Научная статья на тему 'Индустрия туризма, приносящая инвестиции'

Индустрия туризма, приносящая инвестиции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
257
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антюфеев Г. В.

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная развитию туризма в Москве и улучшению его инфраструктуры. Антюфеев Григорий Валентинович рассказал о том, что Москва по праву является флагманом в области туризма в нашей стране. Ярким подтверждением тому служит тот факт, что по предложению мэра Москвы Ю.М.Лужкова создан Всероссийский координационный совет по туризму, куда на сегодня входит 43 субъекта РФ, покрывающих примерно три четверти территории России. Это объединение министров по туризму субъектов РФ служит целью координации усилий по распространению московского опыта в регионы. Туристский информационный центр Москвы поистине стал всероссийским туристским информационным центром: опыт ценен повторением! Интересно, что до 7% годового бюджета г. Москвы формируется за счет поступлений от туризма. Это заметная сумма около 1 млрд. дол. Мы будем стремиться к тому, чтобы эта цифра росла. Потому что Российская Федерация, по данным Всемирной туристской организации, за прошлый год заработала на туризме около 7 млрд. дол. Для сравнения скажем: США заработали на туризме 67 млрд. дол., Перспективы роста очевидны…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Антюфеев Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индустрия туризма, приносящая инвестиции»

7(22) - 2005

Инвестиции в инфраструктуру региона

ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА, ПРИНОСЯЩАЯ ИНВЕСТИЦИИ

Г. В. АНТЮФЕЕВ,

председатель Комитета по туризму города Москвы

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная развитию туризма в Москве и улучшению его инфраструктуры. Григорий Валентинович Антюфеев рассказал о том, что Москва по праву является флагманом в области туризма в нашей стране. Ярким подтверждением тому служит тот факт, что по предложению мэра Москвы Ю.М.Лужкова создан Всероссийский координационный совет по туризму, куда на сегодня входит 43 субъекта РФ, покрывающие примерно три четверти территории России. Это объединение министров по туризму субъектов РФ служит целью координации усилий по распространению московского опыта в регионы. Туристский информационный центр Москвы поистине стал всероссийским туристским информационным центром: опыт ценен повторением!

В пресс-конференции также приняли участие: Б.В. Аверьянов — первый заместитель председателя Комитета по внешнеэкономической деятельности города Москвы; А.Б. Артемьев — генеральный директор Московского выставочно-конгрессного агентства; Д.Д. Шульцев - руководитель пресс-службы Комитета по туризму города Москвы.

АНТЮФЕЕВ Г.В.: Начну с того, что, по данным Пограничной службы ФСБ России, прошлый год принес нам хорошие результаты. В Москве побывали 2 млн 919 тыс. иностранных туристов, причем эти цифры характеризуют побывавших в Москве только через воздушные ворота, не считая прибывающих в Москву железнодорожным, автомобильным или речным транспортом. Причем в прошлом году в Москве побывало на 18% иностранных туристов больше, чем в 2003. При этом я хотел бы отметить, что, по данным той же Пограничной службы ФСБ России, в РФ динамика обратная, то есть количество въехавших иностранных туристов меньше, чем в 2003 г. С нашей точки зрения, это подтверждение того, что системная работа Правительства Москвы, мэра Москвы Ю.МЛужкова дает устойчивый результат, который выражается в конкретных цифрах. Такие результаты стали возможными благодаря комплексной системе в работе всего Правительства г. Москвы. Город уделяет очень большое внимание развитию

туризма, и это неслучайно: во всем мире развитые страны борются за увеличение въездного иностранного туристского потока, так как это прямые поступления средств в экономику, это создание рабочих мест, развитие экономики.

