Научная статья на тему 'ИНДУСТРИЯ МОДЫ И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ИНДУСТРИЯ МОДЫ И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
939
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДУСТРИЯ МОДЫ И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

ИНДУСТРИЯ МОДЫ И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Н.С. Курилина, д-р иск., проф. Г.И. Петушкова (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Российский Государственный Университет имени А.Н. Косыгина»,

Россия, г. Москва

Костюм - это самая мобильная система, мгновенно реагирующая на весь комплекс социальных, биологических, политических, техногенных проблем. В нем, как в зеркале, отражается психологический портрет общества. (Петушкова Г.И.) [1, с.390].

Мир стремительно преображается, и это не может не отразиться на костюме как на одной из самых подвижных и быстро реагирующих систем. Должна ли поменяться мода не только как стиль, смена силуэтов, цветовой гаммы, фактур и рисунков, но и глубже трансформироваться как система, подстраиваясь под новое развивающееся мировоззрение?

Экологичность и осознанное потребление уже стали долгосрочными трендами. Они включают не только технологические аспекты изготовления, но и стиль одежды, идеологию, образ жизни. Современное экологическое мышление - это направленное движение, подкрепленное законодательно. Исследователи указывают, что с 80-х годов, начиная с развитых стран, общество подошло к комплексному решению проблем экологии и вопрос устойчивого развития прочно вошел в сознание человека и государственные программы на мировом уровне [2].

Глобализация унифицировала массовую культуру и способствовала распространению европейской системы ценностей, сформировала «единое информационное пространство» [3, с.З]. Тренды стали мировыми, мода сейчас отражает процессы, происходящие во всех странах. «Свойственный ей круговорот образов сам по себе оказывался разновидностью массовой коммуникации» [4, с.38].

Мода - неотъемлемая часть культуры, «Мода — ветвь эстетики, искусства современного общества» [4, с.62]. Она демонстрирует актуальный портрет социума, поднимает самые истинные проблемы из глубин подсознания. «Мода - это результат различных факторов воздействия, которые в совокупности и определяют социальную структуру общества» [5, с.28]. Это самая чувствительная, самая выразительная символическая система, сопровождающая человека в повседневной жизни, она подмечает самые тонкие нюансы настроений, реагирует быстрее, чем другие виды искусства.

Но «мода — дитя капитализма...» [4, с.27]. Она часть индустриального общества и развивалась вместе с ним. «Одним из следствий роста торговли и зарождения капитализма в XIV столетии стало формирование понятия моды как череды меняющихся стилей» [4, с.34]. Мода появилась с торговлей и развивалась в период индустриализации. Она проделала путь от маленьких ремесленных мастерских до массового производства. В начале XX века возвысила кутюрье как творца, диктующего стили, а затем к концу века заменила целым штатом специалистов, анализирующих мировые события и изменения в обществе и преобразующих их в подиумные образы и актуальные тренды.

Модная индустрия сейчас - это крупные корпорации, где создание стиля поставлено на поток, чтобы обеспечить постоянные изменения и новизну предлагаемой продукции. Это стремительный

130

круговорот производства и потребления, искусственно ускоренный и подгоняемый рекламой и СМИ. Нам продают образ жизни, предлагают примерить разные роли и образы. Это бесконечная игра, порождающая избыточное потребление и перепроизводство. Более полувека обществу прививались «гедонистические идеалы», и необходимым условием социализации человека стало «просвещенное потребительство» [6].

Модная индустрия не самая этичная сфера, «гламур практически неотделим от эксплуатации» [4, с. 90]. За богатым выбором и роскошью для одних стоит тяжелый труд других. Если в XIX веке производство модной одежды связывали с эксплуатацией рабочего класса, то сейчас мы часто слышим об эксплуатации населения развивающихся стран мира, в которых и расположены производства всех известных брендов. Еще одна традиционно острая тема для производителей одежды - использование натурального меха и кожи.

Возникает противоречие между современной модной индустрией, сформировавшейся на основе капиталистических установок и культурных ценностей, выходящих на первый план в последнее время. Осознанное потребление и «гедонистически ориентированные модели поведения», стимулируемые обществом потребления, - как они будут взаимодействовать?

