СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
1. Агаджанян Н. А. Экология души: культура, нравственность, духовность/ H.A. Агаджанян // Экология человека. - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ekologiya-dushi-kultura-nravstvennost-duhovnost (дата обращения: 25.04.2020). - Текст: электронный.
2. Масси, Роберт Николай и Александра: История любви и тайна смерти. - Санкт-Петербург: Амфора, 2014,- 575 с.
3. Сафина, Л.А. Основы композиции (в проектировании костюма). Учебник/Л.Н. Абуталинова, В.В. Хамматова. - Москва: ИНФРА-М. - 2020. - 215с.
4. Царские дети. - Москва: Сретенский монастырь. - 2015. - 448 с.
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ В МОДНОЙ ИНДУСТРИИ И ЭКОУСТОЙЧИВЫЕ ПРАКТИКИ
ПОТРЕБЛЕНИЯ PhD М. О. Скивко
ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева »,
Россия, г. Самара
Введение. Сегодня экологическая повестка задает глобальные и локальные тренды в разных областях жизни. Так, индустрия моды меняется на наших глазах как с точки зрения все большего внимания к процессам производства, экоустойчивости бренда, так и с точки зрения таргетированности клиентского подхода, формирования новых ценностей потребительской культуры и популяризации сервисов, предлагающих альтернативный подход к потреблению моды. Экоустойчивые тренды в моде активно развиваются не в последнюю очередь с помощью цифровизации и современных технологий. Кроме этого, сами потребители проявляют все больший интерес к тому, в каких условиях был создан модный продукт, из каких материалов, как долго прослужит и каким образом его можно будет утилизировать, уменьшая количество неперерабатываемого мусора (Marriott 2020).
Нельзя забывать и о влиянии пандемии и карантина на функционирование модной индустрии: сокращение производства, не выкупленные брендами заказы, закрытие магазинов, непроданные коллекции. В данных условиях возникает вопрос о том, какие тренды на модные товары и услуги имеют потенциал на потребительское признание и дальнейшее развитие.
Данная статья рассматривает некоторые виды экоустойчивых модных сервисов, основанных на осознанном потреблении и применении цифровых технологий. Так, в статье рассматриваются сервисы модной подписки/абонемента, аренда модных образов и цифровой моды.
Данное исследование может быть полезно студентам творческих вузов для общего понимания тенденций изменений в модной индустрии, для определения собственных профессиональных целей и ориентиров, для ознакомления с экоустойчивыми решениями, которые можно применять на практике, в качестве исследовательских кейсов. Кроме этого, относительно создания таргетированного подхода к потребительской аудитории рассмотренные примеры могут быть полезны выпускникам творческих
профессий и молодым специалистам, интересующимся цифровыми достижениями в области моды и практикующими экоустойчивые технологии.
Модные инновации, экология и осознанное потребление. Основы этих идей и примеров — переход от ценностей и установок общества потребления к осознанности (от англ. conscious consumption), замедлению (от англ. slow fashion), переосмыслению значения бесконтрольного потребления. В сегодняших условиях пандемии, экономического кризиса и вынужденной социальной дистанции цифровые бесконтактные практики потребления являются наиболее опитимальным решением для потребителей и модной индустрии.
Актуальность исследования данного вопроса основана на трансформациях в модной индустрии, связанных с процессами глобализации, инновационного развития экономики, глобальных изменений климата и изменений потребительских предпочтений. Мода как феномен формирует культурные и социальные ценности в обществе, задает векторы его развития и трансформаций (Сороколетова 2017). Инновационные идеи в модной индустрии затрагивают сферы модных коллабораций и партнерских проектов, использование цифровых технологий и виртуальной реальности на производстве и в коммуникации с потребителем, а также переосмысление философии и миссии модного бренда (Баскаков 2018). Отдельно можно выделить потенциал локальных брендов с меньшими объемами производства, более гибких для изменений, для развития и внедрения экоустойчивых практик.
Одни исследователи уделяют сегодня внимание определению принципов и разновидностей экоустойчивой моды (Васильева 2019; Киприани 2019). Другие анализируют экоустойчивость производственных циклов в индустрии моды (Каюмова 2019). Некоторые исследователи моды выделяют конкретные экоустойчивые тренды и технологии на глобальном и локальном уровне, которые задают будущие модные стандарты (Швец, Рыкова 2019; Долгополова, Фальковская 2019).
