая приводит к повышению трансакционных затрат. Несовершенная институциональная структура экономики может также привести к инфляции по инерции - инфляционная спираль. Это особо ярко проявлялось в экономике России 90-х годов, когда численность занятых изменялась непропорционально стагнации и инфляции. Несовершенство институциональной среды привело к парадоксальной ситуации в экономике России, когда падение объемов производства во многом превышало темпы снижения занятости.

Вопросы инфляции имеют также правовой аспект, особенно в части борьбы с инфляцией. «Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства» [6, с. 209]. Таким образом, несовершенство нор-

мативно-правовой базы может в существенной степени влиять на инфляцию. Поэтому первый шаг, который необходимо сделать в сфере законодательства в целях разработки эффективной правовой базы для борьбы с инфляцией, мог бы заключаться в изменении ст. 22 Закона о Банке России с целью полного запрета денежной эмиссии, направленной на покрытие дефицита федерального бюджета [9]. В современных условиях бороться с инфляцией на законодательным уровне не представляется возможным и не только потому, что рынок не приемлет любого вмешательства. Это связано с тем, что многие принимаемые нормативные акты связанны с последствиями инфляции, то есть носят адаптивный характер и никак не направлены на борьбу с инфляцией. Например, ставки рефинансирования изменяются после роста цен, хотя это существенный инструмент в руках ЦБ для воздействия на инфляцию. В таких условиях определение круга нормативно-правовых актов, направленных на стабилизацию покупательной способности денег, представляется невозможным. Другой аспект проблемы касается уровня независимости Центрального банка от правительства. Здесь необходим четкий механизм исполнения законодательства в этой области. Повышение уровня независимости Центрального банка ограничивает проведение правительством инфляционной политики. В целом, эмпирический анализ показывает наличие отрицательной связи между степенью независимости и уровнем инфляции.

Таким образом, современное состояние изучения проблемы инфляции обуславливает необходимость разработки теории инфляции, учитывающей в качестве основных детерминантов не только экономические факторы, но и широкий круг не-

экономических факторов. Признание важной роли неэкономических факторов инфляции позволит проводить более адекватную и эффективную антиинфляционную политику и всесторонне воздействовать на инфляционные процессы, что, в конечном счете, позволит снизить издержки инфляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. - 2007. - №10. -С. 24-25.

2. Мау В., Синельников-Мурылев С, Трофимов Г. Альтернативы экономической политики и проблема инфляции // Вопросы экономики. - 1995. - №12. -С. 12.

3. Волконский В.А., Гурвич А.И. Ценовые и финансовые процессы в российской экономике // Проблемы прогнозирования. - 1997. - № 3. - С. 3.

4. Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. Мировой опыт и наши проблемы. - М.: Международные отношения, 1991. - С. 8.

5. Далин С.А. Инфляции в эпоху социальных революций. - М.: Наука, 1983. - 280 с.

6. Деньги, банки, кредит: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2007. - 209 с.

7. Инфляция и антиинфляционная политика в России. - М., 2000. - 59 с.

8. Минэкономразвития и ЦБ разошлись в оценке перспектив инфляции // http://www.vedomosti.ru/finance/news/1494084/minek onomrazvitiy a_i_cb_razoshlis_v_ocenke_peispektiv.

9. Назаров В.Н. Инфляция: публично -правовой аспект // http ://www.juristlib.ru/book_5149.html.

10. Райская Н.Н. и др. Инфляционные процессы в России (1992—1999): тенденции, факторы. М., 2001. С. 16—17.

11. Рамазанов Д.И. Инфляция: политический аспект // Экономические проблемы развития России: сб. науч. тр. / под ред. Б.Д. Бабаева. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011.

12. Россиян волнуют экономические проблемы // http://romir.ru/studies/621_1418245200.

13. Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер с англ. - М.: ИНФРА -М, 2004. - 428 с.

Рукопись поступила в редакцию 21.09.2015.

NON-ECONOMIC INFLATION FACTORS

D. Ramazanov

The article discusses non-economic factors of inflation : political, factois social psychology, institutional. Shows their impact on inflation.

Key words : inflation, non-economic inflation factors, inflation expectations, institutional factois of inflation. «Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение» №3 (43) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.