Мы много лет финансируем исследования в области туристской статистики в НИИ статистики Госкомстата России. В результате этой работы разработана методика подсчета средств, получаемых бюджетом от развития туризма. Так вот, данные, с которыми согласился Департамент экономической политики и развития, показывают, что до 7% годового бюджета г. Москвы формируется за счет поступлений от туризма. Это заметная сумма — около 1 млрд дол. Мы будем стремиться к тому, чтобы эта цифра росла. Потому что Российская Федерация, по данным Всемирной туристской организации, в 2004 г. заработала на туризме около 7 млрд дол. Для сравнения скажем: США заработали от туризма 67 млрд дол., то есть цифра на порядок выше. Поэтому есть, к чему стремиться, есть, куда расти.

В Москве есть программа развития туризма до 2010 г., утвержденная постановлением Правительства Москвы. Программа предполагает увеличение въездного иностранного туристского потока к 2010 г. до 5 млн иностранных туристов. Сегодня мы можем с высокой степенью уверенности сказать, что эта цифра будет достигнута раньше, чем к 2010 г. Мы сейчас прорабатываем комплекс мероприятий по активизации развития туризма в г. Москве, имея в виду достигнуть цифры в 5 млн до декабря 2007 г. Это довольно напряженное задание, но мы попытаемся это сделать.

В городе все работает на туризм. Это не только Комитет по туризму, не только Комитет по внешнеэкономической деятельности, это огромное количество структурных подразделений, потому что в городе, так или иначе, все задействовано на прием туристов: транспорт, предприятия общественного питания, музеи, театры, магазины, многое другое. И везде иностранные туристы оставляют деньги. По нашим расчетам, количество денег, которые иностранные туристы оставляют в Москве, за последние пять лет выросло с примерно 600 дол. за одну поездку с одного туриста до 950 дол. Это существенный рост.

Я хотел бы сказать о некоторых приметах развития туризма в Москве. Известно, что есть высокий сезон, есть низкий сезон. Всегда было так, что в летние месяцы туристов гораздо больше, чем зимой, что объективно понятно и связано с погодой. За последние год-два ситуация становится такой, что и в тот период, который мы называем низким сезоном - в зимние месяцы, наполняемость мос-ковскихотелей приближается к 100%. Эта проблема становится настолько важной и актуальной, что мэр Москвы Ю.М.Лужков лично возглавил Координационный совет по строительству гостиниц в Москве, по вопросам реконструкции гостиниц. На прошлой неделе на заседании Правительства Москвы рассматривался вопрос реконструкции гостиниц в Москве. В Москве утверждена постановлением Правительства Москвы программа строительства и реконструкции отелей, которая предполагает существенное увеличение количества гостиничных мест в городе, так как, безусловно, при существующей динамике въездного иностранного туризма в Москву нам потребуются заметные усилия по наращиванию темпов строительства отелей в городе Москве.

Я хотел бы заявить о том, что иногда в прессе появляются материалы, рассказывающие о грозящем дефиците мест в гостиницах. Это не

соответствует действительности. Продуманная программа строительства отелей идет с опережением по отношению к увеличению въезда туристов в Москву. Поэтому мы не считаем, что нас впереди ожидают какие-то трудности с размещением гостей. В прошлом году в Москве было введено пять новых отелей, в этом году будет введено не меньше, например, «Лесной» на улице Лесной на 300 мест. Это не единичный случай. Системная работа позволяет соотносить строительство новых отелей и количество прибывающих в Москву туристов.

Что делается городом для того, чтобы сохранялась такая динамика, чтобы развивался туризм? Я уже говорил о существовании в городе специальной программы, представляющей собой комплексный документ, который описывает все необходимые мероприятия, которые нужно провести. В Москве вся работа по развитию въездного туризма делится примерно на две части. Это создание положительного имиджа городу Москве за его пределами и развитие инфраструктуры туризма собственно в г. Москве. Для создания положительного имиджа город тратит довольно заметные средства. Сумма бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие туризма в Москве, год от года растет. Хочу отметить такой еще момент — каждый вложенный в развитие туризма доллар (в разных странах отдача высокая, но разная — от 50 до 300 дол.), по нашим оценкам, каждый вложенный доллар в развитие туризма в Москве дает больше 70 дол. отдачи. Поэтому город финансирует развитие туризма, понимая, что в очень близкой перспективе деньги вернутся сторицей.