Взаимосвязь научного исследования поведенческих практик в сфере моды и технических и технологических инноваций на производстве позволяют молодым специалистам лучше ориентироваться на рынке и создавать более успешные коммерческие проекты и сервисы. Практическое значение для науки, культуры и потребительского рынка выражается в сфере ценностных убеждений потребителя, в большей заинтересованности потребителей в процессах производства модного товара. Развитие технологий, цифровая культура и цифровизация модной индустрии позволяют сделать процесс покупки нового модного товара более персонализированным, доступным и, в некоторых случаях, более экоустойчивым (Петрук 2019).
В данной статье основное внимание уделяется трем актуальным сегодня сервисам модной индустрии, позволяющим с помощью цифровых технологий создавать новый потребительский опыт и прививать осознанное отношение к модным товарам. Важно отметить, что указанные примеры не являются единственно верным и универсальным решением для внедрения экоустойчивости в модную индустрию, но вносят значительный вклад на пути глобальных изменений потребительского рынка.
Модная подписка. Модный тренд, основанный на принципе онлайн-подписки или абонемента на продукцию одного или нескольких брендов (например, JustFab, Box of Style, Stitch Fix). Ключевая идея заключается в специальном индивидуальном предложении, по которому клиент регулярно получает набор модных предметов гардероба (сезонные тренды, нижнее белье, базовые футболки, спортивная или детская одежды), аксессуаров или украшений. Понравившиеся вещи можно оставить себе, а остальные отправить обратно. Наборы составляются стилистами на основе индивидуальных параметров клиента, его предпочтений и образа жизни. Готовые модные решения по подписке имеют шансы набрать популярность особенно среди мужской аудитории, которая традиционно не любит тратить время на шоппинг (Elan 2016).
Главное отличие от обычного онлайн-шоппинга заключается в том, что модная подписка пропагандирует идеи осознанного потребления (Rothenberg, Matthews 2020): подобранные с учетом индивидуальных параметров и запросов наборы одежды должны стимулировать снижение бесконтрольных покупок. Более того, основной акцент сделан на базовый универсальный гардероб, где все вещи сочетаются друг с другом (что опять-таки снижает потребительскую активность). Кроме этого, такой вид шоппинга экономит время на походы по магазинам и часто предлагает привлекательные финансовые условия.
Такой сервис является оптимальной перспективой для малого бизнеса и локального производства, продвижения местных дизайнеров. Он может экономить на рекламе с помощью интересного предложения с экоустойчивой идеей в основе. Однако такой абонемент должен предлагать не покупать чаще готовые наборы, а покупать реже и осмысленнее (что, в то же время, может негативно сказаться на прибыльности производства).
Модная аренда. Покупку дорогой дизайнерской одежды может позволить не каждый, а возможность арендовать образ на время даже в люксовом сегменте является вполне доступным вариантом (Cartner-Morley 2019). Вариант онлайн-аренды модной одежды возник в люксовом сегменте ), а сегодня распространился уже и на масс-маркет. Модная аренда подразумевает прокат одежды как для торжественных событий и праздников, так и для ежедневной рутины (деловой гардероб, мужские рубашки, винтаж).
Сервис дает возможность экономить деньги на модных образах и место в жилом пространстве, а главное, иметь разнообразие в гардеробе. Особо понравившиеся образы можно выкупить. Основная идея модной аренды — покупай меньше, носи больше; разнообразный гардероб может быть доступным по цене. Многие сервисы также ссылаются на снижение негативного влияния на экологическую обстановку за счет именно снижения потребительских запросов к модной индустрии (например, Rent
Стоит отметить, что модная аренда привлекает не только тех, кто ограничен в бюджете, но хочет носить дизайнерские вещи. Подобная практика становится трендом и среди молодой продвинутой и вполне обеспеченной аудитории, именно за счет продвижения идеи осознанности и расстановки
приоритетов (Harper 2018). Помимо доступа к моде разных сегментов, модная аренда может быть отнесена к практикам шеринг-экономики класса люкс.
Цифровая мода. Тренд цифровизации отразился и на модной индустрии. Цифровая одежда, то есть модные образы в формате 3D, создаются исключительно для виртуальной реальности (например, ). Соответственно, для такой одежды не нужно производить сырье, тратить ресурсы планеты, оказывать негативный эффект на окружающую среду за счет выброса парниковых газов (Miell, Gill, Vazquez 2018).
Идеи цифровой моды все больше привлекают внимание потребителей, особенно представителей поколения Z. Такая мода позволяет создавать привлекательный цифровой контент, цифровые модные образы по доступной цене для инстаграм-блогеров, модных инфлюэнсеров. Цифровые технологии переводят потребительский опыт полностью в виртуальную реальность (Bertola, Teunissen 2018). К тому же такая мода является вариантом бесконтактных технологий и не производит мусора.
