6. Маевская А.Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика): специальность 10.01.10 «Журналистика»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук/ Анна Юрьевна Маевская; Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2015.
7. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество: монография / В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 224 с.
8. Будилова А.В. Факторы, стимулирующие fast-fashion как модель потребления / А.В. Будилова, Н.С. Курилина// Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2019»: сборник материалов Часть 1. - М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2019. - 201 с. - С. 98-102.
9. Ханс Эйкелбом. Улица и современная жизнь // Путеводитель выставки «Ткань процветания» - Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2018.
10. Ханс Эйкелбом. Люди все реже относят себя к субкультурам: Интервью. - URL: https://garagemca.org/ru/materials/1862?id=213 (дата обращения 21.07.20). - Текст электронный.
ЭКОЛОГИЯ ДУШИ. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ МОДЕЛЕЙ АВТОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПОД ДЕВИЗОМ «ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ» Е. С. Редичева, Ю. В. Кривошапко (научный руководитель)
ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж», Россия, г. Белгород
Сегодня очень много говорится о проблеме экологии, о деградации окружающей среды. Этот вопрос охватывает все сферы деятельности: экономику, социальную сферу, дизайн. Если глубоко вдуматься, то экологический кризис - это последствие изменения духовных ценностей человека, который стоит на вершине природной пирамиды. С экологии души человека и начинается экология всего окружающего мира. Российское общество не является исключением, сегодня оно переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является деструктивная и разрушительная, с точки зрения развития личности, семьи и государства, совокупность ценностных установок, которые присущи сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному). Оздоровление духовной сферы общества и человека - одна из актуальных проблем современности. Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Возрождение общечеловеческих интересов и культурных ценностей смогут привести общество к гармонии человека с окружающим миром. Современный костюм как элемент массовой культуры способен транслировать современному обществу принципы, которые помогут сформировать эстетические и нравственные устои. В этом состоит актуальность данной творческой исследовательской работы. Предлагаемая коллекция моделей может стать инструментом для воспитания у молодого поколения духовно-культурных ценностей,
основанных на лучших традициях предыдущих поколений, а значит, и по-другому научить его относиться к природе [2].
Цель исследовательской работы - создание моделей авторской коллекции ансамблей нарядной одежды под девизом «Листая страницы памяти».
Одним из этапов работы над коллекцией были сбор, изучение и анализ научно-популярной, исторической, энциклопедической, учебной литературы по теме, тенденций моды грядущего сезона. Художественный образ модного костюма проектируемой коллекции моделей одежды - это авторское видение темы, результат переработки творческого источника, основой которого стал не только костюм конца 19-го начала 20 века, но и нравственный облик царской семьи Николая II. Выбор данного источника обусловлен интересом к семье Романовых, как к личностям с высоконравственными ценностями, являющимися примером глубоких человеческих взаимоотношений, людям с богатым внутренним миром. Благородные черты, проникновенный взгляд умных глаз, спокойное выражение лица. Костюм царской семьи всегда уместен, соответствует назначению и ситуации. Внутреннее духовное содержание этих людей соответствует внешнему облику и образу жизни (рис.1.)
Рисунок 1- Семья Романовых
Исследование и анализ творческого источника позволил создать эскизы ансамблей вечерних нарядов (затем и изделия в материале), образ которых наполнен глубоким смыслом и внутренним содержанием. Автор своими моделями показывает, что костюм может стать одним из инструментов в воспитании нравственных идеалов в обществе. Сдержанные силуэтные формы платьев, сложные фактурные решения, конструктивные членения делают модели коллекции интересными, современными. В большей степени в коллекции присутствуют многослойные платья. А также комплекты, состоящие из блуз с ассиметричными рукавами сложного кроя, жакетов и юбок с оборками и съемными деталями. Элементы ансамблей коллекции (баски, корсеты) подчеркивают талию,
создавая женственный образ. Прием отсутствия связующей части в костюме (платье с одним рукавом), асимметрия делают образ неповторимым (рис.2).
Разнообразие цветовой палитры белых оттенков в новых оригинальных решениях, совмещение несовместимого в тканях и формах дают необыкновенный результат. Композиционным центром в коллекции является алый цвет, символизирующий кровь невинно убиенной Царской семьи, и молочный цвет, олицетворяющий их чистоту и жизнь вечную в Царствии Небесном. Цвета, используемые в элементах костюма, аксессуарах, играют решающую роль в становлении художественного образа коллекции.