Москва участвует в 16 международных туристических биржах на всех пяти континентах. Ближайшая выставка — это крупнейший международный форум в Берлине. Москва была представлена там довольно большим стендом в 350 кв. м. На этом стенде были размещены крупнейшие предприятия туриндустрии Москвы, и мы считаем, что уровень нашего представительства стал весьма заметным и достойным. Наш стенд ежегодно посещает мэр Берлина, мы проводим ряд мероприятий, пресс-конференции, презентации и привлекаем довольно позитивное внимание. Москва печатает ежегодно до 1 млн экземпляров полиграфической продукции самого разного типа. Снимаются рекламные фильмы о Москве и осуществляется их демонстрация на канале CNN. Москва ежегодно приглашает до 200 иностранных журналистов в город, которые представляют крупнейшие СМИ — с целью дать возможность подготовить позитивные публикации о городе.

Забегая вперед, два слова скажу о том, что в этом году мы организуем очень большой пресс-тур. Он окажется в этом году чуть шире, чем работа собственно журналистов в Москве. Мы планируем организовать такой всероссийский пресс-тур от Владивостока до Калининграда по крупнейшим регионам России. Мы хотим провезти большую группу иностранных журналистов с тем, чтобы дать им представление о том огромном потенциале, которым обладает Россия.

Москва создала Туристский информационный центр — самый крупный в стране и один из крупнейших в Европе, с большим Интернет-порталом на русском, английском языках. Москва ведет большую работу с привлечением иностранных баеров в Москве. В этом году в пятый раз проходит московская туристская выставка МПТ в Гостином дворе, куда мы приглашаем крупнейших баеров со всего мира, журналистов — с тем чтобы как можно полнее представить туристский потенциал Москвы.

Скажу несколько слов о том, что в подавляющем большинстве отраслей Москва является флагманом, не является исключением и туризм. По предложению мэра Москвы Ю.М.Лужкова создан Всероссийский координационный совет по туризму, куда на сегодня входят 43 субъекта РФ, причем еще ряд субъектов РФ обратились к нам с письменным заявлением о вступлении, то есть в ближайшее время наши ряды увеличатся. И эти 43 субъекта РФ покрывают примерно три четверти территории России! Это объединение министров по туризму субъектов РФ служит целью координации усилий по распространению московского опыта в регионы. Туристский информационный центр Москвы поистине стал всероссийским туристским информационным центром. В нем сегодня представлены информационные материалы о субъектах РФ, и по каналам Интернет каждый желающий в любой точке мира может получить полную информацию об интересующих его вопросах. Мы печатаем совместно полиграфическую продукцию, участвуем в биржах, в том числе в Берлине: 13 субъектов РФ будут на нашем стенде: Калининград, Санкт-Петербург, др. Такая региональная работа позволяет объединять усилия в вопросах развития туризма.

Отметим, что Москва строит гостиницы в Ярославской области, и нам это выгодно. Развивая инфраструктуру в субъектах РФ, мы пытаемся воссоздать то, что было в свое время в СССР, когда работал успешно Госкоминтурист СССР, когда были известны крупные туристские маршруты, и они были очень востребованы иностранными турис-

тами. Вот нечто подобное мы сейчас возрождаем и достаточно успешно, что повышает привлекательность Москвы. Потому что и тех иностранных туристов, которых заинтересует посещение Ростова Великого в Ярославской области, мы можем принять на достаточно высоком уровне.