Выводы. Данная статья рассматривает некоторые цифровые сервисы модной индустрии, направленные на смещение фокуса с перепотребления на осознанные практики. Каковы шансы, что эти тренды станут повседневной практикой большинства? С одной стороны, растет уровень осознанности потребителей, их интерес к экоустойчивым решениям и новым возможностям, предлагаемым модной индустрией. С другой стороны, распространение подобных цифровых модных сервисов повлечет за собой такие глобальные трансформации в модной индустрии, как, например, снижение объемов производства, развитие локальных, маленьких брендов, уход стилистов полностью в онлайн-среду, переосмысление категорий масс-маркет и люкс и многое другое. Своевременное изучение подобных трансформаций позволит молодым специалистам в области моды лучше ориентироваться на модном рынке и качественнее создавать товары и услуги для нового типа осознанного потребителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
1. Баскаков, В.А. Перспективные тренды развития fashion-индустрии / В.А. Баскаков // Российское предпринимательство. - 2018. - №19 (3). - С. 801-812.
2. Васильева, Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости / Е. Васильева // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2019. - №52. - С. 19-35.
3. Долгополова, К.А. Новые социально-экономические модели: экотехнологии в сфере моды / К.А. Долгополова, Т. Ю. Фальковская // Трансформации социального мира в современную эпоху: сборник научных трудов. - Иркутск, 2019. - С. 346-348.
4. Каюмова, РФ. К вопросу осознанного потребления в индустрии моды / РФ. Каюмова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - №11-1(89). - С. 162-165.
5. Киприани С. Моде необходим экологичный &qu0t;pyK0TB0pHbrn cnefl" / С. Киприани // Устойчивое развитие территорий: теория и практика : материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - В 2-х томах. - 2019. - С. 187-188.
6. Петрук, Т.В. Индустрия 4.0 и ее роль в развитии промышленных технологий / Т.В. Петрук // Мода. Искусство и культура. - 2019. - №2 (34). - С. 76-82.
7. Сороколетова, А.О. Мода как фактор потребительского поведения молодежи / А.О. Сороколетова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2017. - №3 (11). -С.88-92.
8. Швец, В.А. Экотренды современной моды / В.А. Швец, Е.С. Рыкова // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2019): сборник материалов Международной научной студенческой конференции. - С. 95-99.
9. Bertola, P. Fashion 4.0. Innovating fashion industry through digital transformation / P. Bertola, J. Teunissen // Research Journal of Textile and Apparel. - №22 (4). - C. 352-369.
10. Cartner-Morley, J. Have a one-night-stand with a dress': the fashion rental revolution / J. Cartner-Morley - Текст: электронный // Guardian. - URL: https://www.theguardian.com/fashion/2019/nov/29/one-night-stand-with-a-dress-fashion-rental- revolution-jess-cartner-morley (дата обращения: 01.07.2020)
11. Elan, P. Male grooming subscription boxes: perfect for men too modern to shop? / P. Elan -Текст: электронный II Guardian. - URL: https://www.theguardian.com/fashion/shortcuts/2016/jun/06/male-grooming-subscription-boxes-too-modern-to-shop (дата обращения: 30.06.2020)
12. Harper, L. Check it out: why the smart set are now renting their clothes / L. Harper - Текст: электронный II Guardian. - URL: https://www.theguardian.com/fashion/2018/dec/22/fashion- libraries-ethical-clothing-borrowing (дата обращения: 10.06.2020)
13. Marriott, H. What does fashion's top trend-spotter think we'll be wearing in the 2020s? / H. Marriott - Текст: электронный II Guardian. - URL: https://www.theguardian.com/fashion/2020/jan/08/fashion-top-trend-setter-li-edelkoort-futurologist-perfect-clothes-2020s (дата обращения: 25.06.2020)
14. Miell, S. Enabling the digital fashion consumer through fit and sizing technology / S. Miell, S.Gill, D.Vazquez II Journal ofGlobal Fashion Marketing. - 2018. - №9 (1). - C. 9-23.
15. Rothenberg, L. I Subscribe, Therefore I Am: AnAssessment of Apparel Retail Subscription Consumers and Environmental Sustainability / L.Rothenberg, D.R.Matthews II Sustainability in Fashion: Regent's University London & ITAA Joint Conference Proceedings. - 2020.
16. Ruan, Y. Consumer Behavior toward Luxury Fashion Rental: A Hierarchical Motivations Approach / Y. Ruan, Y. Xu II International Textile and Apparel Association Annual Conference Proceedings. -2018.