Прием отсутствия связующей части в костюме (платье с одним рукавом), асимметрия делают образ неповторимым. Фактуры придают форме новое звучание. Яркая структура поверхности ткани влияет на рельефность, рисунок лицевой поверхности, блеск, т.е. на внешний вид ткани, широко используемой в коллекции. Степень выразительности фактуры применяемых материалов можно отнести к богатой. Элементами фактуры, создающими красоту тканей, являются эффекты плиссе, жаккардовые узоры, фигурные рельефы, вышивка бисером и пайетками. В сочетании с простой фактурной тканью - атласом, шифоном, органзой - достигается выразительность моделей. Фактура сочетаемых тканей (легких, струящихся тканей и плотных, формообразующих) выявляет и подчеркивает внешние качества другой.
Аксессуары дополняют образ, расставляя нужные акценты. Это украшения, сумки, обувь. В ансамбле аксессуар необходим для завершенности костюма. Оригинальным аксессуаром является эполет, взятый из военного костюма. Стилизованный, дополненный кружевом и вышивкой, он приобретает новое звучание. Идея трансформации мужского костюма в женский, используемая в коллекции женских ансамблей, - результат анализа модных тенденций стиля «Милитари». Модель коллекции с элементами данного стиля олицетворяет образ Царя и цесаревича. Но и одновременно, выполненная из легких струящихся тканей, говорит о том, что женщина может быть мужественной, не теряя женственности (рис.2,3).
Коллекция, созданная в рамках данной творческой исследовательской работы, разрабатывалась для определенной целевой аудитории - это молодые девушки, желающие выглядеть целомудренно, женственно, не боящиеся противостоять сложившимся стереотипам. Оригинальность, содержательность, гармония и неординарность, художественный подход к выполнению - все это делает модели коллекции одежды запоминающимися.
Рисунок 2 - Модели коллекции «Листая страницы памяти»
Рисунок 3 - Коллекция моделей «Листая страницы памяти» Автор уверен, что коллекция «Листая страницы памяти» станет той составляющей, которая позволит воспитать в молодом человеке самые высокие душевные качества: сделает его чище, научит видеть прекрасное, а значит, повысит уровень его личностного развития, то есть экологию души, с которой и начинается экология окружающего нас мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агаджанян Н. А. Экология души: культура, нравственность, духовность/ H.A. Агаджанян II Экология человека. - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ekologiya-dushi-kultura-nravstvennost-duhovnost (дата обращения: 25.04.2020). - Текст: электронный.
2. Масси, Роберт Николай и Александра: История любви и тайна смерти. - Санкт-Петербург: Амфора, 2014,- 575 с.
3. Сафина, Л.А. Основы композиции (в проектировании костюма). Учебник/Л.Н. Абуталинова, В.В. Хамматова. - Москва: ИНФРА-М. - 2020. - 215с.
4. Царские дети. - Москва: Сретенский монастырь. - 2015. - 448 с.
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ В МОДНОЙ ИНДУСТРИИ И ЭКОУСТОЙЧИВЫЕ ПРАКТИКИ
ПОТРЕБЛЕНИЯ PhD М. О. Скивко
ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева »,
Россия, г. Самара
Введение. Сегодня экологическая повестка задает глобальные и локальные тренды в разных областях жизни. Так, индустрия моды меняется на наших глазах как с точки зрения все большего внимания к процессам производства, экоустойчивости бренда, так и с точки зрения таргетированности клиентского подхода, формирования новых ценностей потребительской культуры и популяризации сервисов, предлагающих альтернативный подход к потреблению моды. Экоустойчивые тренды в моде активно развиваются не в последнюю очередь с помощью цифровизации и современных технологий. Кроме этого, сами потребители проявляют все больший интерес к тому, в каких условиях был создан модный продукт, из каких материалов, как долго прослужит и каким образом его можно будет утилизировать, уменьшая количество неперерабатываемого мусора (Marriott 2020).
Нельзя забывать и о влиянии пандемии и карантина на функционирование модной индустрии: сокращение производства, не выкупленные брендами заказы, закрытие магазинов, непроданные коллекции. В данных условиях возникает вопрос о том, какие тренды на модные товары и услуги имеют потенциал на потребительское признание и дальнейшее развитие.
Данная статья рассматривает некоторые виды экоустойчивых модных сервисов, основанных на осознанном потреблении и применении цифровых технологий. Так, в статье рассматриваются сервисы модной подписки/абонемента, аренда модных образов и цифровой моды.
Данное исследование может быть полезно студентам творческих вузов для общего понимания тенденций изменений в модной индустрии, для определения собственных профессиональных целей и ориентиров, для ознакомления с экоустойчивыми решениями, которые можно применять на практике, в качестве исследовательских кейсов. Кроме этого, относительно создания таргетированного подхода к потребительской аудитории рассмотренные примеры могут быть полезны выпускникам творческих