Ряд работ выполняется нами по созданию положительного имиджа в Москве. Например, праздник «Широкой Масленицы», который мы много лет в Москве развиваем. В этом году он был особенно масштабным. Вышло соответствующее постановление Правительства Москвы, в соответствии с которым праздник прошел во всех округах Москвы, на всех крупных площадках. Центральным местом празднования стал Васильевский спуск Красной площади, где был построен Масленичный городок. Это мероприятие событийного туризма, задача которого — привлекать позитивное внимание к Москве, привлекать иностранных туристов. Масштаб праздника год от года растет, разработаны бренды, текстовые описания каждогодня праздника. Мы начинаем тиражировать наши разработки в регионы РФ, имея в виду создать всероссийский праздник «Широкой Масленицы» с таким вот единым лицом, естественно, празднующийся одновременно. Конечно, это праздник не только для иностранцев, но и для россиян, москвичей, и прежде всего, конечно, для них. Но в мире нет аналогов празднику, который бы праздновался одновременно на такой огромной территории, которой является Россия. Это также работает на имидж Москвы.

Мероприятий событийного туризма мы проводим несколько, в некоторых участвуем. Как, например, с Аэрофлотом в шахматном турнире «АЕКОРШТ-ОРЕ1Ч-2005», куда съезжается рекордное число гроссмейстеров со всего мира, причем сей факт уже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Это также создает положительный имидж Москве.

В Москве завершена работа по созданию системы ориентирования. Вы можете видеть, что все названия улиц, переулков, площадей дублируются на русском и английском языках. Ведется работа по дублированию названий в метро, на автобусных остановках. Мы хотим сделать максимум возможного для того, чтобы пребывание иностранцев в г. Москве было комфортным. Мы проводим конкурсы между ресторанами за праве пр';;/имать иностранных гостей: умение официантов разговаривать на иностранных языках, печатать меню на иностранных языках. Ведется работа по созданию атмосферы гостеприимства в Москве.

Значительные усилия город тратит на развитие инфраструктуры. В городе реализуется программа «Золотое кольцо Москвы», позволяющая создать большую пешеходную зону, удобную для передвижения туристов. Реализуется программа «Венок русских усадеб», в рамках которой планируется запуск ретропоезда из ретровагонов. Но при этом он будет современным: с кондиционерами, ЖК-экранами, удобными сиденьями.

Этот поезд будет циркулировать внутри Московского железнодорожного кольца, перемещаясь между усадьбами. В этом году будут закуплены специальные низкопольные, удобные для туристов автобусы. Мы ведем проектные работы еще по ряду крупных инфраструктурных туристских объектов в Москве: это и пешеходные зоны в Северо-восточном округе, это и работа над пешеходной зоной от Нескучного сада до Москва-Сити, и большое количество других.

Вот вся эта совокупность усилий Правительства Москвы, мэра Ю.М.Лужкова, который на майском заседании Правительства Москвы заявил, что без туризма у Москвы будущего нет! Это хорошо осмысленные слова, говорящие о том, что было время, когда Москва была промышленным центром, в ней были промышленные гиганты: ЗИЛ, «Динамо», АЗЛК. Москва прирастала заводами и трубами городскими. Это делалось по идеологическим причинам, ведь задача состояла в том, чтобы рабочий класс составлял большую часть жителей Москвы. На сегодняшний день Москва развивается как финансовый центр, как туристский центр, как центр развития науки и высоких технологий. Успешная работа по выполнению программ развития туризма в Москве до 2010 г. позволит довести долю средств бюджета города Москвы, получаемых от развития туризма, до 10 и более процентов. Это заметный удельный вес, который, безусловно, существенно утяжеляет, пополняет городскую казну и позволяет заработанные средства тратить на вопросы жизнеобеспечения города, на социальные вопросы. А бюджет Москвы социально ориентирован, 40 с лишним процентов тратится на социальные нужды, поэтому эти средства очень необходимы городу.

Вопрос: Известны ли вам цифры из Консульского управления МИДа о количестве запрошенных виз, которые отражают состояние туризма ? И второй вопрос: каким образом вы занимаетесь развитием внутреннего туризма?