С одной стороны, необходимость продать, с другой - направленность на осознанное потребление. В этой ситуации важно точно знать, что нужно покупателю. К тому же погруженность в виртуальную коммуникацию, переизбыток информации и нечувствительность к традиционной рекламе вынуждают тщательно изучать аудиторию, искать новые методы взаимодействия, привлекать к маркетинговому анализу научные подходы из области психологии и социологии. В этой ситуации большую популярность получила теория поколений. Наиболее известный вариант принадлежит Нилу Хау и Уильяму Штраусу, именно от нее пошли известные названия поколений X, Y, Z. В их теории заложен цикл, чередующий спады и подъемы, в каждом поколении преобладают определенные ценности, сформированные воздействием внешней среды, условиями взросления.

Теория поколений получила широкое распространение в социологии, политологии и маркетинге, хотя и «...как и любая другая теоретическая схема достаточно общего характера, социологическая концепция поколений содержит немало условностей» [7, с.36]. То есть социологический портрет поколения во многом неточен и очень обобщен, его следует воспринимать с оглядкой на историю каждой страны, значимых периодов и событий в ее истории. Принимать во внимание характер социальных изменений в годы взросления и формирования системы ценностей поколения.

Традиционно на моду оказывает большее влияние молодежь. К молодым поколениям, активно формирующим современную культуру, относят поколение Y - миллениалов и Z-центениалов. Согласно исследованиям, с приходом нового поколения миллениалов произошел социальный перелом, сменились ценностные ориентиры [7]. Остановимся на некоторых из них в рамках интересующей нас темы. Молодежь проявляет интерес к проблемам экологии. Журнал Time по итогам 2019 г. назвал

«человеком года» Грету Тунберг — шведскую школьницу, известную на весь мир экологическую активистку.

Экологический дизайн притягивает молодых специалистов. Одна треть выпускных квалификационных работ на кафедре Дизайн костюма в Институте Дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина в 2020 году посвящена вопросам экологии в дизайне: инновационные экологичные материалы, переработка вышедших из употребления вещей и тканей, кастомизация, натуральные материалы, не говоря уже об образах природы как традиционном источнике инспирации для модельеров. Выпускников интересует эта тема, они пытаются заглянуть глубже образа и эстетики, заложить философию в свою работу. Они хотят делать не просто красивую одежду, а вещи со смыслом.

Еще один актуальный тренд - это самовыражение, поиск индивидуальности. Молодежь не хочет быть просто потребителем, она хочет выразить свою индивидуальность, принять участие в процессе созидания. «Мы живем в эпоху, когда интенсивно размываются грани между ... производителями и потребителями контента... Из пассивных потребителей мы все более превращаемся в просьюмеров (prosumers), активно участвуя в производстве контента» [7, с. 166-167].

В Европе уже развивается модель потребления - slow-fashion, основанная на осознанном выборе, удовлетворении реальных потребностей и поиске своего стиля. К сожалению, в России как модель потребления еще преобладает fast-fashion, наше общество еще не готово потреблять осознанно [8]. Для нас шоппинг - это развлечение, возможность приблизиться к «идеальной» жизни, продемонстрировать свой статус и способ социализации.

Возможно, решением станут небольшие местные предприятия, соответствующие идее устойчивого развития: использующие региональные ресурсы, материальные и трудовые, исключающие излишние транспортные расходы и имеющие свой авторский стиль, позволяющий по-своему преподнести актуальные тренды, не создавая вещи-клоны в разных уголках мира.

Мы наблюдаем, что бесконечный выбор приводит не к увеличению числа индивидуальностей и оригинальных образов, а наоборот, к однообразию [4, с.242]. Осенью 2018 года в Музее современного искусства «Гараж» проходила выставка «Ткань процветания», посвященная осмыслению одежды вне контекста моды, а как элемента повседневной жизни. В числе экспонатов было представлено видео «The street & modern life июль 2013-сентябрь 2014 г.» голландского фотографа-концептуалиста Ханса Эйкелбома [9]. В течение 30 минут сменялись слайды, запечатлевшие современных людей в крупных городах мира. «Пугающее однообразие», вереница одинаковых образов, собранных в разных частях света. Молодая девушка, погруженная в смартфон, в руке она держит сумочку и иногда куртку или бумажный стакан с кофе, в ушах у нее наушники, она в потоке виртуальной коммуникации. Они представительницы разных расс, но это собирательный образ жительницы современного мегаполиса, проиллюстрированный десятками снимков по всему миру.