АНТЮФЕЕВ Г.В.: На оба вопроса есть положительный ответ. Мы находимся в рабочем кон-

такте с Департаментом консульской службы МИДа России. Мы не запрашиваем данных по количеству запрошенных виз, так как они могут не отражать истинной картины. Очевидно, что можно получить мультивизу и приехать по ней десять раз, а по учету в консульской службе пройдет только одна виза. Поэтому это необъективный показатель, так принято во всем мире и таковы методики ВТО, мы здесь Америки не открыли, этот вариант — очень плохой для статистики. Гораздо лучший вариант и более точный — это данные Пограничной службы ФСБ России — там, где поставлен штамп о пересечении границы иностранным гражданином с иностранным паспортом. Вот это и есть точные данные.

Что касается цели посещения, то вот в Париже, например, ежегодно бывает около 20 млн иностранных туристов. Я тщательно и подробно изучал работу туристских администраций Парижа, Лондона, Берлина, у нас существует соглашение о взаимодействии, и мы хорошо знаем, как работает каждый из них. Никому в мире в голову не приходило делить туристов на группы по целям посещения: деловая, оздоровительная, ознакомительная, образовательная и т.д. Таких аналогов в мире не существует, поэтому не будем и мы изобретать велосипед.

Что касается регионов, нами, естественно, ведется большая работа по привлечению российских туристов из регионов РФ. Это отдельная глава в Программе. Мы участвуем в региональных выставках, в России есть несколько крупных региональных выставок, не только те 17 международных, о которых я говорил. Мы ведем в них большую работу, продвигаем Москву. Мы размещаем соответствующую информацию в региональных СМИ, готовим рекламные ролики для региональных телекомпаний. Это отдельная работа, она активно ведется. Естественно, мы занимаемся привлечением россиян в Москву. Однако я хотел бы подчеркнуть, что главной задачей любой классической туристской администрации в любой точке земного шара является привлечение иностранных туристов, потому что это деньги в экономику страны. Скажем, туристская администрация Парижа не занимается рекламой Парижа в Марселе и привлечением жителей города Марселя в Париж. Поэтому мы лишь действуем так, как принято во всем мире, ничего нового не изобретаем.

Но, как верно заметил И.Н.Орджоникидзе, наша страна огромная, и в Советском Союзе уделялось довольно большое внимание предоставлению возможности людям перемещаться по своей стране. Относительно средней заработной платы стои-

мость билета на самолет, и тем более на поезд, была достаточно невысокой, и житель Владивостока мог относительно свободно побывать в Москве. Сейчас настало грустное время, когда жители страны могут рождаться и умирать, так и не побывав в Москве. Скажем, жители Калининграда все побывали в Польше, Германии, но далеко не все побывали в Москве. Поэтому надо было бы озаботиться этим вопросом: как сделать так, чтобы каждый гражданин мог увидеть свою столицу?

Вопрос: Создается впечатление, что все-таки Москва отсекает поток экономичного зарубежного туризма, людей, которые летают в эконом-компаниях, селятся в двухзвездочных гостиницах. А ведь это миллионы людей! Кажется, мы намного могли бы нарастить объемы туристского потока?

АНТЮФЕЕВ Г.В.: Спасибо за наблюдения. Я только не понимаю, из чего все-таки проистекает ваше ощущение, что мы отсекаем кого-то?

Вопрос: Но ведь нет же эконом-компаний, которые летают в Москву, и соответствующих гостиниц?

АНТЮФЕЕВ Г.В.: Что касается компаний, которые летают в Москву, здесь довольно сложно регулировать их деятельность. Их деятельность должна регулироваться экономической целесообразностью. Но что касается двухзвездочных отелей, это неправда. В Москве, конечно же, есть не только четырех- и пятизвездочные отели, а и двух-, трехзвездочные. Я попрошу Бориса Васильевича Аверьянова сказать по этому поводу пару слов.

АВЕРЬЯНОВ Б.В.: Это действительно большой сегмент развития туризма в мире и он должен сопровождаться не только размещением в двухзвездочных гостиницах, но и обслуживанием по всему уровню услуг, начиная от перевозчиков и кончая посещением ресторана соответствующего уровня. Так вот, Москва, для того чтобы развивать международный туризм, опирается на тот факт, что по импульсу, который исходит от туроператоров и по прогнозированию Всемирной туристской организацией турпотока в Москву, к 2020 г. предполагается, что 40 млн туристов должны посещать Москву ежегодно. Раньше эта цифра нас всех удивляла. Но, тем не менее, специалистов она не удивляла, а настраивала на практическую деятельность. И теперь программа развития гостиничного хозяйства в городе Москве направлена в первую очередь на создание отелей уровня 2-3 звезды.

Сегодня в Москве 64 тыс. мест во всех гостиницах, это сложилось за предыдущие два века, включая периоды, когда готовились к таким крупнейшим событиям, как первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г., Олим-пиада-80. Если сравнить гостиницы, которые были в том же 1980 г., большинство гостиниц имело четырехместные номера. Сегодня с таким уровнем обслуживания не примешь не только экономической категории, но и нашего делового туриста из глубинки России уже не затянешь в четырехместный номер. Поэтому, конечно, произошло некоторое снижение гостиничной базы, но количество номеров и количество гостиниц не уменьшилось. Резко возросло качество обслуживания в гостиницах города. Половину программы мы направляем на то, чтобы компенсировать это выбытие мест из оборота всего гостиничного фонда. К 2010 г. программа предусматривает нарастить количество мест до 170-200 тыс. Это превышает сегодняшний уровень практически в три раза!

О чем свидетельствует все вышесказанное? Москва развивается такими темпами, которые трудно было представить недавно. За последние 3-4 года мы построили работу таким образом, что нарастили 5 тыс. мест. Но они пошли на компенсацию выбывающего фонда. Вот в следующие два года мы эту тенденцию преодолеем, и пойдет плавный рост до той цифры, которую мы называем. У нас сейчас в строительстве находится 21 гостиничный объект. 5-го числа открывается прекрасный трехзвездочный отель «Лесная», который построил «Моспромс-трой» в дополнение к тому трехзвездочному, который находится на улице Новослободской. На сегодняшний день в городе нет некатегорируемых отелей, потому что в свое время существовавшая система сертификации и лицензирования гостиничной деятельности в Москве, которую Правительство Москвы реализовывало, принесла свои положительные плоды. У нас сегодня примерно треть гостиниц — трехзвездочные, и 22 гостиницы — четырех- и пятизвездочные. Практически все они заполнены на 100%.

Вопрос: Предусмотрено ли в развитии инфраструктуры создание новых и привлечение работающих предприятий в сферу обслуживания гостей города? И предусматриваются ли преференции для таких предприятий ?

АНТЮФЕЕВ Г.В.: Насчет преференций вряд ли, потому что нельзя в бизнесе создавать кому-то преференции, тогда будет страдать остальной

бизнес. Что касается создания новых предприятий в сфере туризма, то проблемы, так или иначе, решаются. Во-первых, строятся новые отели, во-вторых, по мере увеличения въездного туристского потока возникает потребность в расширении объектов питания, обслуживания. Далее реализуется программа «Золотое кольцо Москвы». На всем протяжении будет создаваться инфраструктура для обслуживания туристов: блок-сервисы, места для приобретения пленки, полиграфии, банкоматы и пр. Все это вместе развивает инфраструктуру. Поэтому развитие туризма в обязательном порядке, неизбежно приводит к созданию дополнительного количества рабочих мест. Это одна из позитивных составляющих развития туризма.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о выставке в Берлине. Кто там представлен из городов помимо Москвы и что это вообще за выставка и как она выглядит?