Женщины разных национальностей и возрастов в платьях и блузах с растительными, цветочными мотивами. Это традиционно одна из самых популярных тем в женской одежде. Затем их

сменяют порхающие бабочки, они разные по характеру рисунка, но в то же время одинаковые по настроению, образу.

Лейбл известного спортивного бренда на футболке у молодого человека, футболка или свитер в полоску мелкую, среднюю, крупную, цветную и черно-белую. Целая толпа мужчин как в униформе с традиционным геометрическим орнаментом. Геометрия переходит от мужских образов к женским, сохраняя то же однообразное разнообразие. Некоторые мотивы сохраняют тендерные различия, другие носят все, как принты на футболках: женские портреты, изображения хищников, городские пейзажи сменяются пляжными панорамами с пальмами, и снова по кругу. И это лишь фрагмент большого многолетнего проекта. Автор отмечает, что люди все реже относят себя к субкультурам и на смену им приходит «серость» [10].

Таким образом, мы видим еще одно разногласие в модной индустрии: глобализация и массовое производство противоречат тренду на индивидуальность.

Вывод:

В современной модной индустрии существует ряд противоречий:

- между капиталистическими установками, заложенными в процессе формирования модного бизнеса, направленного на привлечение максимальной прибыли и развивающегося экологического мышления, стремящегося к осознанному потреблению и удовлетворению реальных потребностей;

- между унификацией модного образа, возникшего в следствии глобализации и стремлением к самовыражению и поиску индивидуального стиля.

Уже начинается процесс изменения моды как системы. Куда сместится акцент в индустрии, нам еще предстоит увидеть. Еще сложно оценить, ведь мы в центре событий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. 1. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений / Галина Ивановна Петушкова. - М.: издательский центр «Академия», 2004. - 416 с. с ил.

2. Уваров A.B. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»: дис. на соиск. учен. степ, канд. иск./ Александр Вячеславович Уваров; Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова. - Москва, 2010.

3. Черменская С.М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникативных моделей в условиях глобализации: специальность 10.01.10 «Журналистика»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Софья Максимовна Черменская; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2006.

4. Уилсон, Э. Облаченные в мечты: мода и современность / Элизабет Уилсон; пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой. — М.: Новое литератур^ное обозрение, 2012. — 288 е.: ил.

5. Кавамура Ю., Теория и практика создания моды, перевод с английского / Ю. Кавамура -

Минск: ИздательствоГревцов Паблишер, 2009,- 177 с.

133

6. Маевская А.Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика): специальность 10.01.10 «Журналистика»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук/ Анна Юрьевна Маевская; Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2015.

7. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество: монография / В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 224 с.

8. Будилова А.В. Факторы, стимулирующие fast-fashion как модель потребления / А.В. Будилова, Н.С. Курилина// Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2019»: сборник материалов Часть 1. - М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2019. - 201 с. - С. 98-102.

9. Ханс Эйкелбом. Улица и современная жизнь // Путеводитель выставки «Ткань процветания» - Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2018.

10. Ханс Эйкелбом. Люди все реже относят себя к субкультурам: Интервью. - URL: https://garagemca.org/ru/materials/1862?id=213 (дата обращения 21.07.20). - Текст электронный.

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ МОДЕЛЕЙ АВТОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПОД ДЕВИЗОМ «ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ» Е. С. Редичева, Ю. В. Кривошапко (научный руководитель)

ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж», Россия, г. Белгород

Сегодня очень много говорится о проблеме экологии, о деградации окружающей среды. Этот вопрос охватывает все сферы деятельности: экономику, социальную сферу, дизайн. Если глубоко вдуматься, то экологический кризис - это последствие изменения духовных ценностей человека, который стоит на вершине природной пирамиды. С экологии души человека и начинается экология всего окружающего мира. Российское общество не является исключением, сегодня оно переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является деструктивная и разрушительная, с точки зрения развития личности, семьи и государства, совокупность ценностных установок, которые присущи сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному). Оздоровление духовной сферы общества и человека - одна из актуальных проблем современности. Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Возрождение общечеловеческих интересов и культурных ценностей смогут привести общество к гармонии человека с окружающим миром. Современный костюм как элемент массовой культуры способен транслировать современному обществу принципы, которые помогут сформировать эстетические и нравственные устои. В этом состоит актуальность данной творческой исследовательской работы. Предлагаемая коллекция моделей может стать инструментом для воспитания у молодого поколения духовно-культурных ценностей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.