АРТЕМЬЕВ А.Б.: Выставка в Берлине проходила в этом году в марте в 39-й раз. Это выставка № 1 в мире. Она располагается на 150 тысячах кв. м выставочного комплекса в городе Берлине и является крупнейшим выставочным комплексом в мире. Традиционно в ней принимают участие 11 тысяч компаний, это также рекорд в мире выставок. В этом году мы организовали 7-й раз участие туристско-гостиничного комплекса Москвы на этой выставке. И в этом году площадь московского стенда занимала 350 кв.м. Всего у России площадь порядка 600 кв.м. Как сказал Г.В.Антюфеев, мы понимаем, какой большой потенциал скрыт в привлечении туристов в регионы. Поэтому специальное рабочее место было предоставлено каждому из 13 регионов. Крупнейшие компании «Натали-турс», «Водоход», крупнейшие гостиницы «Националь», «Советская», и небольшие трехвездочные отели тоже приняли участие. А также аэропорт Внуково, поскольку, вы знаете, Правительство Москвы поддерживает развитие аэропорта. Также приняли участие аэропорты Домодедово, Пулково. Была замечательная большая программа, презентации компаний на стендах, пресс-конференция.

Вопрос: Что в качестве сувениров вывозят иностранные туристы ? Как у нас с сувенирной продукцией?

АНТЮФЕЕВ Г.В.: С сувенирной продукцией в Москве дело обстоит хорошо, достаточно пройтись по сувенирным магазинам, по Старому Арбату, вы увидите просто сказочное разнообразие

сувениров, я бы даже сказал, что, вряд ли где-то в мире сегодня можно найти такое разнообразие сувенирной продукции. Это и народные промыслы, гжель, хохлома, и изделия из янтаря, шерсти и т.д. Дефицита здесь я не вижу. Другое дело, что, скажем, точек распространения сувениров должно быть больше. Это должен быть весь центр Москвы и вся та территория, где туристы проводят максимум своего времени. Вот на эту тему необходимо подумать, и мы этим занимаемся, потому что и программа развития «Золотого кольца Москвы», и программа «Венок русских усадеб» предполагает возникновение новых точек реализации сувениров для иностранных туристов.

Вопрос: Расскажите, что делается для адаптации московской среды для туристов с ограниченными возможностями передвижения ? Есть ли какие-либо данные о том, что люди отказываются ехать в Москву, потому что здесь нет условий для свободного передвижения?

АНТЮФЕЕВ Г.В.: Совершенно очевидно, что в Москве есть условия для свободного передвижения. У нас что, Москва - это тайга, где не пройдешь? Другое дело, что вопросом свободного передвижения инвалидов в Москве, не только интуристов или российских туристов, а вообще граждан с ограниченными возможностями следует уделять больше внимания. Этим занимается Л .И.Швецова. Существует определенная программа по развитию условий для свободного перемещения, она реализуется, и в той части, в которой она реализована, такие возможности для передвижения существуют. Вопрос, связанный с тем, что предстоит еще много сделать. Безусловно, это совершенно верно: нет такой ситуации в городе, когда все проблемы решены, и городская власть может почивать на лаврах. Нет, нам еще очень много предстоит сделать. Хотя количество сделанного, с моей точки зрения, впечатляет всех без исключения. Сталкиваясь с большим количеством иностранцев, общаясь с зарубежными представителями органов власти, с иностранными журналистами, я всякий раз после знакомства иностранцев с Москвой слышу слова восхищения, и какие слова! Такое искреннее восхищение Москвой дорогого стоит - это свидетельство того, что все-таки сделано немало, уровень достигнут у нас достойный.

Вопрос: Возвращаясь к теме преференции, хотелось бы уточнить: существует субсидирование процентной ставки приоритетных проектов ? И второе:

на выставке народных промыслов «Ладья» прозвучала информация, что Правительством Москвы будет построен торгово-выставочный комплекс народных промыслов, где будет 50 магазинов с сувенирами. Это действительно так?

АНТЮФЕЕВ Г В.: Что касается финансирования процентной ставки, у нас пока нет проблемы с развитием инфраструктуры туризма, с реализацией проектов в сфере туризма. У нас достаточно большое количество потенциальных инвесторов, готовых участвовать в реализации тех или иных проектов.

Скажем, вопросы строительства отелей решаются на тендерной основе. В Москве создан тендерный комитет, это единственный в нашей стране подобный орган, никому из органов власти ни федерального, ни регионального уровня такое в голову еще не приходило. Он у нас успешно действует на абсолютно прозрачной основе. И мы, Комитет по туризму, все свои тендеры проводим через тендерный комитет. В этом смысле абсолютно прозрачная работа тендерного комитета позволяет добиться минимального расходования средств города и максимального привлечения инвестиций в город.

Что касается площадки для 50 магазинов сувениров, то этими вопросами занимается Департамент поддержки и развития малого предпринимательства и Департамент науки и промышленной политики. Поэтому вопрос не совсем по адресу. Но такая программа мне известна. Развиваются народные промыслы, например, в Измайлово создан комплекс «Русское подворье» при участии Правительства Москвы. Там также огромная территория отведена под развитие народных промыслов, под реализацию сувенирной продукции. Поэтому мы на сегодняшний день не считаем, что у нас существует серьезная проблема с производством, продажей сувенирной продукции в г. Москве.

Вопрос: Скажите, из каких стран к нам едут большинство туристов? А из каких стран едут меньше или вообще не едут ?

АНТЮФЕЕВ Г.В.: У нас есть статистика с точностью до одного человека. На первом месте стоит Германия, на втором - США, на третьем - Великобритания, затем Италия, Франции. Но если вас

интересует, мы готовы дать данные по 200 странам с точностью до одного человека, сколько в Москву въехало в 2004 г.

Вопрос: Любопытно, проводился ли рейтинг туристических объектов в Москве? Проще говоря, что притягивает больше внимание туристов: Кремль, Большой театр? И второй вопрос: если взять малый бизнес и индустрию туризма, какие, на ваш взгляд, подразделения малого бизнеса наиболее перспективны, то есть востребованы и нужны в индустрии труизма ?

АНТЮФЕЕВ Г.В.: Рейтингов мы не проводили, места максимального внимания туристов в Москве известны, в общем-то, это учреждения культуры, памятники архитектуры, истории. Конечно, это московский Кремль, Красная площадь и т.д. Поэтому не для чего было проводить рейтинги: больше побывало в Большом театре или в Третьяковской галерее. Надо просто посмотреть, сколько там билетов купили, и все понятно будет.

Что касается предприятий малого бизнеса, то на самом деле существует, безусловно, определенная пропорция предприятий малого бизнеса, которые участвуют в обслуживании иностранных туристов, это объекты питания, сервиса. С ростом иностранного туризма в Москву растет количество предприятий, задействованных в обслуживании туристов. Так что, здесь на самом деле не является объектом нашего внимания, сколько предприятий обслуживают питанием, а сколько транспортом. Это отдельные отрасли. Транспортом занимается Департамент транспорта, который развивает общественный транспорт, такси. Питанием занят Департамент потребительского рынка и услуг. Есть Генплан Москвы, есть ежегодный отчет о работе Правительства Москвы. Мы лишь координируем усилия между департаментами. Скажем, мы предполагаем, что в будущем году будет 15-процентный рост въездного иностранного туризма. Безусловно, он повлечет за собой необходимость увеличения количества гостиничных мест, посадочных мест в предприятиях общественного питания, транспорта и т.д. Координируя работу департаментов, мы так или иначе эту проблему решаем.

Материал подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.